Методический материал по ОБЖ
рабочая программа (10 класс)

Методический материал по ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32им. С.А. Лавочкина» гор. Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета

Директор МБОУ СОШ  №32

Протокол №1

___________С.С. Мандрикова

от «    » ______     2019 г.                                    

Приказ от «    »______а2019г. №

Рабочая программа внеурочной деятельности

Наименование внеурочной деятельности: __ «Будущий защитник Родины»

Классы:     10 «А» ,11 «А»

Уровень общего образования:_________________________

Учитель:      Якубович Т.В._________________

Срок реализации программы, учебный год: 2019-2020 учебный год

Количество часов по учебному плану:  ____34ч____

всего часов в год  34ч;  в неделю  1 час

Программа составлена на основе: комплексной программы по  «Основам  безопасности жизнедеятельности  для 10-11  классов» под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2018г , соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта.

Учебник: _ «Основы  безопасности жизнедеятельности  10кл.  «А.Т. Смирнов. Издательство:  Москва «Просвещение»,   2018 год

Рабочую программу составил (а)  Якубович Т.В.                                                    (                                       )

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа внеурочной деятельности «Будущий защитник Родины» для обучающихся 10-11 классов является составной частью образовательной программы школы.

Программа соответствует требованиям:

-   Федерального  Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 -  государственной программы  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493)

- Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 г. «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».   

  Программа внеурочной деятельности «Будущий защитник Родины» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,  в соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении, является его логическим продолжением.

Включает взаимосвязанные разделы: пояснительную записку, тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу.

В программе курса конкретизируется содержание предметных тем, дается последовательность изучения тем и разделов курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, что является основой для определения перечня учебно-материального обеспечения, необходимого для качественной организации учебного процесса.

Курс предусматривает ознакомление обучающихся с историей создания и развития Вооруженных Сил России, боевыми традициями, символами воинской чести, воинской обязанностью граждан и службой в Вооруженных Силах РФ, с нравственными ценностями. Курс направлен на воспитание уважения к Вооруженным Силам РФ, формирование морально-психологических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы, а также на проведение военно-профессионального ориентирования в выборе профессии офицера – защитника Отечества. Начальная военная подготовка по основам военной службы обеспечивает достаточно высокий уровень знаний, позволяющий обучающимся по окончании обучения поступать в военно-учебные заведения Министерства обороны РФ.

Программа курса рассчитана на 34  часа  в 10 классе при нагрузке 1 час в неделю, 34 часа в 11 классе при нагрузке 1 час в неделю.

2. Цели и задачи курса

В настоящее время в связи с оснащением армии и флота новой техникой значительно усложнились задачи обучения и воспитания молодых воинов. Овладеть в короткие сроки современным оружием, стать достойным защитником своего Отчества - дело сложное, поэтому каждый юноша должен заранее готовить себя к военной службе, глубоко сознавать свою гражданскую ответственность перед Родиной и народом. Освоение внеурочной деятельности «Будущий защитник Родины» помогает молодым людям подготовиться к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Цель курса: пробудить интерес обучающихся к службе и профессии защищать Родину через изучение основ знаний, объясняющих историю создания Вооруженных Сил России, их структуру, функции и основные задачи, место и роль в обеспечении национальной безопасности, а также правовую основу и сущность военной службы.

Основные задачи курса:

- усиление практической направленности в изучении основных вопросов военной службы и в прикладной физической подготовке;

- формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков по основам военной службы;

- ориентирование на службу в Вооружённых Силах РФ, МЧС России и других силовых структурах;

- выработка качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;

- формирование сознательного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности, развитие стремления к здоровому образу жизни.

3. Содержание курса

10 класс

Глава 1. Вооруженные силы Российской Федерации –

защитники нашего Отечества и его национальных интересов

4  часа

Родина и её национальная безопасность. Понятие национальной безопасности. Основные направления обеспечения национальной безопасности в различных сферах. Угроза национальной безопасности России.

История создания и развития Вооруженных Сил России.

