ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА "ЯРМАРКА ПРОФЕССИИ"
материал

Шатова Светлана Анатольевна

Интеллектуальная игра

«Ярмарка профессий»

 

Цели:

  • выявления склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности;
  • формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  • информирование учащихся о многообразие мира профессий;

Задачи:

  • Активизировать личное участие в формирование своего будущего;
  • Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.
  • Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ЯРМАРКА ПРФЕССИИ2.43 МБ
Файл igra_yarmarka_professiy.docx248.7 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Ярмарка профессий»

Цели:

  • выявления склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности;
  • формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  • информирование учащихся о многообразие мира профессий;

Задачи:

  • Активизировать личное участие в формирование своего будущего;
  • Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.
  • Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор для показа презентации.
  • Иллюстрации различных профессий.
  • Выставка книг по теме.

Ход игры

Учитель: Человек рождается дважды, говорят в народе, считая вторым рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный индивидуальный. От правильного выбора профессии зависит многое в нашей жизни: наши успехи и неудачи, карьера, материальное и социальное положение, наше внутреннее состояние и даже здоровье. Что для этого нужно? Наверное, сделать правильный выбор. 
Великая наука жить состоит в том, чтобы жить в будущем. (Пифагор). А как его сделать? Необходимо сочетание трех компонентов: 
«ХОЧУ» — Профессиональные склонности и интересы.
«МОГУ» —1. Состояние здоровья
2. Профессиональная квалификация.
3. Профессиональные способности.
«НАДО» - Спрос на рынке труда и возможности трудоустройства.
Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на   свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или  специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор. А теперь, давайте познакомимся с различными профессиями. И знакомится мы будем играя. Вы разделились на две команды: команда «Знатоков» и «Эрудитов». И теперь первое задание.

«Разминка» (слайд 7)

Учитель: Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание разминки состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.

(В данном тексте профессии уже распределены по группам. Ведущий называет профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны говорить, к какому типу относится названная профессия.)

Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1. «Человек – художественный образ»: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.
2 «Человек – природа»: инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.
3. «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот.
4. «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.
5. «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

«Магический квадрат» (на слайде игровое поле) – следующее задание. 


Команды по очереди выбирают сектор квадрата, который соответствует букве алфавита ( кроме ъ, ы,ь). Если на данную букву не существует профессии, то предлагается задание «инкогнито»: буква, на которую начинается ответ, не известна ( в сценарии обозначена эта категория смайликом scratch ). Право ответа принадлежит выбирающей команде, при правильном ответе она получает 1 балл. Возможны дополнительные баллы в вопросе. Если команда отвечает неправильно, ответить может другая команда. Следующий вопрос выбирает другая команда. 
Вопросы для игры:
№ сектора /Буква /Задание и ответ 
1 /А /Знаменитый автор «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт 300 лет назад сказал: «Тот, кому удастся взрастить 2 колоса на том месте, где рос один, заслужит вечную благодарность человечества». Для какой профессии эти слова будут справедливы? (агроном) Слайд 15


2/ scratch / «Видели ли вы на Литейном, близ Невского, магазин игрушек с вывеской «Забава и дело»? Так вот, для меня … - это забава, а … - дело» Что является делом для автора этих строк А. П.Бородина? (… музыка – это забава, химия – дело…)

Слайд 16


3/В/Что объединяет людей, изображенных на снимках? (А.П.Чехов, А. Розенбаум, М. Булгаков) (профессия врач)  Слайд 17


4/Г/Картина Байрам Саламов. Гончар 

Кем по профессии является изображенный человек? (гончар)
Гончар - ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду. А еще гончаров на Руси называли горшеня, глинник, глинчар, скудельник и, как самая высокая похвала, - мастер глиняной посуды. Слайд 18


5 /Д/Мохандас Карамчанд Ганди писал: «В 999 случаях из тысячи можно излечиться с помощью правильной …» Продолжите. (диеты) А профессия? (диетолог) Слайд 19


6 / scratch / В юности он усердно трудился в химической лаборатории при лондонской больнице. Проучившись всего два года, покинул колледж, чтобы сосредоточиться на прикладной химии, анатомии, юриспруденции. В результате в Лондоне проявился единственный и неповторимый … (детектив Шерлок Холмс) Слайд 20


