Рабочая программа по внеурочной работе "Школа проектной деятельности"
рабочая программа (6, 7, 8 класс)
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладают проектным типом мышления.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений. Проектная технология нацелена на развитие личности, самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность в школе | 38.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципалное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
муниципального образования «Город Донецк»
Принята Утверждаю
педагогическим советом МБОУ СОШ 18 Директор МБОУ СОШ № 18
от _________________________________ Подпись директора ___________Горелова О.В.
Протокол №________ от_________2020 г. Приказ от_____________№___________
Рабочая программа по внеурочной работе
«Школа проектной деятельности»
срок реализации 1 год
Составитель: Мамаева Светлана Александровна
учитель изобразительного искусства.
г. Донецк
2020 — 2021 учебный год
Программа «Школа проектной деятельности».
I. Пояснительная записка.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладают проектным типом мышления.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений. Проектная технология нацелена на развитие личности, самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования среди которых:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
- формирование социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы;
- реализация способности использования в учебной, познавательной и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
- реализация возможности самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- построение индивидуальной образовательной траектории;
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;
- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
- формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий и т.д.
Таким образом, мы можем говорить о том, что ФГОС направлены на формирование у обучающихся общеучебных способностей, умений и навыков как основы учебной деятельности.
Превратить ученика в субъект учебной деятельности призвана проектная и исследовательская деятельность как таковая. Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как теоретический так и практический характер. Это делает возможным участие учеников в работе над получением конкретного результата, способствует выработке умения работать в условиях ограниченного времени, развить навыки создания и защиты презентаций, работы в команде.
Проектная и исследовательская работа проводится учениками 6 - 8 классов МБОУ СОШ № 18 под руководством педагога. Руководитель проектно-исследовательской работы несет ответственность за его реализацию в ходе учебного процесса.
Как показывает практика, учащиеся, окончив начальную школу, теряют интерес к обучению, мотивация к получению новых знаний ослабевает. Зачастую, ученика не устраивает объяснение, что программа, которую он сейчас осваивает, может пригодится ему в будущем, то есть через несколько лет. Проектная и исследовательская деятельность позволит применить полученные знания, умения и навыки на практике во время освоения школьной программы и реализовать творческий потенциал конкретного ученика.
Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует формированию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества.
1.1. Нормативно – правовые документы работающих по ФГОС:
Программа «Школа проектной деятельности» создана на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г), Основной образовательной программой МБОУ СОШ №18, а также учебно-методического пособия: Г.В. Цветкова Проектная деятельность учащихся – Волгоград: Учитель, 2009.-169с.
1.2. УМК:
Литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Для обучающихся интернет - ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронныйресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
1.3. Цель программы – формирование умений проектной деятельности школьников.
Задачи программы:
- обучить принципам и правилам проектирования;
- выработать умения сбора и анализа информации, планирования и составления системы мероприятий, презентации деятельности;
- апробировать приёмы определения и разрешения затруднений (выявления и преодоления рисков);
В результате обучения учащиеся будут:
- иметь представление: о месте, роли, значении и возможностях использования технологии проектирования в профессиональной и социальной деятельности, в личной жизни;
- знать: ключевые аспекты проектной деятельности, приёмы выявления и преодоления рисков, приёмы формирования команды и распределения обязанностей в ней, виды и источники ресурсов;
- уметь: выявлять проблемы, находить пути решения, формулировать цели и задачи, анализировать ресурсы и определять их источники, организовать выполнение членами проектной группы конкретных этапов работы, составлять текстовое описание проекта;
- владеть: методикой постановки цели (SMART- определения целей и постановки задач ), методикой оценки возможностей и рисков (SWOT- сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы)
- , инструментами и техниками рационального решения поставленных задач, навыками презентации.
1.4. Место предмета в учебном плане.
Программа «Школа проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 18 на проектную деятельность в 6, 7, 8 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.
Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы 12 - 15 лет.
1.5. Общая характеристика учебного предмета.