Состав Вооруженных Сил РФ. Структура и виды Вооруженных Сил. История создания видов ВС России. Виды ВС и рода войск центрального подчинения. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Ракетные войска стратегического назначения. Воздушно-десантные войска. Космические войска. Другие войска, их состав и предназначение.

Глава 2. Боевые традиции Вооруженных Сил России

3 часа

Патриотизм, верность воинскому долгу. Дни воинской славы России. Дружба и войсковое товарищество.

Глава 3. Символы воинской чести

4 часа

Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил РФ.

Глава 4. Основы военной службы

23 часа

Организация занятий и меры безопасности при проведении учебных сборов. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы

Строевая подготовка

Строи и управление ими. Обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Строевые приёмы и движение без оружия и с оружием. Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения.

Огневая подготовка

Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата. Порядок разборки и сборки автомата. Чистка, смазка и хранение автомата. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата (практические занятия)

Тактическая подготовка

Мотострелковое отделение БТР. Мотострелковое отделение БМП. Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою. Действия солдата в наступлении и в обороне. Инженерное оборудование позиции отделения.

11 класс

Глава 5. История военной службы

6 часов

Войны в истории человечества и России. Военная служба – особый вид государственной службы. Федеральные законы о воинской обязанности и военной службе. Исполнение обязанностей военной службы.

Глава 6. Воинская обязанность

13 часов

Основные сведения о воинской обязанности. Организация воинского учёта и его предназначение. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Освидетельствование граждан при обязательной постановке на воинский учёт. Организация призыва на военную службу. Ответственность граждан по вопросам призыва. Прохождение военной службы по призыву.

Глава 7. Особенности военной службы

6 часов

Боевые уставы ВС РФ. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ – закон воинской жизни. Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.

Глава 8. Правовые основы военной службы

9 часов

Социальная защита военнослужащих. Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов их семей. Прохождение военной службы по контракту. Прохождение службы военнослужащими - женщинами. Права и ответственность военнослужащих. Увольнение с военной службы.

4. Календарно-тематический план

(приложение 1)

5. Методы и формы обучения

Для повышения интереса обучающихся к занятиям по основам военной службы и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Теоретические занятия являются составной частью программы курса и предназначены для расширения и обобщения теоретических знаний, получаемых при изучении курса «Будущий защитник Родины».

Занятия строятся не только как обычный урок, особенность их проведения заключается в практической направленности. С этой целью предусмотрены практические занятия по тактической, огневой и строевой подготовке, для которых оборудуются учебные места и площадки, имеются технические средства обучения, дидактические материалы. Практические занятия являются составной частью программы внеурочной деятельности и предназначены для более глубокого и сознательного усвоения теоретических знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Планируемые результаты

В результате изучения курса «Будущий защитник Родины» обучающиеся получат представления:

- об истории развития Вооруженных Сил РФ;

- о предназначении ВС РФ, их структуре, организации, целях, задачах, деятельности, традициях;

- о требованиях воинских Уставов, размещении военнослужащих, распределении времени, распорядке дня;

- о назначении и составе суточного наряда, обязанностях лиц суточного наряда;

- о порядке подготовки караулов, обязанностях часового;

- о правилах техники безопасности при выполнении учебных стрельб;

- о действиях солдата в бою, обязанностях солдата в бою.

Приобретут навыки:

- выполнения строевых приемов;

- применения средств индивидуальной защиты;

- подготовки оружия к применению и стрельбе из автомата АКМ.

Личностными результатами  являются:

-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих  - защищенность жизненно важных интересов личности от   внешних и внутренних   угроз; подготовке к служению в армии

-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять - правила безопасности жизнедеятельности;

-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному - здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

- воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Метапредметными результатами  являются:

-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; военной службе анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в подготовке служению в армии;

-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и при подготовке к служению в армии;

-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области  безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли.

7. Система формы контроля

уровня достижений обучающихся

Образовательные результаты изучения данного внеурочной деятельности могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:

- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);

- тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

- итоговый контроль в форме практических заданий (по разделам практики).

Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно; участие в военно-спортивных соревнованиях (по строевой, огневой подготовке).

Оптимальными условиями реализации данного курса являются:

- накопление банка материалов;

- проведение итогового тестирования на компьютере;

- проведение практических занятий по строевой подготовке, учебных стрельб.

8. Литература

1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч», №4, 2000.

2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.

3. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории, Москва, 1996.

4. И. В. Можейко, Н. А. Сивова, Н. А. Соболева. Государственная символика России. Истории и современность, Москва, 2003.

5. С. Ф. Платонов. Русская история, Санкт-Петербург, 1994.

6. Н. В. Мазыкина, Б. И. Мишин, под редакцией А. К. Бруднова. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе, Москва, Мнемозина, 2000.

7. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. Основы военной службы, Москва, Мастерство, 2001.

8. . А.Т. Смирнов Основы безопасности жизнедеятельности.10 -  11 –  класс: учеб. для       общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников/Под ред. А.Т. Смирнова; из-во «Просвещение».-М.,2018.

9. Е. И. Тупикин, А. Т. Смирнов, под редакцией А. Т. Смирнова. Основы военной службы. Тестовые задания и рекомендации по контролю знаний, Москва, Мастерство, 2002.

10. Е. В. Савостьянов. На службе Отечеству. Об истории российского государства и его ВС, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы, Москва, 1998.

11. В. Ю. Микрюков. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1-11 классы, Москва, «ВАКО», 2009.

12. Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание, Москва, «ВАКО», 2009.

13. А. А. Нефедов. Тактическая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы», Москва, 2010.

14. Е. А. Попов. Огневая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы», Москва, 2010.

15. Военная топография. Учебное пособие по «Основам военной службы», Москва, 2010.

16. Строевая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы», Москва, 2010.

17. А. С. Зиновьев, С. Н. Марахов. Вооруженные Силы России. Учебное пособие по «Основам военной службы», Москва, 2010.

18. А. Н. Иванов. Дни воинской славы России, Москва, 2010.

19. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Военное издательство, 2007.

20. Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Военное издательство, 2007.

21. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Военное издательство, 2007.

22. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Военное издательство, 2007.

9. Учебно-материальное обеспечение  внеурочной деятельности

№ п/п

Плакаты (библиотечка «Военные знания»)

 Презентации:

Учебное оборудование

1

Вооруженные силы РФ;

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Винтовка пневматическая (7)

2

Строевая подготовка

История Советского и Российского оружия

Противогаз ГП – 5 (учебные)

3

Огневая подготовка

Дни воинской славы России

Респираторы Р – 2 (учебные)

4

Инженерная подготовка

Организационная структура ВС РФ

Аптечка

5

Дни воинской славы

Индивидуальный противохимический пакет ИПП – 11

6

Ордена и медали

Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1

7

Великие полководцы

Ватно-марлевые повязки

8

Военная форма одежды;

Костюм химической защиты Л-1

9

Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ

Винтовка пневматическая (7)

10

Массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Будущий защитник Родины»

10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Глава

Кол-во часов

Но-мер уро-ка

Тема урока

Элементы содержания

Дата проведения

план

факт

Родина и ее национальная безопасность

2

1

С чего начинается Родина

Понятия: «Родина», «Отечество».

2

Национальные интересы России

Угроза национальной безопасности России

Особенности геополитического расположения России. Национальные интересы

Анализ системы основных угроз безопасности России

История создания и развития Вооруженных сил России

1

3

Этапы развития Российских войск

Реформирование Российских Вооруженных сил

История ратного дела в России

Реформы, проводимые Иваном Грозным, Петром I. Российские Вооруженные силы на современном этапе.

