ФГОС- на пути к общественному договору?
статья
Предварительный просмотр:
ФГОС - на пути к общественному договору?
С 1 сентября 2011 года в соответствии с решением правительства Российской Федерации во всех школах России осуществляется переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО).
Об этом слышали, наверное, все. Но мало кто действительно понимает, что это значит. Как введение ФГОС отразится на школе и, прежде всего, на детях? Изменится ли что-нибудь в системе образования с 1 сентября 2011 года?
Изучение различной методической и педагогической литературы, а также нормативных документов позволяет нам с уверенностью ответить «да». Безусловно, изменится.
На сайте Федерального Образовательного Стандарта говорится: « В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Авторы новой Концепции глубоко убеждены в том, что в ходе разработки стандарта, прежде всего, необходим общественный диалог о целях, задачах российской системы общего образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами – государством, обществом, каждой конкретной семьей»[4]
Итак, изменения будут касаться не только учителей, методистов, в общем, работников системы образования, но и родителей. Они теперь становятся активными участниками образовательного процесса со своими правами и обязанностями.
Для регулирования отношений сторон-участников образовательного процесса предлагается заключить договор, варианты которого доступны для изучения и дальнейшей доработки конкретным образовательным учреждением. Проанализировав некоторые из них, а именно «Примерную форму договора о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями», предлагаемую авторами «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения», и «Договор о сотрудничестве и совместной деятельности», разработанный …. мы пришли к выводу, что дорабатывать, а точнее перерабатывать школе придется много.
Начало договора во всех вариантах практически одинаково: место и дата заключения договора, наименование сторон-участниц договора, ссылка на нормативные документы, на основании которых осуществляется деятельность сторон, ФИО руководителей и т.п. А вот предмет договора формулируется по-разному. Например, в «Примерной форме договора о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями», предмет договора таков: «Настоящим договором стороны определяют взаимные права и обязанности по обеспечению реализации обучающимся права на получение бесплатного качественного общего образования следующих ступеней …»[3]. А в «Договоре о сотрудничестве и совместной деятельности», он рассматривается как перечень совместных действий участников договора в целях решения задач обучения, воспитания и развития учащихся и гласит: « Стороны берут на себя ответственность за осуществление деятельности по улучшению качества образования в интересах детей, вырабатывают и соблюдают единые требования к организации процесса обучения, выполнения учащимся требований согласованной образовательной программы, формированию индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей ребенка, привлечении дополнительных специалистов в случае необходимости оказания специализированной помощи ребенку и т.д..»[5]. Таким образом, прописывается ответственность сторон участников договора, что, на наш взгляд, немаловажно и необходимо в условиях перехода на партнерские отношения с родителями как участниками образовательного процесса.
Кроме того, нельзя не заметить некоторые аспекты, отраженные в разделе «Обязанности и права Школы» «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения», являющиеся, на наш взгляд, спорными.
Так, в пункте 2.8. школе предлагается принять на себя « обязательства по организации питания и медицинского обслуживания», а также « организации охраны и доставки обучающегося в Школу и домой»[3]. Напомним, что на сегодняшний день в общеобразовательной школе организацию медицинского обслуживания берут на себя соответствующие учреждения здравоохранения (поликлиники и.т.п.), а за питание школьников отвечают комбинаты социального питания, получающие соответствующую лицензию. Каким образом общеобразовательная школа может взять на себя данные функции? Включить в штат врачей и поваров? Откуда взять средства на оплату их труда? Своими силами наладить работу медкабинета и столовой? (вопрос риторический). И совсем маловероятной представляется организация доставки обучающегося в школу и домой, в силу все тех же извечных вопросов: кто будет производить доставку учащихся? На какие средства? Кто будет контролировать этот процесс? А охрана? Уже сегодня она осуществляется за счет родителей. Где школа возьмет деньги на оплату труда охранников? А если все-таки найдет и фактически возьмет на себя функции охраны, то существуют специальные требования к охранным предприятиям, работающим в школе, в частности они обязательно должны иметь лицензию, дающую право заниматься частной охранной деятельностью. Значит, школа должна будет получить эту лицензию?
Пункт 2.9. обязует школу « в доступной форме обеспечить ознакомление Родителей и обучающегося с учредительными документами Школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, учебным планом , годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий… и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы…»[3]. На практике это означает, что при приеме в школу родители должны изучить все перечисленные документы, т. е. проанализировать и понять, что такое образовательная программа, учебный план - документы узко специальные, требующие достаточного времени для их изучения. Помимо этого возникает вопрос: замены в расписании являются документом, регламентирующим «образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы…»? Если да, то каким образом школа может «обеспечить ознакомление Родителей и обучающегося» с ним, да еще заранее, если замена вызвана, скажем, болезнью педагога?
Отдельно хочется остановиться на пункте 2. 12., по которому « Школа обязуется на безвозмездной и возвратной основе обеспечить обучающегося необходимыми учебниками и учебными пособиями…»[3]. Как можно выполнить этот пункт договора, если проблема обеспечения школ учебниками еще не решена, и на сегодняшний день школа не может обеспечить учебниками всех учащихся в полном объеме?
В разделе «Обязанности и права Муниципалитета» говорится , что «Муниципалитет обязуется обеспечить финансирование деятельности и содержание Школы в соответствии с установленными нормативами».Кто будет финансировать государственные , а не муниципальные школы?