Метод проектов отличается от классических методов обучения. При этом, метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности школьник.
В основе проектной методики – цикличность образовательного процесса. Каждый цикл мы можем рассматривать как законченный самостоятельный этап обучения, который в первую очередь направлен на решение заранее определенных задач в их неразрывности с общей целью овладения учебным предметом.
Метод проектов не является совершенно новым в педагогической практике, но при этом он занимает ведущие позиции среди педагогических технологий XXI века. Специфика проектной деятельности проявляется прежде всего в направленности на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. При этом руководителю проекта необходимо учитывать разновозрастность. В связи с этим занятия составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной деятельности.
Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа призвана обеспечить реализацию следующих принципов:
- непрерывность и преемственность курса школьной программы и дополнительного образования как единого целостного образовательного процесса;
- индивидуализации и социализации конкретного ребенка в системе внеурочной деятельности;
- системность учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие интеллектуального потенциала школьника и поддержка одаренных детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
В свою очередь проектная и исследовательская деятельность служит логическим продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и систематизации данных. Личные качества, формируемые в результате проектной и исследовательской деятельности, ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты.
Личностные.
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ш. Содержание учебного предмета.
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок .
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок.
Мы - исследователи . Самостоятельные проекты (тема на выбор).
«Образ дракона/единорога/.... в детской литературе », «Бездомные животные – проблема каждого из нас », «Достопримечательности нашего города », «Как организовать свое время? »,
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельнос
VI. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел учебного курса | Кол-во часов на изучение раздела |
1. | Виды проектов. Основы проектного мышления: от проблемы к идее проекта | 2 |
2. | Ключевые параметры проекта. Проблема, цель, задачи, целевая группа, ожидаемый результат | 4 |
3. | Планирование и проектирование. Угрозы и риски в проекте | 3 |
4. | Команда проекта. | 3 |
5. | Ресурсное обеспечение и экономическое обоснование проекта | 5 |
6. | Бюджет проекта | 5 |
7. | Гранты как форма поддержки научных проектов | 3 |
8. | Основы фандрайзинга | 4 |
9. | Презентация проектов. | 2 |
10. | «Ярмарка проектов» или медиапродвижение проекта в действии. Защита проектов | 3 |
Всего | 34 |
V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Результатом успешного прохождения учащимися программы «Школа проектной деятельности» является выполнение и защита итогового проекта.
Оценивание проектной деятельности учащихся осуществляется учителем, согласно требованиям и критериям - приложение 1.
Приложение 1
Требования к оформлению и критерии оценки проектных и исследовательских работ.
Согласно Положению об организации проектных и исследовательских работ в МБОУ СОШ № 18 обучающемуся предлагаются выполнять работы в соответствии с определёнными требованиями и критериями оценивания (исключение составляют работы, выполненные в рамках внешних конкурсов).
Требования к оформлению итогового учебного проекта (исследования)
1. Описательная (текстовая) часть работы представляются на бумажном и электронном (диск) носителях. Объём текстовой части – до 15 страниц. Объём Приложения не ограничивается.
2. Формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – 1,5, поля: верхнее – 2 см., нижнее – 2,5 см., правое – 1 см., левое – 3 см.
3. Оформление титульного листа:
- в верхней части указывается название образовательного учреждения в соответствии с уставом;
- в середине листа по центру указывается тема проекта или исследования (кегль – 16, без кавычек);
- в нижней части листа справа размещаются сведения об учащемся (фамилия, имя, класс) и о руководителе (фамилия, имя, отчество, должность).
- в самом низу листа по центру – название города и год.
4. Визуальная часть проектной или исследовательской работы представляется в виде презентации, серии диаграмм, видеофильма, комплекта фотографий и т.п. и подаётся в составе выполненной работы на электронном носителе (диск).
5. Для сопровождения доклада выполняется компьютерная презентация, состоящая из небольшого количества слайдов (до 15 слайдов). Титульный слайд должен содержать тему работы, название учебного заведения, сведения об учащемся и руководителе. Шрифт для слайдов рекомендуется выбирать простой и разборчивый.
