Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Дружба"
методическая разработка (5 класс)

Проскурнина Мария Александровна

Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_druzhba.docx61.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Твой духовный мир: Дружба»

Учитель: Проскурнина М.А.

Класс: 5 а

Тема урока: «Твой духовный мир: Дружба»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания


Цель урока: Углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «дружба», связи дружбы и труда, внутренней работы.
Задачи урока:

  1.  Формирование осознанного стремления быть счастливым. 
  2. Формирование представления о дружбе как истинной ценности, которую надо беречь.
  3.  Развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни. 
  4. Воспитание творческой личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию, взаимоподдержки.

Технологии: проектные технологии, критического мышления, игровые технологии.

Оборудование: видео/песни.

Межпредметные связи: музыка, литература, обществознание

Планируемые результаты

Предметные:

- владение целостными представлениями о понимании того, что такое дружба;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об основах светской этики;

Личностные:

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

- Сформированность целостного мировоззрения.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

- Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе.

- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

Метапредметные:

Регулятивные:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

- умение  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

-  умение  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- умение   определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- умение  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Познавательные

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,

- Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

Пояснительная записка. В системе уроков о счастье урок «Твой духовный мир: Дружба» является третьим. Важно показать детям, что возможность найти друга есть у каждого, что надо уметь беречь дружбу. При осуждении темы «одиночество» важно разграничить вынужденное одиночество и чувство уединения, понять, что надо помогать одиноким, а если ты попал в такую ситуацию, то надо прикладывать усилия для ее устранения. Задания в группе подобраны так, чтобы все дети имели выбор творческой деятельности, общались и делились идеями. При работе над проектом будут задействованы многие виды памяти: зрительная, слуховая, кинетическая.

Этапы

Формы работы

Результат

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

1

Организационный

Готовятся к уроку

Подготовка к уроку

Включается музыка

Готовятся к уроку

формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

2

Выбор темы проекта.

Сбор идей для работы над темой.

Актуализация знаний: на прошлых уроках мы говорили о счастье, о любви как обязательной части счастья.  Важны для вашего счастья общение и прогулки с друзьями.

Выбрали тему: «Одиночество – приятель - друг». 

Мотивирует, помогает определить  личностно-значимую цель проекта.

Фиксирует рабочие предложения на доске.

Предлагают и выбирают тему или варианты тем.

веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

формировать ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

Регулятивные: систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности

Коммутикативные

уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования деятельности

владение целостными представлениями о понимании того, что такое дружба;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

3

Постановка проблемы?  

Фронтальный опрос.

 Кого назвать другом? Как найти друзей? А может и одному хорошо

Уточнение целей.

Деление на группы

Помогает в формировании проблемы, побуждает к высказыванию своего мнения.

Выдвигают идеи.

формировать ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров

Регулятивные:

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

Познавательные: выделять явление из общего ряда других явлений

Коммутикативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

владение целостными представлениями о понимании того, что такое дружба;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

4

Планирование.

Составление плана выполнения проекта в группах.

Сформированы группы:

  1. «Одиночество»
  2. «Приятели»
  3. «Друзья»

Составлен план выполнения проекта.

Наблюдает, помогает в формировании рабочих групп, уточняет цели. 

Формируют рабочие группы по желанию, планируют распределение деятельности в группах.

Обсуждают варианты  выполнения проекта.

формировать ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,

- умение  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

-  умение  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- умение   определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- умение  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Познавательные

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,

- Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- владение целостными представлениями о понимании того, что такое дружба;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

- формирование представлений об основах светской этики;

5

1)Поиск информации.

1) Чтение текстов, обмен информацией в группах. Переработка информации.

Коррекция дальнейших действий.

Представляют материалы участникам группы.

Наблюдает, контролирует выполнение плана проекта, помогает (по просьбе) в анализе и синтезе собранного материала.

Самостоятельно изучают

материал по группам  

Регулятивные: описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Познавательные 

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство, выделять явление из общего ряда других явлений, создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

Коммутикативные

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

2) Работа по созданию продукта.

2)Индивидуальная и групповая работа по созданию продукта.

