Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Телестудия «ЛиК»
проект

Бойко Людмила Александровна

Обучающиеся школьного телеканала «ЛиК» занимаются по образовательной программе социально-педагогической направленности. Необходимость творческого подхода, умение находить нестандартные пути решения задач в любой сфере деятельности - требование не только сегодняшнего дня, но и будущего.

Данная программа формирует умения правильно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствует развитию интереса к событиям окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _programma_lik.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Телестудия «ЛиК»

Возраст обучающихся: 5 – 9 кл

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

Бойко Л.А., педагог-организатор

Надым, 2019

Содержание:

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….3

 

2.Учебно-тематическое планирование……………………………..……………………..…7

 

3.Содержание курса дополнительного образования……………………………………….10

 

4.Методическое обеспечение ………………………………………..………………………14

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучающиеся школьного телеканала «ЛиК» занимаются по образовательной программе социально-педагогической направленности. Необходимость творческого подхода, умение находить нестандартные пути решения задач в любой сфере деятельности - требование не только сегодняшнего дня, но и будущего.

Данная программа формирует умения правильно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствует развитию интереса к событиям окружающего мира.

 В связи с тенденцией к гуманизации образования, возрождения интереса к творческой деятельности, увеличивающейся значимости средств массовой информации как фактора, влияющего на формирование мировоззрения граждан страны, а также востребованностью профессии журналиста на рынке услуг (в том числе и образовательных), появилась необходимость обучения навыкам журналистской деятельности уже в детском и подростковом возрасте.

В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Уже трудно представить нашу жизнь без такого явления, как Интернет – а ведь еще 15 лет назад существование подобного информационного пространства казалось возможным только на страницах произведений писателей-фантастов. Молодое поколение, в силу своей мобильности, осваивает новые информационные технологии довольно оперативно. Очевидно, что вслед за «демократизацией» сетевых технологий (рост доступности Интернета) и технологий связи (введение в широкий обиход мобильных телефонов) наступает время «демократизации» телевидения. Современный уровень развития цифровых технологий уже сейчас делает доступным для молодых людей создание собственными силами телевизионных передач, отвечающих стандартам качества местных и региональных телестудий. Техническая база, необходимая для организации собственного телевизионного производства, сегодня стала вполне доступной по ценам. В её основе – цифровые видеокамеры и компьютеры, которые постепенно перестают быть экзотикой и становятся предметами быта, подобно телевизору или холодильнику.

Предстоящий в недалёком будущем переход телевещания на систему цифрового распространения сигнала позволит значительно удешевить себестоимость телевидения. Прогнозируется значительное увеличение количества телеканалов (процесс появление «нишевых» каналов начался уже сегодня), развитие Интернет-телевидения и в перспективе – превращение телевидения в средство коммуникации, доступное для всех желающих.

Следовательно, уже сегодня необходимо обучать детей технологии телевидения – это предоставит им значительные конкурентные преимущества на рынке коммуникаций в будущем.

Сегодня детская телевизионная журналистика имеет хорошие возможности для развития в системе дополнительного образования. Местные телеканалы заинтересованы в том, чтобы показывать больше передач на местную тематику, в том числе о жизни молодёжи, но по ряду причин не готовы вкладывать в это деньги. При этом возможности организовать собственное телепроизводство в рамках учреждения дополнительного образования становятся вполне реальными, остаётся только получить доступ к телеэфиру. Следовательно, возникает возможность взаимовыгодного сотрудничества местных телестанций и детских телестудий.

Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена к эфиру только общими усилиями большого творческого коллектива. Успех, зрительское внимание приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи. Поэтому мы рассматриваем  современное детское телевидение не только как средство развития детских талантов или способ подготовки будущих тележурналистов. Детская тележурналистика может выступать как современное направление коллективной социально-значимой деятельности детей, направленной на продвижение ценностей демократии, гуманизма, прав человека. Именно поэтому детская тележурналистика становится всё более востребованной детскими и молодёжными организациями, которые нуждаются в собственных каналах диалога с обществом.

Детское телевидение рассматривается в рамках данной программы как сфера социальной практики детей и подростков, в рамках которой они приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт.

