Самоподготовка для начальных классов
материал

Закрепление и систематизирование знаний воспитанников, полученных в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka_2020.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по самоподготовке для воспитанников детского дома  1 –7 классов

Самоподготовка в младшей группе.

Возраст детей: разновозрастной (8-12 лет, 1-7 класс)

Время проведения: 16.30 – 18.00

Место проведения: класс для подготовки уроков.

Цель: - закреплять и систематизировать знания воспитанников, полученные в школе.

Задачи: - формировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно выполнять домашнее задание, формировать умение пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой;

- расширять кругозор, развивать внимание, память, мышление детей, коммуникативные качества;

- воспитывать у детей организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание, воспитывать трудолюбие, добрые взаимоотношения между детьми в группе.

Оборудование: черновики, учебники, канцелярские принадлежности, раздаточный материал.

Подготовительная работа:

-проверка санитарных условий учебной комнаты (проветривание, освещенность, чистота и т. д.)

- предварительная проверка дневников: просмотр оценок, уточнение заданного домашнего задания

- проверка рабочих мест воспитанников: наличие дневника, тетрадей, учебников, канцелярских принадлежностей.

Ход самоподготовки.

 Организация детей к работе.

- Добрый день, ребята. Все ли готовы к работе? Пожалуйста, подготовьте свои рабочие места: уберите всё лишнее, оставьте только необходимое для выполнения домашнего задания. Давайте немного поговорим.

   - Ребята, какое сейчас время суток? Утро, день или вечер? (ответы детей).
   - Правильно сейчас день. А днём мы с вами чем, обычно занимаемся? (самоподготовкой)

   На самоподготовке мы должны вспомнить то, что вы изучили на уроках и подготовиться к следующему рабочему дню, чтобы завтра чувствовать себя уверенно и достичь новых знаний.

    - А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас хозяйничает? (весна)
   - Молодцы ребята, к нам, наконец, пришла долгожданная весна, которую мы очень ждали. У весны много дел. Ей нужно навести порядок в природе после долгой зимы. Пробудить от зимней спячки всю природу. Но одна она со всеми делами не справиться. Ей будут помогать помощники - три весенних братца - месяца.
   - Вы знаете, как их зовут? Давайте назовём имена трёх братьев (ответы детей).

   - Умницы. Ребята, весенние братья - месяца всегда идут на помощь весне строго по порядку, никогда не меняясь друг с другом местами. Вот сейчас вы должны вспомнить и сказать, какой месяц приходит на помощь весне первый, какой второй, а какой последний. (Дети называют по порядку весенние месяца, которые вывешиваются на доску)
   - А теперь скажите, какой месяц у нас сейчас? (март)
   - А какое сегодня число этого месяца? (19)
   - Хорошо.
   - А какой день недели сегодня? (четверг)
   - Скажите, четверг это уже конец недели или только начало?
Чтобы правильно ответить на вопрос, мы повторяем, сколько всего дней в неделе, название дней и после этого отвечаем на вопрос.

(На доске наглядность, где написано: «19 марта. Четверг»)
   -Молодцы!
   -Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как ведут себя животные весной, какие изменения в их жизни происходят после долгой холодной зимы?(закрепляем знания детей о том, что звери выводят весной потомства, меняют зимний мех на летний, просто радуются приходу тёплых деньков)
   - А что происходит в жизни птиц с приходом весны? (повторяем каких птиц называют перелётными и почему)
   - Правильно, перелётные птицы, это те, которые, с приходом зимы улетают 
зимовать в тёплые края и сейчас все они возвращаются на Родину, потому что наступила весна.
   - Перелётные птицы прилетают к нам весной, живут здесь всё лето, высиживают птенцов. А осенью снова улетают в тёплые края.

Путь их длинный и нелёгкий, порой некоторым птицам приходится лететь несколько недель, а то и месяцев.

   - Скажите, ребята, что же заставляет птиц покидать свои родные края, насиженные места и отправляться в такое долгое, а иногда и опасное путешествие?

    -  Правильно ребята, холод, а ещё  голод.

Птицы, которые остаются и никуда не улетают зимой, приспособились добывать корм из засохших семян растений, шишек, питаться зерном, оставшимся на полях, замороженными или засохшими ягодами.

Некоторые из них перебираются поближе к жилью человека.

