Цикл уроков по повести А.С. Пушкина "Дубровский"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока по литературе в 6 классе
«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви
Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».
Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.
Задачи урока:
1) образовательные: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.
2) воспитательные: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,
3) развивающие: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.
Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма (сцена в беседке), аудиозапись песни «У церкви стояла карета» в исполнении Н.Кадышевой.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.
1. Организационный момент. Приветственное слово учителя.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение произведения А.С.Пушкина «Дубровский». В начале урока мы проверим ваше домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
План основных событий глав VIII—ХI
1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
2) Разговор Кирилы Петровича с французом.
3) «Благородные увеселения русского барина».
4) Дефорж убивает медведя.
5) «...Гости начали съезжаться».
6) Праздничный обед в Покровском.
7) Рассказы Спицына и Глобовой.
8) Приметы Дубровского.
9) Окончание праздника.
10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.
11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.
13) Дубровский покупает у француза документы.
14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.
15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.
- Как называется построение художественного произведения? (Композиция – построение художественного произведения. Композиция — это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.)
-Что мы узнаём из 11 главы?
- Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?
- С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? (Дубровский хотел отомстить Троекурову.)
- Только ли чувство мести двигало В. Дубровским? (стр. 113 Учитель обращает внимание учащихся на фрагмент в главе 12: «… я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме»).
3. Основная часть. Работа по теме урока.
Предварительный вопрос учащимся: «Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?» (стр.93)
- Какое событие изменило отношение Маши к учителю? (стр. 94, чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате»).
Предварительный вопрос классу перед чтением эпизода: «Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате?» (Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.)
Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? (Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)
- Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12, стр. 113) Почему Владимир решился на это признание?
Просмотр фрагмента из фильма «Дубровский» (1936г.) «Сцена в беседке».
Предварительный вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести?» (стр.113 «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.)
- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.)
- Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (Сватовство князя Верейского.)
- Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет. (Выступление ученика – по желанию.)
- Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?
- Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема. Почему она обращается к Дубровскому? (Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».)
Звучит русск. народная песня «У церкви стояла карета»
- Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?
(Эпизод « День венчания Марии Кириловны», глава 18, стр.131)
- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? Радость, ожидание чуда.
- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Давайте найдем и прочитаем (с. 131).
Как можно прокомментировать этот отрывок? Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.
- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.
- О чем Машенька могла в этот момент думать?
- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…
Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.132)
- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?
Ответ ученика: «немилый супруг».
- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.
- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.
- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)
— Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)
- Читаем последние строки этой главы (читает учитель).
Как они характеризуют Дубровского? ( Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. )
4. Подведение итогов. Выводы.
- Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?
Выводы:
1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми
2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.
3) Он отказался от мести ради любви.
4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.
- Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для 19 века. Она раскрывалась и в других видах искусства, песню мы уже прослушали, а теперь рассмотрим картину Василия Пукирева «Неравный брак».
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
- Что помешало счастью Владимира и Маши?
5. Выставление отметок за урок.
6. Домашнее задание.
Написать ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»
Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/ [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnyy_plan.docx | 17.4 КБ |
tehnologicheskaya_karta_masha_i_dubrovskiy.docx | 414.58 КБ |
oboshchayushchiy_urok_po_povesti_dubrovskiy.docx | 19.73 КБ |
kontrolnaya_rabota_po_tvorchestvu_as_pushkina.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Систематизация материалов к сочинению.
Сложный план - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать представление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера.
Планируемые результаты: знание термина интерьер; умение составлять сложный план текста, описывать интерьер.
Ход уроков
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Обсуждение вопросов по работе над ошибками.)
- Самоопределение к деятельности
Что такое интерьер?
Каково происхождение слова интерьер?
Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.)
Какими элементами создаётся интерьер?
Как описать интерьер? Как сделать это описание интересным? (Ответы детей.)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Создавать текст — описание интерьера.)
- РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКОВ
- Слово учителя
Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и для чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечень отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выразить отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите п делиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной оценки.
- Работа по учебнику
- Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение.
Комментарии
Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:
а) паркетный пол;
б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;
в) потолок — полосы солнечного света на потолке;
г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;
д) мебель — шкаф в углу, полка для книг, журнальный столик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие стулья.
Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них подробнее.
На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: “У бабушки с дедушкой”, “В гостях у соседей” и т. д.
Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; отметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, и полосы солнечного света на потолке.
Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен неравнодушный взгляд.
- Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение сложною плана.
Комментарии
Первый пункт (“Вход в горницу”) служит введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не создаёт впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных руками народных мастеров. Последний пункт плана (“Народное искусство живёти сегодня”) обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является заключением.
Теперь легко ответить на вопрос: “С какой целью автор создал это описание?” Ответ содержится в последнем предложении: автор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно.
Дополнительный вопрос и комментарии
— Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную, “тёплую” лексику. “Кленовые сени” напоминают о народной песне “Ах вы, сени, мои сени...”, “горница” — о старине, названия природных материалов (кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.
- Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.
Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.
Составьте словосочетания с этими словами.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.)
VII. Подведение итогов уроков
— О чём важно помнить при описании интерьера?
— Как составить сложный план сочинения?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Рабочая тетрадь: задание 38.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям»
Автор программы: Коровина В.Я.
Технология: личностно-ориентированная и ИКТ
Пояснительная записка
Урок литературы в 6А классе по теме: «Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям».
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений на уроках и дома. Ограниченность учебного времени, к сожалению, не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому хотелось более подробно остановиться на романе А.С.Пушкина «Дубровский».
С детьми класса, в котором был проведен данный урок, мы работаем совместно уже не первый год. В классе 25 человек, 1 из них обучается по программе VIII вида, 1 – по программе VII вида. Класс среднего уровня обучаемости. Навыки учебно-познавательной деятельности невелики. Но интерес к предмету чувствуется всегда, дети, часто не умея правильно выразить свои мысли, проявляют активность в работе, желание творить. Поэтому особых трудностей в сотрудничестве с этим классом я не испытываю.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
- текстоориентированный: работа с текстом художественного стиля;
- функциональный: частичное исследование текстов, творческие задания, беседа, работа с текстом;
- интегрированный: связь с литературой и искусством осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала.
Я считаю, что такие уроки помогают разбудить в учениках интерес к литературе, поэтому стремлюсь сделать их эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к работе.
При постановке целей и задач урока учитывались, в первую очередь, особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Урок изучения нового материала был проведен в формате круглого стола.
Структура урока соответствует его цели и типу. Соблюдены были структурные компоненты урока. Взаимосвязь всех этапов урока обеспечена. Организация начала и конца урока повлияла на его эффективность.
Использовались такие формы работы, как: общеклассные, групповые, индивидуальные; индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Правильным, на мой взгляд, оказался выбор методов и приемов обучения. Удалось гармонично сочетать словесные (беседу, рассказ), наглядные (демонстрация презентации и фрагмента фильма, видеоклипа), практические методы (работа над текстом произведения), частично-поисковые, методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение).
Удалось также учесть время использования ИКТ на уроке (по СанПИН - не более 20 минут).
Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.
Тема | Результаты освоения УУД | ||
личностные | метапредметные | предметные | |
«Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям» | Воспитание гуманности, благородства, честности, критического отношения к своему труду, уважительного отношения к родной литературе | Развитие умение анализировать текст, сравнивать и сопоставлять поступки героев; развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей | Расширение понятия « роман», «романтический герой», «нравственные черты». |
Схема - конспект урока
Педагог (ФИО):
Предмет: литература Класс: 6А
Тема: «Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.Авторское отношение к героям».
Характеристика класса: в классе 25 человек (12 мальчиков и 13 девочек). Учатся на «4» и «5» 6 человек. 1 человек обучается по программе VII вида, 1- по программе VIII вида. Предварительно некоторым учащимся (по желанию и способностям) было дано индивидуальное задание: найти в тексте и пересказать эпизод, дать словесное описание одного из героев.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска, раздаточный материал, презентация, видеоролик (фрагмент) из к/ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский», видеоклип на песню «Дубровский», песня «У церкви стояла карета».
