СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ»
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!
Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Предки не спешили наказывать ребёнка, а рассказывали ему сказку, откуда был понятен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили жизни.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Актуальность темы
В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов
взрослого общества. Сказкотерапия:
- наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми;
- снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы;
- создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;
- способствует развитию речевой активности детей;
- подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями познавательной деятельности, психического, речевого развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному.
Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.
Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.
Сказкотерапия — это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере.
Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.
Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.
Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику, мимику и речь.
Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ - это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.
Средствами сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.
Наиболее эффективна сказкотерапия в младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.
Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.
В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.
Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и малыша. А ведь для установления комфортного психологического климата в классе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между учителем и ребенком.
В сказке в символической форме содержится информация о том:
· как устроен этот мир, кто его создал;
· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться
· как приобретать и ценить дружбу и любовь;
· какими ценностями руководствоваться в жизни;
· как строить отношения с родителями и детьми;
· как прощать.
Выделяют шесть видов сказок :
- художественные,
-народные,
-авторские,
-дидактические,
-психокоррекционные сказки
-психотерапевтические сказки.
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Наиболее древние народные сказки называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.
Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Бытовые сказки.
В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
Сказки о преобразовании, трансформации.
Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с теми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.
Страшные сказки.
Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
Волшебные сказки.
Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам человеку поступает жизненная мудрость и информация о духовном развитии.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СКАЗКИ
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории принято называть сказками, мифами, притчами.
Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце".
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ
Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку.
Так, например, сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" применима при работе с целью, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться, поэтому в сказкотерапии можно использовать различные
формы работы:
- Чтение сказки и её анализ.
- Рассказывание сказки:
-рассказывание от 1 и 3 лица,
-рассказывание и придумывание продолжения.
- Сочинение сказки.
- Драматизация сказки.
- Имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
- Рисование сказки.
- Куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки).
- Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).
Например, самые распространенные сказки:
1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
3) Красная Шапочка – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
5) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь –учит. Что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Помните, что сказка - это всегда понятно, всегда слушается с удовольствием, легко запоминается, воздействует на подсознательном уровне. Лучше 10 раз рассказать сказку, чем 10 раз отчитывать малыша. Пользы от сказки больше, негатива к вам нет. Попробуйте и сами поймете как это здорово.
Работа по сказкотерапии построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности, последовательности, учета возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.
Обучение проходит более легко, интересно, радостно, без принуждения.
Работа проводится в несколько этапов:
1.Чтение сказки учителем; чтение сказки учащимися.
2.Чтение по ролям, работа над интонацией.
3.Разучивание ролей.
4.Репетиции.
5.Выступление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказкотерапия, как один из методов коррекционно - развивающей работы"
Отчёт по самообразованию...
Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...
Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работы в сенсорном развитии ребёнка
Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работыв сенсорном развитии ребёнка...
«Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Статья на тему: «Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Наиболее важной теоретической и практической задачей коррекционной педаг...
«Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми"
Представление коррекционной работы для родителей...
Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск на...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях СБО
Доклад на заседание МО дефектологов...