Состав Вооруженных сил Российской Феде-рации

1

4

Структура Вооруженных сил и управление ими

Конституция РФ, Закон «Об обороне»

Памяти поколений – дни воинской славы России

3

5

Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основы героизма

Что такое патриотизм, воинский долг

6

Дни воинской славы России

ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»

7

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск

Воинский коллектив, командир – единоначальник

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

4

8

История государственных наград за военные отличия в России

Преобразования Петра I в наградной системе России. История наград

9

Основные государственные награды СССР и России

Основные государственные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

10

Празднование памятных дат в воинских частях

Празднование дней видов и родов войск. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку

11

Обобщающий урок по теме «Вооруженные силы РФ».

Организация занятий и меры безопасности при проведении учебных сборов

1

12

Организация подготовки

5-дневных сборов.

Меры безопасности при проведении сборов.

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Меры безопасности при проведении учебных сборов

Размещение и быт военнослужащих

2

13

Размещение и быт военнослужащих в казарме.

Казарма, комплекс оборудованных помещений для военнослужащих

14

Полевой лагерь.

Назначение и состав полевого лагеря

Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда

2

15

Суточный наряд.

Предназначение суточного наряда

16

Обязанности лиц суточного наряда

Дежурный по роте

Организация караульной службы. Обязанности часового

2

17

Организация караульной службы

Несение караульной службы. Караул

18

Обязанности часового

Обязанности часового, пост

Строевая подготовка

4

19

Строи и управление ими

Строй и его элементы

20

Обязанности военнослужащего перед построением и в строю

Строевой устав

21

Строевые приёмы и движение без оружия

Строевой устав. Строевая стойка

22

Строевые приёмы и движение с оружием

Строевой устав. Строевая стойка с оружием

Огневая подготовка. Автомат Калашникова

7

23

Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата

Материальная часть автомата Калашникова

24-25

Назначение, устройство частей и механизмов автомата

Ствол, ствольная коробка, крышка ствольной коробки, прицельное приспособление, приклад и пистолетная рукоятка, затворная рама с газовым поршнем, затвор, возвратный механизм

26

Порядок сборки автомата после неполной разборки

Порядок сборки автомата после неполной разборки

27

Чистка, смазка и хранение автомата

Принадлежности автомата. Чистка, смазка и хранение автомата

28

Основы и правила стрельбы

Явление выстрела. Прямой выстрел и его практическое значение

29

Ведение огня из автомата. Практические занятия.

Меры безопасности. Изготовка к стрельбе лёжа. Производство стрельбы

Тактическая подготовка

5

30

Мотострелковое отделение БТР.

Мотострелковое отделение БМП.

Организация и вооружение мотострелкового отделения на БТР

Организация и вооружение мотострелкового отделения на БМП

31

Современный общевойсковой бой.

Обязанности солдата в бою

Характеристика современного боя.

Боевая задача отделения

32

Действия солдата в наступлении.

Действия солдата в обороне

Действия при подготовке к наступлению и порядок движения в атаку

Оборудование и маскировка окопа

33

Инженерное оборудование позиции отделения

Окопы и щели

Минновзрывные заграждения

34

Итоговое занятие по курсу «Основы военной службы»

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Будущий защитник Родины»

11 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Глава

Кол-во ча-сов

Но-мер уро-ка

Тема урока

Элементы содержания

Дата проведения

план

факт

История военной службы

6

1

Войны в истории человечества и России

Особенности войн ХХ века

2

Военная служба – особый вид государственной службы

Конституция РФ о военной службе

3

Федеральные законы о воинской обязанности и военной службы

Основные положения федерального закона

4

Исполнение обязанностей военной службы

Закон РФ «Об основах государственной службы РФ»

Положение «О государственной службе»

5

Организация обороны Российской Федерации

ФЗ «Об обороне»

Права и обязанности граждан РФ в области обороны

6

Обобщающий урок по теме «История военной службы»

Состояние войны, военное положение, мобилизация

Воинская обязанность

13

7

Особенности воинской обязанности

Воинская обязанность, особенности воинской обязанности

8

Обеспечение исполнения воинской обязанности

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

9

Система воинского учёта

Организация воинского учёта

10

Определение годности гражданина к военной службе

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт

11

История и традиции военной службы

Подготовка граждан к военной службе

12

Военно-патриотическое воспитание как форма обязательной подготовки граждан к военной службе