Следующий камень преткновения - пункт 4.9. в разделе «Обязанности и права Родителей», согласно которому родители « вправе требовать предоставление обучающемуся основного общего образования на родном языке»[3]. Чтобы выполнить данный пункт всем учителям необходимо владеть несколькими иностранными языками. Или же школа будет прибегать к услугам переводчиков?! Правда, в этом же пункте сказано, что если « школа не имеет условий для реализации программ основного общего образования на родном языке, выбранном родителями и обучающимся, то Муниципалитет оказывает содействие Родителям и обучающемуся в получении основного общего образования на родном языке в иных общеобразовательных учреждениях». Вопрос только в том, сколько таких учреждений, например, в Санкт-Петербурге? И почему при наличии таких учреждений учащиеся, для которых русский язык не является родным, на сегодняшний день обучаются в обычных общеобразовательных школах Санкт-Петербурга? И еще интересно, кто будет оказывать такое содействие, если школа является не муниципальным, а государственным образовательным учреждением? И что вообще значит «оказывать содействие»? Данная формулировка представляется нам лишенной каких-либо строгих обязательств со стороны Муниципалитета, т. е. вопрос будет решаться на уровне предложения, рекомендации?
Вызывает вопросы и пункт 4.10.. в котором говорится, что родители вправе « не позднее, чем за месяц получать в доступной форме информацию о намерении школы применить к обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и актами Школы». Фактически это означает, что школа должна заранее знать, где, когда и что, противоречащее уставу и актам школы, сделает тот или иной учащийся, т.е. предугадать поведение учащегося, чтобы за месяц уведомить родителей о том, какие меры школа собирается предпринять в отношении него. Или это значит, что школа не вправе предпринимать никаких мер , пока не пройдет месяц, для того, чтобы соблюсти условия данного договора?
В «Договоре о сотрудничестве и совместной деятельности сторон» также есть вопросы, требующие доработки и конкретизации, но принципиальное его отличие в том, что основной смысл договора заключается в слове СОВМЕСТНО. Все обязательства, прописанные в нем, направлены на сотрудничество в выработке и реализации согласованной образовательной (воспитательной) политики ОУ в интересах детей, ответственное участие в решении поставленных задач». Сама форма договора отличается от стандартной. В ней представлены, например, следующие разделы: «Цели и задачи взаимодействия», что отражает принцип совместного взаимного участия школы и родителей в образовательном процессе, а также «Права и обязанности сторон», в котором права и обязанности родителей и школы рассматриваются в совокупности, а не раздельно, как равных участников образовательного процесса. Ответственность образовательного учреждения и родителей согласно «Договору о сотрудничестве и совместной деятельности сторон» также предусмотрена обоюдная.
В заключение хочется предостеречь родителей от соблазна подписать «выгодный» договор, обещающий все возможные услуги со стороны образовательного учреждения и не требующий, в свою очередь, от них практически ничего конкретного взамен. Прежде чем подписать такой договор со школой, необходимо задуматься, а есть ли у школы реальные возможности и условия осуществить все те обязательства, которые прописаны в договоре и готовы ли сами родители выполнять все свои обязательства? И, если есть возможность, самим поучаствовать в его разработке?
В связи со всем выше сказанным хочется отметить, что принятие и утверждение договора требует основательной подготовительной работы со стороны общеобразовательного учреждения, внимательного изучения предлагаемых в книжных и интернет-изданиях примерных форм договора. Фактически общеобразовательному учреждению нужно самостоятельно написать договор, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и потребностей родителей. Для этого необходимо, прежде всего, ответить на вопросы:
- Как будет осуществляться финансирование школы?
- Обладают ли сотрудники школы всеми, необходимыми для работы школы в рамках данного договора, знаниями?
- Обладают ли родители необходимым уровнем педагогических, юридических, и. п. знаний, чтобы принимать непосредственное, активное участие в жизни школы?
- Какое участие в жизни школы будет принимать Муниципалитет и\или другие органы власти?
Только ответив на эти вопросы, можно утверждать, что школа и родители действительно готовы к взаимовыгодному сотрудничеству в интересах ребенка.
Автор: Плясова Н. В. , учитель ГОУ СОШ № 552
Источники:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2) Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06 октября 2009 г № 373
3) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (состав. Е. С. Савинов).- 3-е изд. – М.: Просвещение.
4) Сайт Федерального государственного Образовательного Стандарта http://standart.edu.ru
5)…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС- на пути к общественному договору
В данной статье я попыталась сопоставить различные варианты договоров школы с родителями,прежде всего, чтобы самой разобраться. И еще раз убедилась, что нужно внимательно читать такого рода документы....
«О процессе внедрения ФГОС НОО: пути, проблемы, перспективы.»
Информационно-методические ресурсы занимают своё место в системе ресурсного обеспечения реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохра...
Формирование духовно-нравственных качеств школьников путем вовлечения в общественно-полезную деятельность
При организованной деятельности детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.Трудовые объединения шк...
Урок обществознания по теме: Пути общественного развития.
Цель урока: формирования представления о путях общественного развития: путь реформ и революционный путь об их особенностях и закономерностях. Планируемые результаты урока: Личностные УУД: готовность...
Изучение и пропаганда государственной и республиканской символики как путь формирования чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации
Дорогие читатели! Вы только что взяли в руки пособие, которое поможет вам в работе по формированию чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации....
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для 5-6 классов (ФГОС) «Волейбол – путь к здоровью»
программа по волейболу для учащихся 5-6 классов....
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
А.А. СафарянМБОУ СОШ № 11г. Байкальск АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются основные проблем...