Для групп Тт1-43 и Тп1-06 по информатике ЛПР № 31-39
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lpr_31-39.doc | 390 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторно - практическая работа № 31
Тема: «Основные характеристики компьютеров. Виды программного обеспечения. Программное обеспечение внешних устройств».
Цель: изучение основных компонентов персонального компьютера и основных видов периферийного оборудования, способов их подключения, основных характеристик (название, тип разъема, скорость передачи данных, дополнительные свойства). Определение по внешнему виду типов разъемов и подключаемого к ним оборудования.
Оборудование: системный блок, монитор, клавиатура, мышь, кабели в комплекте, периферийные устройства с различными типами разъемов (принтер, флеш-накопитель и др.).
Длительность: 2 часа. Теоретические сведения
Тип разъема | Характеристика | Примечания |
VGA | Порт для подключения внешнего монитора | |
SPP (StandardParallelPort) | Осуществляет 8-разрядный вывод данных с синхронизацией по опросу или по прерываниям. | Максимальная скорость вывода - около 80 кб/с. Может использоваться для ввода информации по линиям состояния, максимальная скорость ввода - примерно вдвое меньше. |
USB | USB обеспечивает возможность соединения периферийных устройств, таких как принтер, мышь или цифровая камера к ПК. Основные преимущества USB: сокращает число плат, устанавливаемых в компьютерные разъемы, и устраняет необходимость в переконфигурировании системы; обеспечивает реальную plug-and-play установку и возможность горячей замены. Таким образом, устройства могут быть добавлены, удалены или заменены в процессе роботы ПК. USB-порты являются стандартными для большинства настольных ПК. | Максимальная скорость передачи данных по протоколу USB 1.1 составляет 1,5 мегабайта/с, по протоколу USB 2.0 - 12 мегабайт/с. Удобство состоит в том, что она практически исключает конфликты между различным оборудованием, позволяет подключать и отключать устройства в «горячем режиме» (не выключая компьютер) и позволяет объединять несколько компьютеров в простейшую локальную сеть без применения специального оборудования и программного обеспечения. |
ECP (EnhancedCapabilityPort) | Интеллектуальный вариант EPP. Введена возможность разделения передаваемой информации на команды и данные, поддержка DMA и сжатия передаваемых данных методом RLE (Run-LengthEncoding - кодирование повторяющихся серий). | |
LineOut | Аудиовыход, служит для подключения наушников или колонок | |
LineIn | Аудиовход, служит для записи звука с внешнего источника | |
Com | Служит для передачи данных между ПК, телефонами, карманными компьютерами, а также для подключения периферии. |
Типы периферийных устройств:
Устройства ввода знаковых данных:
- Специальные клавиатуры.
- Устройства командного управления.
- Специальные манипуляторы.
Устройства ввода графических данных:
- Планшетные сканеры
- Ручные сканеры
- Барабанные сканеры
- Сканеры форм
- Штрих-сканеры
- Графические планшеты (дигитайзеры)
- Цифровые фотокамеры
Устройства вывода данных:
- Матричные принтеры
- Лазерные принтеры
- Светодиодные принтеры
- Струйные принтеры
Устройства хранения данных:
- Стримеры
- Накопители на съемных магнитных дисках
- Магнитооптические устройства
- Флеш-диски
Устройства обмена данными:
- Модем
Использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Перемещение линейки относительно листа бумаги выполняется механическим протягиванием линейки при неподвижной установке листа или протягиванием листа при неподвижной установке линейки.
Графические планшеты (дигитайзеры) - эти устройства предназначены для ввода художественной графической информации. Существует несколько различных принципов действия графических планшетов, но в основе всех их лежит фиксация перемещения специального пера относительно планшета. Такие устройства удобны для художников и иллюстраторов, поскольку позволяют им создавать экранные изображения привычными приемами» наработанными для традиционных инструментов (карандаш, перо, кисть).
Принтеры — это устройства вывода данных из ЭВМ, преобразовывающие информационные ASCII-коды в соответствующие им графические символы и фиксирующие эти символы на бумаге. Принтеры - наиболее развитая группа внешних устройств, насчитывается более 1000 модификаций.
Модем - устройство, предназначенное для обмена информацией между удаленными компьютерами по каналам связи, принято называтьМонитор — устройство визуального представления данных. Это не единственно возможное, но главное устройство вывода. Его основными потребительскими параметрами являются: размер, максимальная частота регенерации изображения, класс защиты.
Клавиатура — клавишное устройство управления персональным компьютером. Служит для ввода алфавитно-цифровых (знаковых) данных, а также команд управления. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя. С помощью клавиатуры управляют компьютерной системой, а с помощью монитора получают от нее отклик.
Мышь — устройство управления манипуляторного типа. Представляет собой плоскую коробочку с двумя-тремя кнопками. Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора. Мышь, в отличие от клавиатуры, не является стандартным органом управления, и персональный компьютер не имеет для нее выделенного порта. Для мыши нет и постоянного выделенного прерывания, а базовые средства ввода и вывода (BIOS) компьютера, размещенные в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), не содержат программных средств, для обработки прерываний мыши. Хотя мышь и не имеет выделенного порта на материнской плате, для работы с ней используют один из стандартных портов, средства для работы с которыми имеются в составе BIOS, о котором мы недавно упоминали (PS/2, СОМ)
Планшетные сканеры предназначены для ввода графической информации с прозрачного или непрозрачного листового материала. Принцип действия этих устройств состоит в том, что луч света, отраженный от поверхности материала (или прошедший сквозь прозрачный материал), фиксируется специальными элементами, называемыми приборами с зарядовой связью (ПЗС). Обычно элементы ПЗС конструктивно оформляют в виде линейки, располагаемой по ширине исходного материала.ь модемом (модулятор + демодулятор).
Ход выполнения работы
Задание 1. Ответить на вопросы
1) Нужно ли специальное программное обеспечение (драйвер) для того, чтобы подключить принтер к порту ввода-вывода?
2) В какой последовательности Вы подключаете принтер к своему ПК?
Ответы на вопросы отразить в отчете.
Лабораторно - практическая работа № 32
Тема: «Локальные сети. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер».
Цель урока: Узнать, что такое компьютерные сети и для чего они нужны. Поподробнее познакомились с локальными сетями, их организациями и топологиями. Научиться применять знания на практике.
Оборудование: Персональный компьютер, ОС Windows 7.
Длительность: 2 часа.
Задание 1.
Запишите в отчет это определение.
А как вы думаете, для чего нужна компьютерная сеть?
.или совместное использование. Прежде всего, имеется в виду совместный доступ к данным. Людям, работающим над одним проектом, приходится постоянно использовать данные, создаваемые коллегами. Благодаря сети эти и многие другие проблемы решаются.
Один из простейших видов соединения является прямое соединение компьютеров.
Мы знаем, что для взаимодействия с внешними устройствами компьютеры имеют специальные устройства – коммуникационные порты. С их помощью можно не только соединить компьютер с принтером, или например, со сканером, но и связать два компьютера между собой – тогда они смогут обмениваться файлами. Тогда образуется простейшая компьютерная сеть, которая называется прямым соединением.
Но у прямого соединения есть три существенных недостатка:
- оно позволяет соединить не более 2 компьютеров
- пропускная способность мала
- длина прямого соединения крайне незначительна (до 1,5 м для параллельного и до 10 м у последовательного соединения)
Для создания более сложных соединений используют сетевые адаптеры. Если на компьютер установлен сетевой адаптер, на нем образуется так называемый сетевой порт. Соединяя сетевые порты разных компьютеров между собой с помощью кабелей, получают компьютерные сети.
