Рабочая программа дисциплины "Русский язык и литература"
рабочая программа

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и литература" на 293 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ril_ekonom.docx125.49 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

для специальности 38.02.01

«Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Смоленск 2016

 

                                                                                                         

Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», относящуюся к социально-экономическому профилю образования.

                                         

Разработчик (автор): преподаватель дисциплины «Русский язык и литература» -   Беленко М.Н.

Рецензент:_________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………4
  2. ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ………………………6
  3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………7
  4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………….34
  5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ……………………………...36


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) социально-экономического профиля.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОУД. 01 «Русский язык и литература» является базовой общеобразовательной дисциплиной и входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» обучающийся должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 293 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;

самостоятельной работы обучающегося 98 часов.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК:  

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

293

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

195

в том числе:

  • практические занятия

70

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

98

  • Работа с информационными источниками Интернет
  • Подготовка сообщений и рефератов
  • Составление библиографических карточек
  • Написание сочинений
  • Анализ поэтических и прозаических текстов
  • Чтение произведений
  • Составление письменного речевого высказывания
  • Речеведческий анализ текста
  • Выполнение практических упражнений

6

5

2

8

8

20

10

10

29

Форма итоговой аттестации: недифференцированный зачет (I семестр) / экзамен (II семестр)

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

2

1

Раздел 1. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

80

Тема 1.1. Русская литература первой половины XIX века.

Содержание учебного материала

1.

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

2

2.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»,«Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы»,«Друзья мои, прекрасен наш союз!»,«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»,«Осень»,«Бесы»,«Когда по улицам задумчив я брожу…».

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

2

3.

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина»,«Пророк»,«Она не гордой красотой»,«К портрету»,«Силуэт»,«Мой Демон»,«Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…»,«Памяти А. И. Одоевского»,«Желание».

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — квозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Творческий путь М.Ю.Лермонтова. Эволюция лирического героя в поэзии. Характер лермонтовской прозы.

2

4.

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы: Романтизм и реализм.

2

Лекционные занятия

12

Практические занятия

  1. Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.
  2. Роман в стихах «Евгений Онегин».         Творческая история романа в стихах.
  3. «Герой нашего времени». Порядок расположения повестей и действительная последовательность событий. Смысл несоответствия.
  4. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

8

Самостоятельная работа обучающихся по подготовке к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информацией) по теме «А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь. Жизненный и творческий путь».

10

Тема 1.2. Русская литература второй половины XIX века.

Содержание учебного материала

1.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

2.

А.Н. Островский. Сведения из биографии.

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

Теория литературы: понятие о драме.

2

3.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов».

Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

2

4.

И.С. Тургенев. Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

2

5.

Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…»,«Полдень»,«Silentium»,«Видение»,«Тени сизые смесились…»,«Не то, что мните вы, природа…»,«29-е января 1837»,«Я лютеран люблю богослуженье»,«Умом Россию не понять…»,«О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь»,«Я очи знал, – о, эти очи»,«Природа – сфинкс. И тем она верней…»,«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

2

6.

А.А. Фет. Сведения из биографии.

Стихотворения:«Облаком волнистым…»,«Осень»,«Прости – и все забудь»,«Шепот, робкое дыханье…»,«Какое счастье – ночь, и мы одни...»,«Сияла ночь. Луной был полон сад...»,«Еще майская ночь...»,«Одним толчком согнать ладью живую…»,«На заре ты ее не буди...»,«Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово»,«Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

2

7.

А.К. Толстой. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»,«Против течения»,«Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…»,«Когда природа вся трепещет и сияет...»,«Тебя так любят все; один твой тихий вид...»,«Минула страсть, и пыл ее тревожный…»,«Ты не спрашивай, не распытывай...».

2

8.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии.

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю»,«Опись градоначальникам»,«Органчик»,«Поклонение мамоне и покаяние»,«Подтверждение покаяния»,«Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

2

11

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Д. Писарев).

Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

2

12

Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Родина»,«Памяти Добролюбова»,«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди»,«Тройка»,«Поэт и гражданин»,«Плач детей»,«О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

2

13

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

2

14

А.П. Чехов. Сведения из биографии.

«Студент»,«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,«Палата № 6»,«Дом с мезонином». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).

Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

2

Лекционные занятия

22

Практические занятия:

  1. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.
  2. Что такое «Обломовщина»? Характер Ильи Ильича Обломова. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов.
  3. Написание сочинения по роману «Обломов» на индивидуальную тему.
  4. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов.
  5. Основные темы и мотивы лирики Тютчева. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего.
  6. Баллады А.К. Толстого. Историческая база.
  7. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
  8. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».
  9. Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова.

18

Самостоятельная работа обучающихся по подготовке к семинарским занятиям (чтение и анализ изучаемых произведений, работа с электронными каталогами и Интернет-информацией); подготовка и защита рефератов, проектов на темы:

 Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.

Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.

Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-политический и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

«Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Самостоятельное чтение следующих произведений: И.С. Тургенев «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе; Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»; А.П. Чехов «Дама с собачкой».

10

Раздел 2. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.

84

Тема 2.1. Русская литература на рубеже веков.

Содержание учебного материала

1.

И.А. Бунин. Сведения из биографии.

Рассказы: «Деревня»,«Антоновские яблоки»,«Чаша жизни»,«Легкое дыхание»,«Грамматика любви»,«Чистый понедельник»,«Митина любовь»,«Господин из Сан-Франциско»,«Темные аллеи».

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.

Поэтика И. А. Бунина.

2

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

2

2

2.

А.И. Куприн. Сведения из биографии.

Рассказы:«Олеся»,«Поединок»,«Гранатовый браслет».

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

2

3

3.

М. Горький. Сведения из биографии.

Ранние рассказы: «Челкаш»,«Коновалов»,«Страсти-мордасти»,«Старуха Изергиль». Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

Теория литературы: развитие понятия о драме.

2

Лекционные занятия

8

Практические занятия:

  1. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.
  2. Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.
  3. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

6

Самостоятельная работа обучающихся по подготовке к семинарским занятиям, чтение и анализ изучаемых произведений, написание сочинений на темы:

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева.

Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.

Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Составление библиографических карточек по темам:

Критики о Куприне (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов).

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).

10

Тема 2.2. Поэзия начала XX века

Содержание учебного материала

1.

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества(стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

2

2.

Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

2

3.

А.А. Блок. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы»,«Незнакомка»,«Коршун»,«Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…»,«О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен»«Скифы». Поэма «Двенадцать».

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

2

Лекционные занятия

8

Практические занятия:

  1. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

2

Самостоятельная работа обучающихся: чтение и анализ изучаемых произведений, самостоятельное чтение поэмы «Соловьиный сад», драматургии Блока; литературоведческий анализ стихов А.Блока, ответы на контрольные вопросы; подготовка к семинарским занятиям.

9

Тема 2.3. Литература 20-х г.г. (обзор)

Содержание учебного материала

1.

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

2

2.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

2

3.

Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

2

4.

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

2

5.

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин).

Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого).

2

6.

Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака).

2

7.

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).

2

98.

Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).

2

9

В.В. Маяковский. Сведения из биографии.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»,«Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос»,«Облако в штанах»,«Флейта-позвоночник»,«Лиличка!»,«Люблю»,«Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп»,«Баня».

Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

2

10

С.А. Есенин. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул         родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,«Мы теперь уходим понемногу…»,«Сорокоуст»,«Русь Советская»,«Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

2

Лекционные занятия

10

Практические занятия:

  1. Поэтическая новизна ранней лирики В.В. Маяковского: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни.
  2. Поэма С. Есенина «Анна Снегина». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

4

Самостоятельная работа обучающихся; чтение и анализ изучаемых произведений, подготовка к семинарскому занятию  «Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи».

5

Тема 2.4. Литература 30-х – начала 40-х г.г. (обзор)

Содержание учебного материала

1.

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

2

2.

М.И. Цветаева. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года»,«Плач матери по новобранцу…».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2

3.

О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии.

«NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы»,«Концерт на вокзале»,«Рим».

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2

4.

М.А. Булгаков. Сведения из биографии.

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (одно произведение по выбору).

«Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

2

Лекционные занятия

10

Практические занятия:

  1. «Средства поэтической выразительности в поэзии М. Цветаевой, О. Мандельштама».
  2. Петербургские мотивы в поэзии О. Мандельштама. Теория поэтического слова О. Мандельштама.
  3. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов.

7

Самостоятельная работа обучающихся: чтение и анализ изучаемых произведений, подготовка и защита рефератов, проектов на темы: Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.

Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.

Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.

Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Самостоятельное чтение фельетонов 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театрального романа» М Булгакова, ответы на контрольные вопросы.

5

Всего:

166

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел «Введение»

6

Введение

Содержание учебного материала

6

1.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

2

Лекционные занятия

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Составление письменного речевого высказывания по теме «Роль языка в обществе».

4

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

22

Тема 1.1.

Язык и речь.

Содержание учебного материала

6

1.

Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

2

Лекционные занятия

2

Практическое занятие:

1. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

Самостоятельная работа обучающихся  по созданию письменного речевого высказывания на тему «Насколько моя речь соответствует требованиям речевой культуры».

2

Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности.

Содержание учебного материала

6

1.

Стили речи.

2

2.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

3.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2

4.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

2

5.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

3

Практические занятия:

Анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Речеведческий анализ текста по своей будущей специальности.

Выполнение заданий по анализу структуры и языкового оформления официально-деловых, научных письменных текстов.

4

Тема 1.3. Текст как

 произведение речи.

Содержание учебного материала

10

1.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.

Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

2

2.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

3

Лекционные занятия

4

Практические занятия по использованию основных приемов информационной переработки устного и письменного текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.), по определению темы, основной мысли текста, средств и видов связи предложений в тексте.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Информационная переработка письменного текста.

4

Раздел 2. Лексика и фразеология.

8

Тема 2.1. Слово в лексической системе языка.

Содержание учебного материала

8

1.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

Лекционные занятия

2

Практическое занятие по закреплению умений определять прямое и переносное значение слова, по употреблению омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Создание письменного речевого высказывания «Я представляю словарь».

Работа со словарями и справочниками.

4

Раздел 3. Морфология и орфография.

46

Тема 3.1. Грамматические признаки и правописание самостоятельных частей речи и форм глагола.

Содержание учебного материала

34

1.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Промежуточный диктант.

2

2.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

2

3.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

2

4.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2

5.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

2

 6.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

2

7.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

2

8.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

2

9.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2

10.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

Лекционные занятия

12

Практические занятия по определению грамматических признаков самостоятельных частей речи и форм глагола, по закреплению  навыков  правописания и постановки знаков препинания орфограмм и пунктограмм, изучаемых в разделе курса.  

12

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение практических упражнений на закрепление  навыков  правописания  и постановки знаков препинания орфограмм и пунктограмм, изучаемых в разделе курса.  

10

Тема 3.2. Грамматические признаки и правописание служебных частей речи и междометий.

Содержание учебного материала

12

1.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

2.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2

3.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

2

4.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

Лекционные занятия

2

Практические занятия по определению грамматических признаков служебных частей речи и, по закреплению  навыков  правописания и постановки знаков препинания орфограмм и пунктограмм, изучаемых в разделе курса.  

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение практических упражнений на закрепление  навыков  правописания  и постановки знаков препинания орфограмм и пунктограмм, изучаемых в разделе курса.  

6

Раздел 4. Синтаксис и пунктуация.

48

Тема 4.1. Словосочетание.

Содержание учебного материала

11

1.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

2

2.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2

Лекционные занятия

6

Практические занятия по определению видов связи слов в словосочетании, по освоению норм построения словосочетаний,  по синтаксическому  разбору словосочетаний.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение практических упражнений по синтаксису словосочетания.

3

Тема 4.2. Простое предложение.

Содержание учебного материала

10

1

1.

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

2

2.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

2

3.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

2

4.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2

Лекционные занятия

4

Практические занятия по выполнению повторительно-обобщающих

упражнений и контрольных заданий по синтаксису и пунктуации простого предложения.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение практических упражнений по синтаксису и пунктуации простого предложения.

4

Тема 4.3. Осложненное простое предложение.

Содержание учебного материала

11

1.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

2

22.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

2

3.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

2

4.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

3

5

5.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

3

6.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Лекционные занятия

6

Практические занятия по выполнению повторительно-обобщающих

упражнений и контрольных заданий по синтаксису и пунктуации осложнённого предложения.  Диктант

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение практических упражнений по синтаксису и пунктуации осложнённого предложения.

4

Тема 4.4. Сложное предложение.

Содержание учебного материала

13

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

2

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

Лекционные занятия

8

Практические занятия по выполнению повторительно-обобщающих

упражнений и контрольных заданий по синтаксису и пунктуации сложного предложения. Диктант

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение практических упражнений по синтаксису и пунктуации сложного предложения.

