Воспитательское занятие на тему: "Понятие о патриотизме".
план-конспект

Хахаева Светлана Викторовна

Дидактическая игра является эффективным средством воспитания патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskoe_zanyatie_na_temu_ponyatie_o_patriotizme.docx688.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Патриотизм, моё понимание».

Цели:

  1. Дать возможность воспитанникам сформулировать научное понятие патриотизма;
  2. Показать многоаспектность понятия «патриотизм».

Задачи: 

1. Дать основные понятия «патриотизм»;  

2. Воспитывать у детей уважительное отношение к друг другу;

3.Обогащать словарный запас, развивать устную связную речь на основе правильного составления предложений при ответах на вопросы, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения, умение работать в команде.

Подготовительная работа: изучение соответствующей литературы, подбор наглядного материала, продумывание форм эмоционального воздействия на личность воспитанника.                                                                                                                                                                                                                  

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений патриотизма; презентация на тему «Родина моя».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Воспитатель включает аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» М. Матусовского:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Приветствие. Здравствуйте ребята, мы с вами продолжаем занятия по подготовке к самостоятельной жизни.
Прежде чем мы с вами узнаем, о чем пойдет речь на нашем занятии, предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию, которая поможет определиться с темой (дети просматривают презентацию).
- После просмотра данной презентации, можете ли вы определить тему нашего занятия. Тема нашей встречи – «Патриотизм, как я понимаю».
Необходимые материалы: презентация на тему «Родина моя».

Основная часть.

  1. Игра – разминка «Ассоциации».
    Прежде чем мы начнем работать, я предлагаю вам провести разминку и поиграть в знакомую нам игру «Ассоциации». Тема нашей игры: «Родина». Дети кидают мяч друг другу и называют слова, с которыми у них ассоциируется слово «Родина».
    Необходимые материалы: мяч.фото1

  1. Упражнение  «Формулировка понятия».

 Сейчас я предлагаю вам самостоятельно выработать свое определение патриотизма. Но с начала необходимо разбиться на команды по три человека. Сделаем мы это необычным способом (Упражнение «Собери пословицу»). Каждый из вас вытянет листок с частью пословицы. У кого из ребят вторая  и третья части пословицы – с тем в команде вы и будете работать.

Необходимые материалы: пословицы о Родине, разрезанные на три части.
Итак, каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение патриотизма. Прошу вас включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью патриотизма. Определение должно быть кратким и емким.  
После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. Определение выписывается на  большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, воспитатель поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение упражнения: Воспитатель задает следующие вопросы:

— Что отличает каждое определение?

— Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

— Какое определение наиболее удачно?

— Можно ли дать одно определение понятию «патриотизм »?

В процессе обсуждения обращаю внимание на следующие моменты:

• Понятие «патриотизм» имеет множество сторон.

• Каждое из определений выявило какую-то грань патриотизма.

3.  Беседа «Символика страны»

- Ребята каждое государство имеет свои символы. Какие символы вы знаете у России? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, посмотрите презентацию.
Флаг – это прикреплённое к древку полотнище определённого размера и цвета. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Он развевается на государственных зданиях
, его вывешивают на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно видеть на военных парадах, на кораблях, на борту российских самолётов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага. Рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, прятали, чтобы он не достался врагу.

Еще одним символом России является герб. Давайте мы с вами рассмотрим герб России.  На гербе изображён двуглавый орёл, поднявший вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. Орёл на гербе обозначает силу. Это значит, что наше государство сильное, непобедимое. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава в лапах орла олицетворяют государственную власть и государственное единство. На груди орла красный щит. На нём изображён всадник. Это Святой Георгий Победоносец – защитник нашего Отечества. Он сидит на белом коне. За его плечами развевается синий плащ. В руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Конь топчет дракона. В этом гербе отразилась борьба добра и зла. Ребята, а кто из вас знает, где можно увидеть герб России?

Дети: На деньгах.

Воспитатель: Герб можно увидеть на монетах, денежных знаках, официальных документах, печатях… 

«Герб России»

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный. (В.Степанов) .

Воспитатель: У каждого государства обязательно есть ещё один символ – это гимн. Гимн – это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях. Когда спортсмены побеждают на международных соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны.  При исполнении гимна все обязательно встают, мужчины снимают головные уборы.

Упражнение. «Эмблема патриотизма и гражданственности»

Воспитатель: Чуть ранее вы сформулировали собственные определения патриотизма и ознакомились с уже существующими. Вам предстоит создать эмблему патриотизма.

Каждый  попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на политических документах, национальных флагах. фото2

Обсуждение упражнение:  После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники разбиваются на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение — 3—5 мин.).

Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы..
Необходимые материалы: детские альбомы, простые и цветные карандаши, фломастеры.

Упражнение  «Поэма о патриотизме»

 Ребята я предлагаю вам немного побыть в роли поэтов и написать оду патриотизму. Каждый  участник пишет свою строчку, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму и т.д. Законченная поэма возвращается воспитателю. Воспитатель собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму.

Поэму можно размножить и раздать всем участникам игры.

Необходимые материалы: лист бумаги и фломастеры.фото3

 Итоговая часть.

Рефлексия:
- Наше занятие подошло к концу. Давайте обсудим, что нового и полезного вы сегодня узнали? Какой полезной информацией наполнили свою копилку? Ответы детей обобщаются. 
Давайте обсудим: 
- что на занятии вам больше всего понравилось?
- что для вас было сложно на занятии?
фото4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме « Понятие о ране. Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская помощь» Практикум.

Занятие проводится для  учебных групп 1 года обучения по программе " Юный спасатель"...

Конспект кружкового занятия по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"

Конспект занятия кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"...

Конспект занятия на тему «Понятие предела. Предел последовательность. Вычисление пределов»

Конспект занятия на тему «Понятие предела.  Предел последовательность.  Вычисление пределов»...

Конспект занятия на тему: "Понятие гиперссылка. Способы и виды ее использования"

В ходе данного занятия раскрывается понятие Гиперссылка, виды и способы  ее создания...

8 кл., занятие по теме: "Понятие сотрудничества".

Занятие-тренинг для подростков....