Теоретические сведения
Виды компьютерных сетей.
По географическому принципу различают сети локальные и глобальные. Локальные сети объединяют компьютеры, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Глобальные сети могут охватывать огромные территории, сравнимые с размерами государства.
Локальные сети, их основные свойства.
Это сети небольшие по масштабам и работают в пределах одного помещения, здания, предприятия. Они объединяет относительно небольшое количество компьютеров (до 1000 штук).
Обычно компьютеры одной локальной сети удалены друг от друга на расстояние не более одного километра.
Использование локальной сети отвечает двум основным целям:
- Обмену файлами между пользователями сети
- Использованию общедоступных ресурсов: большого пространства дисковой памяти, принтеров, программ и т.д.
Основные свойства:
- Высокая скорость передачи, большая пропускная способность;
- Низкий уровень ошибок передачи;
- Точно определенное число компьютеров, подключаемых к сети;
- Имеет один или несколько взаимосвязанных центров управления.
Последний параметр, по существу, является определяющим, что это локальная сеть. Так, например, компания HP имеет одну из самых больших локальных сетей, компьютеры которой распределены по всему миру. Главное отличие такой сети от глобальной является наличие единого центра управления, что принципиально отсутствует в глобальных сетях.
Организация ЛС.
С точки зрения организации взаимодействия отдельных элементов в ЛС выделяют два типа:
1. Одноранговая сеть
Все объединенные компьютеры равноправны. Пользователю могут быть доступны ресурсы всех подключенных к нему компьютеров. Не нуждаются в специальном программном обеспечении. Работу одноранговых сетей поддерживает Windows95/98/00.
2. Сеть с выделенным файловым сервером (главным компьютером).
Её еще называют сеть типа клиент – сервер. Имеется одна центральная машина, которая и называется сервером, и множество подключенных к ней компьютеров - рабочих станций или клиентов. Центральная машина обычно более мощная машина (имеет большую дисковую память, к ней подключены принтер, сканер, модем и т.д. Непосредственный обмен информацией происходит между сервером и рабочей станцией. Конечно, в такой системе ученики тоже могут обмениваться файлами, но "транзитом" через сервер.
Название "сервер" происходит от англ. и переводится как обслуживающее устройство. Сервер играет роль коллективного хранилища файлов.
Работой такой сети управляет сетевая операционная система. Её основное назначение – дать возможность пользователям работать в ЛС, не мешая друг другу. Наиболее распространенные ОС для сетей с выделенным сервером NOVELL NETWARE, WINDOWS NT.
Топология.
КОЛЬЦЕВАЯ: Каждый компьютер соединен друг с другом. Сигнал, несущий информацию идет по кругу.
ШИНА: Компьютеры соединены последовательно. Все компьютеры подключены к одному кабелю. Основной недостаток – разрыв кабеля в любой точке разрывает сеть.
ЗВЕЗДА: Использует отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства (концентратор, HUB). Более устойчива к различным повреждениям кабеля.
СНЕЖИНКА: Разновидность “Звезды”. Имеется один центральный сервер для всей сети и несколько файловых серверов для разных рабочих групп.
Аппаратные средства сети.
Для организации связи первоначально компьютеры соединялись коаксиальным кабелем. Однако в последнее время стала популярной витая пара, используемая при прокладке телефонных линий. Со снижением стоимости получает распространение и оптоволоконный кабель. Наряду с этим существуют бескабельные сетевые решения, использующие радиоволны, инфракрасное излучение и т.д.
Главными параметрами линий связи является пропускная способность (максимальная скорость передачи информации), помехоустойчивость, стоимость.
Ход выполнения работы
Задание 1. Ответить на вопросы
- Запишите относительные характеристики линий связи
- Какая же сеть у нас в техникуме? А почему?
- А к какому виду сети: одноранговая или с выделенным сервером, мы отнесем нашу сеть?
- Топология?
Ответы на вопросы отразить в отчете.
Лабораторно - практическая работа № 33
Тема: «Системное администрирование. Разграничение прав доступа».
Цель работы: Приобретение и закрепление практических навыков работы в компьютерной сети.
Оборудование: Персональный компьютер, ОС Windows 7.
Длительность: 2 часа.
Теоретические сведения
Учетная запись(аккаунт) – информация, которая заводится для пользователя при его регистрации в какой-либо системе (например, в системе бесплатной электронной почты). У каждого аккаунта есть имя и пароль. Учётная запись содержит сведения, необходимые для идентификации пользователя при подключении к системе, информацию для его авторизации и учёта: имя пользователя и пароль (или другое аналогичное средство аутентификации – например, биометрические характеристики). Пароль (его аналог), в целях его безопасности, необходимо храниться в зашифрованном (хэшированном виде).
Авториза́ция (от англ. authorization – разрешение, уполномочивание) – предоставление определённому лицу (группе лиц) прав на выполнение определённых действий; а также процесс проверки (подтверждения) данных прав при попытке выполнения этих действий.
Аутентифика́ция(от англ.authentication) – процедура проверки подлинности пользователя для последующего предоставления ему возможности выполнения заранее оговоренных действий в рамках данной системы (проверка подлинности пользователя сравнением введённого им пароля с паролем в базе данных пользователей; подтверждение подлинности электронного письма проверкой цифровой подписи письма по ключу проверки подписи отправителя; проверка контрольной суммы файла (CRC-суммы) на соответствие сумме, заявленной автором этого файла).
Для повышения надёжности, наряду с паролем, используются альтернативные средства аутентификации (специальный секретный вопрос, ответ на который известен только пользователю. Вопросы и ответы также хранятся в учётной записи).
Учётная запись в сложных системах может также содержать дополнительные анкетные данные пользователя: имя, фамилию, отчество, псевдоним (ник), пол, фотографии (аватар) пользователя национальность, возраст, дату рождения, адрес электронной почты, домашний адрес, рабочий адрес, нетмейловый адрес, номера телефонов, ник в ICQ, IRC, Skype, другие контактные данные систем обмена мгновенными сообщениями, адрес домашней страницы (блога) в Интернет, сведения о хобби, о круге интересов, о семье, о перенесённых болезнях, о политических предпочтениях, о партийной принадлежности, о культурных предпочтениях, об умении общаться на иностранных языках, о принесённых обетах и так далее. Конкретные категории данных, которые могут быть внесены в такую анкету, определяются создателями (администраторами системы).
При формировании журнала учётных записей в системе фиксируют также информацию о действиях конкретного пользователя в системе: давность последнего входа в систему, продолжительность последнего пребывания в системе, адрес использованного при подключении компьютера, интенсивность использования системы, суммарное (удельное количество) определённых операций, произведённых в системе и т.д.
Основные типы учетных записей:
Учетная запись администратора системы (компьютера) позволяет выполнять любые действия в данной системе: изменять любые параметры системы, устанавливать, настраивать и удалять любые программы и файлы и т.п.
Учетная запись с ограниченными правами(пользовательская) позволяет изменять только некоторые параметры. Пользовательские учетные записи также могут подразделяться на ряд подгрупп (гость, пользователь, опытный пользователь и т.п.), для каждой из которых могут предоставляться различные права пользования ресурсами системы.