Цель - создать условия для:
- понимания текста и общей идеи произведения в целом и истории любви главных героев – в частности;
- выявления и оценки авторской позиции – неприятия насилия и утверждения любви как основы жизни;
- демонстрации роли эпизода в художественном произведении;
- развития умения видеть и интерпретировать художественные детали;
- воспитания духовно-нравственных качеств личности: ответственности, долга, чести; умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Педагогический и методический сценарий урока
Цель: создание положительного эмоционального настроя учащихся на работу во время урока, обеспечение мотивационной готовности учащихся. Метод: словесный Прием: беседа Показатели выполнения дидактической задачи урока: кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Учащиеся внимательно слушают, настраиваются на урок | -Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. Мы здесь, чтобы обсудить романтическую историю любви двух героев романа А.С.Пушкина – Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. За круглым столом собрались защитники интересов Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, а также эксперты-аналитики, которые помогут нам сделать выводы, подвести итоги и оценят вашу работу. На нем также присутствуют многоуважаемые гости. Я предлагаю вам закрыть глаза, мысленно пожелать себе и своим товарищам успехов в работе на уроке. | ||||||
2. Определение эмоционального состояния, настроения Цель: выяснение эмоционального состояния учащихся на начало урока Метод: словесный, наглядный Приём: педагогическая техника «Моё лицо» | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Дети выбирают «смайлик», соответствующий их настроению на уроке и показывают учителю | -А теперь определите, пожалуйста, своё внутреннее состояние, выбрав нужный рисунок, «смайлик» (см. приложение 1) -Настроение в целом позитивное, можем приступать к знакомству с темой нашего урока | ||||||
3. Формулирование темы урока. Определение целей, задач Цель: побуждение к совместной деятельности, погружение в учебный материал, формирование информационного поля урока. Вызов интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по проблеме, мотивирование учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности. Метод: словесный, наглядный Прием: беседа, демонстрация слайдов Формы работы: индивидуальная, фронтальная Условия достижения положительных результатов: требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Дети записывают в тетрадях Изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян. История любви Маши и Владимира. Узнаем, в чем заключается история любви главных героев, как она повлияла на их судьбы, будем выразительно читать отдельные эпизоды, пересказывать фрагменты, подтверждать свой ответ цитатами из текста и узнаем, как автор относится к своим героям. Чтобы понять поступки героев, почему таков финал романа, извлечь для себя какие-то уроки | -Откройте тетради, запишите число и тему урока. СЛАЙД № 1 -Мы продолжаем работу над текстом романа А.С.Пушкина «Дубровский». Вы уже познакомились с историей создания романа, содержанием и её героями. -Конечно, создавая роман, писатель развил несколько сюжетных линий. Развитие каких сюжетных линий мы уже проследили по тексту романа? - Но мы не рассмотрели ещё одну сюжетную линию, которая очень важна. Посмотрите внимательно на тему урока и ответьте, что же это за сюжетная линия? -А как вы думаете, что мы должны узнать, выяснить, чем займемся сегодня на уроке? СЛАЙД № 2 -А зачем нам это нужно? | Формирование УУД Регулятивные (целеполагание, прогнозирование, частичная коррекция) Познавательные (общеучебные) Коммуникативные | |||||
4. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель: побуждать учащихся к самостоятельной работе с текстом, развивать умение отбирать материал для психологической характеристики героев, отвечать на поставленный вопрос, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, структурировать материал. Методы: практический, проблемно-поисковый. Приёмы: анализ эпизода, ответ на проблемный вопрос, составление плана, беседа, выразительное чтение, художественный пересказ. Формы работы: индивидуальная, фронтальная Методы оценивания: словесное поощрение, похвала. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Роман – большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и многоплановым сюжетом. Здесь несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия – взаимоотношения Владимира Дубровского и Маши Троекурова. К. П.Троекуров и А.Г.Дубровский и его сын – Владимир. Троекуров — «старинный русский барин», отставной генерал. Кирила Петрович богат и знатен, имеет связи и большой вес в губерниях, где находится его имение. Он с детства избалован «всем, что только окружало его», привык потакать «всем порывам пылкого своего нрава». Соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его «буйные увеселения».Описывая этого богатого помещика-крепостника, Пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми. В сцене задержания и наказания троекуровских крестьян, ворующих лес. Главный герой, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести. В какой-то степени он тоже типичный представитель своего сословия. В Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость. Он вынужден был круто изменить свою жизнь, но во многом это был не его собственный выбор, а подчинение обстоятельствам. У Троекурова крестьяне боялись его, но и гордились богатством и славой своего хозяина. Крестьяне Дубровского уважали и любили своего барина, готовы были отдать за него жизнь, а позднее избрали предводителем Владимира. (Дети отвечают) | -Но вначале мне бы хотелось проверить, как вы усвоили материал предыдущих уроков. -Какое произведение называется романом? - Докажите, что произведение, которое мы изучаем, роман. СЛАЙД № 3 - Кто является представителями русского барства в романе? -Самый яркий представитель- Троекуров. Расскажите о нем.