Актуальность и новизна программы

Программа школьного телеканала «ЛиК» - актуальна, так как детская журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации и одновременно – средством коммуникации, которая позволяет данной аудитории общаться друг с другом и познать их.  На сегодняшний день популярность детской и юношеской журналистики подтверждает ещё и тот факт, что каждое второе российское образовательное учреждение выпускает собственную газету или передачу. Материалы программы, практические занятия призваны создать условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику работы. Знакомясь с жанрами журналистики, особенностями видеосъемки и монтажа, ребята одновременно получают стартовую площадку в мир журналистики, что может стать для кого-то из них ориентиром  в выборе профессии.    

    Новизна программы состоит в комплексном методе обучения принципиально разным видам деятельности. Постижение тележурналистики, основ видеосъемки и видеомонтажа расширяет для ребенка возможности самореализации и, в дальнейшем, профориентации. Тенденции, связанные с изменением информационной среды, определяют необходимость подготовки универсальных журналистских кадров. Владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни.

 Занятия в объединении позволят сформировать у каждого обучающегося,  как технические навыки работы с видеокамерой и программами видеомонтажа, так и способствовать развитию интеллектуально-творческих способностей в процессе работы над созданием текстового сценария видеосюжета или видеофильма. Кроме того, использование «синема-технологий» является эффективным средством воспитания нравственных ориентиров детей.

Цель и задачи программы

Цель  программы: содействовать формированию творческой личности с активной жизненной позицией в условиях деятельности детской телестудии средствами телевизионной журналистики.

Задачи программы:

  обучающие:

  • изучить историю журналистики и основы журналистского творчества;
  • сформировать  основные навыки, необходимые журналисту для  создания телесюжетов, телепередач через игровую, познавательную, трудовую и творческую деятельность;
  • обучить коллективно-групповой деятельности;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес к журналистской деятельности;
  • развивать  у  воспитанников такие личностные качества, как коммуникабельность, толерантность, самостоятельность, ответственность, активность;
  • расширять возможности реализации способностей учащихся в различных видах деятельности;
  • развивать внимательность и наблюдательность воспитанников при работе с информационными материалами;
  • формировать  у детей потребности в  саморазвитии;

воспитательные:

  • создавать положительный эмоциональный настрой и благоприятный микроклимат в коллективе;
  • содействовать формированию активной жизненной позиции;
  • содействовать формированию чувства сплоченности, доверия, ответственности за себя и других.

Особенности реализации программы

Подростки проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом. Такая работа в составе детской студии имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.

Синтетическая природа телевидения (взаимодействие слова, звука, изображения) конечно, усложняет процесс обучения основам телевизионных профессий. Ребенку необходимо овладеть устной и письменной речью, выразительными средствами видеоряда, сценарным мастерством, основам монтажа – только в этом случае он сможет полноценно участвовать во всех этапах производства телепрограммы. Именно поэтому программа предусматривает знакомство с азами различных телевизионных специальностей, позволяющих подростку оценить свои способности и в дальнейшем выбрать специализацию.

Программа может корректироваться, исходя из интересов учащихся, уровня их подготовки и конкретных задач на данном этапе, может меняться последовательность изложения материала,  распределение часов  и  формы и методы занятий.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, приобретал  навыки самостоятельной работы в различных жанрах журналистики; создавал репортажи.

Срок реализации программы  - 1 год. Занятия проводятся 2 часа в неделю.  Во время занятий предполагается динамическая пауза на 10 минут для проветривания помещения и подготовки к практической части занятия.    

Количество учащихся в учебной группе – 12 - 15 человек.

Формы и методы работы

Занятие включают в себя теоретическую часть и  практическую, где предусмотрена работа в подгруппах. Чтобы сделать занятие разнообразнее и интереснее, активно используются такие формы, как просмотр фильма и обсуждение (синема-технологии), экскурсия, съемка на природе, викторина, мастер-класс, самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет, конкурс, съемка на мероприятиях, тематические лагеря и выездные сборы и т.д.