7 / Д / Этот способ изучения химических веществ широко популярен еще в середине 19 века. В старых учебниках по химии при описании свойств веществ обязательно указывался этот параметр. А современные правила безопасности запрещают использовать этот метод исследования. Назовите профессию, для которой тонкий вкус - это основное профессиональное качество. (дегустатор) Слайд 21


8 / С/ В арсенале этих специалистов имеются специальная трубка, ножницы, гладилки, сошки, металлический косарик. Чтобы реализовать задуманное, профессия требует от специалиста отличного глазомера, усидчивости, хорошей координации движений, креативности и художественного вкуса. Помехой в работе являются астма и аллергии. «Ручная работа … очень важна, именно вручную делаются все приспособления для кабинетов химии в школах и вузах, инструменты для проведения опытов. Без них химия погибнет как наука! На компьютере опыты провести невозможно, и автомат подобных изделий не выполнит». - Александр Доманский (стеклодув).  Слайд 22


9 / З /В арсенале этих специалистов раньше можно было увидеть воск и резину, золото и свинец. (зубной техник, дантист, стоматолог) Слайд 23


10 /И / Новое время – новые профессии. Этот специалист создает образ преуспевающего человека. Как называется эта профессия? (имиджмейкер) Слайд 24


11 /К/Одна из древнейших профессий. Представителям этой профессии запрещалось заниматься другими работами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) для того, чтобы полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Из-за возникающей опасности они обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому их часто считали шаманами, позже — колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами. (кузнец)Слайд 25


12 /Л / Так коротко называется специальность врача, который лечит уши, горло и нос (лор) Слайд 26


13 /М /В 6 веке до н.э. финикийцы и галлы научились варить из козьего жира и древесной золы этот один из важнейших искусственных химических продуктов, которые произвели революцию в быту. Назовите этот продукт. (Мыло) Назовите профессию человека, который производит данный продукт (мыловар). Слайд 27

14 /К/ Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит (Криминалист) Слайд 28

15 /П/Закончите анекдот одним словом. «Общеизвестно, что человек может вечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как работает другой человек». Идеальным вариантом для наблюдения является ... А профессия? (пожарный, огнеборец) Слайд 29


16 /П/ Представители мужской половины данной профессии считаются лучшими специалистами, наверное, потому, что отвечают женскому представлению об идеальном мужчине: «Мужчина должен быть чист наружностью и нравственностью, с совершенным вкусом, экономичен, добросовестен, курить или пить не дозволяется». А что им дозволяется, и кто они по профессии? (готовить пищу, повара).Слайд 30

17 / Ф /Для представителей какой профессии пчела могла бы стать эмблемой? (фармацевт,аптекарь, провизор, т.к. пчелу часто называют летающей аптекой)

Слайд 31


18 /Д/ Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания.(Доярка)Слайд 32

 19 /Т/Долгое время они были изгоями общества в силу своей «грязной» работы, им запрещалось ходить по тротуарам, чтобы они держались подальше от людей. Не смотря на это внешне они выглядели настоящими франтами, поскольку их голову украшал обычно цилиндр (в цилиндр во время работы складывались инструменты). Кто они по профессии? (трубочисты)
Интересно, что и сегодня эта, казалось бы ушедшая профессия существует и даже в некоторых странах востребована. Интересный факт, в Бельгии в 1974 году в городе Тендер была открыта школа трубочистов, где студентов обучают профессии четыре года.  Слайд 33


20 /Э/ В лесу, в пустыне, в горах, в городах  и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию.
Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие  этой профессии.  
(Электромонтер) Слайд 34

 21 /Ф/ Все, кто жил заработками от рисования и живописи, встретили изобретение француза Луи Жака Даггера, обнародованное 7 января 1839 года, недружелюбно. Оно грозило лишить их заработков, и они объявили настоящую войну. Против чего?(…) А профессия? (фотограф) Слайд 35

Писатель Оноре де Бальзак утверждал, что фотография — это призрак, который отделяется от снимающихся и склеивается с фотопластинкой, а известный историк и поэт Альфонс де Ламартин в одной из своих книг предал фотографию проклятью. Художники рисовали злые карикатуры на фотографов; и на тех, кто ходил к ним сниматься. Высмеивали их в журналах и газетах, всячески старались отпугнуть людей от фотографии. 
И все же фотография жива, она стала интересным видом искусства и реальным документом эпох. И сегодня каждый из нас может назвать себя фотографом и причислить к знатокам этого поистине волшебного искусства.


