Шипящий сигматизм: виды и способы коррекции.
материал

Тупикова Елена Сергеевна

Материал предназначен для учителей-логопедов ОУ и ДОУ, а так же родителей,заинтересованных в  исправлении нарушенного произношения звуков речи у детей. Материал содержит описание основных видов дефектного произношения звуков и способов их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_sigmatizmov.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Виды шипящего сигматизма

Межзубный сигматизм

Боковой сигматизм

Носовой сигматизм

Губно-зубной сигматизм

Призубный сигматизм

Свистящий сигматизм

Замена на [х]

Губно-зубной сигматизм (II вид)

Призубный сигматизм (II вид)

Шипящий сигматизм

Щёчный сигматизм

Губы

N

N

N

1.  Верхняя и нижняя губа образует щель.

2. Нижняя губа приближена к верхней.

Губы в нейтральной позиции

Губы в улыбке.

1. Нейтральные

2. Могут быть округлены и напряжены.

1. Нижняя губа подтянута к верхним зубам.

2. Верхние и нижние губы образуют щель.

Нейтральные.

Слегка выдвинуты вперед и округлены

1. Губы сближены в улыбке, щеки раздуты.

2. Нижняя губа подтянута к верхним зубам.

Зубы

N

N

N

1.  Зубы не видны.

2. Чуть видны верхние зубы.

Всегда видны

Зубы видны

Видны.

Верхние зубы видны.

Видны.

Видны

Не видны, могут быть сближены.

Язык

1. Передняя часть кончика языка образует узкую щель с верхними зубами. Посреди языка продольный желобок.

2. Спинка языка образует плоскую щель с верхними резцами, желобок не образуется.

1. Кончик языка примыкает к альвеолам. Спинка правым или левым краем образует смычку с нёбом.

2. Кончик языка остается за нижними резцами, но отклоняется от средней линии. Спинка языка поднимается к нёбу и образует смычку с ним, края опущены.

Кончик языка опущен к нижним резцам, спинка языка напряжена, прижата к нёбу

Язык пассивен, желобок не образуется.

1. Кончик языка на уровне щели смыкается с верхними резцами и мешает свободному выходу воздуха.

2. Передняя часть спинки языка образует смычку с нёбом, желобок не образуется.

Передняя часть спинки языка упирается в нижние зубы, язык распластан, образуется желобок.

Передняя и средняя часть спинки языка напряжены, передняя часть опущена вниз (глубоко). Корень языка образует с мягким нёбом щель на выдохе.

1. Артикуляция звука [ш] в норме + присоединяется дефектное звучание от участков губ.

2. Язык занимает нейтральное положение (весь слегка напряжен)

Передняя часть языка находится на уровне щели с верхними зубами и мешает свободному выходу воздуха, напряжена и не образует желобок.

Кончик языка оттянут внутрь полости рта, передняя часть напряжена. Желобка нет, боковые края не сближены с верхними зубами.

1. Кончик языка узкий, прижат к верхним зубам.

2. Боковые края языка прижаты к верхним зубам.

Воздушная струя

1.  Узкая

2. Рассеянная

1. Уклон в сторону.

2. Выходит с двух сторон.

Идёт через нос.

Рассеянная.

1. Толчкообразная .

2. Может быть вдох в себя.

Узкая, целенаправленная

Рассеянная.

1. Рассеянная.

2. «Рассеянная» узкая.

Рассеянная

Рассеянная по всей полости рта.

Рассеянная, идет в щеки.

Характер искажения звука

Звук   слышится шепелявым

Хлюпающее звучание

1.  Глухой звук [Х]

2. Храп в нос.

Произношение близкое к [Ф]

Похож на [Т]

Похож на [С]

Произношение близкое к [х]

Похож на [фш]

Тупой шум.

[щ]

Предрасполагающий фактор

Короткая уздечка, слабость мышц кончика языка

Как у свистящих.

Слабость мышц мягкого нёба

Прогнатия

1. Прямой прикус.

2. Глубокий закрытый прикус.

3. Снижение слуха.

1. Слабость мышц кончика языка.

2. Грубая несформирова-

нность

фонематич. процессов.

Слабость мышц мягкого нёба и снижение слуха.

Прогения

Снижение слуха.

Прогения

Снижение слуха

Способы исправления

Общепринятый

1. Выработка распластанного широкого  языка.

2. Укрепление мышц языка.

3. Выработка правильных артикуляционных позиций.

4. Выработка воздушной струи

1. Укрепление и активизация мышц мягкого нёба.

2. Дифференц. ротового и носового дыхания.

3. Формирование правильного положения языка.

4. Постановка целесообразна от межзубного звука.

1. Формирование целенаправленной воздушной струи.

2. Подъём языка.

3. Убрать губы.

1. Выработка правильного положения языка.

2. Выработка воздушной струи.

3. Постановка от упражнений «Фокус» «Пароход»

1. Выработка артик. склада звука [ш].

2. Подъем языка вверх.

3. Дифференц. на слух [ш] и  [с].

1. Диференц. [ш] и [х]

2. Постановка [ш] различными методами

1. Убрать губы.

2. Формирование правильного положения языка.

3. Дифференциация [ф] и [ш] по артикуляции.

4. Развитие фонематического слуха.

Постановка обычным способом, дифференц. [т] и [ш]

1. Верх, подъем кончика языка.

2. Правильное полож. языка.

3. Правильная воздушная струя.

4. Различение на слух.

Обычным способом от артикуляционного уклада + воздушная струя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...

Причины, механизмы, симптомы и способы коррекции дисграфии.

                                 Причины, механизмы,  симптомы и способы коррекции дисграфии. Дисг...

Отклоняющееся поведение школьников: причины, профилактика и способы коррекции.

Статья посвящена понятию "Трудные дети". Здесь рассматривается природа отклоняющегося поведения, различие между  делинквентным и девиантным поведением. Анализируются основные причины нарушения по...

Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

Современные технологии в УВП с целью создания коррекционно-развивающей среды как способ коррекции недостатков в личности обучающихся с ОВЗ.

Современная педагогическая технология в УВП --- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безу...

Проект "Логосказка- как способ коррекции речевых нарушений у дошкольников"

логопедический проект, направленный на раннюю диагностику речевых нарушений,  и исправление этих нарушений спомощью логосказок вне занятий....

Сигматизм: причины, виды и методы коррекции.

Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый з...