Возможности основных типов учетных записей
Представлены выполняемые действия и доступность их выполнения в зависимости от типов учетных записей:
- Выполняемые действия
- Администратор системы
- Пользователь системы
Установка программ и оборудования
+
-
Внесение изменений на уровне системы
+
-
Доступ, чтение и редактирование всех общих файлов
+
+
Создание и удаление учетных записей пользователей
+
-
Изменение учетных записей других пользователей
+
-
Изменение имени и типа своей учетной записи
+
-
Изменение рисунка своей учетной записи
+
+
Создание, изменение и удаление своего пароля
+
+
Учетные записи могут формироваться как для пользователей сложных систем (компьютерной сети, web-чата, банковской системы и т.п.), так и для пользователей одного ПК в целях разделения их доступа к файлам, папкам и программам компьютера.
Способы решения последней задачи:
Установка нескольких операционных систем (ОС) – используется при выполнении сложных и ответственных работ (при работе с базами данных на основе MS SQL Server, Oracle и т.п.).
Разные ОС устанавливаются на разные диски (разделы дисков). В этих ОС настраивается список соответствующих пользователей, которые при запуске ПК выбирают каждый свою ОС.
Использование дополнительных программ – на ПК установлена одна ОС, дополнительно устанавливается необходимое, как правило, платное программное обеспечение (BestCrypt, HideFolders, FolderLock, KasperskyKryptoStorage, 1Click&Lock) для сокрытия данных.
Доступ к папкам и файлам в данном случае можно ограничить паролем, однако при сбое в шифрующей программе (потере пароля) возможно потерять данные безвозвратно.
Использование виртуальных машин – специальных программ, создающих «ПК внутри ПК». В данном случае пользователь может настроить несколько ОС (виртуальных машин) для работы.
Способ требует достаточно мощного ПК, т.к. виртуальные машины используют действительные ресурсы (процессор, память, жесткий диск), которые у реального ПК ограничены. Пользователь получает возможность одновременно пользоваться двумя и более одновременно работающими ОС (или ПК). Файлы виртуальной машины на действительной ОС представляют собой один файл, и без запуска виртуальной машины доступ к ним получить нельзя.
Настройка нескольких пользователей на работу на одной ОС. В ОС настраивается несколько пользователей, которым раздаются разные права. При запуске ОС выбирается нужный пользователь.
Первый способ требует обширных системных знаний об ОС, второй – достаточно дорогостоящего ПО и может привести к потере данных, третий – мощный (и дорогостоящий) ПК, четвертый – самый простой и распространенный для большинства рядовых пользователей.
При работе в компьютерной сети также существуют два типа учетных записей.
Локальные учетные записи создаются непосредственно на данном компьютере. Информация о них хранится локально (в локальной базе безопасности компьютера) и локально же выполняется аутентификация такой учетной записи (пользователя).
Доменные учетные записи создаются только системным администратором домна и только на контроллерах (серверах) домена, которые и проверяют параметры входа рядовых пользователей в систему домена (выполняют аутентификацию).
Чтобы пользователи домена могли иметь доступ к ресурсам локальной системы, при включении компьютера в состав домена Windows (например, подключении к Интернет) производится добавление группы пользователей домена в группу локальных пользователей, а группы администраторов домена – в группу локальных администраторов компьютера. Таким образом, пользователь, аутентифицированный сервером домена, приобретает права пользователя локального компьютера, а администратор домена – получает также и права локального администратора компьютера.
Имеется одна особенность: одноименные учетные записи различных компьютеров – это совершенно различные пользователи. Например, учетная запись, созданная на локальном компьютере с именем входа Иванов, и доменная учетная запись Иванов – это два пользователя. И если установить, что файл доступен для чтения только "локальному Иванову", то "доменный Иванов" не сможет получить к нему доступ (доменный Иванов сможет прочесть файл, если его пароль совпадает с паролем локального Иванова). Поэтому если на компьютерах одноранговой сети завести одноименных пользователей с одинаковыми паролями, то они смогут получить доступ к совместно используемым ресурсам автономных систем. Но после изменения одного из паролей такой доступ прекратится.
Следует также отметить, что в локальные группы можно включать не только локальные ресурсы (учетные записи пользователей и локальных групп), но и доменные учетные записи.
Ход выполнения работы
Задание 1. Ответить на контрольные вопросы:
- Что такое учетная запись?
- Что такое авторизация в компьютерной сети?
- Что такое аутентификация в компьютерной сети?
- Каковы основные типы учетных записей на локальном ПК и в компьютерной сети?
- Для чего настраиваются параметры семейной безопасности на локальном ПК?
- Каковы основные виды ограничений при настройке параметров семейной безопасности?
- Каковы основные способы разделения ресурсов локального ПК между несколькими пользователями?
- Для чего формируется журнал учетных записей?
- Что такое администрирование компьютерной сети?
- В чем заключается основное отличие службы сетевого администрирования от системного?
Результат действия отразить в отчете.
Лабораторно - практическая работа № 34
Тема: «Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение».
Цели работы:
1. Познакомить обучающихся:
- с понятиями «безопасность», «гигиена», «эргономика», «ресурсосбережение при использовании компьютера;
- с техническими условиями эксплуатации компьютера;
- с требованиями к организации компьютерного рабочего места.
2. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, речь.
3. Воспитывать информационную культуру, внимательность.
Оборудование: персональный компьютер, проектор.
Длительность: 2 часа.
Теоретические сведения
История развития эргономики:
Эргономика возникла в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 г..В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология»
Современная эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности и подразделяется на:
Ми́кроэргономика занимается исследованием и проектированием систем «человек-машина».
Ми́диэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики относится проектирование структуры организации помещений, планирование и установление расписания работ, гигиена и безопасность труда.
Ма́кроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные.
Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная и надежная работы всей системы, "как единого организма".
Виды совместимости среды «человек-машина»
Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его реакций на различные виды раздражителей.
Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.
Организация рабочего места
- При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.
- Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит значительный вред здоровью сотрудника а так же значительно снижаются производственные показатели. Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.
- В настоящее время информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Поэтому в процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.
Ход работы
Записать в отчет и ответить на вопрос:
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.
- А как вы понимает «гигиена при работе за компьютером»?
Записать в отчет и ответить на вопрос:
Гигиена — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.
Гигиена труда – наука изучающая воздействие производственной среды и факторов производственного процесса на человека.
- С понятие безопасность и гигиена мы разобрались, а что же такое «эргономика»?
Записать в отчет и ответить на вопрос:
Эргономика (от греч. érgon — работа и nómos — закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его деятельности в современном производстве
Эргоно́мика — в традиционном понимании — наука о приспособлении, должностных особенностей, рабочих мест, оборудования и компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.
-Чтобы заниматься было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, должны уметь правильно организовать свое рабочее место. Какие правила по организации рабочего места вы знаете?
- Давай запишем, как правильно организовать рабочее место:
1. Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант - приглушенный рассеянный свет.
2. Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вам или сбоку. Если это неизбежно, то повесьте на окно плотные шторы или жалюзи.
3. Уровень электромагнитного излучения сбоку и сзади монитора выше, чем спереди. Установите компьютер в углу комнаты или так, чтобы не работающие на нем не оказывались сбоку или сзади от монитора.