В процессе реализации образовательной программы используются следующие методы:

  • словесный метод: объяснение, рассказ, беседа-рассуждение;
  • работа с печатными текстами – интонационно выразительное чтение, переработка материала;
  • видео- и аудиометод: просмотр телевизионных материалов, прослушивание рабочих  звукозаписей;
  • игротехника: релаксационные, творческие, развивающие, сюжетно-ролевые игры;
  • тренинги и упражнения;
  • анкетирование, тестирование, наблюдение;
  • диагностика: психологических качеств;  творческого потенциала личности;
  • дискуссии;
  • встречи со специалистами;
  • экскурсия в телекомпанию «Надым» и Газпром добыча Надым.

2. Учебно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Тележурналистика – 11 часов

1

Введение. Инструктаж по ТБ и ПБ

1

1

2

Журналистские профессии на телевидении

1

1

3-4

Создание закадрового текста

1

1

2

5-6

Орфоэпия и техника чтения. Как правильно читать закадровый текст: работа с интонацией

1

1

2

7-8

Орфоэпия и техника чтения. Дыхание – секрет успешного диктора

1

1

2

9

Журналист в кадре. Одежда и имидж ведущего ТВ.

1

1

10-11

Журналист в кадре. Телевизионный макияж.

1

1

2

Раздел 2. Основные жанры тележурналистики – 22 часов

12-13

Виды телевизионных жанров, их специфика

1

1

2

14

Форма подачи информации

1

1

15-16

Телевизионный язык: умение рассказывать картинками

1

1

2

17

Композиция телевизионного сюжета

1

1

18-19

Стенд-ап. Синхрон. Лайф

1

1

2

20-22

Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи. Создание сюжета

1

2

3

23

Специальный репортаж. Синопсис.

1

1

24-26

Создание репортажа

1

2

3

27-30

Новости. Создание новостей.

1

3

4

31-33

Интервью.

1

2

3

Раздел 3. Операторское мастерство – 12 часов

34

Основные принципы видеосъемки

1

1

35

Алгоритм работы оператора при съемке телесюжета

1

1

36

Композиция видеокадра

1

1

37

Меню камеры

1

1

38-39

Съемки в особых условиях освещенности

1

1

2

40-41

Человек в кадре (группа людей)

1

1

2

42-43

Съемка мероприятия

1

1

2

44-45

Безмонтажная съемка. Видеоряд

1

1

2

Раздел 4. Видеомонтаж – 23 часов

46-47

Специальные инструменты видеомонтажа

1

1

2

48

Импортирование видеофайлов на компьютер

1

1

49-50

Построение видеокадра

1

1

2

51-52

Звуковой ряд телесюжета

1

1

2

53

Наложение в кадре неподвижных фотографий, иллюстраций, логотипов

1

1

54

Создание эффекта картинка в картинке

1

1

55

Методы наложения титров

1

1

56

Работа с видеоэффектами

1

1

57-59

Создание видеофайла

3

3

60-61

Видеоклипы

1

1

2

62

Экспортирование видеофайлов на носитель

1

1

63-68

Создание видеосюжетов

2

4

6

69-70

Подведение итогов

2

2

Итого

30

40

70

Ожидаемые результаты

Личностные  результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

регулятивные

познавательные

коммуникативные

 Обучающийся:

- осознает смысл обучения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- умеет делать нравственный выбор;

- способен к волевому усилию;

- умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

 

 

 

Обучающиеся научатся:

 - принимать и сохранять поставленную задачу;

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве Интернет;

 - осуществлять запись информации с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

- устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Обучающиеся научатся:

 - адекватно использовать коммуникативные, речевые средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе,  средства и инструменты ИКТ;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, не совпадающих с его собственной;

 - формулировать собственное мнение и позицию;

 - задавать вопросы;

 - контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

 

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач; - оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

В результате учащиеся:

- знают историю возникновения и основные аспекты развития журналистики;

 - знают различные жанры телевизионной журналистики, особенности видеосъемки и  подготовки телевизионного сюжета;

- знают  законы  «О СМИ», Кодекс профессиональной этики журналистов, их права и обязанности;

- находят информационный повод к созданию материала;

- умеют работать с информацией;

- умеют работать с микрофоном;-

- пишут закадровый текст, грамотно его читают;

- учатся самостоятельно снимать и монтировать сюжеты.

