ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Волшебная палитра»
материал
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Волшебная палитра»
Направление: художественно-эстетическое
Тип программы: образовательная
Составитель программы: Курилкина Елена Васильевна, педагог-организатор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Волшебная палитра» | 75.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Волшебная палитра»
Направление: художественно-эстетическое
Тип программы: образовательная
Составитель программы: Курилкина Елена Васильевна
педагог-организатор
Нижневартовск 2019
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ДПИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
ФОРМА И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование личности происходит через развитие творческого потенциала человека в процессе деятельности. Декоративно прикладное искусство и изобразительная деятельность дают большие возможности в развитии творческого потенциала учащегося. Работа творческого объединения направлена на развитие у школьников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Мой выбор не случайно остановился на творческом воспитании учеников через занятия изобразительным искусством и ДПИ так как в современном технологичном мире множество различных видов и примеров искусства которые нас окружают. В творчестве ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности. Это доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире. Дети школьного возраста получают удовольствие, положительные эмоции от работы с нетрадиционными материалами, интересными технологиями, среди которых одни требуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению.
Занятие изобразительного искусства пробуждает, укрепляет интерес, развивает любовь к изобразительному и декоративно прикладному искусству, исподволь развивая творческое воображение и мышление, совершенствуя изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность. Ученики овладевают различными техниками, приемами и реализуют свои творческие замыслы. Происходит прекрасное воздействие на ум, душу, волю, обогащается духовный мир ребенка. Центральное место в развитии гармоничной личности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества.
Программа, позволяют более подробно познакомить учащихся с различными техниками и материалами, которые используются в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном искусстве, т.к. практическая задача - это овладение элементарными основами техники.
Человек третьего тысячелетия — это человек, имеющий собственный стиль жизни, работы, одежды и проявляющий творческое начало в создании себя и окружающего мира. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизации и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Реализация программы кружка основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. Возрастные и психологические особенности детей школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции, перспективу. Происходит в процессе занятий развитие у детей цветового восприятия. Творчество для любого человека - это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Программа кружка «Волшебная палитра» рассчитана на два года.
Программа кружка включает в себя два основных раздела:
Изобразительное искусство. ДПИ.
Группы:
Группа I. Изобразительное искусство. Состоит из 12 обучающихся учащихся среднего звена и начальной школы. Занятия проводятся 3 раз в неделю по 2 урока по 40 мин.
Группа II. Изобразительное искусство. Группа II состоит из 10 учащихся среднего звена школы. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 урока по 40 минут.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты, формирование у детей навыков художественного изобразительного искусства и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры. | |
Задачи курса (образовательные, развивающие, воспитательные): | Результат: |
-формирование у детей навыков художественного изобразительного искусства; -учить теоретическим основам рисования (закономерностям линейной, воздушной и обратной перспективы, пропорции, строение, цвет, свет и т.д.); - учить графическим, живописным приемам и навыкам; - учить пользоваться техническими приемами при создании композиций используя теоретические знания; -обучить изображать с натуры и по представлению, используя технические приёмы и навыки; -формирование образного и технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, наброска, простейшего чертежа). -формирование потребности в чтении графического изображения -учить выражать красоту окружающего мира через его художественный образ; -осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и мировой художественной культуре; -развить творческое мышление, чувство вкуса и эстетики; -развитие у детей творческого потенциала; -расширить и развить кругозор учащихся; -ознакомление детей с элементами художественного конструирования и оформления изделий, развитие художественного вкуса; -обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; -создание базы для творческого мышления; -развитие активности и самостоятельности; -развитие умения планировать, осуществлять самоконтроль; -эстетическое воспитание школьников; -воспитание