Упражнения, направленные на устранение аграмматической дислексии, у детей младшего школьного возраста.
статья
Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах, в процессе чтения и связана с недоразвитием грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
учитель-логопед: Михальская А..Н.
Упражнения, направленные на устранение аграмматической дислексии, у детей младшего школьного возраста.
Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Виды дислексии:
-фонематическая,
-семантическая,
-аграмматическая,
-оптическая,
-мнестическая,
-тактильная ( у слепых детей).
Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах, в процессе чтения и связана с недоразвитием грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
Логопедическая работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях:
работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием);
- формирование структуры предложений.
Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дислексии:
-Игры с предлогами
Наиболее трудным для детей является употребление предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
При определении последовательности в работе над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
При коррекционной работе можно использовать такие виды игр:
-"Игры с сюжетными картинками"
- "Значение предлога с помощью графической схемы" Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и работа над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
-"Придумайте, прочитайте и запишите предложения с предлогами."
Придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке"
Закрепление правильного употребления предлогов:
- "Прочитай предложения и вставь предлог".
-"Прочитай рассказ, используя нужные предлоги".
Игры по формированию словообразования и словоизменения:
"Назови ласково"
Образовать уменьшительно- ласкательные формы существительного по опорным словам с помощью картинок.
"Один-много"
Игра направлена на образование единственного и множественного числа существительных.
"Образуй из существительного - прилагательное"
Данные упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.
Список литературы:
-Акименко В.М.Речевые нарушения у детей –/ Ростов Феникс, 2008.
-Волкова Л.С., Логопедия: Учебник для вузов /-М.: Владос, 2002.
-Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопедов / -М.: ВЛАДОС,
-Корнев, А.Н. Дислексия – реально существующее явление или искусственный концепт. А.Н.Корнев // Дефектология. 2007.№1.
-Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: пособие для логопедов/ -М.: Просвещение, 1978.
-Узорова. О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению / Москва: АСТ : Астрель, 20015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Коррекция плоскостопия детей младшего школьного возраста с помощью физических упражнений".
В работе изложена проблема выявления плоскостопия, описаны особенности проявления данной проблемы у детей младшего школьного возраста. В исследовании проведен анализ экспериментальных...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствован...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствован...

Методическая разработка для школьных учителей-логопедов Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ УПРАЖНЕНИЯ
Практические материалы, упражнения, которые можно использовать как самостоятельное занятие, так и в качестве дополнительного материала....

Комплекс упражнений партерной гимнастики, направленных на развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста (6-7 лет)
В разработка приведены комплексы упражнений на развитие природных физических качеств детей 6-7 лет...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...