Основные задачи военно-патриотического воспитания

13

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Направления подготовки к военной службе

14

Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учёт

Военно-врачебная комиссия

15

Организация прохождения профессионального психологического отбора при постановке на воинский учёт. Психологическая классификация воинских должностей

Профессиональный психологический отбор, тестирование

16

Организация призыва на военную службу

Состав призывной комиссии, её обязанности

17

Ответственность граждан по вопросам призыва

Статья 328 Уголовного кодекса РФ

18

Прохождение военной службы по призыву

Лица, подлежащие призыву на военную службу и лица, имеющие право отсрочки

19

Обобщающий урок по теме «Воинская обязанность»

Особенности военной службы

6

20

Боевые уставы Вооруженных сил Российской Федерации

Боевые уставы

21

Общевоинские уставы

Устав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной и караульной службы, строевой устав

22

Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России

История создания военной присяги

23

Размещение военнослужащих

Распорядок дня. Регламент служебного времени

Спальное помещение, комната досуга, канцелярия роты, другие помещения

Распорядок дня, регламент служебного времени

24

Воинские звания военнослужащих ВС Российской Федерации

Военная форма одежды

Порядок присвоения воинских званий

Парадная, полевая, повседневная, специальная форма одежды

25

Обобщающий урок по теме «Особенности военной службы»

Правовые основы военной службы

9

26

Социальная защита военнослужащих

Система социальной защищенности

27

Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов семей

Закон РФ

«О статусе военнослужащих»

28

Порядок поступления на военную службу по контракту

Порядок прохождения военной службы по контракту

Контракт о прохождении военной службы

Права и обязанности

29

Прохождение службы военнослужащими - женщинами

Порядок зачисления женщин на воинский учет

30

Права и ответственность военнослужащих

Должностные и специальные обязанности военнослужащих

31

Права и ответственность военнослужащих

Юридическая, дисциплинарная и материальная ответственность

32

Увольнение с военной службы

Исключение из списков части. Пребывание в запасе

33-34

Обобщающий урок по теме «Правовые основы военной службы»

Приложение №2

Темы рефератов

Полномочия высших органов государственной власти в области обороны.

Национальные интересы России в военной сфере.

Угрозы национальной безопасности России.

Обеспечение военной безопасности России.

Состав и предназначение пограничных войск, внутренних войск, железнодорожных войск, войск гражданской обороны.

Ответственность и задачи в сфере обороны и безопасности страны МВД, ФСБ, МЧС.

Обязанности граждан по воинскому учету.

Военная присяга – клятва воина на верность Родине.

Подготовка и поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Концепция национальной безопасности РФ.

Военная доктрина РФ.

Конституция РФ об организации обороны государства.

Правовая основа оборонной политики государства. Вооруженные Силы России: история и современность.

Сухопутные войска: структура, задачи, функции.

Военно-воздушные силы: история создания, организационная структура, предназначение.

Военно-морской флот: основные задачи и боевой потенциал.

Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска и космические войска как самостоятельные роды войск центрального подчинения.

Воинская обязанность – почетный гражданский долг.

Правовая основа военной службы. Общевоинские уставы ВС РФ.

Статус военнослужащих.

Права, льготы, обязанности военнослужащих.

Уголовная ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений.

Военная служба по призыву.

Военная служба по контракту.

Альтернативная гражданская служба.

Формы и причины неуставных отношений.

Меры профилактики заболеваний, стрессов и правонарушений в период прохождения военной службы.

Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ.

Военно-патриотическое воспитание как подготовка граждан к военной службе.

Символы воинской чести.

Ритуалы Вооруженных сил РФ.

Боевые традиции ВС РФ.



Предварительный просмотр:

Мониторинг мотивации  обучающихся к предмету

Учебный год

Класс

Количество обучающихся

Диагностический материал.

Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности

Результаты диагностики школьной мотивации

(входной и итоговый контроль)

2016-2017

9кл

8кл

52

74

«Мотивация деятельности учащихся на уроке

 (методика П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой)

I Эмоциональные методы мотивации

II Познавательные методы мотивации

III Волевые методы мотивации

IY Социальные методы мотивации

I Эмоциональные методы мотивации

II Познавательные методы мотивации

III Волевые методы мотивации

IY Социальные методы мотивации

38,5%    

28,8%

19,2%

13,5%

40,5%    

24,3%

25,7%

9,5%

28,8%    

38,5%

19,2%

13,5%

27%    

31%

32,4%

17,6%

2017-2018

10кл

9кл

42

74

Мотивация деятельности учащихся на уроке

 (методика П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой)

I Эмоциональные методы мотивации

II Познавательные методы мотивации

III Волевые методы мотивации

IY Социальные методы мотивации

I Эмоциональные методы мотивации

II Познавательные методы мотивации

III Волевые методы мотивации

IY Социальные методы мотивации

28,6%    

19%

35,7%

16,7%

33,8%    

24,3%

24,3%

17,6%

23,8%    

23,8%

28,6%

23,8%

23%    

32,4%

27%

17,6%

2018-2019

11кл

10кл

42

46

Мотивация деятельности учащихся на уроке

 (методика П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой)

I Эмоциональные методы мотивации

II Познавательные методы мотивации

III Волевые методы мотивации

IY Социальные методы мотивации

I Эмоциональные методы мотивации

II Познавательные методы мотивации

III Волевые методы мотивации

IY Социальные методы мотивации

19%    

47,8%

16,6%

16,6%

21,7%    

32,6%

23,9%

21,8%

4,8%    

50%

23,8%

21,4%

10,7%    

37%

28,3%

24%



Предварительный просмотр:

 Программа

Православного патриотического куба «Будущий защитник Родины»

             

                                             Пояснительная записка.

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. 

В современной  России все более заметна постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания. Ухудшение морально – психологического климата в обществе и его микросоциумах (семья, школа и т.п.) резонансом отзывается в подростковой среде. Процветают равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Детская преступность, наркомания, алкоголизм и другие проявления “свободного образа жизни” достигли таких размеров, что поневоле заставляют задуматься, есть ли будущее  у подрастающего поколения. Особую тревогу вызывают  юноши – будущие защитники Родины. Результаты призыва подростков на военную службу  говорят об обесценивании основных показателей моральной зрелости человека, которыми издавна считались любовь к своей Отчизне,  готовность и способность самоотверженно защищать Отечество ушли в прошлое и лишено смысла.

В связи с этим на базе МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина» создается православный  патриотический клуб «Будущий защитник Родины», в котором подростки будут приобретать нравственные, морально-психологические и физические качества, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину и патриоту своей Родины.   

                                       Нормативные документы.

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан    Российской Федерации».

2. Закон Российской Федерации  «Об образовании».

3. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

4. Закон Российской Федерации «О днях воинской славы».

5. Инструкция «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны», утверждена Приказом Министерства образования РФ и Министерства обороны РФ от 03.05.2001 г.

                                             Цели и задачи клуба.

Цель:  создание условий, способствующих патриотическому, физическому, нравственно-духовному развитию личности юного гражданина России.

Задачи:

  • подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии; 
  • воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине; 
  • воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам; 
  • физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков; 
  • совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Основные принципы деятельности

 православного патриотического «Будущий защитник Родины»

  • принцип добровольности; 
  • принцип взаимодействия; 
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей; 
  • принцип междисциплинарности; 
  • принцип преемственности; 
  • принцип равноправия и сотрудничества; 
  • принцип гласности; 
  • принцип самостоятельности; 
  • принцип ответственности; 
  • принцип коллективности; 
  • принцип ответственности за собственное развитие. 

    Основная деятельность клуба.

