Играем в слова
методическая разработка

Шестакова Ольга Александровна

Учебно-методическая разработка "Играем в слова" будет полезна для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, родителей для развития фонематического слуха у ребнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_slova.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Играем в слова.

Учебно-методический материал для учителя-дефектолога, учителя-логопеда, родителям по развитию фонематического слуха ребёнка.

        Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.         Фонематический слух нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В связи с не опознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом – «том», мебель – «небель», длинный – «глинный»). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи - дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи.

        Как проверить фонематический слух? Вы можете сделать это сами!

Попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, та-да, ба-па, ва-фа, ма-на; ша-жа-ша, ва-фа-ва, ма-на-ма, да-та-да; слова: мишка-миска, мышка-мишка, коза-коса. Если ребёнок неверно повторяет за вами цепочки слогов, слов, то это говорит о том, что фонематический слух нарушен.

         К чему приводит нарушенный фонематический слух?

        Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А на письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение (бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

1.Игра “Поймай звук”.

 Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук (например звук [Ш]).

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

Затем в словах:

ШКОЛА, НОЖ, НОС,КАША, СТУЛ, БАБУШКА, ЖИРАФ

2.Игра “Исправь меня”.

 Называем слово правильно и неправильно, а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.

МАШИНА, ЯБЛОКО, КОНФЕТА

МАФЫНА, ЯБОКО, КОФЕТА

МАСЫНА, ЯБЪЯКА, КАСЕТА

3.Игра “Придумай имя”.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например,

звук  Л– Лена, Лера, Люда.

 Звук В – Варя, Ваня, Вася, Валера, Вова и др.

4.Игра “Назови первый звук в слове”.

Назови первый звук в слове: аист, утка, облако, осень, ива, кот, дом, мост, мама, каша, слон и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

5. Игра “Назови последний звук в слове”.

Назови последний звук в слове: дом, машина, кот, стол, мост, мак и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).

6.Игра “Добавлялки”.

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

7.Игра “Где живёт звук?”.

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

8.Игра“ Звуковая цепочка”.

 Я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова.(например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)

9. Игра“ Исправь Незнайкины ошибки”.

Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра "Подбери слова к рассказу"

Уважаемые взрослые! Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтени...

Презентация Лингвистический турнир "Игры со словами"

Эта презентация является слайдовым сопровождением внеклассного мероприятия по русскому языку, которое можно провести в рамках Недели русского языка  с учащимися 5 класса...

Фрагмент игры «Родное слово»

Фрагмент игры "Родное слово""Замени фразелогизмом"...

6-7 класс. Дидактическая игра «Составь слово»

Из копилки учителя-практика.      Игра – моя отличная союзница   в воспитании детей,  и в обучении их предмету математика. Практически ни один мой урок не обход...

Настольно-дидактическая игра"Прочитай слово по первым буквам"для младших школьников

Игра поможет закрепить навыки чтения и звукобуквенного анализа слова, разовьет внимание, память, логическое мышление....

Игры со словами на уроке английского языка

Презентация для закрепления,контроля усвоения лексики....