А вот птицы, улетающие с наступлением холодов в тёплые края, питаются, в основном, насекомыми.

Осенью насекомые прячутся и засыпают до весны. Поэтому, многим птицам нечего кушать. Вот и улетают они в тёплые страны, спасаясь от голода и холода.

     Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы.

Как же удалось это сделать?

Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.

Рабочий настрой.

   -Давайте настроимся на успешную работу. Закройте глаза. Все пространство в уме разделите на две части.

Темная сторона

   Это все негативное, что ожидает вас на самоподготовке: вам придется в течении 1,5 часов сидеть, писать, решать, пересказывать, отвечать на вопросы. А вам хочется поиграть с друзьями, посмотреть ТВ, заняться своими любимыми делами, а нужно делать уроки – и от этих мыслей становиться грустно и тоскливо, и заниматься совсем не хочется.

Светлая сторона

   Давайте теперь перенесемся в другое пространство, оно светлое. Вы знаете, что занимаясь, вы становитесь умнее, развивается ваша память, внимание, речь, мышление. Вы узнаете много нового, проверите свою силу воли, окажете помощь своему товарищу. И вам будет очень приятно, когда самоподготовка закончится, заняться своим любимым делом.

Разминка.

Прежде чем приступить к работе, давайте проверим себя – насколько мы внимательны.

На развитие воображения и памяти.

Я буду читать стихи, когда я назову птицу, то все вы должны махать руками, как крыльями.

Прилетели птицы, голуби, синицы,

Воробьи и совы, чайки и …

             Коровы

Прилетели птицы, голуби, синицы,

 Соловей и чайка, грач и …

            Балалайка.

Прилетели птицы, голуби, синицы,

Соловьи и совы, чайки…

             Макароны.

Прилетели, наконец,

Лебедь,…Щука … и скворец.

На логическое мышление.

     Птички прыгали: прыг - скок!

На двух веточках сидели,

По четыре коростели,

А на следующих двух

По три филина сидели

И кричали: «Ух, ух, ух!»

Вы, ребятки, не зевайте,

Сколько птиц всего, считайте! (14)

Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге? (2 кг)

Из-под забора виднелись 10 птичьих лапок. Сколько птиц за забором?           (5 птиц)

Выполнение домашнего задания

- А теперь приступаем к выполнению домашнего задания. Открываем дневники, находим задание. Сначала предлагаю вам выполнить письменные задания по математике. Внимательно прочитайте задание. Перед выполнением задач, примеров, упражнений вспомните правила.  Вспомните памятку по выполнению, вот она, у каждого на столе.

   Я верю, что вы все успешно выполните домашнее задание! Пишите аккуратно, сядьте правильно, спинку выпрямите. Не торопитесь и не мешайте остальным. 

(Дети выполняют задание. Во время выполнения упражнений следить за осанкой. При необходимости оказывать индивидуальную помощь.)

   - Ребята, отложите все свои ручки, тетради, немного отдохните.

Физическая пауза

Упражнения для активизации внимания:

   -Откиньтесь на спинку стула, сначала  разотрите хорошенько ладошки, а  теперь разотрите мочки ушей, а потом все ухо целиком ладонями(20 сек.)

   -Качание головой, наклонить голову вперед, а затем в стороны (влево -вправо).

Упражнения для снятия усталости глаз.

   На указку воспитателя прилетел воробушек, чтобы сделать ребятам гимнастику для глаз (на кончике указки приклеена картинка с изображением птицы).
   - Ребята, сейчас вы глазками, не поворачивая головы, будете следить за движениями воробушка:
   - птичка полетела влево;
   - птичка полетела вправо;
   - вверх;
   - вниз;
   - вверх, описала круг;
   - полетела  в центр школьной  доски, описала восьмёрку
(повторить 2 раза)
   Дети должны зажмурить глаза и досчитав до десяти открыть, в это время воспитатель убирает птичку. Открыв глаза, ребята видят, что птичка улетела.

   Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз. Вновь удалить палец. Повторить 6-8 раз.

Сидя за партой, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть. Повторить 6-8 раз.

Сидя за партой, быстро, моргать глазами, досчитав до 10. Повторить 5-6 раз.

Сидя. Закрыть веки, осторожно помассировать их с помощью круговых движений пальца. Повторить 1 мин.

Массаж ушных раковин, мочек.

