Мастер класс для учеников 5 - 7 классов "Дело в шляпе"
материал по психологии (6 класс) по теме
Для того чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходими научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что, в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачн
Ход работы:
Добрый день, дорогие ребята! Я очень рады с вами познакомиться. Мне рассказывали о вас, что вы умные, интересные и приятные в общении ребята. Я психолог, Вера Владимировна, работаю с детьми.
Давайте сейчас отвлечемся от учебной деятельности и немножко поиграем, поразмышляем о себе.
В каждой игре существуют правила, так и у нас в нашей игре есть правила, которые нужно соблюдать:
1. слушать внимательно другого;
2. не перебивать;
3. с уважением относиться к мнению другого;
4. каждый имеет право на свое мнение;
5. правило поднятой руки.
Для продолжения нашей игры нам нужно разделиться на команды:
1. Возьмите жетон.
2. Займите место за столом согласно цвету жетона.
3. Познакомтесь с членами новой команды.
Кто пришёл с открытым сердцем, поднимите правую руку!
А теперь поднимите правую руку, кто готов к новым открытиям!
Положите правую руку на плечо своего соседа и поделитесь с ним своим теплом.
Ребята, были в вашей жизни ситуации, когда вы ссорились с друзьями, обижались на родителей, учителей. Когда вам казалось, что никто вас не понимает. Вас переполняло чувство обиды, злости, стыда. И вам тяжело было найти выход из этой ситуации. Ах, как хотелось бы каждому из нас быть всегда принятым, дальновидными, в меру эмоциональным и позитивно мыслящим! Но только единицы могут похвастаться тем, что владеют таким бесценным даром. Возможно ли обрести этот, воистину волшебный дар.Эдвард де Боно, известный психолог, разработал метод, помогающий детям и взрослым найти выход из любой ситуации. «Шесть шляп мышления» — назвал он свой труд. Шесть шляп — это шесть различных способов мышления. Почему используются именно шляпы? Головной убор может указать на профессию человека, его увлечение и даже возраст, в какой стране он живёт. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Одевая поочерёдно каждую шляпу, белую, чёрную, красную, жёлтую, зелёную, синею человек рассматривает ситуацию с разных точек зрения.
Давайте знакомится (слайды) Для того чтобы эта методика заработала, возьмем проблему, которая в действительности может произойти с каждым из вас. Начнем ее обсуждать последовательно, «снимая и надевая» разные шляпы. А шляпу вы себе уже выбрали (цвет шляпы соответствует цвету выбранного жетона)
проблема
Алексей (11 лет) имеет серьезную проблему: «Больше всего меня расстраивают ссоры с друзьями.Часто я не могу понять, почему это происходит, мне бывает очень грустно и больно, я не знаю, как и с кем поделиться своими переживаниями».
Как это знакомо и нам, взрослым! И мы часто оказываемся в тупике своих мыслей, эмоций, переживаний, прогнозов на дальнейшее развитие ситуации, опрометчивых слов и действий. Быть может, шляпы помогут нам и Алексею разобраться в себе и понять, какой великий урок преподносит нам жизнь, проводя через ссору с друзьями? ( задание на слайде)
Сейчас от имени Алексея проанализируем ситуацию. Я дам вам текст и за 5 минут обдумайте свою позицию.Можно сделать записи на листах.
Время на раздумья истекло. Наши «шляпы» готовы?
Первый участник «Белая шляпа» – «Сейчас на тебе белая шляпа, это факты и информация. Какой информацией мы располагаем?»
Второй участник «Чёрная шляпа» - «Теперь на тебе — черная шляпа. Пожалуйста, расскажи, что для тебя самое плохое в этой ситуации, самое неприятное. Попробуй посмотреть в будущее и сказать, какие отрицательные последствия могут тебя ожидать. Что самое страшное может произойти?» .
Третий участник «Красная шляпа» - «В красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты чувствовал, когда все происходило?».
Четвёртый участник «Жёлтая шляпа» - «Мы рассказали о том, что произошло с помощью белой шляпы. Мы вспомнил о самых неприятных вещах и предсказали негативные последствия с помощью черной шляпы. Красная шляпа помогла нам осознать свои чувства. Но у любого события всегда есть положительные стороны. Теперь на тебе желтая шляпа, она поможет посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, что хорошего в том, что произошло?» .
Пятый участник «Зелёная шляпа» - «Посмотри, стоило надеть зеленую шляпу, как у тебя открылись творческие способности. Даже неприятность может вызвать вдохновение. Главное, не терять чувства юмора и не забывать о зеленой шляпе».