Делают проект и на его основе составляют краткое описательное сообщение.

6

Презентация продукта одноклассникам.

Обсуждение критериев оценивания работы: речевое оформление, яркость демонстративного материала, глубина выводов.

Презентация

Помогает в организации презентации.

Представляют проекты. Задают вопросы. Отстаивают  свою точку зрения.

формировать развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой

Регулятивные описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса Познавательные выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

Коммутикативные

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

владение целостными представлениями о понимании того, что такое дружба;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

7

Рефлексия

Беседа о том, что получилось, не получилось, что можно сделать по- другому.

Предположите, как можно закончить притчу.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек…

Подведение итога: Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. (Пифагор)

Обмен выводами и предложениями  для следующего проекта.

Такого же, как и человек, друга.

Беседует с учащимися, отмечает вклад каждого в проект, анализирует работу в группах.

Высказывают свое мнение о проекте, работе одноклассников, своей работе. Делают выводы.

формировать развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Регулятивные описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Познавательные: вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

Коммутикативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

владение целостными представлениями о понимании того, что такое дружба;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

8

Домашнее задание

Задание на выбор:

1. Нарисуйте то, с чем ассоциируется дружба.

  1. Составьте свой ассоциативный словарь на тему «дружба», «одиночество», «счастье», опросив друзей и знакомых
  2. Напишите «лекарства» от одиночества.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Группа 1. «Дружба»

План работы над проектом:

  1. Прочитайте внимательно задания.
  2. Подумайте, как оформить плакат: что и где написать и нарисовать.
  3. Выберите ответственного за оформление.
  4. Распределите, что и кто будет делать.
  5. Приступайте к работе.
  6. Помните, если в чем-то сомневаетесь – посоветуйтесь.
  7. Оформите проект.
  8. Подумайте, кто будет представлять: что важного узнали, что сделали и как, к каким выводам пришли.

Задание 1. Прочитайте притчу. Сделайте иллюстрацию к ней и надпишите вывод, который вы сделали.

Однажды два друга поспорили,  один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Задание 2. Прочитайте статью из словаря ассоциаций русского словаря. После опроса там собраны слова, которые люди говорили (быстро и не раздумывая), услышав слово «Друг». Выпишите синонимы к слову «Друг» и качества, которые должны быть у настоящего друга.

дружба   подруга   враг   друзья  брат   товарищ   человек   лучший  верный   хороший   дружить   собака   помощь  добрый   любовь   близкий   детство   мальчик   приятель   родной  мама   школа   секреты   гулять   девочка   поможет   верность  разговор   надёжность   плохой   папа   парень   веселье   доверие  посиделки   старый   кошка   одежда   ночёвка   знакомый   красивый  прогулка   преданность   надёжный   салон   любимый   поддержка  понимание   дружелюбный   милый   беда   семья   братан   вместе  сестра   доброта   дружный   мужчина   общение   сплетни   навсегда  настоящий   предатель   новый   преданный   весёлый   дорогой  честный  

Задание 3. Прочитайте пословицы и поговорки о дружбе. Составьте небольшой рассказ с ними.

Дружбу помни, а зло забывай.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Друг неиспытанный – что орех нерасколотый.

Без верного друга не узнаешь, какие ошибки совершаешь.

Задание 4. Прослушайте песню «Настоящий друг» (текст М.Пляцковского). Напишите, как проявляется настоящая дружба. Подумайте, может вы что-либо добавите. Вспомните песни о дружбе.

Задание 5. Прочитайте высказывания о дружбе. Определите, каким нравственным правилам они учат.  

Друг верный — сокровище одушевленное (свт. Григорий Богослов, 12, 299).

Никакое приобретение не лучше друга, но никогда не приобретай себе в друзья худого человека (свт. Григорий Богослов, 15, 367).

Береги друга, как отражение своего идеала, как свое дополнение. (Эмерсон Р.)

Задание 6. Сделайте рисунок, который отражал бы главные ценности дружбы.

Задание 7. Слепите из пластилина то, с чем можно сравнить дружбу. Подумайте, почему именно с этим.  Возможно, это будет завершением фразы «Дружба – это…»

Задание 8. Напишите правила, как сохранить дружбу.

