Альтернативная коммуникация для детей с отклонениями в умственном развитии.
методическая разработка
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lternativnaya_kom-ya.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Альтернативная коммуникация для детей с отклонениями в умственном развитии
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Коммуникация нужна, чтобы:
• кому-то что-то сообщить,
• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная
(augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация.
Альтернативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться как временная помощь;
• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
(трехмерные изображения), рельефные изображения
Такие объекты наиболее важны для тех, у кого есть серьезные множественные нарушения (с нарушением зрения) и для установления связи необходимо использовать осязание. Также актуально и для тех, кто имеет трудности в запоминании. Такие связи важно устанавливать постоянно, чтобы мини-объект действительно стал знаком для ребенка. Например, перед тем, как идти гулять — дать подержать и пощупать ключ от квартиры или часть одежды для прогулки.
Коммуникация при помощи предметов.
Эта форма подходит людям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющими дополнительные нарушения зрения. В процессе взаимодействия используются реальные предметы из повседневной жизни: «пить – чашка», «слушать музыку – погремушка», «идти на прогулку – шапка». Поскольку реальные предметы не всегда доступны и уместны, допускается использование их моделей (например, игрушечная посуда, машинки, куклы и прочие предметы).
Данная форма коммуникации дает ребёнку возможность с помощью реальных предметов получить представление о последовательности событий (видов деятельности) в течение дня и таким образом понимать что происходит, что его ожидает в ближайшее время, к чему необходимо готовиться.
Например, части распорядка дня. Так как день долгий, нужно знать, что будет дальше.
Можно к стенду прикреплять картинки (фото), чтобы ребенок научился соотносить предмет с его изображением.
Понимание устной речи для некоторых детей также можно облегчить, помимо указанных выше способов, при помощи использования специфических звуков и запахов, установления четкого порядка выполнения действий на занятиях и в повседневной жизни, и использования физических подсказок.
Преимущества системы обмена предметами
1. Ребенку может быть проще научиться ассоциировать определенный предмет с желанным предметом или занятием, так как они похожи.
2. «Слушателю» не нужно проходить никакого обучения, достаточно знать, что нужно делать, если ребенок дает тебе предмет.
Недостатки системы обмена предметами
1. Трудно обеспечить постоянный доступ ребенка к предметам для коммуникации.
2. Для многих вещей или занятий трудно найти предметы - образец.
3. Могут возникнуть трудности с переходом к другой функциональной коммуникации.
4. Может использоваться только для обучения ребенка просьбам-существительным.
5. Двигательные нарушения или отсутствие мотивации делают невозможным ощупывание предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приёмов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации».
В статье описаны виды работы с интерактивной доской на занятиях по СБО....
Система альтернативной коммуникации для детей с глубокой умственной отсталостью при помощи мимики и жестов.
Представлена необходимость использования мимики и жестов, для неговорящих детей с глубокой умственной отсталостью. Данная система коммуникации способствует развитию невербальной коммуникации и предпос...
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...
Система альтернативной коммуникации для детей с глубокой умственной отсталостью при помощи мимики и жестов
Представлена необходимость использования мимики и жестов, для неговорящих детей с глубокой умственной отсталостью. Данная система коммуникации способствует развитию невербальной коммуникации и предпос...
Статья на тему: «Нарушения речи у детей с отклонениями в умственном развитии»
Статья содержит информацию о детях с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи. Подробно рассматриваются причины возникновения речевых нарушений у детей, классификация речев...
«Метод Альтернативной коммуникации в сочетании с техниками «ABA» в развитии детей с РАС»
ТрусиТрудности, с которыми сталкиваются аутичные люди, пытаясь интерпретировать и понять то, что они видят, отражены в главных проявлениях аутизма: качественных нарушениях в развитии коммуникации и со...
Опыт работы по подбору средств альтернативной коммуникации детям с отклонениями в умственном развитии
Коммуникация Альтернативная коммуникация Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен ин...