4. Приобретите удобное рабочее кресло, которое позволит без усилий сохранять правильную позу за компьютером. Желательно, чтобы можно было регулировать высоту сиденья и наклон спинки, перемещаться на роликах. Идеальная спинка кресла повторяет изгибы позвоночника и служит опорой для нижнего отдела спины.
5. Если вы много работаете с клавиатурой, приобретите специальную подставку под запястья. Продаются клавиатуры, в которых панель разделена пополам с возможностью поворачивать половинки относительно друг друга и наклонять (к ней надо привыкнуть, но для тех, кто много печатает, она будет удачным приобретением).
6. Важный фактор эргономики – шум на рабочем месте (системный блок). Если по долгу работать за таким компьютером, это станет фактором повышенной утомляемости. Для устранения этого поставьте системный блок на пол или в специальный ящик с дверью в столе компьютера, но при этом обеспечьте хорошую вентиляцию системного блока.
7. Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.
8. Улучшить условия труда за компьютером поможет насыщение воздуха отрицательными ионами с помощью ионизатора воздуха (иначе называемых "аэроионизаторы", "Люстры Чижевского"), которые сейчас научились даже встраивать в мышь.
9. Экран монитора должен быть абсолютно чистым. Если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день.
- Как организовать рабочее место мы с вами записали, а сейчас подумайте и скажите как правильно сидеть за компьютером?
Записать в ответ ответ на вопрос.
Давайте запишем в тетрадь:
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Правильная рабочая поза:
Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного в перед. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение.
Недопустимо работать развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени под прямым углом к бедрам. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке. Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов.
Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см. ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см., но не ближе 50 см. с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Дополнительные советы при работе за компьютером:
Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
Расположение других часто используемых вещей не должно заставлять долго находиться в искривленной позе, наклоняться в сторону, особенно для поднятия тяжелых предметов.
Дышать следует ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела.
При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с. и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.
Работая на компьютере, каждый час делайте десятиминутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите. Неплохо каждые два-три часа надевать дырчатые очки, которые снимают спазм глазных мышц. Следует чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей).
- При работе на компьютере можно выделить некоторые правила гигиены зрения:
1. Комфортное рабочее место:
Оно должно быть достаточно освещено, лучи света не должны попадать прямо в глаза.
2. Специальное питание для глаз.
Записать в ответ ответ на вопрос:
- Какие препараты и продукты питания способны улучшить зрение?
- Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
- Полезны для глаз витамины (особенно комплексные поливитамины, в которых витамины сочетаются с микроэлементами: цинком, кальцием), все препараты на основе черники. При заболеваниях глаз стоит раз в год принимать курс рыбьего жира.
3. Гимнастика для глаз (обычно занимает не более 5 минут).
- Скажите, какие упражнения вы знаете для снятия утомления с глаз?
Записать в ответ ответ на вопрос.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Какие народны способы снятия напряжения с глаз вы знаете?
Записать в ответ ответ на вопрос.
- Снять усталость, предотвратить болезни глаз помогают компрессы, промывания глаз черным и зеленым чаем, теплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки.
- Так же надо беречь глаза от ультрафиолетового воздействия солнечных лучей.
4. Используйте программы, безопасные для здоровья
- Выбрать качественное программное обеспечение (ПО, софт) для компьютера, правильно его настроить еще важнее, чем купить хорошее "железо". Сейчас на рынке изобилие программ, а также сайтов, с которых можно бесплатно скачать программы, и вполне возможно подобрать софт, который не нанесет ущерба Вашему здоровью.
- Пользовательский интерфейс программного обеспечения - это то, что вы при работе с компьютером видите на экране, слышите в динамиках, то, как вводите информацию и управляете работой приложения. Графический оконный интерфейс Windows стал сейчас почти стандартом для компьютерных приложений, но каждая фирма-производитель ПО использует свои приемы организации пользовательского интерфейса. Приобретая (заказывая) программы для своего компьютера, обращайте особое внимание на следующие моменты: цветовая гамма, количество информации на экране, применяемые шрифты и пиктограммы, звуковое сопровождение, удобство ввода информации, перемещение по программе, скорость работы и информирование пользователя.
Используя качественные программы для компьютера, вы повысите эффективность работы, снизите утомляемость, уменьшите вредное воздействие компьютера на здоровье.
Ход выполнения работы
Задание 1. Ответить на вопросы.
- Как правильно организовать компьютерное рабочее место?
- Какой должна быть правильная рабочая поза при работе за компьютером?
- Что такое эргономика и в чем ее особенность?
- Что такое гигиена труда?
- Как снять утомляемость с глаз?
Выполнение заданий отразить в отчете.
Лабораторно - практическая работа № 35
Тема: «Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту и комплекс профилактических мероприятий».
Цель работы: научиться верно оценивать эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Оборудование: ПК, Проектор.
Длительность: 2 часа.
Теоретические сведения
- Требования к микроклимату, ионному составу и концентрации вредных химических веществ в воздухе помещений
На рабочих местах пользователей персональных компьютеров должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата в соответствии с СанПин 2.2.4.548-96. Согласно этому документу для категории тяжести работ 1а температура воздуха должна быть в холодный период года не более 22-24оС, в теплый период года 20-25оС. Относительная влажность должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха - 0,1 м/с. Для поддержания оптимальных значений микроклимата используется система отопления и кондиционирования воздуха. Для повышения влажности воздуха в помещении следует применять увлажнители воздуха или емкости с питьевой водой.
2. Требования к освещению помещений и рабочих мест
В компьютерных залах должно быть естественное и искусственное освещение. Световой поток из оконного проема должен падать на рабочее место оператора с левой стороны.
Искусственное освещение в помещениях эксплуатации компьютеров должно осуществляться системой общего равномерного освещения.
Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
Отраженная блескость на рабочих поверхностях ограничивается за счет правильного выбора светильника и расположения рабочих мест по отношению к естественному источнику света.
Для искусственного освещения помещений с персональными компьютерами следует применять светильники типа ЛПО36 с зеркализованными решетками, укомплектованные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами. Допускается применять светильники прямого света, преимущественно отраженного света типа ЛПО13, ЛПО5, ЛСО4, ЛПО34, ЛПО31 с люминесцентными лампами типа ЛБ. Допускается применение светильников местного освещения с лампами накаливания. Светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий сбоку от рабочих мест параллельно линии зрения пользователя при разном расположении компьютеров.
Для обеспечения нормативных значений освещенности в помещениях следует проводить чистку стекол оконных проемов и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
3. Требования к шуму и вибрации в помещениях
Уровни шума на рабочих местах пользователей персональных компьютеров не должны превышать значений, установленных СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 и составляют не более 50 дБА.
Снизить уровень шума в помещениях можно использованием звукопоглощающих материалов с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63-8000 Гц для отделки стен и потолка помещений. Дополнительный звукопоглощающий эффект создают однотонные занавески из плотной ткани, повешенные в складку на расстоянии 15-20 см от ограждения. Ширина занавески должна быть в 2 раза больше ширины окна.
4. Требования к организации и оборудованию рабочих мест
Рабочие места с персональными компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, желательно слева.
Схемы размещения рабочих мест с персональными компьютерами должны учитывать расстояния между рабочими столами с мониторами: расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м, а расстояние между экраном монитора и тыльной частью другого монитора не менее 2,0 м.