трудолюбия, аккуратности; - способствовать воспитанию патриота родного края, хранителя и носителя национальных традиций; -воспитание культуры общения, умения работать в коллективе; -воспитать в детях усидчивость, последовательность; - воспитать бережное отношение к окружающему миру; -приучение детей к аккуратности; -воспитание терпения на трудном пути достижения цели; | К концу первого года обучения дети будут знать: -основные и дополнительные цвета; -цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); -понятие симметрии; -контрасты форм; -свойства красок и графических материалов; -азы воздушной перспективы (дальше, ближе); -основы терминологии; -первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, схеме и эскизе, различать эти графические изображения; -способы применения шаблонов; - основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги); К концу первого года обучения дети будут уметь: - смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; - правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; - работать самостоятельно и в коллективе; Грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; Планировать последовательность своей работы Получат развитие общеучебные умения и личностные качества: -умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; -трудолюбие; -самостоятельность; -уверенность в своих силах. - умение воспринимать конструктивную критику; - способность к адекватной самооценке; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - трудолюбие, упорство в достижении цели; - эмпатия, взаимопомощь. |
Принципы, лежащие в основе программы:
-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ;
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Основной формой обучения является практическая работа и проектный метод. Практическая работа позволяет освоить основные приемы и навыки декоративно-прикладного искусства, ориентирует детей на конечный результат. Практика, это своего рода тренинг, закрепление пройденного материала. Объяснение нового материала в данной программе проводятся параллельно с практикой, т.к. многие вещи в искусстве невозможно объяснить словами. Необходимо тут же дать попробовать это сделать детям, соответственно у детей возникает интерес, они видят, что это им под силу, материал усваивается с интересом и дети спешат узнать и попробовать больше. Программой предусмотрены задания индивидуального и коллективного выполнения. Бесспорно положительный эффект дает коллективная работа учащихся. Особенно это актуально в разновозрастных группах и группах с разным уровнем подготовки учащихся. Степень сложности заданий зависит от уровня подготовки учащихся и требует кропотливого труда, поэтому проводится индивидуальная работа с каждым учащимся.
Одной из форм стимулирования учащихся к занятиям, оценки результативности собственной деятельности и деятельности объединения является:
участие в выставках (в объединении, школьных, районных);
участие в показах своих рисунков в городских выставках и конкурсах;
Основные формы работы:
- Учебно - практические занятия, итоговые занятия:
- Рисунки, поделки;
- Проектная деятельность;
- Выставки в школе;
- Проведение внутренних и общешкольных конкурсов: конкурс мастерства, конкурс на лучший рисунок;
- Участие в различных городских выставках и конкурсах;
- Индивидуальные занятия.
Основными методами реализации данной программы можно считать:
- метод просмотра;
- выставки;
Темы, предлагаемые учащимся, являются актуальными и целесообразными в данное время. Такая структура программы позволяет оперативно приспосабливать её ко времени проведения различных конкурсов, праздников и мероприятий.
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного занятия, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы. Наглядные пособия: презентации, раздаточный материал, образцы готовых работ, шаблоны.
В процессе обучения используются: групповая, индивидуальная формы работы.
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою работу);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный период, за год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
МАТЕРИАЛ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ.
Для работы объединения «Волшебная палитра» может использоваться учебный кабинет. Помещение должно быть достаточно просторным для того, чтобы дети не мешали друг другу, не загораживали свет, и хорошо проветриваемым. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Кабинет должен быть освещен рассеянным солнечным светом при дневном освещении и люминесцентными лампами при вечернем. Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка или можно парту использовать на двоих. В кабинет оснащен компьютером, мультимедиапроектором, есть доска, экран, мел, раковина, шкафы для хранения бумаги, рисунков и принадлежностей, контейнер для мусора.
Наличие у каждого посещающего бумаги разного формата и цвета, картона, красок акварельных, красок гуашевых, кисти круглые и плоские разного размера для рисования, палитры, баночки для воды, кистей для клея, ножниц с круглыми концами, тряпочек для рук, клеёнки для стола, клея карандаша, восковые мелки, мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов, тушь разноцветная, гелевые ручки.
