Конспект учебного занятия "Блокада Ленинграда" ( для детей 6-7 лет)
план-конспект
"Блокада Ленинграда" - Занятие для старших дошкольников. Цель: Расширение знаний о трагических событиях Велекой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
____________________________________________________________________
Конспект учебного занятия
на тему:
«Блокада Ленинграда»,
проведенного педагогом дополнительного образования
Соковых Мариной Владимировной
с учащимися 1 года обучения детского объединения «Радуга»
на базе МОУ «Всеволожский ЦО»
23 января 2020 года
Всеволожск
2020
Наименование детского объединения: «Радуга».
Возраст учащихся: 6-6,5 лет (1 год обучения).
Тема занятия: «Блокада Ленинграда».
Место занятия в программе: разделы «Развитие речи» и «Изодеятельность» дополнительной общеразвивающей программы по комплексному развитию старших дошкольников. Итоговое занятие в ходе реализации проекта «900 дней блокады».
Уровень сложности – средний.
Цель: расширение знаний о трагических событиях Великой Отечественной войны, связанных с блокадой и обороной Ленинграда.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания об основных событиях блокады Ленинграда;
- расширять знания о роли Дороги жизни в обороне и блокадной жизни города-героя Ленинграда;
- расширять представления о героизме людей во время Великой Отечественной войны;
- закрепить образ памятника «Разорванное кольцо»;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение слушать педагога, давать развернутые ответы на вопросы, выполнять задание по образцу и устной инструкции, контролировать процесс своей деятельности.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы и любознательность;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- развивать эмоциональную отзывчивость на значимые события в жизни страны;
- развивать изобразительные навыки.
Воспитательные:
- формировать интерес к героической истории нашей страны, гордость за свою Родину;
- воспитывать любовь к Отчизне, уважение к ее защитникам, ветеранам войны и труда;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать прилежность и аккуратность, стремление доводить дело до конца.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы с учащимися: групповая.
Вид занятия: комбинированное.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Структура занятия:
Этапы занятия | Время, мин. | |
1. | Вводная часть | 2 |
2. | Основная часть: развитие речи | 15 |
3. | Основная часть: изодеятельность | 10 |
4. | Заключительная часть | 3 |
Планируемые результаты:
- закрепление знаний об основных событиях блокады Ленинграда;
- расширение знаний о памятниках Дороги жизни, о мемориале «Разорванное кольцо»;
- развитие умения самостоятельно выполнять композиции с опорой на образец, используя разные изобразительные материалы;
- приобретенияе опыта эмоционального приобщения к событиям, связанным с трагическими страницами истории страны;
- развитие навыков, способствующих формированию предпосылок учебной деятельности;
- воспитание патриотических чувств, уважения к своей стране.
Дидактические материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
- Презентация «Блокада Ленинграда».
- Кусок хлеба – 125 г.
- Свеча.
- Метроном.
- Рисунок с изображением памятника «Разорванное кольцо».
Раздаточные материалы: листы бумаги для рисования формата А4, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, пластилин.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Использованные источники:
1. Богданов Н., Молчанов А. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни». – СПб.: ОАО «Иван Федоров», 2005.
2. Дмитриев В.К. Была война, была блокада… – СПб.: КОРОНА притнт, 2013.
3. Ходза Н.А. Дорога жизни. СПб.: Издательство «ДЕТГИЗ», 2011.
4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/02/14/prezentatsiya-dlya-doshkolnikov-blokada-leningrada
Занятие было завершающим в ходе реализации проекта «900 дней блокады». Было проведено с группой учащихся 1 года обучения 23 января 2020 года. Состав группы – по списку 11 человек, на занятии присутствовало 9, из них 2 девочки и 7 мальчиков. Возраст детей – 6-6,5 лет.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим беседу о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны, о блокаде Ленинграда и о Дороге жизни, которая соединяла осажденный город с Большой землей. Чтобы настроиться на этот разговор, послушайте знаменитый фрагмент из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц:
Дорогой жизни шел к нам хлеб.
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знали на земле
страшней и радостней дороги.
2. Основная часть: развитие речи.
Наше занятие проходит накануне важной для нашего края даты – 27 января. Скажите, чем знаменателен этот день. (Ответы детей.)
Правильно, 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда. Как вы уже знаете, именно так назывался во время войны город Санкт-Петербург. А мы с вами живем в Ленинградской области, которая сохранила свое название в честь города-героя Ленинграда. Дорога жизни проходила через наш Всеволожский район. Какие памятники на Дороге жизни вы помните? (Ответы детей.) Расскажите, что вы о них знаете. (Короткие рассказы детей.)
