Дистанционное обучение
материал

 Глазкова Любовь Александровна

Правила перехода на дистанционное обучение.

ГОРЯЧИЕ ЛИНИИ

по вопросам дистанционного обучения по Управлению образования:

3-22-53 - методический кабинет

3-29-09 - специалисты

3-15-63 - отдел информатизации образования

 

  Минобрнауки РБ по переходу на дистанционное обучение +7 (347) 292-11-52

 

 Вопросы дистанционного обучения на сайте Минобрнауки РБ

 

 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий")

  Министерство просвещения подготовило перечень общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформ, которые можно использовать для дистанционного обучения.

  В него вошли:

 • платформа «Российская электронная школа». На ней собраны задачи, тематические курсы, видеоуроки — resh.edu.ru;
• «Московская электронная школа». В её библиотеку загружено почти 800 тысяч аудио-, видео- и текстовых файлов, учебники и образовательные приложения
 mos.ru/city/projects/mesh;
• «Яндекс. Учебник» — education.yandex.ru/home;
• «ЯКласс» — yaklass.ru;
• «Учи.ру» — uchi.ru;
• платформа новой школы Сбербанка — pcbl.ru;
• онлайн-школа Фоксфорд — foxford.ru;
• видеопортал — interneturok.ru;
• онлайн-школа английского языка Skyeng — skyeng.ru;
• онлайн-платформа «Мои достижения» — myskills.ru;
• платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум» — olimpium.ru;
• телеканал MOSOBR.TV  mosobr.tv;
• портал «Билет в будущее» — bilet-help.worldskills.ru;
• союз «Молодые профессионалы (Ворлдскилс Россия)» — worldskills.ru;
• всероссийский образовательный проект «Урок цифры» урокцифры.рф.

 

 


Портал ИРО РБ для образовательных организаций по дистанционному обучению. Здесь размещены методические рекомендации по использованию электронных образовательных платформ, расписание вебинаров, проводимых ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан», ответы на часто задаваемые вопросы, в том числе по телефону «горячей линии».

 Обучающий вебинар  ИРО РБ по дистанционному обучению для школ 

 Обучающий вебинар АО "БРСК" по работе в АИС "Образование" 

 Ответы на вопросы вебинара по работе в АИС "Образование" 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie_po_istorii_i_obshchestvoznaniyu.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Дистанционное обучение

учащихся по истории и обществознанию»

"Дистанционное образование - это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение ..."

Введение новых стандартов образования приоритетными направлениями определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются – исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции. А это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим учитель сталкивается с рядом проблем. Как выполнить социальный заказ общества? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству. Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителя. Практически все образовательные учреждения подключены к сети Интернет и оснащены средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что упрощает процедуру применения дистанционного обучения. Работа учителя математики сегодня невозможна без применения различных Интернет-технологий как условиях классно-урочной системы, так и при организации дистанционного консультирования, самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся.

А что же такое дистанционное обучение?

Под дистанционным обучением понимается обучение, которое основано на использовании специальных компьютерных технологий и средств Internet, обеспечивающих оптимальное (в смысле педагогической эффективности) осуществление процесса обучения и управление этим процессом.
      Основой непрерывного образования на современном этапе являются интенсивно развивающиеся и внедряющиеся в образовательное пространство России дистанционные образовательные технологии, активная реализация которых в настоящее время осуществляется как в вузах, так и в средних школах. Перспективной тенденцией в развитии непрерывного образования, его доступности, личностной ориентации является оптимальное сочетание дистанционных и традиционных форм и методов обучения.

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и во многом даже заменил нас самих: машины делают сложнейшие вычисления, рисуют картины и поют колыбельные песни. Именно поэтому дистанционное обучение – обучение на расстоянии при помощи компьютера – гармонично вписывается в сложившуюся картину.

Следует различать понятия "дистанционного образования", как новой формы организации процесса обучения, и "дистанционного обучения", как нового метода дидактики.

В соответствии с данной трактовкой сущности дистанционного обучения, на него, как на целостную дидактическую систему, накладывается ряд требований, предусматривающих:

  • оптимизацию структуры и содержания учебных курсов;
  • разработку технологий обучения, оптимизирующих учебную деятельность и увеличивающих интенсивность процесса усвоения материала;
  • создание системы контроля усвоения знаний, обеспечивающей непрерывное и эффективное управление процессом обучения.