Критерии оценивания проекта (исследования)
1. Проектная и учебно-исследовательская деятельность оценивается согласно требованиям образовательной программы с учётом проявленных в процессе выполнения работы личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
2. Итоговые индивидуальные проекты (исследования) оцениваются по двум группам критериев: критерии оценки проекта (исследования) и критерии оценки защиты проекта. Критерии оценки проекта отличаются от критериев оценки исследования. Критерии защиты проекта и исследования идентичны.
3. Критерии оценки проекта:
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1 | Обоснование и постановка цели и задач | 0 – цель и задачи проекта не сформулированы; 1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами неочевидно; 2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами; 3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам |
2 | Планирование и этапы реализации проекта | 0 – планирование отсутствует, этапы реализации проекта не раскрыты; 1 – отражены пути достижения замысла, но есть рассогласование их с задачами, целью или/и результатами; 2 – этапы реализации проекта связаны с целью, задачами и результатами работы, но есть отдельные недоработки; 3 – представлен план работы, отражающий поэтапное осуществление замысла проекта, есть ясная связь плана с целью, задачами и результатами. |
3 | Практическая значимость | 0 – работа не имеет никакой практической значимости; 1 – практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена; 2 – продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки; 3 – продукт может использоваться на практике без доработок. |
4 | Творческий подход | 0 – отсутствие творческого замысла, проект сделан лишь по образцу; 1 – работа в основном описательного типа, продукт не является оригинальным, есть отдельные творческие проявления; 2 – работа творческая, отличается оригинальностью отдельных разработок; 3 – всю работу отличает творческий подход, предложены оригинальные, нетривиальные решения. |
5 | Качество выполнения продукта (специальные умения) | 0 – качество выполнения продукта неудовлетворительное; 1 – качество удовлетворительное, не требующее сформированных специальных умений; 2 – качество продукта хорошее, требующее сформированных в процессе выполнения проекта умений; 3 – качество продукта отличное, хорошо проявлены специальные знания и умения. |
6 | Анализ и полнота использования информации | 0 - нет ссылок на авторов (плагиат), материалы источников сопоставляются без всякого серьёзного анализа; отсутствует список источников информации; 1 – представлен бедный список источников информации (литературы), есть отдельные ссылки; 2 – список источников информации достаточный, сопоставление источников корректное, но анализ неполный; 3 – достаточный для проекта список источников информации, корректные ссылки и сопоставления, представлен качественный анализ литературы. |
7 | Оформление проекта | 0 – работа неаккуратная и бесструктурная; 1 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, есть ошибки; 2 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, явные ошибки отсутствуют; 3 – работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четкое, понятное, грамотное. |
3. Критерии оценки исследования
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1 | Постановка исследовательской проблемы | 0 – репродуктивная работа, нет обобщений, проблема не сформулирована; 1 – работа репродуктивна, но сделаны самостоятельные обобщения; цели и задачи аморфны; 2 – частично поисковая работа, сформулированы проблемы по отдельным аспектам работы (не по теме в целом); 3 – работа исследовательская, полностью посвящена решению одной самостоятельно сформулированной проблемы. |
2 | Актуальность и оригинальность темы | 0 – тема всем известна, подробно изучена; не показано, чем обусловлен выбор кроме субъективного интереса; 1 – тема известна, но имеет малоизученные аспекты; 2 – малоизученная тема или оригинально поставленная проблема; 3 – малоизученная тема и оригинально поставленная проблема. |
3 | Структурность и логичность рассуждений, обоснованность выводов | 0 – бессистемное изложение; 1 – имеется некоторая логичность при отсутствии целостности; 2 – логичное, структурированное изложение при отсутствии некоторых важных аргументов (или присутствует лишняя информация) 3 – цель реализована последовательно, выводы полностью обоснованы, имеются все необходимые выкладки. |
