Деятельностные технологии в преподавании истории и обществознания как путь к успеху учащихся
статья
Большие изменения произошли в образовании в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Современный ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый взгляд на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Это заставляет искать новые подходы к процессу обучения и воспитания, использовать новые методы и технологии.
В соответствии с современными требованиями к образованию, считаю актуальным найти на уроке особый индивидуальный подход к каждому ребёнку: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnye_tehnologii_v_prepodavanii_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза И.В.Седова» муниципального образования
«Барышский район» Ульяновской области
Конкурсное задание: «Методический семинар»
Деятельностные технологии в преподавании истории и обществознания как путь к успеху учащихся
Учитель истории и обществознания
Курилкина Ирина Викторовна
Большие изменения произошли в образовании в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Современный ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый взгляд на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Это заставляет искать новые подходы к процессу обучения и воспитания, использовать новые методы и технологии.
В соответствии с современными требованиями к образованию, считаю актуальным найти на уроке особый индивидуальный подход к каждому ребёнку: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе.
Ведущую идею моего опыта отражают слова немецкого поэта Артур Гитермана: «Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает в семь раз больше, чем тот, которому все объяснили».
Основная цель, которую я ставлю в своей педагогической работе, – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать умение и желание учиться. В полном объеме выполнить эти задачи помогает деятельностный метод обучения.
Что же такое деятельностный подход?
«Деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников». Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный Д. Дьюи. Деятельностный подход нашел отражение в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова
Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается дидактическими принципами:
1) принцип деятельности ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам;
2) принцип непрерывности – преемственность между всеми уровнями и этапами обучения с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей;
3) принцип целостности - формирование системного представления о мире;
6.4) принцип творчества –творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности;
5) принцип вариативности способность к систематическому перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора;
6) принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Технология деятельностного метода - это последовательные действия на каждом этапе урока.
Реализацию деятельностного подхода на уроке я начинаю с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Далее на каждом этапе урока создаю ситуации для развития мыслительной деятельности учащихся, где закладываются основы для формирования ключевых компетенций.
Постановка целей и задач является важным дидактическим моментом.
На данном этапе мною используются следующие методические приёмы: «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Смысловые схемы», «Ассоциативный ряд», «Сброс идей в корзину», «Атака мыслей», «Верю – не верю», «Работа над понятием», « В шутку о серьёзном».
При изучении темы «Древнее Двуречье» в 5 классе необходимо объяснить каждое слово, далее от значения слова выводятся цели урока.
На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся: умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты, выделять элементы целого и творчески мыслить.
Здесь используются частично-поисковые, проблемные методы, элементы технологии критического мышления.
Приведу пример.
При изучении истории Древнего Египта в 5 классе на уроке учащиеся составляют устные рассказы от имени жрецов, фараона, ремесленников, писцов. Учащиеся с удовольствием играют свои роли, инсценируют условия воображаемой ситуации, что эмоционально украшает урок, погружает пятиклассников в эпоху Древнего Египта. Для такой игры характерны соревновательная борьба и сотрудничество.
Ещё один приём деятельностного подхода - составление сравнительных, хронологических и конкретизирующих таблиц.
На практике это выглядит так: при изучении темы «Новая экономическая политика» в 11 классе составляется сравнительная таблица «Военный коммунизм» и «Новая экономическая политика», где выделяются основные черты НЭПа, с последующим анализом.
Уроки истории …….Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. При составлении схем ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически изобразить.
Уроки истории и обществознания тесно связаны с работой над документами, что приближает учеников к изучаемому событию, создаёт особый эмоциональный фон восприятия. Позволяет выработать своё собственное отношение к изучаемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Работа с источником используется при изучении темы «Конституция» в 9 классе. Изучение структуры Конституции и её основных положений является главным элементом урока.
Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, но и ориентироваться в историко-географическом пространстве.
Учащиеся с помощью легенды карты самостоятельно находят основные даты, места исторических событий, сопоставляют карту с другими источниками информации. Историческая карта помогает ребёнку мыслить, искать, находить.
В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары, дискуссии). В связи с переходом к Единому государственному экзамену активные формы обучения приобретают особое значение. Они позволяют не «натаскивать» на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления.
А это так необходимо при написании эссе по обществознанию. Это приносит свои плоды, выпускники 9-11 классов успешно сдают ГИА. Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории и обществознанию, конкурсов «Олимпус», «Мир-олимп», гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы».
В своей работе применяю различные виды проектной деятельности. Метод проектов позволяет создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий. Тематика проектов разнообразна, часть из них посвящена историческим событиям родного края.
Проектная деятельность занимает не последнее место и во внеурочной деятельности. Активизация гражданской и патриотической позиции ребят «вылилась» в создание внеурочного объединения «Край родной». Учащиеся этого объединения ежегодно принимают участие в краеведческой конференции и занимают призовые места.
В своей практике я использую не только виртуальные экскурсии, но и путешествия по историческим местам нашего края. Так с учениками 5 класса в 2018 году мы посетили город Казань, прошлись по исторически местам. Побывали в городе Ульяновск, посетили Краеведческий музей. Такие экскурсии я называю «Живая история».
Деятельностный подход помогает решить важную задачу: развитие детей, формирование активности и компетентности – важных метапредметных умений. В результате такого обучения дети приобретают полезные навыки, которые помогут им в жизни.
В подтверждение своей точки зрения, в правильности выбранного подхода, хочу привести слова Б. Шоу: «Деятельность – это единственный путь к познанию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь к успеху. Деятельность методического объединения учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ
Презентация представляет краткий план и анализ деятельности методического объединения учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ....
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....
Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"
Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...
Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)
Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)...
Воспитательная программа для учащихся 10 класса "Путь к успеху"
Воспитательная программа составлена на основе:-Программы воспитания школьников «ЧЕЛОВЕК. ОТЕЧЕСТВО. ЗНАНИЕ» 2014-2018 г.г.- Программы развития воспитательной компоненты муниципального казенного общеоб...
ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА
Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...