Рабочий стол может быть любой конструкции, отвечающей современным требованиям эргономики и позволяющей удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы. Целесообразно применение столов, имеющих отдельную от основной столешницы специальную рабочую поверхность для размещения клавиатуры. Используются рабочие столы с регулируемой и нерегулируемой высотой рабочей поверхности. При отсутствии регулировки высота стола должна быть в пределах от 680 до 800 мм.
Глубина рабочей поверхности стола должна составлять 800 мм (допускаемая не менее 600 мм), ширина - соответственно 1 600 мм и 1 200 мм. Рабочая поверхность стола не должна иметь острых углов и краев, иметь матовую или полуматовую фактору.
Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
Быстрое и точное считывание информации обеспечивается при расположении плоскости экрана ниже уровня глаз пользователя, предпочтительно перпендикулярно к нормальной линии взгляда (нормальная линия взгляда 15 градусов вниз от горизонтали).
Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю.
Для удобства считывания информации с документов применяются подвижные подставки (пюпитры), размеры которых по длине и ширине соответствуют размерам устанавливаемых на них документов. Пюпитр размещается в одной плоскости и на одной высоте с экраном.
Для обеспечения физиологически рациональной рабочей позы, создания условий для ее изменения в течение рабочего дня применяются подъемно-поворотные рабочие стулья с сиденьем и спинкой, регулируемыми по высоте и углам наклона, а также расстоянию спинки от переднего края сидения.
Конструкция стула должна обеспечивать:
- ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
- поверхность сиденья с закругленным передним краем;
- регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углом наклона вперед до 15 градусов и назад до 5 градусов;
- высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм;
- угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0±30 градусов;
- регулировку расстояния спинки от переднего края сидения в пределах 260-400 мм;
- стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной 50-70 мм;
- регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм;
- поверхность сиденья, спинки и подлокотников должна быть полумягкой, с нескользящим не электризующимся, воздухонепроницаемым покрытием, легко очищаемым от загрязнения.
Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
5. Режим труда и отдыха при работе с компьютером
Режим труда и отдыха предусматривает соблюдение определенной длительности непрерывной работы на ПК и перерывов, регламентированных с учетом продолжительности рабочей смены, видов и категории трудовой деятельности.
Виды трудовой деятельности на ПК разделяются на 3 группы: группа А - работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом; группа Б - работа по вводу информации; группа В - творческая работа в режиме диалога с ПК.
Если в течение рабочей смены пользователь выполняет разные виды работ, то его деятельность относят к той группе работ, на выполнение которой тратится не менее 50% времени рабочей смены.
Категории тяжести и напряженности работы на ПК определяются уровнем нагрузки за рабочую смену: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков; для группы В - по суммарному времени непосредственной работы на ПК. В таблице приведены категории тяжести и напряженности работ в зависимости от уровня нагрузки за рабочую смену.
Виды категорий трудовой деятельности с ПК
Категория работы по тяжести и напряженности | Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работы на ПК | ||
Группа А Количество знаков | Группа Б Количество знаков | Группа В Время работы, ч | |
I II III | До 20000 До 40000 До 60000 | До 15000 До 30000 До 40000 | До 2,0 До 4,0 До 6,0 |
Количество и длительность регламентированных перерывов, их распределение в течение рабочей смены устанавливается в зависимости от категории работ на ПК и продолжительности рабочей смены.
При 8-часовой рабочей смене и работе на ПК регламентированные перерывы следует устанавливать:
- для первой категории работ через 2 часа от начала смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
- для второй категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2,0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
- для третьей категории работ - через 1,5- 2,0 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2,0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.
При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.
Продолжительность непрерывной работы на ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часа.
При работе на ПК в ночную смену продолжительность регламентированных перерывов увеличивается на 60 минут независимо от категории и вида трудовой деятельности.
Эффективными являются нерегламентированные перерывы (микропаузы) длительностью 1-3 минуты.
Регламентированные перерывы и микропаузы целесообразно использовать для выполнения комплекса упражнений и гимнастики для глаз, пальцев рук, а также массажа. Комплексы упражнений целесообразно менять через 2-3 недели.
Пользователям ПК, выполняющим работу с высоким уровнем напряженности, показана психологическая разгрузка во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня в специально оборудованных помещениях (комнатах психологической разгрузки).
6. Обеспечение электробезопасности и пожарной безопасности на рабочем месте
На рабочем месте пользователя размещены дисплей, клавиатура и системный блок. При включении дисплея на электронно-лучевой трубке создается высокое напряжение в несколько киловольт. Поэтому запрещается прикасаться к тыльной стороне дисплея, вытирать пыль с компьютера при его включенном состоянии, работать на компьютере во влажной одежде и влажными руками.
Перед началом работы следует убедиться в отсутствии свешивающихся со стола или висящих под столом проводов электропитания, в целостности вилки и провода электропитания, в отсутствии видимых повреждений аппаратуры и рабочей мебели.
Токи статического электричества, наведенные в процессе работы компьютера на корпусах монитора, системного блока и клавиатуры, могут приводить к разрядам при прикосновении к этим элементам. Такие разряды опасности для человека не представляют, но могут привести к выходу из строя компьютера. Для снижения величин токов статического электричества используются нейтрализаторы, местное и общее увлажнение воздуха, использование покрытия полов с антистатической пропиткой.
Пожарная безопасность - состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных его факторов и обеспечивается защита материальных ценностей.
Противопожарная защита - это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, предотвращение пожара, ограничение его распространения, а также на создание условий для успешного тушения пожара.
Пожарная безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара и системой пожарной защиты. Во всех служебных помещениях обязательно должен быть «План эвакуации людей при пожаре», регламентирующий действия персонала в случае возникновения очага возгорания и указывающий места расположения пожарной техники.
Пожары в вычислительных центрах (ВЦ) представляют особую опасность, так как сопряжены с большими материальными потерями. Характерная особенность
ВЦ - небольшие площади помещений. Как известно, пожар может возникнуть при взаимодействии горючих веществ, окислителя и источников зажигания. В помещениях ВЦ присутствуют все три основные фактора, необходимые для возникновения пожара.
Горючими компонентами на ВЦ являются: строительные материалы для акустической и эстетической отделки помещений, перегородки, двери, полы, изоляция кабелей и др.
Источниками зажигания в ВЦ могут быть электрические схемы от ЭВМ, приборы, применяемые для технического обслуживания, устройства электропитания, кондиционирования воздуха, где в результате различных нарушений образуются перегретые элементы, электрические искры и дуги, способные вызвать загорания горючих материалов.
В современных ЭВМ очень высокая плотность размещения элементов электронных схем. В непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, кабели. При протекании по ним электрического тока выделяется значительное количество теплоты. При этом возможно оплавление изоляции. Для отвода избыточной теплоты от ЭВМ служат системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При постоянном действии эти системы представляют собой дополнительную пожарную опасность.
Для большинства помещений ВЦ установлена категория пожарной опасности В.
Одна из наиболее важных задач пожарной защиты - защита строительных помещений от разрушений и обеспечение их достаточной прочности в условиях воздействия высоких температур при пожаре. Учитывая высокую стоимость электронного оборудования ВЦ, а также категорию его пожарной опасности, здания для ВЦ и части здания другого назначения, в которых предусмотрено размещение ЭВМ, должны быть первой и второй степени огнестойкости. Для изготовления строительных конструкций используются, как правило, кирпич, железобетон, стекло, металл и другие негорючие материалы. Применение дерева должно быть ограничено, а в случае использования необходимо пропитывать его огнезащитными составами.