Необходимы шкафы и полки для хранения материалов и наглядных пособий, письменный стол, стенды для мини-выставок. Для показа презентаций компьютер и мультимедиапроектор.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование разделов и тем |
1 | Введение в программу |
1.1 | Знакомство с программой |
1.2 | Правила техника безопасности на занятии |
2 | Живопись |
2.1 | Свойства красок. «Танец дружных красок». |
«Сказочные коврики» | |
«Цветные стеклышки» | |
«Золотая осень» | |
«Кленовый листик» | |
2.2 | Королева Кисточка и волшебные превращения красок. «Цветик-семицветик» |
«Радуга-дуга» | |
«Корзина с дарами осени» | |
«Сказки» | |
2.3 | Праздник тёплых и холодных цветов. Упражнение на зрительную и ассоциативную память «Золотая осень» |
«Сказочное солнышко» | |
«Золотая пора» | |
«Осенние листочки» | |
«Осенние листопад» | |
«Осенний букет» | |
«Золотая рыбка» | |
«Дары осени» | |
«Совушка» | |
«Волшебная страна» | |
2.4 | Серо-чёрный мир красок. Выполнение заданий: «Сказочные горы» |
«Деревья» | |
«Мой любимый город» | |
«Силуэт» | |
«Ежик» | |
«Веселые далматинцы» | |
2.5 | Красочное настроение. Выполнение заданий: «Воздушные замки» |
«Воздушные замки» | |
«Дремучий лес» | |
«Цирк» | |
«Праздник» | |
3 | Рисунок |
3.1 | Волшебная линия. Выполнение заданий: «Линейная фантазия». |
«Линейная фантазия» | |
«Лабиринты» | |
«Лабиринты» | |
«Воздушный змей» | |
3.2 | Точка |
«Подсолнухи» | |
«Мир насекомых под микроскопом» | |
«Черепашки в пустыне» | |
«Волшебные поляны» | |
3.3 | Пятно. Выполнение заданий: «Танец бабочек». |
«Танец бабочек» | |
«Подводный мир» | |
«Образ доброго и злого сказочного героя» | |
«Образ доброго и злого сказочного героя» | |
«Динозавры» | |
3.4 | Форма. Задания-игры:«Построй сказочный город» |
«Построй сказочный город» | |
«Фрукты» | |
«Фрукты» | |
«Фрукты» | |
3.5 | Контраст форм. Выполнение заданий «Снежика-красавица». |
«Снежика-красавица» | |
«Северное сияние». | |
«Лесной хоровод зимой» | |
«Лесной хоровод зимой» | |
«Зимнее окно» | |
4 | Декоративное рисование. |
4.1 | Симметрия. Задания-игры: «Чудо-бабочка» |
«Образ из пятна» | |
«Чудо-бабочка» | |
«Солнце в небе» | |
«Образ из пятна» | |
«Сказочный лес» | |
«Сказочный лес» | |
«Древо жизни» | |
«Древо жизни» | |
4.2 | Декоративные узоры. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки» |
«Узорчатые змейки» | |
«Геометрический узор» | |
«Геометрический узор» | |
«Пёстрая черепашка» | |
«Пёстрая черепашка». | |
4.3 | Стилизация. Мир декоративно-прикладного искусства. Выполнение заданий: «Жар-птица» |
«Древо жизни» | |
«Узорчатые змейки» | |
«Пестрая черепашка» | |
«Узор от Мороза Ивановича» | |
«Узор от Мороза Ивановича» | |
«Зимняя варежка» | |
«Сказочные кони» | |
«Рябь на воде» | |
«Рябь на воде» | |
4.4 | Орнамент. Выполнение заданий: «Весёлые строчки» |
«Весёлые строчки» | |
«Мамины бусы» | |
«Хантыйский узор» | |
«Обои в моей комнате» | |
4.5 | Сказочная композиция. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир» |
«Оживший зачарованный мир» | |
«Чудо-богатыри» | |
«Чудо-богатыри» | |
«Добрая сказка» | |
«Добрая сказка» | |
«Царевна-лягушка» | |
«Колобок» | |
«Кот в сапогах» | |
5 | Конструирование из бумаги |
5.1 | Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация. |
«Лоскутный коврик» | |
« Сова» «Петушок- золотой гребешок и ребятки цеплятки» | |
5.2 | Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепим бабочку». |
«Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги | |
Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки. | |
«Лепим снеговика» «Лепим бабочку» | |
5.3 | Скручивание, складывание, резание бумаги. |
«Волшебный лес» | |
«Смешные человечки» | |
«Маскарадные маски» | |
6 | Выразительные средства графических материалов |
6.1 | Цветные карандаши. «Радуга в небе» |
«Цветной ветер» | |
«Разноцветные ёжики» | |
«День космонавтики» | |
6.2 | Гелевые ручки, тушь. Выполнение заданий: «Лесной волшебник» |
«Портрет папы» | |
«Папа за любимым делом» | |
«Папа за любимым делом» | |
«Папа за любимым делом» | |
«Волшебное перо Жар-птицы» | |
«Волшебное перо Жар-птицы» | |
«Масленица. Скоморох» | |
