«Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
статья
Статья на тему: «Сказкотерапия как метод коррекционной работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Наиболее важной теоретической и практической задачей коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.
Характер патологий у таких детей, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психологических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazkoterapiya.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Сказкотерапия как метод коррекционной работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Наиболее важной теоретической и практической задачей коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.
Характер патологий у таких детей, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психологических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми. Сказки легко внедряются в любые образовательные программы, не меняя их содержания.
Основной целью сказкотерапии является:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих
отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
Чтение народных сказок о животных помогает выбрать положительного героя и следовать его решениям, регулировать взаимоотношения между людьми и «братьями нашими меньшими».
Бытовые сказки несут в себе поучительные истории о том, как безболезненно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, учат маленьким семейным хитростям.
При неоднократном прочтении страшных сказок, в которых одними из главных героев являются старухи-ведьмы, вурдалаки, оборотни, ребенок учится по-разному моделировать и переживать стрессовую ситуацию.
И наконец, чисто специфические сказки, которые как нельзя лучше подходят для решения проблем детей с ОВЗ - это психокоррекционные и психотерапевтические сказки.
Необходимо выяснить, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр.), и включить его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для развития коммуникации. Заинтересованность взрослого. Психолог во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести до ребенка нужный смысл произведения и заинтересовать его. Чтобы заинтересовать ребенка произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.
Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.
Список литературы
1. Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001
2.Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области физкультурного образования в школе"
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школ...
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в Доме детского творчества в объединении "Подарок": создание условий для самореализации детей с ОВЗ через освоение различных видов декоративно-прикладног...
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье идет речь об особенностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, приводятся примеры из собственного педагогического опыта по использованию элементов педагогических технологий, мет...
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В век компьютерных технологий с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше начать коррекционную ра...
Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры
Цель: обобщить педагогический опыт успешного обучения физической культуре детей с ограниченными возможностями и поделиться им с коллегами.- Здравствуйте, коллеги.- Тема моего выступления: Современные ...
Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В презентации рассматривается применение сказкотерапии в работе с детьми с овз...