Опыт работы учителя физики
материал
«Мы придаем такое важное значение детским играм,
что если б устраивали учительскую семинарию,
то сделали бы там теоретическое
и практическое изучение детских игр
одним из главных предметов».
К.Д.Ушинский
Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса. В нем главная роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся и предусматривает формирование у школьников обще учебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Выступая в качестве учебного предмета в школе, физика вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, раскрывает роль науки в культурном и экономическом развитии общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_mamisheva.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы придаем такое важное значение детским играм,
что если б устраивали учительскую семинарию,
то сделали бы там теоретическое
и практическое изучение детских игр
одним из главных предметов».
К.Д.Ушинский
Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса. В нем главная роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся и предусматривает формирование у школьников обще учебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Выступая в качестве учебного предмета в школе, физика вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, раскрывает роль науки в культурном и экономическом развитии общества.
В формировании познавательной активности учащихся определенная роль отводится нетрадиционным формам уроков. Такие формы урока помогают в формировании базовых понятий, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся. Нетрадиционные формы урока позволяют применять полученные ими знания в жизни, развивают эрудицию, интеллект. Сегодня перед школой стоит задача формировать детей с новым типом мышления, творческих, инициативных личностей, компетентных, смелых в принятии решений. С внедрением ФГОС особое значение придается технологиям деятельностного обучения.
Начать свое представление педагогического опыта работы хотелось бы со слов неизвестного французского писателя Жана Жака Руссо: « Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому»
В связи с этим, хотелось бы познакомить вас с теми способами, приемами и методами своей работы с использованием современных педагогических технологий при изучении физики.
Целью своей работы считаю, выявление возможностей современных педагогических технологий , как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- применение педагогических технологий на уроках физики как средства повышения результативности обучения;
- обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках физики.
Я систематически углубляю и совершенствую знания по теории и методике по предметам, которые преподаю. Периодически обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Почему я решила применять на своих уроках нетрадиционные формы? В каждом классе обучаются сильные, способные и слабые ученики. Впервые месяцы работы видно, что учащиеся 7 класса, в частности слабоуспевающие, постепенно начинают терять интерес к изучению предмета. Физика для семиклассника это новый предмет. Начало курса 7 класса не связано с изучением сложных процессов и формул, нет объемных вычислительных операций. Поэтому на первых уроках все дети заинтересованы и активны. Со временем новизна предмета исчезает, учебный материал усложняется и для некоторых детей становится малопонятным. У старшеклассников ослабевает мотивация к активному изучению предмета и получению высоких результатов из-за того, что физика не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе. Для большинства учеников школьный курс физики не интересен и непонятен. А для относительно небольшой части учащихся, которые нацелены на науку и технику, данный курс малоэффективен. Поэтому, используя только традиционную организацию учебных занятий, нельзя добиться стопроцентной заинтересованности детей своим предметом.
Я думаю, что именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность, способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Применение игровой технологии на уроках позволяет решить проблемы перечисленные раннее. Это не только возможность заинтересовать учащихся содержанием предмета, но и способствовать их социальной адаптации, освоению детьми новых социальных ролей. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. Ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку.
Использовать игровые технологии можно не только в 7-8-х классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель видит, с каким азартом работают дети.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
Место игры на уроках физики может быть различным. Например, при опросе учащихся с целью разнообразить опрос и одновременно научить школьников применять полученные знания провожу игру «Отгадай закон», где сами учащиеся формируют вопросы для опроса в игровой форме.
При закреплении знаний можно использовать игры «Ты лишний» , где ученики являются природными явлениями которые связанны логически, третий игрок, обычно не связан с предыдущими логически. Участники игры должны определить лишнего игрока.
На уроках повторения пройденного материала использую игры «Знаешь ли ты физические приборы?». В эту игру с успехом могут играть ученики любого класса. При проведении этой игры в классе можно устроить выставку приборов. Тогда ученик, кроме правильного ответа, должен показать прибор всем играющим.
«Лото» - игра, построенная по принципу парных картинок. Такие лото применяю в целях проверки и закрепления знаний учащихся по большой теме курса; для упражнения в использовании физических законов, формул; для развития у учащихся умения логически правильно и связно обосновать высказываемые мнения.
При выполнении домашнего задания – подбор материала для различных игр: кроссвордов, головоломок, т. е. у учащихся поддерживается интерес к предмету не только во время уроков, но и при выполнении домашних заданий. Самостоятельное составление игр заставляет учеников неоднократно обращаться к учебнику. Ученик это делает добровольно, просматривая по учебнику больший, чем обычно, по объему материал.
Подобные домашние задания позволяют мне соединить в единый процесс закрепление нового материала и повторение пройденных ранее тем, уступая роль ведущего хорошо успевающим ученикам.
Воспитательное значение игры: они дисциплинируют учащихся, воспитывают самоконтроль, ответственное отношение к дому, четкое соблюдение установленных правил. Игра как метод обучения широко используется в современных технологиях обучения, альтернативных авторитарным методам.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр:
- игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества;
- игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры;
- обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие:
- игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;
- игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;
- игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдении следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы по физике (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
- правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
- игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
- в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Игровой метод должен сочетаться с другими методами обучения и поэтому в данной статье я представила некоторые игровые ситуации , которыми пользуюсь на уроках .
Однако следует заметить, что и в выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Если отказаться от традиционных уроков, а все уроки делать нестандартными, то общая картина учебного процесса будет неблагоприятна.
В общей системе обучения место нетрадиционных уроков определяется самим учителем в зависимости от содержания материала, а также конкретных условий проведения, и, конечно же, от индивидуальных особенностей самого учителя.
Применяя нетрадиционные уроки, мне удается повысить интерес к урокам физики.
Результаты:
- создается психологический комфорт для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;
- развиваются коммуникативные качества и общеучебные умения, повышается интерес к знаниям;
- развивается самостоятельность пользования научно-популярной литературой, умение выбирать главное из текста, делать небольшие сообщения по выбранной теме;
- увеличивается творческий потенциал учащихся, развивается логическое мышление, коммуникативные способности;
- использование различных видов работы в течение урока позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне, снижает утомляемость, снимает усталость, перенапряжение.
И в заключении хочу пожелать учителям: «Играйте на уроке!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя химии и биологии ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск В.П.Федоровой
В статье описан опыт работы учителя с использованием современных образовательных технологий и анализом результативности за последние 3 учебных года...
Методическая статья. Опыт работы учителя.
Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...
Методическая статья. Опыт работы учителя.
Научно-методическая статья "Учим писать сочинение. Из опыта работы."...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
статья «Опыт работы учителя высшей категории средней школы 577 с углублённым изучением английского языка Соловей Л.Л. по использованию наглядного иллюстративного материала в работе с талантливыми детьми»
советы по использованию наглядности на уроках иностранных языков...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...