Использование методов гуманной педагогики на уроках музыки
статья
Статья Соболевой Н.Г. посвящена описанию методов гумкнной педагогики, которые учетль музыки использует на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metodov_gumannoy_pedagogiki_na_urokah_muzyki.docx | 21.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование методов гуманной педагогики на уроках музыки
Соболева Н.Г., учитель музыки ГБОУ гимназии № 505 Санкт-Петербурга
Моё знакомство с Гуманной Педагогикой началось два года назад во время Фестиваля «Фейерверк уроков жизни», на котором выступал Шалва Александрович Амонашвили. Своими идеями, эмоциями, мудростью он вдохновил весь зал. И с этого момента я старалась посещать семинары Шалвы Александровича, которые проходили в Санкт-Петербурге, Педагогические чтения (в прошлом году они проводились в Баку, в 2019 – в Риге, записалась на дистанционные курсы по Гуманной Педагогики, ездила в Бушети (Грузию). А в этом учебном году решалась пойти на Высшие курсы учеников Ш.А. Амонашвили. Они проходят в три этапа (пять дней в октябре и пять дней в феврале в Москве и девять дней в Бушети). Для меня идеи Гуманной Педагогики оказались очень близкими, и я стараюсь использовать некоторые методы на практике, на уроках музыки.
С основными идеями гуманной педагогики можно познакомиться в Манифесте, который был провозглашен 7 июля 2011 года в Бушети.
Но для того, чтобы стать учителем гуманной педагогики, необходима большая работа над собой. Я начала читать книги Ш.А.Амонашвили, К.Д.Ушинского Я. Корчака, Я.Коменского, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого. Ведь в основе гуманной педагогики лежит классическая.
За 25 лет работы в школе сформировались некоторые стереотипы и для того, чтобы сойти с наезженной колеи необходимы достаточно большие волевые осознанные действия. Самое сложное – это изменить себя. А этому мешают лень, косность мышления. Шалва Александрович призывает к тому, чтобы мы стали героями духа. Ведь в борьбе с собой рождается личность. Часто Ш.А.Амонашвили сравнивает нашу жизнь с ювелирной мастерской. Ведь как говорил Л.Н.Толстой: «Наш Дух – это алмаз, а для того, чтобы он стал бриллиантом, необходимо потрудиться». Очищать себя от обид, раздражения, гнева, зависти и развивать в себе любовь, терпение, заботу, доброту, красоту – вот, к чему надо стремиться.
В гуманной педагогике я столкнулась с несколько другим смысловым наполнением привычных для меня понятий и слов.
Учитель – душа, носитель и даритель Света.
Ученик – душа, ищущая (жаждущая) Свет. Образование есть таинство раскрытия Божьего Образа в человеке. Образ Бога проявляется в человеке через потоки возвышенных образов красоты, любви, доброты, знаний. Источником потоков этих образов является Учитель, Воспитатель.
Школа (лат. scalae) означает лестницу для восхождения души и духовности человека. Лестница эта находится в Учителе, Воспитателе, он и есть Школа.
Ребёнок – возрождённое новое бытие.
Дети – народ, действующий в истине.
Духовный гуманизм помогает создать в себе высокое воображение о Ребенке:
- он есть явление в земную жизнь,
- он несет в себе свой Путь, свою Миссию,
- в нем неограниченная энергия духа.[1]
Такое отношение к ребенку ведет к тому, что должны измениться и методы, которые применяет учитель на уроке.
Важным для гуманной педагогики являются три страсти, без которых ни один Ребенок не существует: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе.
Кроме того, в гуманной педагогике есть два положения, которые мне особенно близки:
- Обычно учителя гордятся своими сильными учениками;
мы же гордимся слабыми, которых сделали сильными.
- Обычно учителя с предметом идут к ученикам, мы же с
учениками идем к предмету.
В Гуманной Педагогике сложились несколько методов, которые всё-таки являются некими инструментами в руках учителя. Я расскажу о некоторых из них.
1) Метод дорисовывания
Смысл этого метода прекрасно выражен в словах писателя Михаила Пришвина: «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше самого себя». Я на своём опыте знаю, что когда в меня верят – я могу горы свернуть! И если видеть ребёнка таким, какой он есть – он будет деградировать. И, наоборот, когда мы будем возвышать его, «дорисовывать» - он будет расти.
2) Метод нашёптывания на ухо
Я задаю вопрос, прошу подумать и свой ответ шепнуть мне на ухо. Такой метод позволяет решить много задач. Во-первых, ответить на вопрос могут большинство детей в классе. Некоторые дети стесняются вслух произнести свой ответ, боятся сделать ошибку. Ребёнок, сообщая свой ответ, говорит его только учителю. Устанавливаются близкие отношения с учителем. Ученик и учитель рядом, учитель наклоняется, садится на корточки, у них есть своя тайна, общение один на один. Перед тем, как применить этот метод в классе, меня мучили сомнения. Я общаюсь с одним ребёнком, а что делают другие? Ведь будет шум в классе. Но оказалось, что каждый из детей в классе просто ждёт своей очереди пообщаться так близко с учителем.
3) Метод соавторства
Суть этого метода в том, чтобы сделать ребят соавторами учебника, урока. Попросить дополнить учебник своим параграфом.
Интересно, что Шалва Александрович называет уроки подарками. А когда ты идёшь в школу дарить подарки, то настроение меняется кардинально. И учитель из урокодателя превращается в урокодарителя. Домашние задания называет сюрпризами. И из обязательного скучного действия домашнее задание превращается в увлекательное занятие.
И урок гуманной педагогики наполнен таким содержанием, как размышления о смысле жизни, о предназначении, о творении блага, о долге и служении, о любви, о вере, о бессмертии духа, об ответственности за свои мысли, о
воображаемом будущем, о духовном мире и духовной жизни, о судьбе и т.д.
К вышеизложенному могу добавить, что в Санкт-Петербурге есть центр гуманной педагогики. Учителя, воспитатели, психологи, методисты, все те, кому близка гуманная педагогика. собираются примерно раз в месяц, делятся опытом, поддерживают друг друга.
Список литературы:
Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.3. Школа жизни-2-е изд.-М.: Свет, 2015. -С 283-284.
[1] Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.3. Школа жизни-2-е изд.-М.:Свет, 2015.-283-284.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов арт-терапии на уроке музыки во 2 классе
Современная школа, ориентированная на новые стандарты образования, побуждает педагогов искать и применять на уроках новые технологии, новые методы, новые подходы.Чтобы создать на уроке благоприятный э...
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:...
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:...
Использование методов народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Народная педагогика в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...
«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс: «Где обедал воробей?»Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»Возраст: 4 года.Количество: 8 человек.Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей...
Использование инновационных технологий, методов и форм на уроке музыки в современной школе. Обобщение опыта работы.
В методической работе Хабаровой В.И. представлен опыт работы, педагогические технологии, формы и методы, применяемые на уроках музыки в школе....
«Использование метода интеллект - карт на уроках музыки»
Интеллект - карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются творческие способности детей, активизируется память и мышле...