Деятельностные технологии в преподавании истории и обществознания как путь к успеху учащихся
статья

Курилкина Ирина Викторовна

      Большие изменения произошли в образовании в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Современный  ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый взгляд на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Это заставляет искать новые подходы к процессу обучения и воспитания, использовать новые методы и технологии.

      В соответствии с современными требованиями к образованию, считаю актуальным найти на уроке особый индивидуальный подход к каждому ребёнку: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза И.В.Седова» муниципального образования

 «Барышский район» Ульяновской области

Конкурсное задание: «Методический семинар»

Деятельностные  технологии  в преподавании                                   истории и обществознания  как путь к успеху учащихся

Учитель истории и обществознания

Курилкина Ирина Викторовна

      Большие изменения произошли в образовании в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Современный  ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый взгляд на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Это заставляет искать новые подходы к процессу обучения и воспитания, использовать новые методы и технологии.

      В соответствии с современными требованиями к образованию, считаю актуальным найти на уроке особый индивидуальный подход к каждому ребёнку: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе.

Ведущую идею моего опыта отражают слова немецкого поэта  Артур Гитермана:  «Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает в семь раз больше, чем тот, которому все объяснили».

Основная цель, которую я ставлю в своей педагогической работе,  – не просто вооружить ученика  фиксированным набором знаний, а сформировать умение и желание учиться. В полном объеме  выполнить  эти задачи    помогает деятельностный метод обучения.

Что же  такое деятельностный подход?

 «Деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников». Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный Д. Дьюи. Деятельностный подход нашел отражение в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова

 Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается дидактическими принципами:

1) принцип деятельности  ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам;

2) принцип непрерывности – преемственность между всеми уровнями и этапами обучения с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей;

3) принцип целостности - формирование системного представления о мире;

6.4) принцип творчества –творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности;

5) принцип вариативности  способность к систематическому перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора;

6) принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Технология деятельностного метода - это последовательные действия на каждом этапе урока.

Реализацию деятельностного   подхода  на уроке я начинаю с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Далее на каждом этапе урока  создаю ситуации для развития  мыслительной  деятельности учащихся, где закладываются  основы для формирования ключевых компетенций.

Постановка целей и задач является важным дидактическим моментом.

На данном этапе мною используются следующие методические приёмы: «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Смысловые схемы», «Ассоциативный ряд», «Сброс идей в корзину», «Атака мыслей», «Верю – не верю», «Работа над понятием», « В шутку о серьёзном».

При изучении темы «Древнее Двуречье» в 5 классе необходимо объяснить каждое слово, далее от значения слова выводятся цели урока.

На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются  способности и умения учащихся: умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты, выделять элементы целого и творчески мыслить.

Здесь используются частично-поисковые, проблемные методы, элементы технологии критического мышления.

Приведу пример.

При изучении истории Древнего Египта в 5 классе  на уроке учащиеся составляют устные рассказы от имени жрецов, фараона, ремесленников, писцов. Учащиеся с удовольствием играют свои роли, инсценируют  условия воображаемой ситуации, что эмоционально украшает  урок, погружает пятиклассников в эпоху Древнего Египта. Для такой игры характерны соревновательная борьба и сотрудничество.

Ещё один  приём деятельностного подхода - составление сравнительных, хронологических и конкретизирующих таблиц.

На практике это выглядит так: при изучении темы «Новая экономическая политика» в 11 классе составляется сравнительная таблица «Военный коммунизм» и «Новая экономическая политика», где выделяются основные черты НЭПа, с последующим анализом.

Уроки истории …….Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. При составлении схем ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически изобразить.

Уроки истории и обществознания тесно связаны с работой над документами, что приближает учеников к изучаемому событию, создаёт особый эмоциональный фон восприятия. Позволяет выработать своё собственное отношение к изучаемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Работа с источником используется при изучении темы «Конституция» в 9 классе.  Изучение структуры Конституции и её основных положений является главным элементом урока.

 Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, но и  ориентироваться в историко-географическом пространстве.

Учащиеся  с помощью легенды карты самостоятельно находят  основные даты, места исторических событий, сопоставляют карту с другими источниками информации. Историческая карта помогает ребёнку мыслить, искать, находить.

В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары, дискуссии). В связи с переходом к Единому государственному экзамену активные формы обучения приобретают особое значение. Они позволяют не «натаскивать» на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления.

А это так необходимо при написании эссе по обществознанию. Это приносит свои плоды, выпускники  9-11 классов успешно сдают ГИА.   Ежегодно мои ученики становятся  победителями и призерами   Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории и обществознанию, конкурсов «Олимпус», «Мир-олимп», гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы».

В своей работе применяю различные виды проектной деятельности. Метод проектов позволяет  создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий. Тематика проектов разнообразна, часть из них посвящена историческим событиям родного края.

Проектная деятельность занимает не последнее место и во внеурочной деятельности. Активизация гражданской и патриотической позиции ребят «вылилась» в создание внеурочного объединения «Край родной». Учащиеся этого объединения ежегодно принимают участие в краеведческой конференции и занимают призовые места.

   В своей практике я использую не только виртуальные экскурсии, но и путешествия по историческим местам нашего края. Так с учениками 5 класса в 2018 году мы посетили город Казань, прошлись по исторически местам. Побывали в городе Ульяновск, посетили  Краеведческий музей. Такие экскурсии я называю «Живая история».

Деятельностный подход помогает решить важную  задачу:  развитие детей, формирование активности и компетентности – важных  метапредметных умений. В результате такого обучения дети приобретают полезные навыки, которые помогут им в жизни.

В подтверждение своей точки зрения,  в  правильности выбранного подхода, хочу привести слова Б. Шоу: «Деятельность – это единственный путь к познанию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь к успеху. Деятельность методического объединения учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

Презентация представляет краткий план и анализ деятельности методического объединения учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)

Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)...

Воспитательная программа для учащихся 10 класса "Путь к успеху"

Воспитательная программа составлена на основе:-Программы воспитания школьников «ЧЕЛОВЕК. ОТЕЧЕСТВО. ЗНАНИЕ» 2014-2018 г.г.- Программы развития воспитательной компоненты муниципального казенного общеоб...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...