Ход выполнения работы
Задание 1. Описать и оценить эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту в учебном классе и возможности Вашего рабочего места в домашних условиях.
Результат отразить в отчете.
Лабораторно - практическая работа №36
Тема: «Защита информации».
Цель занятия: Приобретение практических навыков по защите личной информации на ПК.
Оборудование: ПК, ОС Windows.
Длительность: 2 часа.
Ход работы
1. В своем рабочем каталоге создайте папку, в которой создайте папку Задание1 и папку Задание2. В папке Задание1 создайте два текстовых документа с именами Студент и Друг, в которые занесите краткую секретную информацию о себе и о своем лучшем друге. Скопируйте эти документы в папку Задание2.
2.Установите защиту от изменения или удаления для файлов Студент и Друг в папке Задание1, используя атрибуты файлов.
- Выделите файл Студент, в контекстном меню выберите пункт Свойства, и на вкладке Общее установите атрибут файла Только чтение. Выберите командную кнопку Применить, затем ОК.
- Повторите эти же действия для файла Друг, но выберите атрибут – Скрытый.
- С помощью Проводника откройте папку Задание 2, папку Задание 1 и запишите вывод1.
- Откройте файл Студент из папки Задание 1, предохраняемый вами. Внесите в него сегодняшнюю дату и сохраните под тем же именем в той же папке. Запишите вывод 2.
- Чтобы увидеть скрытый файл Друг в папке Задание1, выберите пункт Главного меню Настройка и команду Панель управления. В открывшемся окне выбираем Свойства Папки и на вкладке Вид в поле Дополнительные параметры установите точечный переключатель Показывать скрытые файлы и папки. После чего выберите командную кнопку Применить, затем ОК (рисунок 1).
Рисунок 1.
- Просмотрите папки Задание 1 и Задание 2 через Проводник. Запишите вывод3.
- Откройте файл Друг в папке Задание 2 и внесите в него дату, сохраните файл под тем же именем. Запишите вывод4.
- Откройте файл Студент в папке Задание 2 и внесите в него дату, результат сохраните под тем же именем. Запишите вывод5.
- Установите на Панели управления – Свойства папки — Не показывать скрытые файлы и папки.
- Закройте все окна.
3. Установите защиту от изменения или удаления для файлов Студент и Друг в папке Задание2с использованием пароля.
- Запустите программу Microsoft Word. Пуск – Программы — Microsoft Word.
- Откройте файлы Студент и Друг из папки Задание 2, установив в поле выбора Тип файла – Все файлы.
- Добавьте в эти файлы имя своего учителя. Сохраните изменения с теми же именами файлов, но установите Тип файла Документ Word.
- Сверните оба файла на Панель задач.
- Выберите файл Студент на Панели задач. Зайдите в меню Сервис и выберите команду Параметры, откройте вкладку Сохранение (Рисунок 2). В поле ввода Параметры доступа к файлу «Студент» в поле пароль для открытия файла установите пароль — свои инициалы (ФИО—три буквы). Выберете ОК и в появившемся окне диалога Подтвердите свой пароль, то есть — введите те же буквы.
Рисунок 2
- Выберите файл Друг на Панели задач. Зайдите в меню Сервис и выберите команду Параметры, откройте вкладку Сохранение. В поле ввода Параметры доступа к файлу «Друг» в поле пароль разрешение записи установите пароль из комбинации цифр, нажмите ОК и подтвердите в появившемся окне свой пароль, нажмите ОК. После чего закройте все окна с сохранением.
- Через папку Мой компьютер откройте файлы Студент и Друг из папки Задание2. Запишите вывод6.
- Внесите изменения в эти документы, записав в них имя и отчество директора техникума. Сохраните изменения. Запишите вывод7.
4.Защитите папки посредством установки атрибутов.
- Установите на папки Задание1 и Задание2 защиту в виде атрибутов: Скрытый или Только чтение.
- Покажите работу преподавателю.
5.Удалите папки Задание1 и Задание2.
- Запишите вывод.
- Покажите результат удаления преподавателю.
- Оформите отчет.
6. Установите на Панели управления – Свойства папки — Не показывать скрытые файлы и папки.
7. Ответить на вопросы
1. Как сделать папку невидимой для посторонних людей?
.2. Как снять атрибут файла Только чтение?
3. Опишите процесс установки пароля при открытии файла.
Результаты выполнения заданий отразить в отчете.
Лабораторно - практическая работа № 37
Тема: «Защита информации от компьютерных вирусов».
Цель занятия: Изучение методов профилактики заражения компьютера вирусом
Оборудование: ПК, ОС Windows.
Длительность: 2 часа.
Теоретические сведения
Действия при заражении вирусом
При заражении компьютера вирусом (или подозрении на это заражение) необходимо выполнить следующие операции.
Выключить компьютер, чтобы вирус не продолжал выполнение своих разрушительных функций.
Произвести загрузку компьютера с "эталонной" (системной) дискеты (на которой записаны исполняемые файлы операционной системы и антивирусные программы) и запустить антивирусные программы для обнаружения и уничтожения вируса. Использование "эталонной" дискеты является необходимым, т.к. при загрузке операционной системы с жесткого диска некоторые вирусы могут переместиться в оперативную память из загрузочного модуля. *При этом системная дискета должна быть защищена от записи, с помощью переключателя, расположенного на ее корпусе (для дискет 3,5").
Далее следует последовательно обезвредить все логические диски винчестера. Если некоторые файлы на логическом диске невозможно восстановить и они не уничтожаются, то необходимо неповрежденные файлы скопировать на другой логический диск, а этот диск заново отформатировать. Затем восстановить все файлы на этом логическом диске путем обратного копирования и с использованием архивных копий.
Профилактика против заражения вирусом
Профилактика состоит в следующем.
Проверка информации, поступающей извне (дискеты, локальной сети, Интернет и т.д.), с помощью программ-детекторов или программ-ревизоров. Для этого желательно использовать программы, которые проверяют не длину файла, а вычисляют его контрольную сумму, так как многие вирусы не изменяют длину зараженных файлов, а изменить файл так, чтобы его контрольная сумма осталась прежней, практически не возможно.
Если принесенные программы записаны на дискете в архивированном виде, то следует извлечь файлы из архива и проверить их сразу, только после этого файлы можно пускать в работу.
Очень простой и надежной проверкой на наличие резидентных вирусов является отслеживание изменений в карте памяти компьютера, например, за прошедший день. Для этих целей можно использовать специальные программы, которые заносятся в командный файл, выполняемый при начальной загрузке операционной системы. Весьма удачным выбором здесь может быть программа ADinf, которая умеет читать информацию с дисков без использования услуг, так что ни один "невидимый" вирус не может ее обмануть. Это существенно сокращает время проверки, поскольку требуется проверить только вновь появившиеся или измененные файлы.
В сегодняшнем мире для защиты компьютерных сетей одним из главных средств защиты является пакетный фильтр или как его еще называют FIREWALL огненная стена.
Firewall - это система, управляющая прохождением пакетов данных через систему на основе заданных администратором правил и информации, содержащейся в заголовках пакетов. Обычное использование firewall - запрещение прохождения нежелательных пакетов, например, отключение абонента, не оплатившего услуги связи, или закрытие части сервисов локальной сети от внешнего мира. Например, в системе FreeBSDfirewall - это мощный инструмент управления сетью, позволяющий, например, подсчитывать трафик по любым разумным правилам, основывающимся на данных заголовков пакетов протоколов стека TCP/IP.