      Работа клуба строится на основании:

  • Положения о клубе; 
  • Устава клуба; 
  • Программы деятельности; 
  • Плана работы; 
  • Теоретических и правовых материалов клубных встреч.   

       Для реализации программы деятельности православного патриотического клуба   создается Совет Клуба, в который входят: руководитель клуба,  организатор-преподаватель ОБЖ, представитель Церкви,  и  6 человек детей из числа воспитанников.    Совет клуба осуществляет планирование своей деятельности, занимается разработкой социальных проектов, участвует в районных и областных акциях, организует и проводит различные мероприятия (игровые и интеллектуальные программы, турниры, соревнования, экскурсии, встречи с ветеранами, военнослужащими,  интересными людьми и т.д.), привлекая к своей деятельности педагогов и родителей.

      Деятельность клуба ведется по 3 направлениям:

 1.История Отечества и родного края.

       Изучение  истории родной земли, истории нашего Отечества, основ Православной культуры, житие святых земли Смоленской, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.  Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов. 

2. ОБЖ  (самосохранение, оборона, спасение) .

       Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

3. Военное дело. 

     Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях.

 Основные формы работы клуба:

  • соревнования; 
  • конкурсы; 
  • смотры; 
  • конференции; 
  • экскурсии; 
  • исследовательская и поисковая работа; 
  • круглые столы; 
  • клубные встречи; 
  • походы; 
  • игры; 
  • турниры; 
  • создание баз данных; 
  • эстафеты;
  • паломнические поездки по святым местам. 

               НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА

1.История Отечества и родного края.

Содержание:

- изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;

- изучение Основ Православной культуры

- изучение жития святых земли Смоленской

- выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках

- материальной и духовной культуры;

- изучение культурного наследия и творчества жителей родного края;

- изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков;

- изучение военной и государственной символики;

- изучение истории прошлого края по вещественным источникам;

- изучение литературного наследия родного края;

- изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами;

- изучение малоизвестных исторических событий; описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев;

- собирание малотиражных и иных публикаций, относящихся к истории родного края;

- формирование банков краеведческих данных;

- ведение специальных летописей и хроник;

- поисковая работа;

2. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение).

Содержание:

- основы здорового образа жизни;

- основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;

- изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;

- передвижение по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки и др.);

- основы безопасного поведения;

- основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;

- основы безопасности в экстремальных ситуациях;

- выживание в лесу;

- преодоление препятствий (бег с преодолением различных полос препятствий индивидуально и в составе группы);

- силовая подготовка (различные упражнения на перекладине, силовые упражнения);

- развитие сердечно-сосудистой выносливости;

- развитие силы и ловкости;

3. Военное дело.

Содержание:

- изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);

- огневая подготовка;

- строевая подготовка;

- тактическая подготовка;

- топографическая подготовка;

- информатика;

- кинология и следопытство;

- встречи с ветеранами войны и труда;

- военно-спортивные праздники и игры;

- встречи с выпускниками, проходящими службу в ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС и др.;

- торжественные построения у памятных мест;

- проведение «Недели Боевой Славы», «Вахты Памяти», «Дня памяти павших» и др.;

посещение музеев;

- поисково-исследовательская работа;

- тематические сборы, конференции, викторины по  истории Отечества;

- посещение воинских и трудовых коллективов;

смотры;

 

 

           УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы православного патриотического клуба включает в себя:

- четкое планирование на учебный год и каждый месяц;

- методическая разработка положений по каждому из проводимых дел и их распечатка для педагогов;

- опору на сообщество педагогов, руководителей учебных групп,  Совет клуба;

- проведение семинаров и консультаций по программе для каждой из категорий участников;

- организацию обучения лидеров и актива по направлениям;

- анализ хода реализации программы;

- пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации;

- сотрудничество в реализации программы с органами власти

                      ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации данной программы:

- члены клуба будут иметь знания об истории своего Отечества, истории родного края, основы Православной

культуры,  освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;

- у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;

- компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал

методическая разработка для классного руководителя...

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...