 - умеют ясно выражать свои мысли, общаясь с собеседниками и партнерами;   грамотно излагать информацию в форме телевизионных жанров;

- умеют  редактировать сюжеты тексты;

- умеют составлять телевизионные ролики и творческие проекты;

- умеют  работать с видеоаппаратурой, со специальными программами для видеомонтажа (Adobe Premier, Pinnacle Studio).

- создают полноценные телевизионные материалы любых жанров;

- принимают  участие в создании телевизионных программ

- продумывают структуру, информационную наполняемость программы, предлагают актуальные темы;

-  участвуют в различных конкурсах кино- видео творчества разного уровня (окружных, региональных, всероссийских, международных).

7. Критерии оценки личностного роста участников программы

В зависимости от получаемых результатов воспитанникам объединения присваивается  звание:

Звание «юнжур» присваивается:

  •  за усвоение теоретического материала, успешное применение на практике знаний, полученных в студии;
  • владение специальной терминологией;
  • за навыки работы в кадре и за кадром;
  • за креативность, инициативу и творчество;
  • за активное участие в  жизни студии.

Звание «журмастер» присваивается:

  •  за подготовку и создание телепередач студии;
  • за подготовку и проведение мероприятий внутри студии;
  •  за победы в окружных и областных конкурсах и акциях.

Звание «профижур» присваивается:

  • за подготовку и создание авторских телепроектов;
  • за подготовку и проведение мастер-классов;
  • за представление интересов студийцев на мероприятиях различного уровня;
  • за победы в окружных и областных конкурсах и акциях.

Формы  контроля и диагностики результатов

Полученные знания и умения проверяются в ходе:

  • самостоятельной  творческой  работы;
  • грамотного чтения закадрового текста;
  • проведения  ролевой игры с учащимися с позиций реального или вымышленного лица;
  • подготовки  к встрече и общения с интервьюируемым;
  • введения видеосъемки и монтажа;
  • написания журналистских материалов (статей, очерков, заметок);
  • компоновки видеосюжетов;
  • корректорской правки материалов;
  • производства телевизионных сюжетов;
  • участия в  областных, российских, международных конкурсах видеотворчества,  акциях и  проектах.

3. Содержание курса дополнительного образования

Раздел 1. Тележурналистика

Введение в тележурналистику.

Теория.  История тележурналистики. Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения. Знакомство с целями и задачами программы. Знакомство с правилами и формирование норм отношений на занятиях друг с другом. Инструктаж по ТБ и ПБ. Игры на знакомство.

Журналистские профессии на телевидении.

Теория. Сегодня исследователи выделяют следующие особенности  телевизионной творческой деятельности – она  является не индивидуальной, а коллективно-распределенной. То есть результат работы каждого участника творческого процесса (продюсера, режиссера, оператора, корреспондента, редактора, ведущего, монтажера, и др.) зависит от того,  как поработала вся группа. Виды специализации на телевидении. Анализ телевизионных передач «Главные темы государственных телевизионных каналов». Ролевая игра «Я корреспондент». Творческое задание «Мой первый репортаж».

Орфоэпия и техника речи

Теория. Что такое дикция. Основные элементы упражнений на развитие дикции.  Правильное дыхание.  Орфоэпия.

Практика. Упражнение на темпоритм. Работа над гласными. Работа над согласными. Игра «Скороговорим, невыскороговорим». Групповой тренинг на совершенствование дыхательной системы для работы по голосоведению и расширению звуковысотного и темпо-ритмического диапазонов.

Для каждого жанра – своя интонация. Ребята учатся дифференцировать

 закадровые тексты и в зависимости от жанра подбирать нужную интонацию.

Индивидуальная работа.

Контроль. Наблюдение. Конкурс ораторского мастерства.

Журналист в кадре

Теория. Ведение эфира. Имидж ведущего. Речь на телевидении. Интонация,

логические паузы, акценты в речи. Принципы работы ведущего с оператором в

студии. Основы ТВ-макияжа. Почему камера «съедает» макияж? Правильная

 цветовая палитра. Ребята учатся ретушировать дефекты лица и подбирать

выигрышные оттенки макияжа для эфирной съемки.

Практика. Выбор одежды для эфира. Цвета-«друзья» и цвета -«враги».

