АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
материал на тему
Термин «здоровьесбережение» включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьеразвивающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_primeneniya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 62.64 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Термин «здоровьесбережение» включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьеразвивающих технологий.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.
По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания.
Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость. Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20%генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малую часть выпускников школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.
Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
- эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.
ФУНКЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
ЦЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
- сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1) Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
2)Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;
3)Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы головного мозга не в ущерб здоровью;
4)Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, переход от развёрнутых поэтапных действий к свёрнутым и автоматизированным.
5)Учёт системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6)Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, принцип целостности.
7)Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период времени.
8)Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы.
9)Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.
10)Обеспечение прочного запоминания через систему научно обоснованного повторения – как необходимого условия здоровьесберегающих технологий.
ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
• Внесубъектные: технологии рациональной организации
образовательного процесса, технологии формирования
здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п.
• Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩНХ ТЕХНОЛОГИЙ
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
- медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; - санитаоно-
гигиенической деятельности); - образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); - социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни;
- профилактики и коррекции девиантного поведения);
- психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:
технологии комплексной профилактики заболеваний,
коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
педагогические технологии, содействующие здоровью;
технологии, формирующие ЗОЖ.
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые
изучает учитель:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.
3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
5. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраныпсихологического здоровья младших школьников.
6. Экспресс-диагностика – основной показатель здоровьесберегающих технологий.
Система работы учителя по использованию здоровьесберегающих технологий
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В деятельности учителя это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни :
- привитие детям элементарных гигиенических навыков;
- правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урокас позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательноевыполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.);
- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- в процессепроведения массовых оздоровительных мероприятий;
- через обучение педагогического коллектива;
- в работе с семьёй (родительский лекторий).
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательногопроцесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методовкак общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательнойдеятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток,подвижных игр и т. п.).
8.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
9.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10.Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, планирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся. Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:
Уроки – игры
Уроки с групповыми формами работы
Уроки – дискуссии
Уроки творчества
Уроки Радости
Уроки – соревнования
Уроки – аукционы
Уроки – концерты
Театрализованные уроки
Уроки – конкурсы
Уроки экскурсии
Необходимо не забывать, что наилучший эффект в поддержании работоспособности достигается при средней интенсивности двигательной нагрузки, а высокий уровень подвижности детей вызывает перевозбуждение, что приводит к снижению работоспособности, поэтому при организации различных форм физкультурно-оздоровительных занятий, которые педагоги используют в практике необходимо учитывать схемы проведения данных мероприятий:
Схема проведения динамической паузы
- Упражнения для снятия статического напряжения предшествующей учебной нагрузки.
- Подвижная игра с дидактической направленностью с преобладанием упражнений для коррекции и стимуляции опорно-двигательного аппарата к предстоящей учебной работе.
- Подвижная игра с дидактической направленностью с преобладанием общеразвивающих упражнений средней и повышенной активности.- Упражнения для развития слухового аппарата.
- Подвижная игра с дидактической направленностью с преобладанием корригирующих и дыхательных упражнений.
- Упражнения на релаксацию.
Схема проведения спортивного часа
- Подвижная игра с дидактической направленностью с преобладанием общеразвивающих упражнений средней и повышенной интенсивности.
- Подвижная игра с дидактической направленностью с преобладанием упражнений для развития выносливости.
- Корригирующие и дыхательные упражнения.
- Упражнения для развития мышц глаз.
- Упражнения для развития слухового аппарата.
- Упражнения на релаксацию.
Схема проведения вводной гимнастики (до уроков)
- Корригирующие и дыхательные упражнения.
- Подвижная игра с дидактической направленностью с преобладанием упражнений для стимуляции мышечных групп туловища и нижних конечностей.
- Гимнастика глаз.
- Подвижная игра с дидактической направленностью на внимательность.
- Подвижная игра с дидактической направленностью с преобладанием упражнений на релаксацию
Схема проведения физпауз и физминуток в процессе учебной деятельности
- Упражнения для снятия зрительного и статического напряжения( потягивание, гимнастика глаз).
- Подвижная игра с дидактической направленностью с преобладанием упражнений для улучшения движений тела.
- Корригирующие и дыхательные упражнения.
Решить проблему физического и психического здоровья школьников, создать мотивацию на ведение здорового образа жизниуспешно помогают здоровьесберегающие образовательные технологии Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной в полной мере, когда профессионально и в системе реализуются здоровьесберегающие технологии.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление. Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
- Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса сиспользованием последних достижений передовой педагогической практики с учётомвопросов здоровьесбережения.
- Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся.
- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающихобразовательных технологий
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональныхприёмов мышления и деятельности.
- Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимостиот конкретных условий проведения урока.
- Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
Формы работы
Учебная деятельность | Воспитательная работа | Внешкольная деятельность |
физ. минутки; минутки покоя, релаксации; динамическая пауза; физ. зарядка; подвижные перемены; дни адаптации. организация горячего питания. | спортивно-оздоровительные мероприятия; праздники Здоровья; дни Здоровья. | походы; оздоровительные прогулки; экскурсии. |
Средства здоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются следующие группы средств:
1)средства двигательной активности;
2)оздоровительные силы природы;
3)гигиенические факторы.
Средства двигательной направленности:
- физические упражнения;
- физкультминутки;
- подвижные перемены;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
- гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
- лечебная физкультура;- подвижные игры;
- специально организованная двигательная активность ребёнка(динамическая пауза, занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие двигательных навыков);
- массаж и самомассаж;
- психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Оздоровительные силы природы:
- занятия на свежем воздухе;
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия;
Гигиенические средства:
-выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированныхСанПиНом
- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, режим проветривания помещений, влажная уборка)
- соблюдение общего режима дня, питания и сна;
- соблюдение режима двигательной активности;
- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка;
- обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при ушибах, порезах, ссадинах, ожогах, укусах)
- организация порядка проведения прививок учащихся с целью профилактики инфекций;
- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в учебно-воспитательном процессе с использованием:
- профилактических методик;
- функциональной музыки;
- аудиосопровождением уроков;
- чередования на занятиях высокой и низкой двигательной активности;
- реабилитационных мероприятий;
- массовых оздоровительных мероприятий;
- спортивно-оздоровительных праздников;
- тематических праздников здоровья;
- выходов на природу, экскурсии, походы;
- организационно-теоретических и практических занятий с коллективом родителей.
Для здоровья ученика немаловажное значение имеет валеологически обоснованный урок, который должен быть построен с учётом потребностей детей: в саморазвитии; в подражании; в приобретении опыта. Именно поэтому все задачи, содержание, структура урока, методы обучения должны быть направлены на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе работы на уроке. Современный учитель свободен в своём выборе построения урока, но важно учитывать основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики.
Литература:
1)Амосов М.В. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегаюиеобразовательные технологии в работе учителя и школы» - М.:АРКТИ, 2003.
2)Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояниездоровья школьников. – М., 1983.
3)Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
4)Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. 5)Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
6)Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
7)Гигиенические проблемы охраны здоровья населения.//Материалы научно-практической конференции. –Самара,2000.
8)Гузиев В.В. Лекции по педтехнологии. – М., 1992.
9)Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.
10)Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
11)Зайцев В. « Диагностико-технологическое управлениепроцессом обучения» // Народное образование// Журнал.2000.№7
12)Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
13)Калинова Г.С., Мягкова А.Н, Учебная нагрузка и здоровьешкольников// Человек. Культура. Здоровье. – М.:Генезис,1997.
14)Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
15)Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
16)Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
17)Чупраха И.В., Пужаева Е.З. « Здоровьесберегающиетехнологии»
18)Методические рекомендации: Здоровьесберегающиетехнологии в общеобразовательной школе: методологи
анализа, формы, методы, опыт применения./ Под редакциейМ.М. Безруких, В.Д.Сонькина. – М.,2002.
19)Педагогика и психология здоровья. / Под редакцией СмирноваН.К. – М.: АПКиПРО,2003.
20) Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
21) Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
22) Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.
23) Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.
24) Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.
25) Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
26) Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.
27) Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.
28) Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
29) Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).
30) Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
31) Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.
32) Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
33) Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
34) Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.
35) Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
36) Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.
37) Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.
38) Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
39) Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.
40) Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
41) Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.
42) Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.
43) Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.
44) Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).
Электронные ресурсы
1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс]Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003
2. Биология: http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm
3. Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/
4. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
5. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml
6. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm
7. Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г.Москвы: http://www.specialschool.ru/health/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Одна из приоритетных целей образования - сохранение здоровья школьника....
Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...
Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы
Понятие “здоровье” определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и несёт в себе представление о силе, о приспособительной способности человека к разнообразным ус...
Выступление на МО учителей начальной школы "Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе", 15.02.2018г.
В данном материале раскрывается актуальность здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Задача школы сохранить здоровье детей на протяжении всего процесса обучения и коррегировать уже имеющие...
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. О здоровье ребенка необходимо подумать еще задолго до того, как школьник...
Эссе на тему "Практика применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с учетом обновленных ФГОС и ФОП"
Эссе на тему "Практика применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с учетом обновленных ФГОС и ФОП" из номинации Цитаты, необходимые для чтения, перечитывания, размы...