Упражнение для кистей рук.

Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный. Словно держат ручку. Дети движениями кисти вверх-вниз, влево - вправо отвечают на вопросы.
- Птичка хочет есть?
Движением кисти вверх-вниз дети отвечают «Да».
- Птичка хочет пить?
Движением кисти вверх - вниз дети отвечают «Да».
- Птичка хочет спать?
Движением кисть влево - вправо дети отвечают «Нет».
- Птичка хочет играть?
Движением кисть влево - вправо дети отвечают «Нет».

Пальчиковая игра.

ЛАСТОЧКА

Ласточка, ласточка,               На каждую строку большой палец «здоровается»

Милая касаточка,                   дважды с одним пальчиком, начиная с  

Ты где была,                           указательного, - сначала на правой, потом на левой

Ты с чем пришла?                  руке.

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

   Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!                  (Скрестить большие пальцы,

                                                             помахать   ладошками).

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.            (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,

                                                 начиная с   мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –     (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами изобразить,

                                                 как поет   птица.)

Ритмично сжать пальцы в кулак и разжать.  8 раз.

   Вращение кистей рук.  5 сек. Отряхнуть кисти.  2-3 раза.

Выполнение домашнего задания.

Прежде чем приступить к выполнению домашнего задания проведём небольшую разминку.

- А теперь ребята, мы опять обратимся за помощью к нашим птичкам помощникам для того, чтобы выполнить задание. А задание такое, вы сейчас должны будете показать, как вы умеете делить слова на слоги. Нужно посадить свою птичку на дерево. Но деревья не простые, посмотрите.
На доске наглядность -  четыре дерева, на одном дереве один листочек, на втором- два, на третьем- три, на четвёртом- четыре.

На первое дерево нужно посадить птичку, в название которой один слог. На  второе, птичку, в название которой два слога.  На третье - название которой три слога и на четвёртое дерево нужно посадить птичку, в название которой четыре слога.

 Дети, пользуясь правилом, делят названия своих птичек на слоги и размещают их на нужное дерево. Выходя к доске, ребята четко проговаривают слово по слогам и дают полный ответ: сколько в слове гласных и слогов. 
    - Молодцы, и здесь со всеми заданиями вы справились.

Теперь отгадайте загадки

Эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день.
(Скворец)

Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? 
(Грач) 

На лету хватает мошек,
Хвостик - тонкие косицы,
Предсказать погоду может, -
Вам знакома эта птица. 
(Ласточка)

В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ...
(Журавли)

Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок)

Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка...
А как зовут? ...
(Кукушка)

Загадка - плетенка.

Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие?

 

1.

В

 

Р

 

Б

 

Й

2.

 

К

 

О

 

Е

 

3.

К

 

К

 

Ш

 

А

4.

 

Л

 

Х

 

Р

 

5.

С

 

Л

 

В

 

Й

 развернуть таблицу

  1. ВОРОБЕЙ
  2. СКВОРЕЦ
  3. КУКУШКА
  4. ГЛУХАРЬ
  5. СОЛОВЕЙ

Четвертый лишний.

Синица, воробей, грач, снегирь   (грач)

Снегирь, синица, кормушка, голубь  (кормушка)

Дятел, щегол, свиристель, барсук   (барсук)

Ласточка, индюк, соловей, ворона  (индюк).

Петух, гусь, утка, стриж     (стриж).

 

А теперь поиграем! «Узнай птиц».

  • Воробей – (чирикает)
  • Кукушка - (кукует)
  • Ворона - (каркает)
  • Курица - (квохчет)
  • Утка - (крякает)
  • Соловей - (поет)
  • Сорока - (трещит)

    А теперь открываем учебники, тетради, находим упражнение и начинаем выполнять  домашнее задание по русскому языку.

   Следить за осанкой и посадкой  детей при письме. Приучать к трудолюбию, усидчивости, аккуратности и внимательности при письме.

Физическая пауза

 Упражнения для снятия общей усталости и физического напряжения.

Руки на поясе. Плавные повороты головы вправо, влево(6-8 раз)

Руки перед грудью. Рывки руками. (6-8раз)

Вышли уточки на луг, кря-кря-кря.      руки в стороны, вниз,
Прилетел мохнатый жук, жу-жу-жу.  сгибая ноги, руки  вперед и назад,
Гуси шею выгибают, га-га-га.                руки в стороны, вытянуть голову вперед,
Звонко квакают лягушки, ква-ква-ква». встать прямо, прыжки как лягушата

                              Цапля ходит по воде.
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше,      

                                                   потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,      
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню,
До носочка дотянись.          
потом левой рукой правую ступню.)