Составляющие имиджа. Просмотр видеоматериалов.

Контроль. Деловая игра «Профессия - репортер»

Раздел 2. Основные жанры тележурналистики 

Виды телевизионных жанров, их специфика.

Теория. Виды жанров. Информационные жанры. Аналитические жанры. Художественно-публицистические жанры.

Практика. Деловая игра «Определяем журналистский жанр». Творческое задание «Экспромт» (продумать тему, возможное содержание заметки). Творческая лаборатория журналиста при подготовке репортажей к выпуску.

Выполнение индивидуального  задания: определение вида статьи, аргументация, краткое изложение содержания, аналитические выводы. Просмотр видеоматериалов.

Контроль. «Репортаж-мозайка» (подготовка тематического сообщения и его представление).

Форма подачи информации

Теория. Информационный повод. Типы информации. Краткая информация. Сигнал. Горячая новость. Хроника. Расширенная информация.

Формы подачи новостей. Метод «маски». Фичер. Творческие упражнения. Анализ видеоматериалов

Контроль. Игра-поиск « Ловись, новость, большая и маленькая!»

Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками».

Теория. Структура журналистского текста.Сбор информации. Основные методы сбора: изучение документов, наблюдение и его виды, работа с людьми. Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста. Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов.  Основная часть и подпись. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).

Практика. Придумать несколько преамбул к написанному материалу в очередной выпуск телепередачи.

Контроль. 

Композиция телевизионного сюжета.

Теория. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Познакомить с другими  жанрами журналистики, развивать способность выделять  в общем потоке информации главное. Понятие «жанр» и его основные признаки.

Жанры журналистики:

– информационные (информация, заметка, информационная статья, корреспонденция);

– аналитические (репортаж, обзор, комментарий, аналитическая статья);

– художественно-публицистические (очерк, зарисовка, рассказ).

Основные особенности каждого жанра. Специфика написания материалов каждого жанра.

Стенд-ап. Синхрон. Лайф

Теория. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «стенд-ап». Тема, идея и сверхзадача телевизионного произведения. Звуковой фон: значение музыкального сопровождения и интершума в телесюжете. Сценарный ход и монтажное решение телесюжета. Выразительные средства режиссуры.

Практика. Творческие упражнения. Составление, редактирование и чтение закадрового текста. Стенд-ап. Просмотр видеоматериалов. Обсуждение.

Контроль. Создание телесюжета

Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом

Теория.. Возникновение профессиональной морали журналистики, её сущность, основные функции. Каноны журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Практика. Дискуссии на темы «Границы гласности в современной журналистике». Планирование и подготовка телепередач.

Контроль. КТД по созданию телепередач.

Репортаж

Теория. Репортаж как особый жанр. Репортаж – наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики. Важно отметить, что сообщение новостей на телевидении является целью и других информационных жанров. Но именно в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого жанра. Драматургия специального репортажа. Подготовительные процессы создания специального репортажа. Синопсис. Авторизация (стенд-ап и появление в кадре). Документализация. Лайфы и люфты. Закадровый текст. Требования к авторскому языку. Работа с видеоматериалом.

Практика. Составление закадрового текста. Стенд-ап. 

Контроль. Создание репортажа.

Новости.

Теория. Знакомство с понятием «новостной сюжет». Критерии отбора новостей. Планирование новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. «Инфотейнмент». Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации. Информационный повод. Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к информационному сюжету. Хронометраж и особенности телематериала для программы новостей. Отличие новостных блоков в разное время суток. Критерии отбора новостей. Планирование новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. «Инфотейнмент». Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации. Информационный повод. Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к информационному сюжету.

Практика. Творческое задание «В эфире - новости». Работа с видеоматериалом.

Контроль. Новостная подборка.

Интервью.

Теория. Цели и особенности интервью. Активное слушание. Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке интервью.

Практика. Творческие задания «Берем интервью», «В гостях у звезды». Составление вопросов. Работа с видеоматериалом.

Контроль. Подготовка и съемка интервью к телепередаче.

Раздел 3. Операторское мастерство

Теория. Видеокамера. Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой. Композиция кадра. План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра. Свет и  цвет. Человек в кадре. Выбор плана при съёмке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух». Видеоряд. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъёмки. Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при съёмках без штатива. Бемонтажная съемка.