Сейчас вы посмотрите презентацию, а я напомню вам о главных событиях, связанных с обороной Ленинграда.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать ее территорию, истребить и уничтожить весь народ. Они тщательно готовились к нападению, разработали план. Особой задачей в этом плане был захват Ленинграда. Фашисты хорошо знали, что это крупнейший промышленный, культурный центр, военный порт. Они хотели стереть этот город с лица земли. Захватив Ленинград, фашисты рассчитывали сломить дух советского народа. Вражеское командование отдало приказ окружить город, обстреливать его из артиллерии, беспрерывно бомбить с воздуха и сровнять с землей.
В сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. 8 сентября круг вражеских войск сомкнулся. 900 черных блокадных дней и ночей опустились на город.
Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки, шили одежду. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления. Дети помогали взрослым. Они гасили десятки тысяч зажигательных снарядов, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, работали вместе со взрослыми на заводах и в госпиталях.
В городе не хватало еды. Суточная норма хлеба – это кусочек в 125 грамм, посмотрите – какой он маленький. Люди падали от голода на улице и умирали. Нужно было что-то делать, чтобы не дать людям погибнуть от голода. И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, потому что ладожский лед капризен и ненадежен. В нем были трещины и непроходимые снежные заносы – торосы. Под тяжестью груженых автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха. Но сильные морозы помогли людям и позволили открыть дорогу раньше времени и вскоре первые конные обозы повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Это была единственная дорога, связывающая осажденный город с Большой землей, поэтому ее назвали Дорогой жизни.
Какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.
Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи и музыка, а в перерывах стучал метроном, звуки которого называли «биением сердца» блокадного города.
900 дней и ночей продолжалась блокада. И вот, наконец, зимним утром 27 января 1944 года, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш". Блокадное кольцо было разорвано. В город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. За подвиг жителей блокадного города Ленинграду было присвоено почетное звание «город-герой».
В разных городах нашей страны у памятников в честь подвига советских воинов горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью. Вот и мы с вами сейчас зажжем символический «вечный огонь» и стоя почтим память героев «минутой молчания».
Педагог зажигает на столе свечу и включает метроном. Дети становятся вокруг стола и под звук метронома участвуют в символической «минуте молчания».
Мемориал «Разорванное кольцо», ставший одним из символов Дороги жизни, стоит у Ладожского озера, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед. Пять лет назад, в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, у памятника «Разорванное кольцо» зажгли Вечный огонь. Сейчас я предлагаю вам нарисовать этот памятник.
3. Основная часть: изодеятельность.
Для выполнения творческой работы дети выбирают материалы для изобразительной деятельности с учетом подготовленного педагогом образца, организуют свои рабочие места и выполняют композиции.
4. Заключительная часть.
Давайте положим все ваши работы вместе. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась. Что для вас на нашем занятии сегодня было самым интересным и важным? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей.)
Мы никогда не забудем о подвиге тех, кто защищал нашу землю от врагов, и не хотим, чтобы повторилась эта страшная война. Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг».
Дети вместе с педагогом поют песню «Солнечный круг».
Мы всегда будем помнить и чтить подвиг героев!
Но пусть всегда будет солнце и мир на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Начало блокады Ленинграда"
Конспект классного часа на тему "Блокада Ленинграда". Сопровождается презентацией, расположенной по адресу: https://yadi.sk/i/KdahfTOdiKt3H ....

План-конспект урока физической культуры для детей с ОВЗ 8 класс "Тактические приемы в защите. Учебная игра в настольный теннис".
План-конспект урока физической культуры для детей с ОВЗ "Тактические приемы в защите. Учебная игра в настольный теннис."...

Проект "Блокада Ленинграда глазами детей"
Тема ВОВ является актуальной, так как она беспокоит сердца неравнодукшных людей. Актуальность выбранной мной темы определяется еще и тем, что тяжелейшие условия вражеской блокады оказали влияние...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.."
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей." Предназначен для проведения занятий н...

Конспект сценария "Блокада Ленинграда"
Сценарий мероприятия посвященного снятию блокады Ленинграда...

Конспект учебного занятия «Детали и предметы шлюпки ЯЛ-6»
Данное занятие является первым в разделе «Устройство шлюпки ЯЛ - 6» программы «Юнги» 1 года обучения.По виду: занятие обучающее, по типу - передача знаний и их усвоение.Форма о...