Группа 2. «Приятели»

План работы над проектом:

  1. Прочитайте внимательно задания.
  2. Подумайте, как оформить плакат: что и где написать и нарисовать.
  3. Выберите ответственного за оформление.
  4. Распределите, что и кто будет делать.
  5. Приступайте к работе.
  6. Помните, если в чем-то сомневаетесь – посоветуйтесь.
  7. Оформите проект.
  8. Подумайте, кто будет представлять: что важного узнали, что сделали и как, к каким выводам пришли.

Задание 1. Прочитайте притчу. Сделайте иллюстрацию к ней и надпишите вывод, к которому вы пришли. Подумайте, можно ли 10 человек назвать приятелями/знакомыми?

В волчьей стае Старый Вожак решил назначить себе преемника. Он подошел к самому смелому и сильному Волку и сказал:

— Я старею, поэтому назначаю тебя Новым Вожаком стаи. Но ты должен доказать, что достоин. Поэтому возьми лучших Волков, сходи на охоту и добудь еды на всю стаю.

— Хорошо, — сказал Новый Вожак и ушел с 6 волками на охоту. И день его не было. И вечер его не было. И когда наступила ночь, стая увидела 7 волков, гордо несущих добытую еду. Все были цели и невредимы.

 — Расскажи мне, как все было, — попросил Старый Вожак.

— О, это было легко. Мы искали добычу, а потом увидели 10 охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, разорвали в клочья, а добычу взяли себе.

— Молодец. Завтра пойдешь еще раз. На следующий день 6 волков и Новый Вожак опять пошли на охоту. И день их не было. И вечер. И ночь. И утро. И вот лишь днем на горизонте показался 1 истощенный волк. Это был Новый Вожак — весь в крови, с изодранной шерстью, хромой и еле живой.

— Что случилось? — спросил Старый Вожак.

— Мы зашли далеко в лес и долго искали добычу и увидели троих охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, но они оказались сильнее нас. Они убили всех моих воинов,  я кое-как смог спастись.

— Но как же так?! — удивился Старый Вожак,

— Вчера вы с легкостью победили 10 охотников, а сегодня не смогли справиться с тремя?!

— Да, но вчера это была просто группа из 10 охотников, а сегодня это были 3 лучших друга!

Задание 2. Прочитайте статью из словаря ассоциаций русского словаря. После опроса там собраны слова, которые люди говорили (быстро и не раздумывая), услышав слово «приятель». Подумайте,  какое настроение создается, читая этот список. Выпишите синонимы к слову «приятель», подчеркните или выделите цветом разговорные слова. Какое настроение создается?

друг   товарищ   дружба   человек  знакомый   подруга   дружить   приятный  сосед   общение   коллега   мужчина   брат  одноклассник   помощь   хороший   парень   враг   приятно  знакомство   встреча   общаться   приятельница   кореш   работа  вместе   люди   дружище   одногруппник   школа   неприятель  собеседник   братан   отношения   помощник   разговор   друган   недруг  собака   сотрудник   любовь   девушка   привет   собутыльник   беседа  дружок   доверие   мальчик   соратник   секрет   компания   поддержка  родственник   семья   деньги   сестра   детство   интерес   прогулка   кафе  отец   гулять   лучший   женщина   радость   братишка   рукопожатие  долг   игра   мать   время   тайна   близкий   веселье   весёлый   девочка  любимый   бар   при   Кент   кино   слово   чувак   дружбан   партнёр  напарник   подружка   соперник   сослуживец   преданность   беда  жена   вечер   гости   гость   френд   добрый   счастье   учитель  бойфренд  

Задание 3. Прочитайте пословицы и поговорки о дружбе. Составьте небольшой рассказ с ними.

В пути нужен попутчик, в жизни – друг (японская).

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Друг до поры – тот же недруг.

Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

Задание 4. Прослушайте песню «Когда мои друзья со мной» (текст М.Танича). Напишите, как проявляется настоящая дружба. Подумайте, может вы что-либо добавите. Вспомните песни о дружбе.