Мы вошли все с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево,

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

 Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.


- А теперь отправляемся снова в путь. Прежде чем приступить к выполнению домашнего задания проведём небольшую разминку. (Игры на развитие речи). 

Закончите пословицы:

Видно птицу по  полету.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Всякая птица своим пером гордится.

У каждой пташки – свои замашки.

Соловей берет пением, а человек – умением.

Журавль прилетел и тепло принес.

Скороговорки

 Проворонила ворона воронёнка.

На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — скворец.

«Какие вы знаете сказки с названием птиц?»

«Гуси-лебеди»,

«Гадкий утенок».

«Назови  ласково»

Птенец — птенчик

Перо -… (перышко)

Голова -… (головка)

Соловей  -… (соловушка)

Крыло -… (крылышко)

Гнездо -… (гнездышко).

Игровое упражнение “У кого кто?”

  1.  У грача – грачонок — грачата.
  2.  У утки – утёнок — утята
  3. У лебедя – лебедёнок — лебедята
  4.  У соловья – соловьёнок — соловьята
  5.  У журавля – журавлёнок — журавлята
  6.  У дрозда – дроздёнок — дроздята
  7. У чижа – чижонок — чижата.
  8. У аиста – аистёнок — аистята
  9. У скворца – скворчонок — скворчата.

 

«Какая птица»

  1. Какая птица выше всех летает? (Орел).
  2. Какая птица быстрее все летает? (Стриж).
  3. Какая птица самая большая в мире? (Страус).
  4. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек).
  5. Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока).
  6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).

Продолжаем выполнять домашнюю работу по устным предметам. В течение самоподготовки способствую тому, чтобы дети выполняли задания добросовестно.

- Ребята, читайте внимательно, сложные слова прочитывайте по слогам несколько раз. Читайте вдумчиво, не отвлекайтесь, старайтесь запомнить то, что вы прочитали.

 Проверка выполненного задания с использованием методов самоконтроля, взаимопроверки, индивидуальной работы.

Детям, выполнившим задания, предложить занимательный материал.

Итог самоподготовки.

Отметить работу всех детей на самоподготовке. Поблагодарить за активную, самостоятельную работу, похвалить тех кто, вовремя справился с заданием, посоветовать быть внимательнее, нацелить детей учиться лучше. Проверка готовности письменных принадлежностей на следующий день.

- А хотите узнать, как мне работалось с вами?

- Предлагаю вам достать одну записку и прочитать ее вслух.

( Например, «Ты молодец», «Я в тебя верю», «У тебя все получилось», «Умничка», «Видно, что стараешься» и др.)

 Наведите, пожалуйста, на столах порядок. Ребята, я довольна вами. Спасибо за хорошее поведение.

Физическая пауза.

Снятие психо - физического напряжения, снятие общей утомляемости, раздражимости, нервозности.

Встали, подняли руки вверх, потянулись, опустили руки. Отряхнули с себя всю усталость и напряжение. Расслабтесь, садитесь  удобней.

Рефлексия (Включается музыка)

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

   Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоподготовка в 3 классе

Коррекционное занятие по выполнению домашнего задания в 3 классе в школе 8 вида...

План конспект проведения самоподготовки в 9 классе

Закрепление и систематизация знаний....

План-конспект самоподготовки в 8 классе

План-конспект проведения самоподготовки в коррекционной школе...

Конспект открытой самоподготовки в 4 классе по русскому языку и чтению.

В конспекте показана работа по выполнению задания на самоподготовке, индивидуальная работа, коррекционные упражнения....

Открытая самоподготовка в 9 классе

Правильная организация подготовки домашних заданий,  эффективное закреп­ление и совершенствование знаний, полученных учениками на уроках – вот ключевые моменты реализации и достижения этих целей....

конспект самоподготовки в 7 классе

Качественное выпонениевыполнение домашнего задания - залог хорошей учебы....

Организация и проведение самоподготовки в начальных классах в условиях школы-интернат.

          На самоподготовке осуществляется закрепление  навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитатель...