"Организация наставничества педагогов в условиях современного образования" (2020 г.)
статья
Один из федеральных проектов национального проекта «Образование» -«Современная школа», в реализации которого наставничество играет ведущую роль. Сроки его реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024.
Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее традиционных способов. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evgrashinaprezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt | 2.08 МБ |
statya.docx | 574.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный проект «Современная школа» сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024
Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель . Эрих Фроим
Формы наставничества «ученик – ученик»; «учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель -ученик»; «работодатель -студент». Документы, регламентирующие наставничество Положение о наставничестве
Модели наставничества Модель Описание Целевая группа Задачи Коучинг Самообучение и саморазвитие Все категории работников Пополнение знаний, обучение новым навыкам Классическое наставничество (менторство) Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять то или иное задание Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность Обучить педагога новым навыкам, помочь адаптироваться. Контролировать результат работы Улучшить взаимодействие между работниками. Сохранить и передать знания внутри организации Паритетное взаимодействие (buddying) Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного Все категории работников Передать знания и адаптировать работника ,оценить эффективность изменений в работе педагога, сформировать команду Критическое взаимодействие Два профессионала критически анализируют собственную работу Все категории работников Проследить прогресс в работе педагогов. Определить потребность педагогов в обучении и помощи
А даптационный Проектировочный К онтрольно - оценочный Определение сформированности профессионально значимых качеств; разработка адаптационной программы профессионального становления учителя Формирование потребности у учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков Формирование способности и стремления к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием Этапы работы
Алгоритм взаимодействия посещение уроков наставника учителем - стажёром; совместное проектирование уроков, элективных курсов, консультаций; демонстрация урока, курса учителем - стажёром; анализ устранения замечаний. анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; выявление проблемных зон учащихся, профессиональных затруднений учителя; консультации наставника для учителя – стажёра;
Сопровождение педагога Организационное Коммуникативное Направления Информационное Методическое
эМОЭЭ РЕ Оценка результатов наставничества УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКА
Методики взаимного обучения педагогические прогулки; педагогический коучинг; профессиональные обучающиеся сообщества; межпредметный speed dating («быстрые знакомства»); проектная деятельность.
Результативность Результативное участие педагогов и обучающихся в конкурсах и олимпиадах Аккумуляция и трансляция опыта в профессиональных сообществах, стажёрской площадке Закрепление на рабочем месте, удовлетворенность профессиональной деятельностью Объективная оценка достижений планируемых результатов: ГИА, ВПР, НИКО
Предварительный просмотр:
Организация наставничества педагогов
в условиях современного образования
Если я люблю, забочусь, то есть активно участвую
в развитии и счастье другого человека, я не зритель.
Один из федеральных проектов национального проекта «Образование» -«Современная школа», в реализации которого наставничество играет ведущую роль. Сроки его реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024.
Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее традиционных способов. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени. Основными формами наставничества являются:
- «ученик – ученик»;
- «учитель – учитель»;
- «студент – ученик»;
- «работодатель - ученик»;
- «работодатель - студент».
Эти формы основаны на универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Более подробно хочу остановиться на форме - «учитель – учитель», познакомить с ее реализацией в нашем учебном заведении. Регламентирует эту деятельность - «Положение о наставничестве». Закрепление на месте работы или в должности педагога, молодого специалиста, повышение профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне - основная цель этой формы.
Модели наставничества, применяемые в МБОУ «Лицей №17»
Модель | Описание | Целевая группа | Задачи |
Коучинг | Самообучение и саморазвитие | Все категории работников | Пополнение знаний, обучение новым навыкам. |
Классическое наставничество (менторство) | Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять задание | Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность | Обучить педагога новым навыкам, помочь адаптироваться. Контролировать результат работы. Улучшить взаимодействие между работниками. Сохранить и передать знания внутри организации |
Паритетное взаимодействие (buddying) | Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного | Все категории работников | Передать знания и адаптировать работника, оценить эффективность изменений в работе педагога, сформировать команду |
Критическое взаимодействие | Два профессионала критически анализируют собственную работу | Все категории работников | Проследить прогресс в работе педагогов. Определить потребность педагогов в обучении и помощи |
Наставник составляет программу, в которую включены три периода работы:
адаптационный – узнать сильные и слабые стороны стажера, чтобы скорректировать программу и выбрать нужные методы работы;
основной – реализация программы адаптации коллеги, проведение работы по коррекции умений и навыков;
контрольно-оценочный – проверка уровня профессиональной компетентности педагога, определение его готовности к выполнению своих обязанностей.
Мы разработали алгоритм эффективного взаимодействия наставника и наставляемого:
- анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;
- выявление проблемных зон учащихся;
- выявление профессиональных затруднений учителя;
- консультации наставника для учителя – стажёра;
- совместное проектирование уроков, элективных курсов, консультаций;
- демонстрация урока, курса учителем - стажёром;
- анализ устранения замечаний.
Сопровождение педагога происходит по направлениям:
Диагностируются педагогические проблемы наставляемого, обеспечивается допуск к информации из базы данных, педагоги участвуют в конференциях, круглых столах, мастер – классах, обсуждаются возникшие проблемы.
Оценка результатов происходит по следующей схеме:
Методики взаимного обучения педагогов в нашем коллективе:
- педагогические прогулки;
- педагогический коучинг;
- профессиональные обучающиеся сообщества;
- межпредметный speed dating («быстрые знакомства»);
- проектная деятельность.
Результатом наставничества в коллективе являются:
- аккумуляция и трансляция опыта в профессиональных сообществах, стажёрской площадке;
- объективная оценка достижений планируемых результатов: ГИА, ВПР, НИКО;
- результативное участие педагогов и обучающихся в конкурсах и олимпиадах;
- закрепление на рабочем месте, удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Наставничество – это естественным образом сложившаяся форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу, это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Так будем же его развивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы НОУ в условиях современной школы
В статье "Организация работы НОУ в условиях современной школы" представлен обобщённый опыт работы с одарёнными детьми...
Дебаты как форма организации воспитательной работы в современных условиях
Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм...
Научная организация труда школьника в современных условиях
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно...
Организация духовно-нравственного развития студентов СПО в условиях современных вызовов.
Духовно - нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела. Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается...
Методическое сообщение "Детская музыкальная школа: организация учебного процесса в современных условиях"
Методическое сообщение посвящено основным тенденциям организации учебного процесса в современных условиях....
Организация ученических проектов в условиях современного образования
Нашему времени свойственна технологическая направленность. Технологии и инновации, вошедшие в школьную жизнь, направлены на повышение продуктивности учебной деятельности, превращении школьника ...
Эссе о важности наставничества, как необходимой практики в условиях современной школы
Что такое наставничество и почему оно так необходимо для современной школы...