Эссе: "Я - учитель". Конкурс "Педагог Югры-2020"
материал

Кондратьев Владимир Сергеевич

Предварительный просмотр:

Кондратьев Владимир Сергеевич

МАОУ «Средняя школа №8»

г. Когалым

Эссе

Я – учитель

Я учитель истории. Больше скажу: я молодой учитель истории. Вполне очевидно, что за этим стоит многое. Мне, как и всем начинающим,  казалось, что я смогу очень скоро достичь успеха. Ещё бы:  я так много узнал во время учебы в институте, прошел практику,  и не одну, поступил в аспирантуру Тюменского Государственного университета в городе Тобольске по специальности «Всеобщая история». Хотелось побыстрее воплотить в жизнь всё намеченное, передать школьникам всё полученное, немедленно научить, убедить, воспитать…  Сейчас я понимаю: чтобы стать профессионалом в педагогике, Учителем с большой буквы, нужно неустанно трудиться ежедневно, из года в год, день ото дня -  нужен серьезный практический опыт.

А в детстве мне казалось, что быть учителем просто. Пришел на урок, провел его и можно отдыхать до завтра. Впервые я ощутил трудность и важность профессии в 10 классе, когда мы, старшеклассники, заменяли учителей и проводили  уроки в  своем классе. Неделя подготовки - и вот я  стою  у доски и не могу понять, почему все молчат. Как бы мне хотелось узнать, о чём думают они! Как бы хотелось, чтобы слышали меня и разделяли мои убеждения! Чем заинтересовать всех, чтобы поняли они,  что я не случайно стою перед ними? В этот момент, вероятно, я осознал, что учитель - это особая профессия,  намного больше, чем кажется на первый взгляд.

В 2015 году я начал свою трудовую деятельность в МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма. Ежегодно здесь проводится опрос среди родителей учеников о качестве предоставляемых услуг. Результаты одного из них были несколько неожиданными для меня, но, признаюсь, приятно удивили. Большая часть родителей хотели бы, чтобы их детей учили молодые учителя. А мне всегда казалось, что учителя - стажисты имеют преимущества перед нами – учителями, которые только недавно вышли из стен альма-матер.  Родителям, как оказалось,  нужен учитель нового поколения. Именно таким я себя и считаю. В то же время не могу не задуматься: а какой он, учитель нового поколения? Совпадают ли мои представления с мнением родителей и учеников?  Могу ли я назвать себя современным учителем?

Размышляя об этом, считаю нужным опираться всё-таки на авторитетное  мнение опытных педагогов и психологов.

«Надо успевать жить со скоростью ребенка», - утверждает П.Н. Виноградов.  Согласитесь, современные учителя и ученики  живут в эпоху глобализации. Мир меняется, идёт вперёд семимильными шагами. Значит, в первую очередь должны меняться современные учителя. Учитель ведёт молодых, ему обучать и воспитывать детей в быстро меняющееся время. Молодое поколение учителей в большинстве своем готово принимать новое. Если педагог заинтересован в своей работе и желает получить хорошие результаты, он будет действовать: искать интересную информацию, обращаться к новым технологиях, советоваться с маститыми учителям. В этом заинтересованы современные ученики. Почему? Потому что они другие.

В научной педагогической литературе появился термин,  характеризующий молодое поколение  как «поколение Z» – это одно из первых поколений, которое родилось в эпоху интернета. Они не помнят, какой была жизнь без гаджетов, и проводят со смартфонами и планшетами много времени. На каждый шаг у них есть приложения, которыми они пользуются так же естественно, как дышат. «Поколение Z»  не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно. Они хотят делать открытия, любят исследования и разработки. Экран, внедряясь в детское сознание посредством эффектов и образов, создал новые ценности и потребности этих детей.  Зная нашего ученика, мы и должны искать те педагогические технологии, которые будут приемлемы для них и позволят получить высокие результаты. Это разнообразные визуальные методы, творческие и исследовательские проекты.

Я уверен:  учителю  необходимо меняться вместе с учениками. Новому поколению учителей сделать это проще, им нет необходимости ломать сложившиеся стереотипы сознания и свои  профессиональной привычки. Молодые учителя близки этому поколению по интересам, близки  своим умением «жить» в огромном информационном поле.  