Практика. Видеосъемка разными планами. Съемка ведущего, группы людей. Съёмка взаимодействующих объектов. Съёмки диалога. «Правило восьмёрки». Съёмка интервью. «Говорящий фон». Съёмка «стенд-апа».

Контроль. Видеоряд, интервью.

Раздел 4. Видеомонтаж

Теория.  Использование Pinnacle Studio. Требования к оборудованию. Основные принципы работы с программой. Импортирование видеофайлов на компьютер. Работа с видеоредактором.  Открытие видеофайла, предварительный просмотр видео. Выбор сцен и файлов. Отображение информации сцен и файлов. Добавление видеоклипов в фильм. Форматы видео в проекте. Подрезка видеоклипов на линии времени и с помощью инструмента Свойства клипа. Разделение, объединение и восстановление обрезанных клипов. Редактирование со вставкой и с разделением. Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста. Специальные инструменты видеомонтажа. Создание титров и заставок. Эффекты перехода. Видеофильтры. Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла. Звуковой ряд телесюжета. Размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. Создание файла проекта. Аудиоредактор Audacity. Типы аудио в программе. Добавление пользовательской музыки и простейших звуков из Альбома. Линии аудиодорожек. Блокировка аудиодорожек. Подрезка аудиоклипов на линии времени и с помощью инструмента Свойства клипа. Регулировка звука на линии времени. Громкость и микширование звука. Инструмент Фоновая музыка. Инструмент Голос за кадром. Переходы на звуковых дорожках. Звуковые эффекты. Работа с наложением и удалением звуковых эффектов. Демонстрация эффектов (Подавление шума, Канал, Хор, DeEsser, Эквалайзер, Стереоэхо). Использование аудиофильтров. Построение видеоряда. Размещение видео на дорожке видеоредактора. Сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета.

Практика. Переносить видеофайлы в монтажную программу. Запись текста в аудио программе, перенос на звуковую дорожку. Сочетать звук и картинку. Использовать эффекты перехода кадров.

Контроль. Создание проекта с использованием темы, добавлением видеоклипов и переходов.

Подведение итогов.

Подведение итогов работы. Просмотр и обсуждение сюжетов и сценариев.

4. Методическое обеспечение

 Обучение проходит на базе  образовательного учреждения. Необходимо отдельное помещение,  мебель — легко перемещающиеся в помещении столы и стулья. Технические средства обучения: ноутбук, ПК, оснащенные специальными видео- и аудио программами, видеокамера, диктофон, светоосветительные приборы,  штатив, микрофон. Канцелярские принадлежности в необходимом количестве.

 Конспекты лекций курса «Журналистские технологии»:

- Советы начинающему журналисту.

- Конспект занятия «Берем интервью. Виды интервью».

- Методическое пособие «Культура речи в СМИ».

- Сборник материалов «Основы тележурналистики и телерепортажа».

- Профессиональная этика. Права и обязанности журналиста.

- Творческие задания для журналистов.

- Тренинги для юных журналистов.

- Упражнения и задания по журналистике.

- Упражнения на креативность.

- Материал «Управление эмоциями и чувствами».

- Материалы к практическим занятиям:

  • Жанры и функции телевидения.
  • Телевизионный сценарий.
  • Речь журналиста в эфире.
  • Телевизионный сюжет.
  • Этика журналиста.
  • Методические рекомендации для юных тележурналистов

«Я – журналист»

- Методическое пособие «Простейшие советы телеоператорам».  Институт прикладных видеотехнологий компании «Soni» .

- Советы тележурналисту. Майкл Делахей, Би-Би-Си.

- Техника интервью. Элвуд Элроу, Американский институт печати.

- Учебное пособие для старшеклассников «Что такое журналистика».

- Пособие  для начинающих репортеров «Приготовились, начали!». М. «Изобразительное искусство, 1997.

- Учебно-практическое пособие по обучению азам журналистского мастерства. И.Ю.Карелин

Наглядный материал

  • Наглядный материал по теме: «Значение жестов, мимика, жестов, интонации для    взаимопонимания детей» автора программы.
  • Видеоматериалы со слетов юных журналистов.
  • Видеопередачи телестудии «Бриз».
  • Проект «сПРАВОчник».

