Занятие на тему: «Понятие психологии. Психология человека»
статья
Предварительный просмотр:
Занятие на тему:
«Понятие психологии. Психология человека»
Цель занятия: Ввести предмет «психология».
Задачи: Раскрыть содержание, особенности и значение предмета.
Вводимые понятия: психология, психика, познавательные процессы,
Материалы к занятию: упражнение на групповую сплоченностью, знакомство «Сказочная поляна»,
Ход занятия:
Слово «психология» образовано от двух древнегреческих слов «psyche» - душа и «logos» - наука, знание. Дословно психология – наука о душе.
Она изучает развитие психики, души в ее различных проявлениях, в том числе через поведение, мышление, эмоции.
Под психикой можно понимать способность воспринимать и систематизировать информацию, на той базе мысленно создавать виртуальную модель окружающего мира и на ее основе строить поведение (Конюхов Н.И.)
Научное определение термина «Психология» – это наука, которая изучает закономерности функционирования и развития психики.
Предмет:
- Познавательные процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
- Мотивационные процессы – потребности, мотивы, цели, интересы.
- Психологические свойства и состояния – воля, чувства, эмоции, склонности, способности, знания, личность, индивидуальность, характер, темпераментом.
Мы будем изучать психологическую теорию одновременно станем учиться понимать особенности восприятия других людей, особенности их модели мира и причины их поступков. Будем развивать свою способность устанавливать позитивные взаимоотношения с другими и превращать наши знания в умения путем психологических игр и упражнений. Значительное место отведено обсуждению притч, историй, видеофильмов, мультфильмов.
Участие в психологических играх, упражнениях и обсуждениях потребует от нас определенной искренности, открытости, доверия друг к другу. В таком состоянии человек может быть легко раним неосторожным словом или поступком другого.
В процессе занятий мы будем следовать определенным правилам:
- Конфиденциальность содержания занятий. Запрет на обсуждение происходящего на занятиях после их окончания, как между участниками группы, так и с другими людьми. Все, что происходит на занятиях, является нашей тайной.
- Добровольность участия в каждой части практического занятия. Если не хочешь говорить или участвовать, то можешь оставаться на месте.
- Обращение друг к другу только по имени, которое каждый напишет на листочке и закрепит на груди.
- Право «вето», т.е. каждый участник может остановить любого. Если разговор или происходящее ему неприятны.
- Говорить только искренне о том, что ты думаешь или чувствуешь, или промолчать и не кривить душой.
- Правильный ответ тот, который выражает ваше мнение и ваши чувства. Других оценок правильности или неправильности нет.
- Каждый говорит только от своего «Я». Нельзя говорить «мы» или ссылаться на кого-то или что-то. Только «Я думаю…», «Я чувствую…» и т.п.
- Каждый сам принимает решение в ситуации и несет за его последствия полную ответственность советы друг другу запрещаются.
- Личная ответственность за свое состояние во время и после занятий. За свои обиды и недовольства ответственен только ты сам.
- Запрет на критику или оценку участников, их высказываний и действий.
В процессе занятий мы можем дополнять эти правила.
По окончании ознакомления можно обсудить:
1. Какое собственное правило кажется особенно важным?
2. С какими правилами ты был совершенно не согласен?
3. Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?
Зачем молодым людям знания о том, что с ними происходит и каковы закономерности развития их психики?
Во-первых, для большинства из них это просто интересно! Ведь подросткам присуща тяга к познанию себя. А во-вторых, когда человек понимает, как «устроена» его личность и каким образом она развивается, это позволяет гораздо лучше приспосабливаться к самым разным жизненным обстоятельствам. Ведь даже любое мало-мальски сложное техническое устройство, например, компьютер, велосипед, машина или фотоаппарат) имеет свои «индивидуальные особенности» — нюансы, которые надо знать и к которым необходимо привыкнуть, чтобы извлекать из него максимум пользы. А представляешь, насколько сложнее любой машины устроен человек!
- А ты кто?
— Я и сама не знаю.
— Если ты не знаешь, то я тем более.
Я знаю, кем я была сегодня утром,
но с тех пор я уже несколько раз менялась...
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Упражнение «Сказочная поляна»
Задачи: развитие самоинтереса, рефлексии, стимулирование творческого самовыражения.
Участники сидят в кругу.
Инструкция
Мы попали на сказочную поляну страны Фантазии. С этой поляны начнется наше путешествие. Очутившись на ней, каждый из вас преображается в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый участник должен представиться. Все строчки вашего представления должны начинаться словами: «Я...», «Мой...», «У меня...» Например: «Я — Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я — сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард».
Вопросы для обсуждения:
- Чье самоописание понравилось больше всего?
- С кем они хотели бы встретиться в стране Фантазии?
- Что герои могли бы дать волшебной стране?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме « Понятие о ране. Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская помощь» Практикум.
Занятие проводится для учебных групп 1 года обучения по программе " Юный спасатель"...
Конспект кружкового занятия по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"
Конспект занятия кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"...
Конспект- презентация учебного занятия по теме: «Понятие «флешмоб». Плюсы и минусы данного направления. Обучение танцевальному флешмобу».
Цели и задачи: проинформировать уч...
Конспект занятия на тему «Понятие предела. Предел последовательность. Вычисление пределов»
Конспект занятия на тему «Понятие предела. Предел последовательность. Вычисление пределов»...
Конспект занятия на тему: "Понятие гиперссылка. Способы и виды ее использования"
В ходе данного занятия раскрывается понятие Гиперссылка, виды и способы ее создания...
8 кл., занятие по теме: "Понятие сотрудничества".
Занятие-тренинг для подростков....
Воспитательское занятие на тему: "Понятие о патриотизме".
Дидактическая игра является эффективным средством воспитания патриотизма....