  «Будущее нельзя предсказать, к нему можно подготовиться. Было поколение Next, сейчас поколение сети», -  пишет Ю.М. Рабинович. Конечно, мышление молодого учителя отличается от  мышления   педагогов прошлых поколений. Молодым легче освоить новые технологии и создавать развивающую образовательную среду на их основе. Компьютер и гаджеты заменяют привычный мир человека. И мы не находимся в стороне от этого процесса. Большое количество компьютерных программ отправляются в школы. Кто их использует?  В первую очередь, учителя нового поколения.  Нам проще работать с современными интерактивными технологиями. Поэтому мы  ближе к «поколению Z», которое «живет» в виртуальном мире, общается с помощью гаджетов и социальных сетей.

Государство вводит новые стандарты обучения, во главу угла которого ставится системно-деятельностный подход. Учеников мы учим самостоятельно находить нужную для них  информацию и знать, где  её  искать. В этих условиях    необходимо создать среду для развития каждого учащегося. Наш ученик уникален, и образовательная среда для него должная быть иной. Для себя я нашел свою нишу. Я стараюсь воплощать в своих уроках критическое мышление. Методов и приемов позволяющих развивать критическое мышление огромное количество («Р.А.Ф.Т.», «Инсерт», «Фишбоун» и т.д.). И, самое главное, они постоянно обновляются и расширяются.

Ю.М. Рабинович так оценивает современного учителя: «был педагог машина, сейчас человек мозг».  Это, как мне кажется, очень точная характеристика современного учителя. Интеллект молодого учителя не  может  ограничиваться знанием только своего предмета. Любая школьная дисциплина  взаимодействует с  большим количеством  смежных   наук. Ярким  примером здесь   выступает история  и   вспомогательные исторические дисциплины: палеография, хронология, нумизматика, археология, геральдика, топонимика, генеалогия, ономастика. Ученик будет рад узнать, например, что означает его имя, почему улица, на которой он живёт, названа именно так. Можно подумать, что это мелочи, но из этих деталей и складывается представление о знаниях молодого учителя. Учитель истории должен хорошо разбираться и  в литературе,  так как  многие исторические сюжеты отражены в художественных произведениях; надо знать и географию, так как  нужно формировать понятие о местах исторических событий. Знание многих дисциплин придает разнообразие учебному процессу и выявляет  интеллект учителя.

И мои знания не ограничиваются изучением только российской программы. Расширение их диапазона – это работа с аутентичными иностранными  учебниками. Мне посчастливилось работать по уникальной образовательной программе «International Baccalaureate», которая заставляет меня работать  с удвоенной силой. Изучая иностранные учебники по истории, я начал с другой стороны смотреть на познание истории. Множество трактовок событий мировой и отечественной истории позволяют мне развивать гибкость ума, умение анализировать,  делать выводы. Этому же я учу своих детей: не быть заложниками информации, а думать, сопоставлять, воспринимать её критически.

Вполне разделяю мысль Е.А.Ямбурга, что «учитель – фундамент новой школы». Мы, молодые, создаем условия для работы будущего поколения учителей. Меняется ученик, школа, учитель, поэтому в скором времени  наши методы, приемы, умения, полученные в ходе работы сегодня,  станут тем стержнем, на котором будет держаться образование будущего. Мы должны быть к этому готовы. Совсем скоро мы, сегодняшние молодые,  будем готовить новые педагогические кадры, которые должны  соответствовать   новым веяниям жизни.

 «Учитель – оценщик», – напоминает Е.А. Ямбург. Да, без оценивания результатов работы учеников нельзя обойтись. Учитель, не анализируя результатов  своих учеников, не может построить свою работу. Я убеждён, что сравнивать учеников и выдавать среднее значение по школе – это пережиток прошлого. Оценивать  нужно динамику  обучения каждого отдельного ученика. Ученик – это индивидуальность, у каждого свой темп работы, свои  умственные способности, свой  характер. Всё это надо  учитывать  уже в начале работы.  

Я молодой учитель. И речь идёт не только о  возрасте.  Молодой учитель  –это учитель нового поколения. Каким должен быть такой  учитель? Обладать знаниями не только в области  своей дисциплины, уметь работать с современными образовательными технологиями, не останавливаться на достигнутых результатах. Являюсь ли я таким? Ответы «да» и «нет» будут, как мне кажется, одинаково неправильны. Я стремлюсь к ответу «да» - в этом я точно  уверен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

«Педагог года - Югры 2020» (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 26.02.2020 №260)

laquo;Педагог года - Югры 2020» (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 26.02.2020 №260)...