Шипящий сигматизм: виды и способы коррекции.
материал
Материал предназначен для учителей-логопедов ОУ и ДОУ, а так же родителей,заинтересованных в исправлении нарушенного произношения звуков речи у детей. Материал содержит описание основных видов дефектного произношения звуков и способов их коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_sigmatizmov.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды шипящего сигматизма | Межзубный сигматизм | Боковой сигматизм | Носовой сигматизм | Губно-зубной сигматизм | Призубный сигматизм | Свистящий сигматизм | Замена на [х] | Губно-зубной сигматизм (II вид) | Призубный сигматизм (II вид) | Шипящий сигматизм | Щёчный сигматизм |
Губы | N | N | N | 1. Верхняя и нижняя губа образует щель. 2. Нижняя губа приближена к верхней. | Губы в нейтральной позиции | Губы в улыбке. | 1. Нейтральные 2. Могут быть округлены и напряжены. | 1. Нижняя губа подтянута к верхним зубам. 2. Верхние и нижние губы образуют щель. | Нейтральные. | Слегка выдвинуты вперед и округлены | 1. Губы сближены в улыбке, щеки раздуты. 2. Нижняя губа подтянута к верхним зубам. |
Зубы | N | N | N | 1. Зубы не видны. 2. Чуть видны верхние зубы. | Всегда видны | Зубы видны | Видны. | Верхние зубы видны. | Видны. | Видны | Не видны, могут быть сближены. |
Язык | 1. Передняя часть кончика языка образует узкую щель с верхними зубами. Посреди языка продольный желобок. 2. Спинка языка образует плоскую щель с верхними резцами, желобок не образуется. | 1. Кончик языка примыкает к альвеолам. Спинка правым или левым краем образует смычку с нёбом. 2. Кончик языка остается за нижними резцами, но отклоняется от средней линии. Спинка языка поднимается к нёбу и образует смычку с ним, края опущены. | Кончик языка опущен к нижним резцам, спинка языка напряжена, прижата к нёбу | Язык пассивен, желобок не образуется. | 1. Кончик языка на уровне щели смыкается с верхними резцами и мешает свободному выходу воздуха. 2. Передняя часть спинки языка образует смычку с нёбом, желобок не образуется. | Передняя часть спинки языка упирается в нижние зубы, язык распластан, образуется желобок. | Передняя и средняя часть спинки языка напряжены, передняя часть опущена вниз (глубоко). Корень языка образует с мягким нёбом щель на выдохе. | 1. Артикуляция звука [ш] в норме + присоединяется дефектное звучание от участков губ. 2. Язык занимает нейтральное положение (весь слегка напряжен) | Передняя часть языка находится на уровне щели с верхними зубами и мешает свободному выходу воздуха, напряжена и не образует желобок. | Кончик языка оттянут внутрь полости рта, передняя часть напряжена. Желобка нет, боковые края не сближены с верхними зубами. | 1. Кончик языка узкий, прижат к верхним зубам. 2. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. |
Воздушная струя | 1. Узкая 2. Рассеянная | 1. Уклон в сторону. 2. Выходит с двух сторон. | Идёт через нос. | Рассеянная. | 1. Толчкообразная . 2. Может быть вдох в себя. | Узкая, целенаправленная | Рассеянная. | 1. Рассеянная. 2. «Рассеянная» узкая. | Рассеянная | Рассеянная по всей полости рта. | Рассеянная, идет в щеки. |
Характер искажения звука | Звук слышится шепелявым | Хлюпающее звучание | 1. Глухой звук [Х] 2. Храп в нос. | Произношение близкое к [Ф] | Похож на [Т] | Похож на [С] | Произношение близкое к [х] | Похож на [фш] | Тупой шум. | [щ] | |
Предрасполагающий фактор | Короткая уздечка, слабость мышц кончика языка | Как у свистящих. | Слабость мышц мягкого нёба | Прогнатия | 1. Прямой прикус. 2. Глубокий закрытый прикус. 3. Снижение слуха. | 1. Слабость мышц кончика языка. 2. Грубая несформирова- нность фонематич. процессов. | Слабость мышц мягкого нёба и снижение слуха. | Прогения | Снижение слуха. | Прогения Снижение слуха | |
Способы исправления | Общепринятый | 1. Выработка распластанного широкого языка. 2. Укрепление мышц языка. 3. Выработка правильных артикуляционных позиций. 4. Выработка воздушной струи | 1. Укрепление и активизация мышц мягкого нёба. 2. Дифференц. ротового и носового дыхания. 3. Формирование правильного положения языка. 4. Постановка целесообразна от межзубного звука. | 1. Формирование целенаправленной воздушной струи. 2. Подъём языка. 3. Убрать губы. | 1. Выработка правильного положения языка. 2. Выработка воздушной струи. 3. Постановка от упражнений «Фокус» «Пароход» | 1. Выработка артик. склада звука [ш]. 2. Подъем языка вверх. 3. Дифференц. на слух [ш] и [с]. | 1. Диференц. [ш] и [х] 2. Постановка [ш] различными методами | 1. Убрать губы. 2. Формирование правильного положения языка. 3. Дифференциация [ф] и [ш] по артикуляции. 4. Развитие фонематического слуха. | Постановка обычным способом, дифференц. [т] и [ш] | 1. Верх, подъем кончика языка. 2. Правильное полож. языка. 3. Правильная воздушная струя. 4. Различение на слух. | Обычным способом от артикуляционного уклада + воздушная струя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.
Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...
Причины, механизмы, симптомы и способы коррекции дисграфии.
Причины, механизмы, симптомы и способы коррекции дисграфии. Дисг...
Отклоняющееся поведение школьников: причины, профилактика и способы коррекции.
Статья посвящена понятию "Трудные дети". Здесь рассматривается природа отклоняющегося поведения, различие между делинквентным и девиантным поведением. Анализируются основные причины нарушения по...
Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"
Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...
Современные технологии в УВП с целью создания коррекционно-развивающей среды как способ коррекции недостатков в личности обучающихся с ОВЗ.
Современная педагогическая технология в УВП --- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безу...
Проект "Логосказка- как способ коррекции речевых нарушений у дошкольников"
логопедический проект, направленный на раннюю диагностику речевых нарушений, и исправление этих нарушений спомощью логосказок вне занятий....
Сигматизм: причины, виды и методы коррекции.
Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый з...