Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
статья

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики

 

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики

• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

• Встречи с героями «Весёлых полянок»;

• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;

• Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек — помогалочек.

 «Кусачки»

Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.

«Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

«Тьфу»

На тарелки лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.

«Воздушный поцелуй»

Ребёнок прикладывает ладошку к губам, пытается её поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно Целовать зеркало, игрушку и т. д. для того, чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперёд.

«Хомячок»

Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

«Толстые щёки»

Ребёнок открывает рот. Взрослый сладкую полоску 4 засовывает в рот и на внутренней стороне щёк рисует ею линии, кружочки и т. д.

«Полоскание горла, рта»

Ребёнок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплёвывает воду.

«Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, язык, щёки»

«Облизывание тарелок»

Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».

Можно нарисовать на тарелке что-нибудь языком.

«Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как вкусно!»

«Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка, проговаривая ааа. Выполнять нужно быстро и чётко.

 «Стрелочки»

Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.

«Жевательная резинка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

«Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

«Яблочко»

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

«Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку, говорим: «Сейчас я налью тебе чаю, ш-ш-ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

«Улитка»

Также делаем небольшое углубление в языке и начинаем палочкой, смазанной в варенье рисовать маленькие кружочки, как будто закручиваем раковину улитки.

Улитка, улитка

Высуни рога

Дам тебе пирога.

«Трубочка»

Просим ребёнка высунуть широкий язычок. Кладём сладкую палочку по желобку языка (средняя часть языка) от середины до кончика делаем ей небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем её изо рта.

 

Упражнения с соломкой, сушкой, ложной.

  1. Удержание
  • На верхней губе (палочка зажимается между губой и носом)
  • Зажав  губами « в улыбке» (кубы не натягиваются на зубы)
  • Зажав  губами  «в трубочке»
  • Зажав зубами (губы в улыбке)
  • На языке (палочка кладется на язык горизонтально, нужно удерживать ее на широком языке)
  • На языке, подняв кончик языка вверх, но не прижимая его к губе
  • Под языком прижав к нижней губе
  • Обхватив сушку губами «в трубочке»
  1. Потягивание  (с соломкой или ложкой)
  • Дотянись языком до палочки в определенной точке на губах (левый верхний угол, правый верхний угол, нижний левый угол и т.д.)
  • Дотянись языком до палочки вперёд (вперед вверх, вперед вниз, влево, вправо)
  • «Попади в кольцо» (с сушкой) – дотянуться языком в центр сушки, которую держит взрослый.
  1. Катание
  • палочки на языком во рту (голова немножко отклоняется назад, палочка лежит на уголках губ)
  •  палочки на тарелочке
  • Катание языком сушек нанизанных на соломку (коктейльную палочку, мини шампур, вместо сушек можно использовать круглые кусочки моркови на палочке)
  1.  Выплёвывание вперёд  палочки зажатой губами сильной воздушной струёй.
  2. «Кучер»- дразнилка с выпусканием воздуха через неплотно сжатые губы, проводим горизонтальной  палочкой по губам вверх-вниз.

                                            

                                           Упражнения для языка с водой
    "Не расплескай воду"


1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
 

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
 
 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики»

Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием по развитию артикуляции с использованием дидактической игрушки Кваки«Нетрадиционные формы проведения артикуляци...

«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика.      Ребён...

«Формирование правильного звукопроизношения у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»

Мастер-класс предназначен для восптиателей комбинированных групп, а так же для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА, КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА,КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА  ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ....

Памятка "Нетрадиционные технологии проведения артикуляционной гимнастики."

Данная памятка поможет учителям-логопедам использовать в работе нетрадиционные технологии проведения артикуляционной гимнастики,позволяющие разнообразить коррекционно-развивающую работу с детьми с раз...

Тема: Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики. Упражнения с шариком.

Упражнения с шариком-выработка полноценных движений и определённых положений органовартикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения зв...