Конспект учебного занятия "Блокада Ленинграда" ( для детей 6-7 лет)
план-конспект

"Блокада Ленинграда" - Занятие для старших дошкольников. Цель: Расширение знаний о трагических событиях Велекой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_blokada_leningrada.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

____________________________________________________________________

Конспект учебного занятия

на тему:

«Блокада Ленинграда»,

проведенного педагогом дополнительного образования

Соковых Мариной Владимировной

с учащимися 1 года обучения детского объединения «Радуга»

на базе МОУ «Всеволожский ЦО»

23 января 2020 года

Всеволожск

2020


Наименование детского объединения: «Радуга».

Возраст учащихся: 6-6,5 лет (1 год обучения).

Тема занятия: «Блокада Ленинграда».

Место занятия в программе: разделы «Развитие речи» и «Изодеятельность» дополнительной общеразвивающей программы по комплексному развитию старших дошкольников. Итоговое занятие в ходе реализации проекта «900 дней блокады».

Уровень сложности – средний.

Цель: расширение знаний о трагических событиях Великой Отечественной войны, связанных с блокадой и обороной Ленинграда.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить знания об основных событиях блокады Ленинграда;
  • расширять знания о роли Дороги жизни в обороне и блокадной жизни города-героя Ленинграда;
  • расширять представления о героизме людей во время Великой Отечественной войны;
  • закрепить образ памятника «Разорванное кольцо»;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение слушать педагога, давать развернутые ответы на вопросы, выполнять задание по образцу и устной инструкции, контролировать процесс своей деятельности.

Развивающие:

  • развивать познавательные процессы и любознательность;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на значимые события в жизни страны;
  • развивать изобразительные навыки.

Воспитательные:

  • формировать интерес к героической истории нашей страны, гордость за свою Родину;
  • воспитывать любовь к Отчизне, уважение к ее защитникам, ветеранам войны и труда;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • воспитывать прилежность и аккуратность, стремление доводить дело до конца.

Форма занятия: практическое.

Форма организации работы с учащимися: групповая.

Вид занятия: комбинированное.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Структура занятия:

Этапы занятия

Время, мин.

1.

Вводная часть

2

2.

Основная часть: развитие речи

15

3.

Основная часть: изодеятельность

10

4.

Заключительная часть

3

Планируемые результаты:

  • закрепление знаний об основных событиях блокады Ленинграда;
  • расширение знаний о памятниках Дороги жизни, о мемориале «Разорванное кольцо»;
  • развитие умения самостоятельно выполнять композиции с опорой на образец, используя разные изобразительные материалы;
  • приобретенияе опыта эмоционального приобщения к событиям, связанным с трагическими страницами истории страны;
  • развитие навыков, способствующих формированию предпосылок учебной деятельности;
  • воспитание патриотических чувств, уважения к своей стране.

Дидактические материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

  1. Презентация «Блокада Ленинграда».
  2. Кусок хлеба – 125 г.
  3. Свеча.
  4. Метроном.
  5. Рисунок с изображением памятника «Разорванное кольцо».

Раздаточные материалы: листы бумаги для рисования формата А4, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, пластилин.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Использованные источники:

1. Богданов Н., Молчанов А. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни». – СПб.: ОАО «Иван Федоров», 2005.

2. Дмитриев В.К. Была война, была блокада… – СПб.: КОРОНА притнт, 2013.

3. Ходза Н.А. Дорога жизни. СПб.: Издательство «ДЕТГИЗ», 2011.

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/02/14/prezentatsiya-dlya-doshkolnikov-blokada-leningrada

Занятие было завершающим в ходе реализации проекта «900 дней блокады». Было проведено с группой учащихся 1 года обучения 23 января 2020 года. Состав группы – по списку 11 человек, на занятии присутствовало 9, из них 2 девочки и 7 мальчиков. Возраст детей – 6-6,5 лет.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим беседу о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны, о блокаде Ленинграда и о Дороге жизни, которая соединяла осажденный город с Большой землей. Чтобы настроиться на этот разговор, послушайте знаменитый фрагмент из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц:

Дорогой жизни шел к нам хлеб.

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знали на земле

страшней и радостней дороги.

2. Основная часть: развитие речи.

Наше занятие проходит накануне важной для нашего края даты – 27 января. Скажите, чем знаменателен этот день. (Ответы детей.)

Правильно, 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда. Как вы уже знаете, именно так назывался во время войны город Санкт-Петербург. А мы с вами живем в Ленинградской области, которая сохранила свое название в честь города-героя Ленинграда. Дорога жизни проходила через наш Всеволожский район. Какие памятники на Дороге жизни вы помните? (Ответы детей.) Расскажите, что вы о них знаете. (Короткие рассказы детей.)