4

Всего:

127

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- раздаточный дидактический материал;

- банк оценочных материалов по дисциплине;

- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов;

-слайд – презентации к дисциплине.

  1. 4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники (ОИ):

  1. А. И. Власенков, Л. М. РыбченковаРусский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение, 2014.
  2. Г.А. Обернихина  Литература: учебник для студентов среднего профессионального образования. М.: Академия. 2014.
  3. Долбик Е.Е., Леонович В.Л., Саникович В.А.   Русский язык [Электронный ресурс]: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы. Минск: Вышэйшая школа, 2012.

Дополнительные источники (ДИ):

  1. Балтуш Т.В. Русский язык [Электронный ресурс]: полный курс подготовки к тестированию и экзамену. Минск: ТетраСистемс, 2010
  2. Головков О.В. Русский язык [Электронный ресурс]: сложные задания и типичные ошибки на централизованном тестировании. Минск: ТетраСистемс, 2013
  3. Соловьёва Н.Н.Весь русский язык в таблицах. От фонетики до синтаксиса. М.: Мир и Образование, Оникс, 2009
  4.  Мормыш Л.С. Русский язык. Морфология, правописание частей речи [Электронный ресурс]: теория, тренировочные упражнения и тесты с грамматическими комментариями
  5. Недоступова Л.В. Русский язык [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета СПО/ Недоступова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.
  6. Рогачева Е.Н. Русский язык. Синтаксис и пунктуация [Электронный ресурс]: учебное пособие. Второй уровень владения языком/ Рогачева Е.Н., Фролова О.А., Лазуткина Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 115 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6985.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  7. Соловьёва Н.Н. Весь русский язык в таблицах. От фонетики до синтаксиса [Электронный ресурс]/ Соловьёва Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Мир и Образование, Оникс, 2009.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14556.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  8. Абуталиева Э.И. Литература [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Абуталиева Э.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2009.— 302 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14486.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  9. Малюкова Л.Н. Русская литература (1890–1922 годы) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Малюкова Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011.— 612 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47118.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  10. Руднев В.Н. Русская литература XIX века. А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь [Электронный ресурс]: курс лекций/ Руднев В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21312.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  11. Недзвецкий В.А. Русская литература XIX века. 1840—1860-е годы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Недзвецкий В.А., Полтавец Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.— 376 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13155.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Интернет-ресурсы (ИР)

  1. http://rusgram.narod.ru/ - Русская грамматика;
  2. http://www.gramota.ru/ - справочно-информационный портал «Грамота.ру»
  3. http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050 – Словари.ру
  4. http://www.klassika.ru/ - электронная библиотека литературных произведений
  5. http://writerstob.narod.ru/ - биографии великих русских писателей и поэтов
  6. http://litera.edu.ru/ - Российский образовательный портал

        

  1. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Практическое занятие

Тестирование

Написание творческих работ

Устный и письменный ответ

Практические занятия

Тестирование

Подготовка презентаций

Письменный и устный ответ

Практические занятия

Подготовка письменных работ

Тестирование

Письменные задания

Практические занятия

Орфографические  диктанты

Карточки

Практические занятия

Устный и письменный ответ

Подготовка презентаций

Письменный и устный ответ

Подготовка докладов и сообщений

Письменный ответ

Подготовка сообщений

Практические занятия

Написание письменных творческих работ

Подготовка устного и  письменного ответа

Письменные работы

Практические занятия

Устный ответ

Устный и письменный ответ

Написание творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Башкирский язык и литература"

Рабочая образовательная программа  "Башкирский язык и литература"...

Рабочая программа "Русский язык и литература" для специальности "Туризм"

Рабочая программа по общеучебной дисциплине "Русский язык и литература" составлена на основе Примерных программ для СПО в соответствии с требованиями ФГОС СОО...

Рабочая программа "Русский язык и литература" для специальности "Физическая культура"

Рабочая программа общеучебной дисциплины "Русский язык и литература" разработана на основе Примерных программ для СПО (Русский язык и литература. Русский язык; Русский язык и литература. Литература) в...

Рабочая программа "Русский язык и литература"

Методическая разработка для преподавания русского языка и литературы в системе профтехобразования....

Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)

Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)...