«Масленица. Скоморох» | |
«К 8 марта» | |
«К 8 марта» | |
6.3 | Восковые мелки, фломастеры. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны» |
«Карусель» | |
«Фонтан светомузыкальный» | |
«Фонтан светомузыкальный» | |
«Воздушный шар» | |
«Воздушный шар» | |
«Улицы города» | |
«Улицы города» | |
«Фонарь» | |
«Фонарь» | |
«Водопад» | |
«Водопад» | |
«День Победы» | |
«День Победы» | |
«День Победы» | |
«День Победы» | |
«День Победы» | |
6.4 | Пастель, уголь. : «День космонавтики» |
«День космонавтики» | |
«Золотой сон» | |
«Золотой сон» | |
«Букет в вазе» | |
«Букет в вазе» | |
«Сказочный герой» | |
«Ночной город» | |
«Перед дождем» | |
«Вечер» | |
«День Победы» | |
«День Победы» | |
«Грозовые тучи» | |
7. Согласование цветов. | |
7.1 | 7.1. Гармония цвета |
Гармония цвета. «Праздничный букет в вазе» | |
Сочетания одного и того же цвета. «Праздничный букет в вазе» | |
Знакомство с гармоническим сочетанием цвета, «Витражи» | |
«Витражи» | |
«Первые весенние деньки» | |
«Капель» | |
7.2 | Тема 7.2. Контраст цвета. Три пары контрастных цветов |
Пары контрастных цветов: красный – зелёный. | |
Пары контрастных цветов: желтый – фиолетовый. | |
Пары контрастных цветов: оранжевый – синий. | |
«Полевые маки» | |
«Сирень» | |
«Тюльпаны» | |
«Птица сирин» | |
«Пираты» | |
«Пираты» | |
«Подсолнухи» | |
«Кувшинки» | |
«Гроза в мае» | |
«Гроза в мае» | |
«Яблоневый сад» | |
«Подводный мир» | |
«Сказочная птица» | |
7.3 | Тема 7.3. Цветные пятна. |
Получение красивых цветовых пятен. | |
«Волшебные бабочки» | |
8 | Экскурсии в музеи и на выставки |
9 | Итоговое занятие |
Тематическое планирование предполагает вариативность и составлено таким образом, что работы выбираются и выполняются из обширного списка «Практическое занятие» к каждой теме из Раздела программы исходя из уровня подготовки учеников. Названия работ указаны с «запасом» для удобства работы педагога. Темы урока могут изменяться и дополняться согласно результатам учеников и актуальным конкурсам и мероприятиям в которых участвуют дети.
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Знакомство с программой.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Техника безопасности в помещении на занятии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Свойства красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Сказочные коврики», «Цветные стёклышки», «Осенний листопад», «Золотая осень», «Осенний букет», «Осеннее настроение», «Кленовый листик», «Лес», «Белая березка»
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют», «Корзина с дарами осени», «Мы живем в Югре», «Сказки»
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнение тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память, «Золотая осень», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Волшебный замок», «Осенний листопад», «Осенние листики» «Золотая пора», «Осенний букет», «Дары осени», «Волшебная страна», «Совушка», «Корзина с грибами».
Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Деревья», «Мой любимый город», «Силуэт», «Веселые долматинцы», «Кот».
Тема 2.5. Красочное настроение.
Деление цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес», «Цирк», «Праздник»
Раздел 3. Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты», «Воздушный змей», «Ветер»
Тема 3.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Подсолнухи», «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны», «Кувшинки»
Тема 3.3. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Подводный мир», «Образ доброго и злого сказочного героя», «Динозавры», «Золотая рыбка».
Тема 3.4. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное», «Иллюстрация к сказке « Конек-Горбунок», «Фрукты», «Корзина с дарами осени».
Тема 3.5. Контраст форм.
Контраст форм на примере зимних деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Снежинка красавица», «Лесной хоровод зимой», «Северное сияние», «Зимнее окно», «Хоровод братьев месяцев», «Снежинка - красавица».
Раздел 4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чудо-бабочка», «Образ из пятна», «Сказочный лес», «Древо жизни», «Солнце в небе».