Еще одна мощная система для обеспечения необходимой защиты - OutpostFirewall.
Признанный OutpostFirewallPro представляет собой мощный набор средств, основанных на новейших технологиях персональной защиты, что делает его наилучшим выбором для вашей системы.
С Outpost Firewall Pro вы:
Всегда знаете, что происходит на вашем компьютере.
OutpostFirewallPro контролирует каждое соединение между вашим компьютером и сетью Интернет, немедленно оповещая вас обо всех подозрительных соединениях и предоставляя вам возможность предпринять необходимое действие.
Защищены от атак хакеров автоматической интеллектуальной защитой.
Модуль Детектор атак автоматически блокирует сканирование сети, атаки и другие удаленные попытки получить доступ к вашему компьютеру.
Сохраняете ваши действия в сети конфиденциальными.
Модуль Интерактивные элементы блокирует потенциально опасные сценарии, которые могут захватить контроль над вашим браузером, а также другие компоненты веб-сайтов, которые могут отслеживать ваши предпочтения в сети и историю посещений. Полностью интегрированная защита от spyware предотвращает заражение компьютера spyware-программами и блокирует spyware до того, как они доберутся до ваших данных.
Контролируете как приложения обмениваются данными с сетью.
Контроль компонентов и Контроль Anti-Leak позволяют вам решать что разрешается делать приложениям и процессам на вашем компьютере и какие исходящие соединения им позволены. Spyware не смогут совершить звонок с компьютера, защищенного OutpostFirewall.
Осознаете существующие угрозы
Журнал событий позволяет вам просматривать историю ваших Интернет-соединений, включая списки заблокированных сайтов, отраженных атак и еще более дюжины различных журналов, помогая вам оптимизировать вашу защиту.
Ход выполнения работы
Задания 1. Ответить на вопросы
1. Изучить методы профилактики заражения компьютера вирусом.
2. Расписать действия при обнаружении компьютерного вируса.
3. Указать в чем заключается профилактика заражения компьютера вирусом.
4 Описать основные возможности программы OutpostFirewall.
Задание 2.
1.Дать описание, что такое компьютерный вирус.
2.Составить классификацию компьютерных вирусов.
Результат работы отразить в отчете.
Лабораторно - практическая работа № 38
Тема. «Технические и программные средства телекоммуникационных технологий».
Цель занятия: Изучить технические и программные средства телекоммуникационных технологий.
Оборудование: ПК, ОС Windows.
Теоретические сведения
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий
Во все времена люди создавали и совершенствовали системы передачи информации (системы связи). Быстрые, надежные и доступные средства обмена информацией были и остаются необходимыми в личной жизни граждан, в государственном управлении, торговле, военном деле и т. д.
В давние времена, для того чтобы сообщить что-то человеку, живущему на некотором расстоянии, требовалось отправляться в путь самому или нанимать курьера. Постепенно в наиболее развитых государствах сформировались специальные почтовые службы, гарантировавшие доставку корреспонденции адресату в срок. Однако скорость доставки ограничена скоростью передвижения гонца. Альтернативой курьерской доставке сообщений было использование оптических или звуковых сигналов — сигнальных костров, флагов, барабанов и т.д. Такие способы не отличались высокой надежностью, а главное, они не позволяли передавать большие объемы информации.
Революция в системах передачи информации произошла после открытия электромагнитных сигналов и создания на их основе сначала проводных, а потом и беспроводных средств связи.
С появлением компьютеров, способных хранить и обрабатывать большие объемы информации, возникла потребность в средствах межкомпьютерного обмена данными.
Современные средства связи позволяют передавать данные со скоростью, достаточной не только для быстрого копирования больших объемов информации с компьютера на компьютер, но и для использования ресурсов одного компьютера человеком, работающим за другим компьютером, или, иначе говоря, для удаленного доступа к ресурсам.
Под ресурсами компьютера понимаются его аппаратура, программное и информационное обеспечение. Примерами компьютерных ресурсов могут служить принтеры, модемы, вычислительные мощности центрального процессора, возможность запуска нужных приложений, архивы электронных документов, базы данных и т.д.
Рассмотрим типичную ситуацию: на несколько персональных компьютеров приходится один принтер. Принтер подключен к одному из компьютеров, но остальным пользователям тоже нужно печатать документы. Естественное решение проблемы — соединить компьютеры линиями связи. При этом необходимо, чтобы обмен информацией был максимально автоматизирован, т. е. происходил, по возможности, безучастия человека. Пользователь должен только указать, какой именно документ он хочет распечатать, и задать при необходимости характеристики принтера.
Совокупность компьютеров и периферийных устройств, соединенных для автоматизированного обмена информацией, называется компьютерной сетью. Входящие в нее компьютеры и периферийные устройства называются узлами сети.
Автоматизация обмена информацией открывает возможность быстрого и удобного удаленного доступа к данным, приложениями оборудованию, расположенным на ЭВМ. Удобство совместного использования ресурсов компьютеров является основной причиной создания компьютерных сетей. Концепция соединенных и совместно использующих ресурсы компьютеров носит название сетевого взаимодействия.
Компьютерная сеть в простейшем случае состоит как минимум из двух компьютеров, соединенных друг с другом кабелем или иным способом, обеспечивающим передачу сигналов.
Для работы в компьютерных сетях используются следующие аппаратные средства:
- линии связи (электрические и оптические кабели, радиосвязь, спутниковая связь);
- устройства сопряжения компьютера с линией связи (модемы, сетевые карты).
К программным средствам работы в сетях относятся:
- операционные системы, поддерживающие режимы работы в сети;
- коммуникационные программы, автоматизирующие передачу данных по линиям связи на основе сетевых протоколов.
Соглашения о правилах обмена данными по сетям оформляются в виде сетевых протоколов. Подобно тому, как дипломатический протокол определяет порядок проведения переговоров между представителями государств, сетевой протокол предписывает элементам сети определенную последовательность действий при передаче сообщений. Протоколы описывают различные уровни сетевого взаимодействия — от передачи данных как потока битов (физический уровень) до взаимодействия работающих на разных компьютерах приложений (прикладной уровень).
В зависимости от количества компьютеров, входящих в сеть, и от разделяющего их расстояния сеть может относиться к одному из следующих типов:
- локальная сеть, соединяющая несколько персональных компьютеров, находящихся, как правило, в одном здании или в соседних зданиях;
- региональная сеть, соединяющая компьютеры, расположенные в пределах города, региона;
- глобальная сеть, соединяющая компьютеры, расположенные в разных странах и на разных континентах.
Локальной (местной) сетью называется компьютерная сеть, все узлы которой расположены на небольшой территории — от комнаты до группы рядом стоящих зданий. Обычно число компьютеров в локальной сети не превышает нескольких сотен. Первые компьютерные сети были локальными — они объединяли несколько компьютеров и принтеров, расположенных в соседних помещениях. Локальная сеть часто обслуживает небольшую организацию — школу, магазин, филиал банка и т. д.
В качестве примеров локальных сетей также можно привести сеть компьютерного класса; домашнюю сеть из двух компьютеров, принтера и сканера; сеть, объединяющую жильцов микрорайона, любящих на досуге поиграть в сетевые компьютерные игры, обменяться фильмами или просто пообщаться с помощью компьютера.