Задание 5. Прочитайте высказывания о дружбе. Определите, каким нравственным правилам они учат.  

Дружба не только неоценима, но и прекрасна: мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом — одно и то же. (Аристотель)

Ничего нет горше, как потерять человека, которого считал другом. (Стивенсон Р.)

Товарищ — это высокая стена, несокрушимая твердыня, крепость, надежно снабженная водою. (Орбелиани Сулхан-Саба)

Задание 6. Сделайте рисунок, который отражал бы, чем друг отличается от приятеля/знакомого.

Задание 7. Слепите из пластилина то, с чем можно сравнить приятеля. Подумайте, почему именно с этим.  Возможно, это будет завершением фразы «Приятель – это…»

Задание 8. Напишите правила, как понять, что перед тобой друг.

Группа 3 «Одиночество»

Задание 1. Прочитайте притчу. Сделайте иллюстрацию к ней и надпишите вывод, который вы сделали.

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!


Задание 2. Прочитайте статью из словаря ассоциаций русского словаря. После опроса там собраны слова, которые люди говорили (быстро и не раздумывая),  услышав слово «одиночество». Подумайте,  какое настроение создается, читая этот список. Выпишите синонимы к слову «Одиночество».

грусть   скука   тоска   печаль  один   человек   слёзы   смерть   одиноко  депрессия   боль   одиночка   страх   плохо   пустота  одинокий  любовь скучно   друзья   ночь   жизнь   разлука   тишина  старость   уединение   волк   дождь   семья   развод   грустно   дом  песня   чувство   нет   свобода   расставание   страдание   суицид   мука  мысли   слава   комната   плачь   книга   уныние   горе   пара   отшельник  кофе   холод   дружба   люди   обида   тюрьма   девушка   единица  компания   общество   вдова   время   состояние   предательство   сон  дети   душа   тьма   вечер   камера   музыка   сирота   холостяк   сам   еда  кот   беда   мама   окно   отдых   скучать   Интернет   единство  сигареты   спокойствие   бросить   муж   эмо   вино   мрак   папа   плач  ужас   конец   парень   потеря   старик   бабушка   жалость   женщина  мужчина   общение  

Задание 3. Прочитайте пословицы и поговорки о дружбе и одиночестве. Составьте небольшой рассказ с ними.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Человек без друзей – что дерево без корней.

 Без друга – сирота, с другом – семьянин.

На друга надеяться – самому пропадать.

Задание 4. Прослушайте песню В.Высоцкого «Песня о друге» . Скажите, какими качествами должен обладать друг.

Задание 5. Прочитайте высказывания о дружбе. Определите, каким нравственным правилам они учат.  

Будь дружен со всеми людьми, а мыслию своею пребывай один (прп. Исаак Сирин, 58, 41).

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор)

Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга. (Демокрит)

Язык мудро разделяет две стороны одиночества. Кроме слова «одиночество», обозначающего страдание без других, он создал и слово «уединение», означающее блаженство без других. (Пауль Тиллих)

Задание 6. Сделайте рисунок, который отражал бы главные ценности дружбы.

Задание 7. Слепите из пластилина то, с чем можно сравнить одиночество. Подумайте, почему именно с этим.  Возможно, это будет завершением фразы «Одиночество – это…»

Задание 8. Напишите правила, как найти друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока английского языка. Тема: « Дружба»

Разработка урока английского языка в 9-м классе по теме «Дружба» представлена в технологии развивающего обучения. Тип урока – урок формирования умений и совершенствования навыков, структура кото...

урок в 3 классе "Дружба начинается с улыбки"

Урок проводится на улице.Прививать интерес к подвижным играм в зимнее время....

Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".

Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".Цели: -  развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на...

конспект урока по светской этике "Дружба"

конспект урока в 4 классе по курсу светская этика "Дружба"...

Открытый урок по развитию речи "Дружба - чудесное слово".

Конспект открытого урока по развитию речи по теме: "Дружба- чудесное слово". Основная цель: сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить знания детей по данной теме....

конспект урока в 9 классе "Дружба. Это..." (УМК Афанасьева)

Урок  обобщение по теме "Ты подросток только однажды"...