Появление дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели взаимодействия "учитель-учащийся", хотя все признаки обучения вообще имеются в наличии и в обучении дистанционном. То есть, имеют место учащийся, педагог и образовательный процесс, в котором они участвуют.

Одним из преимуществ дистанционного обучения (ДО) является реальная возможность наиболее полного учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей при организации учебного процесса, в частности, самостоятельной работы учащихся и создании ситуации успеха для каждого ученика.

В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использовать:

- при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин;

- в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам);

- в обучении во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников);

Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями для реализации дистанционного обучения, так как использование компьютеров позволяет усилить прикладную и практическую направленность курса математики и создает условия для реализации индивидуального подхода на качественно новом уровне. Необходимость комплексного использования дистанционных и традиционных методов для обучения математике обусловлена активным внедрением в вузовский и школьный учебные процессы дистанционных образовательных технологий, широким применением компьютерных методов при изучении математических дисциплин, предоставляющих дополнительные возможности (вычислительные, графические, визуализационные, справочно-информационные) для совершенствования и интенсификации процесса обучения.

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.

Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа школьников к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.

Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование.

В настоящее время в крупных городах созданы Государственные образовательные учреждения Центр дистанционного обучения, в котором получают основное и дополнительное образование в дистанционной форме учащиеся 1-11 классов. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Центре образования:

1) лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио);

2) изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации);

3) самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.);

4) конференция в чате; конференция в форуме;

5) коллективная проектная работа;

6) индивидуальная проектная работа;

7) тренировочные упражнения;

8) тренинг с использованием специальных обучающих систем;

9) контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);

10) консультация.

Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

В этих Центрах применяется специальное оборудование как для учащихся, так и для учителя. В ИХ составе должно быть следующее периферийное оборудование (на приложении показываю на фотографии эти инструменты):

- MacBook или iMac;

- Клавиатура, которая подстраивается под каждого ребенка индивидуально;

- Мышка, которая тоже имеет различные формы;

- сканер;

- принтер;

- наушники;

- микрофон;

- колонки;

- веб-камера;

- графический планшет.

Организация учебного процесса с использованием информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательной школе позволили бы решить проблему компенсации пробелов в знаниях для следующих категорий учащихся:

- обучающиеся на дому по состоянию здоровья;

- отсутствующие на занятиях более 2-х недель подряд по болезни в течение учебного года;

- отсутствующие на занятиях вследствие климатических условий или эпидемий;

- отсутствующие на занятиях по личным причинам (напр., участники спортивных соревнований),

- учащиеся, которые не поняли материал определённой темы в ходе традиционного очного обучения.

В практике своей работы я использую информационные Интернет-ресурсы, которые содержат справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету, видеозаписи лекций, виртуальные экскурсии. Учащимся старших классов помогает в подготовке к ЕГЭ Интернет-ресурсы, содержащие задачники, которые включают как набор задач с ответами, так и с их решениями. Учащимся нравится работать с сериями задач, тестов, которые содержат подсказки или меню, позволяющее ученику обратиться к теоретическому материалу в случае допущенной ошибки.

При самостоятельном изучении новой темы учащимся предлагаю воспользоваться ресурсами образовательного видео портала: http://interneturok.ru. При подготовке к олимпиадам, конкурсам, викторинам ресурсами центрами дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru, интернет-карусель http://www.karusel.desc.ru, олимпиада «Сократ» http://www.math-on-line.com и др.

Одной из основных задач общеобразовательной системы является предоставление всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. С этой целью десять лет назад и был создан портал College.ru, сайт которого College.ru. Подготовка к ЕГЭ (URL: http://www.college.ru) является системой дистанционной подготовки конкретно к ЕГЭ. Сайт доступен учащимся всех регионов страны и направлен на личностно-ориентированное обучение, диагностику способностей и компетенций. Он позволяет оценить каждому как усвоение основных содержательных линий всех разделов школьного курса физики, так и сформированность различных видов деятельности. Учащиеся 11-х классов частые там гости.

Несмотря на постоянно ускоряющийся темп развития образования, появление инноваций во всех сферах деятельности, беспрекословным остается одно: мир образования должен быть открыть для каждого – не зависимо от физического состояния и способностей. Ведь образование – это пропуск во взрослую жизнь, на которую шанс имеет каждый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно....

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...