Занятие на тему: «Понятие психологии. Психология человека»
статья

Ефимов Владимир Геннадьевич

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_cheloveka.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

​​​​​​​​​​​​​​ Занятие на тему:

«Понятие психологии. Психология человека»

Цель занятия: Ввести предмет «психология».

Задачи: Раскрыть содержание, особенности и значение предмета.

Вводимые понятия: психология, психика, познавательные процессы,

Материалы к занятию: упражнение на групповую сплоченностью, знакомство «Сказочная поляна»,

Ход занятия:

Слово «психология» образовано от двух древнегреческих слов «psyche» - душа и «logos» - наука, знание. Дословно психология – наука о душе.

Она изучает развитие психики, души в ее различных проявлениях, в том числе через поведение, мышление, эмоции.

Под психикой можно понимать способность воспринимать и систематизировать информацию, на той базе мысленно создавать виртуальную модель окружающего мира и на ее основе строить поведение (Конюхов Н.И.)

Научное определение термина «Психология» – это наука, которая изучает закономерности функционирования и развития психики.

Предмет:

  1. Познавательные процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
  2. Мотивационные процессы – потребности, мотивы, цели, интересы.
  3. Психологические свойства и состояния – воля, чувства, эмоции, склонности, способности, знания, личность, индивидуальность, характер, темпераментом.

Мы будем изучать психологическую теорию одновременно станем учиться понимать особенности восприятия других людей, особенности их модели мира и причины их поступков. Будем развивать свою способность устанавливать позитивные взаимоотношения с другими и превращать наши знания в умения путем психологических игр и упражнений. Значительное место отведено обсуждению притч, историй, видеофильмов, мультфильмов.

Участие в психологических играх, упражнениях и обсуждениях потребует от нас определенной искренности, открытости, доверия друг к другу. В таком состоянии человек может быть легко раним неосторожным словом или поступком другого.

В процессе занятий мы будем следовать определенным правилам:

  1. Конфиденциальность содержания занятий. Запрет на обсуждение происходящего на занятиях после их окончания, как между участниками группы, так и с другими людьми. Все, что происходит на занятиях, является нашей тайной.
  2. Добровольность участия в каждой части практического занятия. Если не хочешь говорить или участвовать, то можешь оставаться на месте.
  3. Обращение друг к другу только по имени, которое каждый напишет на листочке и закрепит на груди.
  4. Право «вето», т.е. каждый участник может остановить любого. Если разговор или происходящее ему неприятны.
  5. Говорить только искренне о том, что ты думаешь или чувствуешь, или промолчать и не кривить душой.
  6. Правильный ответ тот, который выражает ваше мнение и ваши чувства. Других оценок правильности или неправильности нет.
  7. Каждый говорит только от своего «Я». Нельзя говорить «мы» или ссылаться на кого-то или что-то. Только «Я думаю…», «Я чувствую…» и т.п.
  8. Каждый сам принимает решение в ситуации и несет за его последствия полную ответственность советы друг другу запрещаются.
  9. Личная ответственность за свое состояние во время и после занятий. За свои обиды и недовольства ответственен только ты сам.
  10. Запрет на критику или оценку участников, их высказываний и действий.

В процессе занятий мы можем дополнять эти правила.

По окончании ознакомления можно обсудить:
1. Какое собственное правило кажется особенно важным?
2. С какими правилами ты был совершенно не согласен?
3. Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?

Зачем молодым людям знания о том, что с ними происходит и каковы закономерности развития их психики? 

Во-первых, для большинства из них это просто интересно! Ведь подросткам присуща тяга к познанию себя. А во-вторых, когда человек понимает, как «устроена» его личность и каким образом она развивается, это позволяет гораздо лучше приспосабливаться к самым разным жизненным обстоятельствам. Ведь даже любое мало-мальски сложное техническое устройство, например, компьютер, велосипед, машина или фотоаппарат) имеет свои «индивидуальные особенности» — нюансы, которые надо знать и к которым необходимо привыкнуть, чтобы извлекать из него максимум пользы. А представляешь, насколько сложнее любой машины устроен человек!

- А ты кто?
— Я и сама не знаю.
— Если ты не знаешь, то я тем более.
Я знаю, кем я была сегодня утром,
но с тех пор я уже несколько раз менялась...

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Упражнение «Сказочная поляна»

Задачи: развитие самоинтереса, рефлексии, стимулирование творческого самовыражения.
Участники сидят в кругу.

Инструкция

Мы попали на сказочную поляну страны Фантазии. С этой поляны начнется наше путешествие. Очутившись на ней, каждый из вас преображается в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый участник должен представиться. Все строчки вашего представления должны начинаться словами: «Я...», «Мой...», «У меня...» Например: «Я — Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я — сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард».

Вопросы для обсуждения:

  1. Чье самоописание понравилось больше всего?
  2. С кем они хотели бы встретиться в стране Фантазии?
  3. Что герои могли бы дать волшебной стране?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме « Понятие о ране. Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская помощь» Практикум.

Занятие проводится для  учебных групп 1 года обучения по программе " Юный спасатель"...

Конспект кружкового занятия по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"

Конспект занятия кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"...

Конспект занятия на тему «Понятие предела. Предел последовательность. Вычисление пределов»

Конспект занятия на тему «Понятие предела.  Предел последовательность.  Вычисление пределов»...

Конспект занятия на тему: "Понятие гиперссылка. Способы и виды ее использования"

В ходе данного занятия раскрывается понятие Гиперссылка, виды и способы  ее создания...

8 кл., занятие по теме: "Понятие сотрудничества".

Занятие-тренинг для подростков....

Воспитательское занятие на тему: "Понятие о патриотизме".

Дидактическая игра является эффективным средством воспитания патриотизма....