22 /Х/Имея известное во всем мире имя, он любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы.
-Как звали «чемоданных дел мастера»? (…) (химик) Слайд 36


23 /А/ Отгадайте загадку: Кто по круче чуть заметно

К туче, к туче метр за метром

Поднимается с трудом-

На спине несет свой дом?

Думай, думай, не ленись!

Не улитка - ….. (альпинист) Слайд 37


24 / В /Разгадайте ребус. 


Слайд 38


25 /Ш /Картина Роман Минин. «Днем с огнем»  – 
К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «...в земных недрах пространство, и богато царствует натура... Металлы и минералы сами во двор не придут — требуют глаз и рук для своего прииску». (Горняк, шахтер)

Слайд 39


26 /Х/Картина И.Е. Репина «Автопортрет»
Какую профессию имеет изображенный на холсте человек? (художник) Слайд 40


27/Э /Пекинский художник Ван Чжиюань создал необычную скульптуру высотой 115 метров, которая украшает улицы столицы Китая. Как можно назвать эту скульптуру? «Мусорное торнадо»  Символом какой профессии может стать эта скульптура? (эколог) Слайд 41



28 /Ю/Название этого вещества в переводе с арабского означает «твердейший», а с греческого – несокрушимый, непреодолимый. (алмаз). А профессия человека, который работает с этим веществом?(ювелир) Слайд 42


29 / П /По приказу Наполеона для солдат было разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это вещество получило Гран-при. Люди какой профессии используют это вещество и подобные ему? (парфюмер) Слайд 43


30/Сюрприз + 1 балл Слайд 44

Тест (слайд 45)


Если вы согласны с утверждением — обведите ответ «да», если нет — ответ «нет». В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

На заранее подготовленных тестах вопросы: (слайд 46)

1.Профессия выбирается раз и навсегда (да) (нет).
2.Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да) (нет).
3.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да((нет).
4.Профессия предназначена человеку от рождения (да) (нет).
5.Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами»(да) (нет).
6.Профессию можно выбирать, опираясь на знания родителей и друзей (да) (нет).
7.Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да) (нет).
8.Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да) (нет).

На самом деле, все эти утверждения относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились.

0–2 — вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, высок.

3–5 — вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда вы можете обратиться за помощью — к психологу, к социальному педагогу, к воспитателям.

6 и более — вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

Рефлексия. Вот и подошла к концу наша программа «Ярмарка профессий». Как вы думаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? (Ответы учащихся) (слайд 47)

Учитель: Я желаю вам, чтобы всегда в любой ситуации у вас хватило сил и мужества добиваться поставленной цели и, чтобы в вашей жизни была любимая профессия, полезная людям. Дорогие ребята, профессий в мире очень много — интересных, ярких, увлекательных, но, знаете, не так уж важно, какую из них выберете вы, самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный конкурс: «Много профессий хороших и разных».

Участники: 9 класс Информационно просветительская беседа с игровыми элементами....

Педагогический проект "Организация деятельности интеллектуально одаренных по химии школьников как средство их самоопределения к выбору профессии"

В проекте рассматриваются возможности формирования учебно-познавательных компетенций учащихся в процессе  преподавания химии, даются методические рекомендации по организации деятельности од...

Профориентационная игра «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

Методическая разработка по профориентации для учащихся 5- 6 классов. Сценарий проведения интеллектуального марафона....

Конспект и презентация интеллектуально-познавательной игры "Марафон профессий"

Данное внеклассное мероприятие относится к серии мероприятий по профессиональному самоопределению учащихся образовательного учреждения.Форма занятия: интеллектуально-познавательная игра. Такая форма п...

Интеллектуально-познавательная игра "Умелица" по профессии "Швея"

Внеклассное мероприятие "Умелица" в форме интеллектуальной игры по профессии "Швея"....

Сценарий интеллектуального марафона «Профессии от А до Я»

Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. На каждом возрастной этапе профессиональное самоопредел...

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по теме " Все профессии важны, все профессии нужны"

Открытое занятие, мастер - класс на областной методическом слете.Игра предназначена для детей 9 - 12 лет, проводится в рамках программы "Твой выбор"...