4 | Глубина и оригинальность исследования | 0 – работа поверхностна, не оригинальна; источники имеют сомнительный характер; 1 – работа строится в основном на популярной литературе, хотя может быть один серьёзный источник; 2 – проблема рассматривается содержательно, но не оригинально; 3 – проблема рассматривается на глубоком содержательном уровне, работа оригинальна. |
5 | Анализ литературных источников и их корректное использование | 0 – нет ссылок на авторов (плагиат), материалы источников сопоставляются без всякого серьёзного анализа; 1 – имеются редкие ссылки, не во всех необходимых случаях; сопоставления корректные; 2 – содержатся необходимые ссылки при корректном сопоставлении; 3 – умелое использование авторитетных источников для аргументации своей точки зрения. |
6 | Количество источников | 0 – нет списка литературы; 1 – один – два серьёзных источника; 2 – несколько серьёзных источников при упущении некоторых важных аспектов; 3 – количество доступных ученику источников оптимально. |
7 | Оформление исследование | 0 – работа неаккуратна и бесструктурна; 1 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, есть ошибки; 2 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, явные ошибки отсутствуют; 3 – работа имеет чёткую грамотную структуру, обусловленную логикой темы |
4. Критерии оценки защиты работы
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1 | Убедительность и чёткость изложения материала | 0 – изложение материала бессистемное, нечёткое, отсутствие владения материалом; 1 – изложение структурировано, но доклад зачитывается (или доклад не зачитывается, но изложение не структурировано); 2 – изложение структурированное, доклад не зачитывается, а рассказывается; есть недочёты в логической или эмоциональной убедительности; 3 – доклад излагается свободно, без зачитывания, структурировано, логически и эмоционально убедительно. |
2 | Грамотность речи, владение специальной терминологией | 0 – речь безграмотна, специальной терминологией не владеет; 1 – есть ошибки в изложении материала, плохо владеет специальной терминологией; 2 – речь в целом грамотная, владеет специальной терминологией, допускает незначительные ошибки; 3 – речь грамотная, свободно владеет специальной терминологией по проблеме проекта. |
3 | Качество демонстрационного материала (презентации) | 0 – демонстрационный материал отсутствует полностью; 1 – представленный демонстрационный материал не используется в докладе (или используется, но он плохо оформлен); 2 - представленный демонстрационный материал в докладе используется, но есть отдельные претензии к оформлению; 3 - представленный хорошо оформленный демонстрационный материал используется в докладе, автор прекрасно ориентируется в нем. |
4 | Качество ответов на вопросы | 0 – не может ответить на задаваемые вопросы; 1 – не может четко ответить на большинство вопросов; 2 – отвечает на большинство вопросов; 3 — отвечает на все вопросы убедительно и аргументировано. |
5. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик равно 35. Это количество складывается из 21 балла по критериям проектной (или исследовательской) работы и 12 баллов по критериям защиты проектной (или исследовательской) работы, при этом член комиссии по своему усмотрению может добавить к сумме проставленных им баллов от 1 до 2 баллов, сопроводив их проставление кратким разъяснением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по курсу "основы проектной деятельности" 5 класс (ФГОС)...
Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"...
Рабочая программа учебного предмета «Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
5 – 6 класс, базовый уровень...
Рабочая программа дополнительного образования по проектной деятельности «Робототехника» (для учащихся 8-15 лет)
Программа «Робототехника» рассчитана на 1 час в неделю на протяжении всего учебного года. Успешность изучения «Робототехника» обеспечивает результативно...
Рабочая программа кружка по математике"Проектная деятельность"
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышдения......
Рабочая программа к курсу "Основы проектной деятельности"
Данная рабочая программа может быть использована как для внеурочной деятельности, так и для спец.курса за счёт школьного компонента.Программа расчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Рекомендованны...
Рабочая программа по дисциплине "Учебно-проектная деятельность" для профессии "Повар, кондитер"
Рабочая программа по дисциплине "Учебно-проектная деятельность" для профессии "Повар, кондитер"...