Мастер-класс "Я Вам пишу"
классный час (5 класс)

Гробова Мария Викторовна

Цель: развитие интереса к теме военных писем.

Задачи:

  1. Развивать чувство сопричастности к великому прошлому;
  2. Дать знания об истории написания военных писем;
  3. Учиться культуре письма.

Средства: презентация, образцы фронтовых писем, открытки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.82 КБ
Файл master-klass_grobova_mv_.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Я вам пишу».

Цель: развитие интереса к теме военных писем.

Задачи:

  1. Развивать чувство сопричастности к великому прошлому;
  2. Дать знания об истории написания военных писем;
  3. Учиться культуре письма.

Средства: презентация, образцы фронтовых писем, открытки.

Здравствуйте, ребята! Хочу представиться, меня зовут Мария Викторовна, я являюсь классным руководителем 5Б класса 588 школы города Колпино. А  сегодня я на время буду вашим классным руководителем и проведу мастер-класс «Я вам пишу».

Мы живём в эпоху мгновенных сообщений, быстрого интернета и молниеносных скоростей обмена данными с одной точки Земли в  другую.

-Вы когда-нибудь писали друг другу сообщения на бумаге, письма, отправляли друг другу открытки на праздники как наши мамы и папы, бабушки и дедушки?

Сегодня мы попробуем с вами посмотреть на письма и открытки другими глазами.

         «В начале ВОВ правительство СССР уделяло особое значение связи фронтовиков с их родными. Но единственным способом осуществить это в начале 40-х годов была почта. Считалось, что письмо из дома в разы повышает боевую силу солдата. Поэтому было организовано почтовое сообщение. Машины для перевозки корреспонденции запрещалось использовать в других целях. Почтовые вагоны имели такое же большое значение, как и вагоны с боеприпасами. Поэтому их разрешалось цеплять к любым составам, чтобы военные письма-треугольники (2 слайд)с фронта попадали к адресатам. Вся корреспонденция на фронт и в тыл была бесплатной. Исключение составляли только посылки. Но письма не всегда письма приходили вовремя. Были случаи, что треугольники приходили и через десять, и через двадцать лет после окончания войны. Разновидность корреспонденции в связи с большой потребностью в письмах, народное хозяйство начало широко выпускать конверты, открытки и заготовки для писем. Они имели красочное художественное оформление патриотического характера. На открытках, к примеру, печатались агитации(3 слайд) и карикатуры на немцев и подписывались они  лозунгами: «Стреляю так, что ни пуля – то в немца», «Смерть немецким оккупантам». Но до фронта эти заготовки практически не доходили. Да и простой бумаги на письма не всегда хватало. Поэтому широкое распространение получили военные письма-треугольники. Как складывать (4 слайд) их знал даже ребенок, поскольку конвертов тогда практически не было.

-Давайте вместе сложим письмо треугольником.

Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Письма не заклеивались и не требовали марок. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком(5 слайд), чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто.  

- А как вы думаете, чем писали письма бойцы на фронте (химическим карандашом).

-В чем его особенность? (С виду карандаш простой и оставляет серый грифельный след, а при смачивании водой(слюной) написанные буквы становились фиолетовыми и не смывались с бумаги).

Поскольку на фронте была строгая цензура, военные письма-треугольники имели особую стилистику. Бойцы редко рассказывали о себе печальные подробности. Они храбрились и выражали огромный оптимизм по поводу скорого завершения войны. В ответ они просили рассказать о родных, новости которые происходили дома. Тон практически всех писем торжественный. А сами сообщения переполнены искренностью, которая прочитывается в каждом слове».

         Бойцы тоже получали письма от родных. Давайте попробуем погрузиться в ту эпоху, прочувствовать это время. Может быть для кого-то эта тема окажется особенно близкой, если кто-то из родных был на Великой Отечественной Войне.

-Один образец письма перед Вами (печатными буквами и в таком виде, в каком он пришло адресату в 1941 году).

1 группа пишет бойцам из тыла. 2 группа с фронта родным

- Попробуйте самостоятельно или в парах составить текст письма по плану, правилам, которые вы видите на слайде и перед собой на столах.

План для написания письма (слайд 6)

  1. Приветствие
  2. Впечатление о событиях, описанных в письме
  3. Краткая информация о том, как дела дома/на фронте
  4. Выразить слова поддержки
  5. Пожелания
  6. Подпись

Подписываем письмо по правилам (слайд 8)

1группа: Бойцам из тыла на фронт.

1.Адрес - № военной части

2.Кому

3. От кого

2 группа: С фронта домой.

1.Индекс

2. Город, улица, квартира, дома(адрес может быть реальным/вымышленным)

3.Кому

4.От кого

Группы обмениваются почтой.

Желающие от каждой группы прочитают текст письма.

Рефлексия.

  1. Опишите Ваши чувства при написании письма
  2. Что нового вы узнали?
  3. Кому вы захотели рассказать о том, что сегодня узнали?

Подведение итогов.

Эта тема может Вам помочь написать письма ветеранам или представить, что пишете в прошлое своему дедушке/прадедушке с благодарностью за спокойное небо над головой к предстоящему празднику 9 мая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс “Я вам пишу” Классный руководитель 5 “Б” класса Гробова Мария Викторовна

Слайд 2

Письмо-треугольник с фронта

Слайд 3

открытки-агитации

Слайд 5

Химический карандаш

Слайд 6

План составления текста письма/открытки 1.Приветствие 2.Впечатление о событиях, описанных в письме 3. Кратко о том, как дела дома/ на фронте 4.Выразить слова поддержки 5.Пожелания 5.Подпись

Слайд 7

подписываем письмо по правилам 1 группа: бойцам из тыла на фронт 1.Адрес - № военной части 2. Кому 3.От кого 2 группа: с фронта домой 1.индекс 2.Город, улица, дом, квартира 3. кому 4.От кого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем сочинение-рассуждение

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку, часть С. Особое внимание уделяется пониманию смысла исходного текста....

Пиши правильно

работа со словарными словами 1-2 класс по УМК "ПНШ"...

Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"

Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение....

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

Мастер-клас

В представленном материале показан вариант разминки с мячами на занятии баскетболом....

Мастер клас

От слова к тексту....

Мастер-клас "Применение приёма "Мозаика" на уроках чтения и развития речи"

Мастер-клас "Применение приёма "Мозаика" на уроках чтения и развития речи"...