Сейчас вы посмотрите презентацию, а я напомню вам о главных событиях, связанных с обороной Ленинграда.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать ее территорию, истребить и уничтожить весь народ. Они тщательно готовились к нападению, разработали план. Особой задачей в этом плане был захват Ленинграда. Фашисты хорошо знали, что это крупнейший промышленный, культурный центр, военный порт. Они хотели стереть этот город с лица земли. Захватив Ленинград, фашисты рассчитывали сломить дух советского народа. Вражеское командование отдало приказ окружить город, обстреливать его из артиллерии, беспрерывно бомбить с воздуха и сровнять с землей.

В сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. 8 сентября круг вражеских войск сомкнулся. 900 черных блокадных дней и ночей опустились на город.

Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки, шили одежду. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления. Дети помогали взрослым. Они гасили десятки тысяч зажигательных снарядов, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, работали вместе со взрослыми на заводах и в госпиталях.

В городе не хватало еды. Суточная норма хлеба – это кусочек в 125 грамм, посмотрите – какой он маленький. Люди падали от голода на улице и умирали. Нужно было что-то делать, чтобы не дать людям погибнуть от голода. И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, потому что ладожский лед капризен и ненадежен. В нем были трещины и непроходимые снежные заносы – торосы. Под тяжестью груженых автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха. Но сильные морозы помогли людям и позволили открыть дорогу раньше времени и вскоре первые конные обозы повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Это была единственная дорога, связывающая осажденный город с Большой землей, поэтому ее назвали Дорогой жизни.

Какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи и музыка, а в перерывах стучал метроном, звуки которого называли «биением сердца» блокадного города.

900 дней и ночей продолжалась блокада. И вот, наконец, зимним утром 27 января 1944 года, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш". Блокадное кольцо было разорвано. В город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. За подвиг жителей блокадного города Ленинграду было присвоено почетное звание «город-герой».

В разных городах нашей страны у памятников в честь подвига советских воинов горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью. Вот и мы с вами сейчас зажжем символический «вечный огонь» и стоя почтим память героев «минутой молчания».

Педагог зажигает на столе свечу и включает метроном. Дети становятся вокруг стола и под звук метронома участвуют в символической «минуте молчания».

Мемориал «Разорванное кольцо», ставший одним из символов Дороги жизни, стоит у Ладожского озера, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед. Пять лет назад, в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, у памятника «Разорванное кольцо» зажгли Вечный огонь. Сейчас я предлагаю вам нарисовать этот памятник.

3. Основная часть: изодеятельность.

Для выполнения творческой работы дети выбирают материалы для изобразительной деятельности с учетом подготовленного педагогом образца, организуют свои рабочие места и выполняют композиции.

4. Заключительная часть.

Давайте положим все ваши работы вместе. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась. Что для вас на нашем занятии сегодня было самым интересным и важным? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей.)

Мы никогда не забудем о подвиге тех, кто защищал нашу землю от врагов, и не хотим, чтобы повторилась эта страшная война. Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг».

Дети вместе с педагогом поют песню «Солнечный круг».

Мы всегда будем помнить и чтить подвиг героев!

Но пусть всегда будет солнце и мир на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Начало блокады Ленинграда"

Конспект классного часа на тему "Блокада Ленинграда". Сопровождается презентацией, расположенной по адресу:  https://yadi.sk/i/KdahfTOdiKt3H ....

План-конспект урока физической культуры для детей с ОВЗ 8 класс "Тактические приемы в защите. Учебная игра в настольный теннис".

План-конспект урока физической культуры для детей с ОВЗ "Тактические приемы в защите. Учебная игра в настольный теннис."...

Конспект занятия «Блокада Ленинграда».

Конспект занятия «Блокада Ленинграда»....

Проект "Блокада Ленинграда глазами детей"

Тема ВОВ является актуальной, так как она беспокоит сердца неравнодукшных людей. Актуальность выбранной  мной темы определяется еще и тем, что тяжелейшие условия вражеской блокады оказали влияние...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.."

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия  по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей." Предназначен для проведения занятий н...

Конспект сценария "Блокада Ленинграда"

Сценарий мероприятия посвященного снятию блокады Ленинграда...

Конспект учебного занятия «Детали и предметы шлюпки ЯЛ-6»

Данное занятие является первым в разделе «Устройство шлюпки ЯЛ - 6» программы «Юнги» 1 года обучения.По виду: занятие обучающее, по типу - передача знаний и их усвоение.Форма о...