Тема 4.2. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», « Геометрический узор», «Пёстрая черепашка», « «Узор от Мороза-Ивановича», «Зимняя варежка», «Рябь на воде», «Закат».
Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни»,
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Пёстрая черепашка», «Узор от Мороза-Ивановича», «Зимняя варежка», « Жар-птица», «Дерево жизни», «Сказочные кони», «Рябь на воде»,
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды», «Хантыйский узор», «Обои в моей комнате».
Тема 4.5. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Кот в сапогах».
Раздел 5. Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Тема 5.1. Работа с рваной бумагой.
Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Сова», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».
Тема 5.2. Работа с мятой бумагой.
Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».
Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т. д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски».
Раздел 6. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Тема 6.1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Разноцветные ёжики», «Фонтан светомузыкальный», «Радуга в небе», «День космонавтики».
Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «Портрет папы», «Папа за любимым делом», «Волшебное перо Жар-птицы», «День космонавтики», «Масленица. Скоморох», «К 8 марта»
Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель», «Фонтан светомузыкальный», «Радуга в небе», «Воздушный шар», «Улицы города», «Фонарь», «Водопад», «День Победы»
Тема 6.4. Пастель, уголь.
Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «День космонавтики», «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой», «Ночной город», «Перед дождем», «Вечер», «Грозовые тучи».
Раздел 7. Правила сочетания цветов.
Тема 7.1. Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Праздничный букет в вазе», «Витражи», «Первые весенние деньки», «Капель».
Тема 7.2. Контраст цвета.
Три пары контрастных цветов: жёлтый – фиолетовый, красный – зелёный, оранжевый – синий. Выделения главного цветом.
Практическое занятие Примерные задания: «Полевые маки», «Тюльпаны», «Сказочная птица», «Птица сирин», «Пираты», «Подсолнухи», «Гроза в мая», «Кувшинки», «Яблоневый сад», «Подводный мир», «Сирень», «Дюны», «Маки».
Тема 7.3. Цветные кляксы.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки».
Раздел 8. Итоговое занятие.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабурова Г. «Искусство детям». Цветочные узоры Полех-Майдана- педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Г.А. Величкина Г.А., Т.Я. Шпиколова «Искусство детям». Дымковская игрушка- педагогическое издательство "Мозаика-Синтез"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 2008год. WWW.school-collection.edu.ru Поурочное планирование к учебллнику «Изобразительное искусство», 2 класс, Кузин В.С., издательство «Дрофа»
- Крюкова С.В автор- педагог-психолог и программа С.В. Крюкова и Н.П. Слободяник.
- Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. – СПб.: Питер, 2008.
- Гердт Н.И., Пикулева Л.К. Социокультурная среда художественного развития детей в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - Челябинск: Книга, 2008.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2007.
- Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Комарова Т.С., Шилова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Академия, 2006.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2006.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. - М.: Эгвес, 2000.
- Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Бумеранг, 2007.
- Развитие личности ребенка: Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
- Савенков A.M. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2007.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможные приёмы педагога дополнительного образования по изобразительному искусству и живописи по сбережению здоровья учащихся.
В материале даны примеры возможных приёмов по здоровьесбережению на уроках изобразительного искусства и живописи в дополнительном образовании и приведён список литературы по здоровьесбережению....
Программа дополнительного образования Направление: Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное творчество.
Программа дополнительного образования Направление: Изобразительное искусство,Декоративно-прикладное творчество.СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫКРУЖОК «МОЗАИКА»:Программа ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка»
Программа дополнительного образования "Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка"...
Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"
Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...
Программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Малахитовая шкатулка. Легенды южного урала"
В 4 классе основной задачей приобщения детей к искусству является знакомство и формирование представлений о многообразии художественного наследия своего родного края.Предания и легенды о Земле Уральск...
Методический материал для занятий дополнительного образования по изобразительному искусству Из опыта работы «Необычное в обычном» Направление развития личности школьника: общекультурное Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна
Хочу поделиться своими наработками и открытием в области ДПТ.Работая с детьми, хочется поразить их воображение. Конечно, придумано очень много всего в области ДПИ, но мне кажется, многим то, о чем пой...
Структура рабочей программы дополнительного образования по изобразительному искусству «Студия живописи и графики»
Рабочая программа по изобразительному искусству для деятельности кружка ОДОД "Студия живописи и графики" - первый год обучения. Содержит пояснительную записку и КТП....