Шестой участник «Синяя шляпа» - «Мы с вами примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, и мое и ваше состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели в ней и плохие и хорошие моменты. Знаешь ли ты, что трудные ситуации мудрые люди называют жизненными уроками? Да-да, каждая ситуация нас чему-то учит. Теперь ты наденешь синюю шляпу, и она поможет тебе узнать, какой жизненный урок преподнесла тебе эта ситуация и почему для твоей жизни будет важен этот опыт». Рефлексия
«Итак, мы использовали подарок старого Шляпника. Согласись, это было непросто. Но теперь мы с вами знаем, что любое событие в жизни нужно рассматривать с разных сторон И только тогда можно извлечь из него пользу, жизненный урок. Так умные люди познают жизнь. А теперь скажи, пожалуйста, если бы мы не примеряли разные шляпы, к чему бы мы сейчас пришли?»
Завершение мастер класса:
Я хочу познакомить тебя со словами Вирджинии Сатир, которая является автором декларации самоценности: «Я — это Я! Мне принадлежат все мои ошибки, победы, поражения и успехи. Я принадлежу самому себе. Поэтому я строю себя сам. Я — это Я! И это замечательно!»
Спасибо вам за участие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Дело в шляпе" | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила работы в группах слушать внимательно другого не перебивать с уважением относиться к мнению другого каждый имеет право на свое мнение правило поднятой руки
Эдвард де Боно Предлагает «примерить» ш есть головных уборов и научиться думать разными способами. Чтобы найти верное решение из любого и испытания.
Шесть думающих шляп Одевая поочерёдно каждую шляпу, белую, чёрную, красную, жёлтую, зелёную, синею человек рассматривает ситуацию с разных точек зрения.
Белая шляпа – только факты Белый наводит на мысль о бумаге. Белая шляпа связана с информацией. Только факты, последовательность событий в конфликтной ситуации.
« В красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты чувствовал, когда все происходило?» Красная шляпа – чувства и эмоции Красный наводит на мысль об огне и тепле.
Черная шляпа – критика Черный цвет напоминает о мантии судьи. Черный означает осторожность . « Пожалуйста, расскажи, что для тебя самое плохое в этой ситуации, самое неприятное».
Желтая шляпа – только достоинства Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. « Поможет посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, что хорошего в том, что произошло?»
Зелена шляпа – творческая Зеленый напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. « Даже неприятность может вызвать вдохновение. Главное, не терять чувства юмора и не забывать о зеленой шляпе».
Синяя шляпа – философская «Какой жизненный урок преподнесла тебе эта ситуация и почему для твоей жизни будет важен этот опыт? ». Синий цвет напоминает бескрайнее море, спокойствие, глубину мысли.
Ситуация Юра затеял новую игру на перемене — кидание чужой тетради по классу. Когда тетрадь попала в руки Алексея, он вернул ее хозяину. Хозяин тетради поблагодарил Лёшу. Но сразу же схватил дневник Юры и продолжил эту игру, чтобы отомстить. Юра подошёл к Алексею , взял его портфель и кинул через весь класс. Лёша молча бросился собирать рассыпавшиеся вещи. На следующей перемене Юра сказал, что он трус, потому что не смог отомстить за брошенные вещи. Р ебята в классе так же обвинили Алексея в трусости. После уроков Алексей один пошел домой, а одноклассники веселой компанией побежали на стадион.
Белая шляпа – только факты Сначала… потом… затем… и тогда… и наконец…
Красная шляпа – чувства и эмоции Сначала … потом … затем … и тогда… и наконец…
Черная шляпа – негативные последствия Что самое плохое в этой ситуации? Что самое неприятное? Что самое страшное может произойти?
Желтая шляпа – находим положительные стороны Что хорошего в том, что произошло?
Зелена шляпа – творческая Нарисуй ситуацию. Сочини про неё частушку. Напиши стишок, рассказ. Сделай поделку.
Синяя шляпа – жизненный урок Какой жизненный урок преподнесла тебе эта ситуация? Чем важен для твоей жизни этот опыт?
шесть думающих шляп
«Я – это Я! Мне принадлежат все мои ошибки, победы, поражения и успехи. Я принадлежу самому себе. Поэтому я строю сам. Я – это Я! И это замечательно!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий корпоратива на 8 марта "Дело в Шляпе"
ВЕДУЩИЙ (в огромном цилиндре и мантии).Дорогие друзья! Сегодня мы рассматриваем дело, которое находится у меня в шляпе. Мы и предупреждали всех вас, что сегодня все дело в вашей шляпе. Как ...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....
Внеклассное мероприятие для 5-8 классов . Викторина "Все дело в шляпе"
Сегодня мы решили рассказать и показать вам, что, где и когда носили люди на голове. Начнем с того, что первые головные уборы были найдены учеными при изучении стоянок древнего человека. Оказывается, ...
Мастер - класс "Всё дело в шляпе"
Метод "Шести шляп мышления"...
Мастер - класс для педагогов «Интерактивная технология «Шесть шляп мышления» в организации рефлексивно - оценочной деятельности педагогов и воспитанников»
мастер-касс для педагогов...
Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО
Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...