Раздаточный материал

  • Статьи разных жанров.
  • Таблица «Эмоции и чувства».

Диагностический материал

  • Тест Спилберга Ч.Д.
  • Тест Дереклеевой Н.И. «Недописанный тезис»
  • Тест Р.С. Немова, тест «Умеете ли вы работать в коллективе»
  • Тест «Ваш творческий потенциал»
  • Адаптированный тест Г.Девиса
  • Тест «Ты – творческая натура?»
  • Методика А.Н. Лутошкина
  • Метод социометрии Дж. Морено
  • Методика Л.В. Байбородовой
  • Методика профориентации Д.Голланда и Р.Кэттела
  • Методика Айзенка
  • Дефференциально-диагностический опросник

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Агамян Е. Ю.  Основы тележурналистики: учебное пособие / Е. Ю. Агамян; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск: Гаудеамус, 2011. - 224 с.
  2. Голядкин Н. А.  История отечественного и зарубежного телевидения : [учебное пособие для вузов] . М. : Аспект Пресс, 2011. - 190 с. - Библиогр.: с. 186-188.
  3.  Ермилов А. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту. М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с.
  4. Рохлин А. М.. История отечественного телевидения.  – М.: Аспект Пресс, 2008. - 127 с
  5. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие для вузов по специальности "Журналистика": рек. УМЦ.  М.: Юнити, 2009. - 495 с. : табл. - (Медиаобразование). - Библиогр.: с. 489-492.        
  6. Васильева Л. А. Делаем новости! – М., 2002.
  7. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 2011.
  8. Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие. – М., 2000.
  9.  Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. Пособие для ВУЗов. Серия: «Практическая журналистика». - М.,  2002.
  10. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2007.
  11. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М., 2003.
  12. http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-40.html
  13. http://school88.vseversk.ru/statja-filatova-sv-kabelnoe-televidenie-shkoly
  14. http://www.media-edu.ru/index.php?id=1472
  15. http://evartist.narod.ru/text1/09.htm
  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/Телевидение
  17. http://www.journ-lessons.com/litra.html

Рекомендуемая литература для обучающихся и педагогов

  1. Захаров В.В. Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. – Тамбов, 2010.
  2. Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
  3. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. – М., Высшая школа, МГУ, 2002.
  4. Лукина М.М., «Технология интервью». - М, 2005.
  5. Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2,  - М. 2000.
  6. Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. – М., 2008.
  7. Фихтелиус Э. «Десять заповедей журналистики» - Стокгольм, 1999.

Дополнительная литература

  1. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Журналистика": доп. М-вом образования РФ. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004. - 320 с.
  2.  Телевизионная журналистика: учебник для вузов по направлению и специальности "Журналистика" : рек. М-вом образования РФ / редкол.: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский.  -М.: Изд-во Моск. ун-та : Высшая школа, 2002. - 304 с. - Библиогр.: с. 297-298
  3. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ: учебное пособие. Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания и др..  М.: МГУ, 2004. С. 400
  4. Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения : учебное пособие для вузов.  М.: Аспект Пресс, 2004. - 222 с. - (Телевизионный мастер-класс). - Библиогр.: с. 220-221.

Демонстрационные ролики

  1. Андрей Максимов. Мастер-класс. Как взять интервью. http://salesreport.ru/2011/03/06/андрей-максимов-мастер-класс/
  2. Локтев Д. EuroNews: работа редакторов и выпускающих.
  3. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса

Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Английский язык в музыке" (театральные постановки)

Особенность театарльного кружка "Английский язык в музыке"- обучение в игре, в песнях. Играя, изучая английские песни, выразительно читая реплики из комедий, трагедий, басен и скетчей, учащиеся н...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической (военно-патриотической) направленности «Витязь»

 Важную роль в подготовке молодежи к жизни играют готовность к нравственному поведению, идеалы и ценности, в соответствии с которыми они выбирают себе профессию, стиль жизни, строят свое б...

Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе:социально-педагогической направленности. Тема: "Летняя полянка"

Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе: социально-педагогической направленности Тема «Летняя полянка» ...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...