Для того чтобы пользователи разных локальных сетей могли обмениваться информацией друг с другом, локальные сети объединяют в более крупные структуры — региональные сети.
Региональные сети представляют собой объединения локальных сетей, расположенных на территории одного региона — района, города, области или республики.
Самой разветвленной компьютерной сетью является всемирная глобальная сеть Интернет, объединяющая миллионы сетей различного уровня и предоставляющая их ресурсы десяткам миллионов пользователей со всего земного шара.
В компьютерных сетях пользователям, как правило, предоставляются следующие коммуникационные услуги:
- обмен файлами между компьютерами;
- электронная почта;
- беседы в сети (ICQ, чат);
- электронные форумы;
- размещение своих и просмотр чужих гипертекстовых страниц.
В сети Интернет эти услуги доступны десяткам миллионов пользователей.
Задание: Сделайте краткий конспект в отчет, ответе на вопросы и выполните задания, данные в конце текста.
Ход выполнения работы
Вопросы и задания
- В фильме «Возвращение короля» (в трилогии «Властелин колец»)осажденная крепость для вызова военной помощи использует сигнальные костры, которые зажигаются друг за другом по цепочке на расстоянии видимости. Это выглядит эффектно на экране, но в чем недостатки такого способа связи? Попытайтесь придумать, как устранить их без использования современных технических средств.
- Каковы преимущества и недостатки курьерской почты по сравнению с электронными системами связи?
- Что понимается под термином «ресурсы компьютера»? Является ли подключенный к компьютеру факсимильный аппарат (факс) его ресурсом?
- Что является основной причиной объединения компьютеров в сеть?
- Для чего используются сетевые протоколы?
- Может ли локальная сеть быть частью глобальной сети? А глобальная — частью локальной?
- Приведите примеры локальных сетей. Для решения каких задач они используются?
- Перечислите аппаратные и программные средства, использующиеся в компьютерных сетях.
Результат выполнения задания отразить в отчете
Лабораторно - практическая работа №39.
Тема: «Информационные ресурсы Интернет: мобильный Интернет».
Цель занятия: Изучить возможности мобильного интернета.
Оборудование: персональный компьютер, инсталляторы программ Skype, ICQ, интернет-браузер.
Длительность: 2 часа.
Теоретические сведения
Мобильный Интернет
Сеть мобильной телефонной связи. В настоящее время сеть мобильной телефонной связи охватила практически весь мир, а количество пользователей мобильных телефонов приближается к одному миллиарду человек. Обмен информацией между мобильными телефонами осуществляется с помощью сети, состоящей из антенн станций сотовой связи, соединенных между собой каналами передачи информации.
Сеть мобильной связи позволяет передавать не только голосовые сообщения, но и данные. С помощью мобильных телефонов можно обмениваться короткими текстовыми сообщениями SMS, а также мультимедийными сообщениями MMS, которые позволяют передавать мелодии сигналов для телефонов и графические изображения (например, фотографии, сделанные встроенной в телефон камерой).
Обмен данными между сетью мобильной телефонной связи и компьютерной сетью Интернет. Сеть мобильной телефонной связи и компьютерная сеть Интернет позволяют передавать данные и голосовые сообщения, и поэтому их информационные ресурсы целесообразно объединить. Операторы мобильной телефонной связи и провайдеры Интернета обеспечивают возможность передачи данных между этими сетями (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Обмен данными между сетью мобильной телефонной связи и компьютерной сетью Интернет |
Обмен данными между сетями позволяет, например, с мобильного телефона передавать сообщения электронной почты на почтовый ящик в Интернете, а с компьютера, подключенного к Интернету, передавать SMS-сообщения на мобильный телефон.
Доступ в Интернет с использованием мобильного телефона. Во многие модели мобильных телефонов встроен модем, поэтому для беспроводного доступа в Интернет достаточно подключить к компьютеру мобильный телефон и дозвониться до провайдера. После соединения компьютера с Интернетом можно "путешествовать" по Всемирной паутине, работать с электронной почтой, "скачивать" файлы и пользоваться любыми другими ресурсами Интернета, как при обычном соединении по кабельным каналам. Недостатком такого подключения является маленькая скорость передачи данных (не более 9,6 Кбит/с) и высокая стоимость минуты соединения.
Полноценный высокоскоростной доступ в Интернет с мобильного телефона можно осуществить по технологии GPRS, при которой максимально возможная скорость передачи данных составляет 170 Кбит/с (это приблизительно в 3 раза быстрее, чем доступ по коммутируемым телефонным линиям). Важно, что эта технология предоставляет немедленный доступ к Интернету, без необходимости дозваниваться до провайдера Интернета и позволяет одновременно вести разговор по мобильному телефону и проводить обмен данными между компьютером и Интернетом.
Подключение мобильного телефона к компьютеру можно осуществить различными способами: с помощью кабеля к СОМ-порту, с помощью кабеля к USB-порту или беспроводным к инфракрасному порту (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Различные варианты подключения мобильного телефона к компьютеру |
Для доступа к информационным ресурсам Интернета непосредственно с мобильных телефонов можно использовать WAP-браузеры. WAP-сайты специально адаптированы под возможности мобильного телефона (двухцветную графику, маленький экран и небольшую память) и содержат новости, прогноз погоды, курс валют и т. д. С WAP-сайтов можно отправить сообщение электронной почты или принять участие в WAP-чате.
Ход выполнения работы
Задание 1. Ответить на вопросы:
1. В чем состоит различие между Интернет-телефонией и мобильным Интернетом?
2. Какие данные можно передавать из сети мобильной телефонной связи в компьютерную сеть Интернет? Из Интернета в сеть мобильной связи ? в Skype?
Результат показать преподавателю. Выполненные задания отразить в отчете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок информатики 5 класс. Клавиатура. Группы клавиш.
Тема урока «Клавиатура. Группы клавиш» новая для учащихся. Предыдущий урок был посвящён изучению устройства компьютера. На последнем уроке перед темой «Клавиатура. Группы клавиш» ребята в игрово...
Плакаты для кабинета Информатика и ИКТ (Информационные технологии в профессиональной деятельности) для групп СПО
Мною разработаны эскизы плакатов для кабинета информатики по темам: Информация, Компьютерные сети, Информационная безопасность, Информационные продукты и услуги и др. Плакаты могут быть полезны препод...
Разработка игрового занятия по информатике для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Предметы. Группы предметов".
Данная разработка представляет собою рабочую презентацию-тренажер по теме "Группы предметов", конспект занятия с детьми младшего школьного возраста или дошкольного возраста, свидетельство "Путешествен...
Для групп Тт1-43 и Тп1-06 по информатике ЛПР № 18-20
Задание на период 13.04-18.04 для групп Тт1-43 и Тп1-06 по информатике ЛПР № 18-20...
Для групп Тт1-43 и Тп1-06 по информатике ЛПР № 21
Задание на период 20.04-25.04 для групп Тт1-43 и Тп1-06 по информатике ЛПР № 21 ...
Для групп Тт1-43 и Тп1-06 по информатике ЛПР № 14-17
Задания на период до 20.04 для групп Тт1-43 и Тп1-06 по информатике ЛПР № 14-17 ...
Для групп Тт1-43 и Тп1-06 по информатике ЛПР № 27 и 28
Задание на период 27.04-02.05 для групп Тт1-43 и Тп1-06 по информатике ЛПР № 27 и 28 ...