Мастер - класс "Всё дело в шляпе"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Всё дело в шляпе»
Глущенко О.А., учитель русского языка
«МАОУ УТЛ»
- Вступление
Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. В связи с введением новых стандартов обучения этот вопрос зазвучал по-новому: ребёнок уже после окончания начальной школы должен не просто уметь владеть навыками работы с различной информацией, он должен научиться мыслить, размышлять, научиться учиться. Как сформировать навыки работы с информацией? При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической (если речь идет о науке) позиции. Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций.
Еще одна проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество — все это говорит в нас одновременно.
Сегодня я хотела бы поделиться с вами использованием в своей практике Метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», как простого и практичного способа получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие). Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.
Метод «Шесть шляп мышления» - это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса.
Познакомит вас с этими чудесными шляпами Притча о старом шляпнике.
(по Т.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.Грабенко)
Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех богатств были у него лишь цветной фетр, золотые руки и прекрасная душа, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными и одухотворенными выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ.
Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шесть разноцветных шляп… «Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец, — решили сыновья Шляпника. — Значит, скоро должен появиться и тот, кто щедро расплатится с нами за отцовскую работу.» Но никакой заказчик не явился. Делать нечего, разобрали братья отцовское наследство и отправились в разные стороны. Как же сложились их судьбы? Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью; факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете.
Хозяин черной шляпы стал все подвергать сомнению и критике. И эта черта не раз спасала его от поражения и краха в делах и начинаниях.
Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — говорили о нем одни. «Будто малое дитя, живущее мимолетностью чувств», — не соглашались другие.
Человек в желтой шляпе радовался всему - солнцу, наступающему дню; открыто шел навстречу приключениям и открытиям.
А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы…
Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем. Замечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели.
И вот, настал тот день, когда сыновья Шляпника вновь встретились. Долгие вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях и жизненных уроках. Поразились братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. Только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы побыть беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели…
Итак, знакомьтесь:
- Красная Шляпа: Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.
- Желтая Шляпа: Преимущества, позитив.
- Черная Шляпа: Осторожность. Суждение. Оценка.
- Зеленая Шляпа: Творчество. Новые идеи.
- Белая Шляпа: Информация, факты.
- Синяя Шляпа: Мышление о мышлении. Вывод.
- Имитационная игра (примерка шляп)
-А я предлагаю всем вам примерить эти волшебные шляпы.
(ролик «Эллочка - людоедка»)
-Какая проблема так мастерски изображена в этом эпизоде? Как вы думаете, какую из шляп мы можем примерить? – белую = факты (бедность словарного запаса героини)
- Какие эмоции у вас вызывает этот ролик (факт)? И мы примеряем красную шляпу.
- Надев чёрную шляпу, мы узнаем, какие отрицательные стороны вы отметили.
- В жёлтой шляпе попробуем найти преимущества.
- Какие идеи вас посещают в зелёной шляпе, что бы вы предложили для того, чтобы люди не уподоблялись героине отрывка?
- И, наконец, синяя шляпа: к какому выводу мы пришли, проанализировав проблему с разных сторон?
Для первого раза вы отлично справились!
- Моделирование
Использовать на уроках представляемый метод мышления можно в различных вариантах. Один из них – работа в группах над проблемным вопросом или же на завершающей стадии изучения темы (обобщении). Этот вид работы продемонстрируют смельчаки из нашей аудитории. Кому комфортно в белой шляпе,…? (организуются группы для работы в шляпах).
Даётся подробная инструкция и одинаковый текст для всех участников групп. В зависимости от цвета шляпы в течение 5 минут готовятся ответы. Или Можно продемонстрировать текст всей аудитории, вместе, надев белые шляпы, обозначить проблему. А остальные группы в это время работают над оставшимися 5-ю шляпами.
Отдельно будет готовиться группа, моделирующая проблему и типы её решения сразу по всем шляпам на основе своего урока – мини-конспект.
- Работа с аудиторией.
Методика «Шести шляп мышления»» универсальна – ее используют, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время, она применяется и индивидуально. Использовать метод можно, начиная со среднего звена. Так на своих уроках приучение к шляпному мышлению я осуществляла, постепенно внедряя на разных этапах урока символику шляп, ассоциируя их с разными видами задания. Например, на уроке в 7 классе по теме «Грамматические ошибки в образовании и употреблении причастий» чёрную и жёлтую шляпы мы надевали, когда размышляли над высказываниями писателей Пушкина и Горького. (см. презентацию)
Существует четыре типа использования шляп:
1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить”? “Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме”? “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.
2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.
“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.
“Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.
3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”
“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”. “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.
4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.
“Надевая свою черную шляпу, я считаю, что планы изменить не получится, потому мы уже о них сообщили”. “Надевев красную шляпу, я должен сказать, что мне сегодняшний день необыкновенно понравился!” “У меня возникла идея под зеленой шляпой - нужно создать новый проект! А вы как считаете?”
Просуммируем сказанное: мы можем попросить других надеть, снять, сменить или обозначить шляпы. Мы также можем надеть или снять шляпу сами.
- Представление групп + Рефлексия
Выступление групп + ответы на вопросы: понравилось ли работать в этой шляпе, в какой ещё бы поработали, будут ли использовать в своей практике.
- Заключение
Результативность метода:
- активизация познавательной деятельности учащихся на творческой основе;
- обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность;
- реализация принципа сотрудничества на уроке.
Старинная английская поговорка гласит: «Если Вы хотите преуспеть – наденьте шляпу» , от себя хочу добавить - ПОЧАЩЕ МЕНЯЙТЕ ШЛЯПЫ!
Памятка
Шесть Цветов, Шесть Шляп.
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале урока для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий корпоратива на 8 марта "Дело в Шляпе"
ВЕДУЩИЙ (в огромном цилиндре и мантии).Дорогие друзья! Сегодня мы рассматриваем дело, которое находится у меня в шляпе. Мы и предупреждали всех вас, что сегодня все дело в вашей шляпе. Как ...
План - конспект занятия "Всё дело в шляпе"
Форма занятия: Игра-конкурс знатоков (эрудитов) Цель: Знакомство обучающихся с ассортиментом (разновидностью) головных уборов. Тип: Комбинированное занятие. Задачи:Развивающие:- способс...
"Всё дело в шляпе"
Презентация предназначена для детей младшего школьного возраста. С помощью этой презентации можно в интересной форме познакомить детей с историей головных уборов. Проверить знания помогут кроссворд и ...
Все дело в шляпе
Развлекательная программа...
Праздничная игровая программа "Дело в шляпе"
Поздравление девочек с днем 8 марта....
Праздник-конкурс "Всё дело в шляпе"
Внеклассное мероприятие по технологии "Все дело в шляпе" в 5 классе....
Мастер класс для учеников 5 - 7 классов "Дело в шляпе"
Для того чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходими научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полн...