-Когда проявились «барские замашки» у Андрея Г. Дубровского? -А у Владимира Дубровского? -Каковы взаимоотношения крестьян и дворян в романе? - А сейчас мы с вами проведём викторину «Узнай героя», в ходе которой вспомним героев романа.(см. приложение 2) | Формирование УУД: Личностные (знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами) Познавательные (общеучебные) Коммуникативные (учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) | |||||
5. Изучение нового учебного материала Цель: развитие умения учащихся анализировать, делать выводы, обобщать, выделять главное; проверка знания текста, его героев; развитие монологической речи учащихся. Методы: практический, проблемно-поисковый. Приёмы: анализ эпизода, ответ на проблемный вопрос, составление плана, беседа, выразительное чтение, работа с текстом, словесное рисование, художественный пересказ. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, обсуждение фрагмента художественного фильма. Методы оценивания: словесное поощрение, похвала. Условия достижения положительных результатов: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала; вычленение в изучаемом материале наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации); актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся Показатели выполнения дидактической задачи урока: при использовании метода беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в и активное участие класса в процессе урока. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечания | |||||
Дубровский хотел отомстить Троекурову. (Учащиеся цитируют фрагмент из гл. 12: «… я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец, случай представился. Я поселился в вашем доме»). (гл.8). (Индивидуальное задание.) (чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате») Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя. Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести. Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский. Обещание не отвергнуть преданности. В средневековой Европе существовала традиция рыцарски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря. Дубровский понимает, что Марья Кирилловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Сватовство князя Верейского. (Выступление ученика – по желанию) Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным». (Индивидуальное задание.) Дети внимательно слушают и отвечают. Эпизод « День венчания Марии Кирилловны» Очень грустное впечатление оставляет финал романа: двое любящих друг друга молодых людей вынуждены расстаться, им не суждено соединиться вместе. И всё же расставание Маши и Дубровского скорее закономерно, чем неожиданно: слишком большая, непреодолимая пропасть лежит между героями. Она безропотно принимает решение папеньки, хотя в душе у нее поднимается смятение, она испытывает страх и растерянность перед неожиданным известием. Послушная дочь, которая не осмеливается даже объясниться с отцом. В 19 веке женщина не могла защищать и отстаивать свои интересы. Радость, ожидание чуда и т.д.
1 ученик читает отрывок
Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится. 1 ученик зачитывает («немилый супруг») Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить. Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кирилловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного. Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал. Мария Кирилловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма. Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится. Маша дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа. М. жертвует своим счастьем и отказывается от помощи ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой. (1 ученик зачитывает).Он сильно любит Марию Кирилловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. «Аналитики» зачитывают выводы по данной теме. (дети дополняют) На чужом несчастье своего счастья не построишь | -Перечитывая сказку «Царевна-лягушка», я всегда задумалась над вопросом: почему сказка не кончается в тот момент, когда Иван-царевич сжег лягушачью шкурку? Лягушка-то уже предстала на пиру в человеческом облике –Василисы Прекрасной. … Да, любовь способна творить чудеса, но это должна быть настоящая любовь. Ивану-царевичу предстояло доказать силу своего чувства. Испытание любовью является традиционным и в фольклоре, и в русской литературе. И Александр Сергеевич Пушкин, как и многие другие писатели, тоже испытывает героев своих произведений любовью. Почему именно так? Да потому что любовь – лучший экзамен, часто она ставит человека перед нравственным выбором. Куда указывает нравственный «компас» героев романа «Дубровский»? В этом нам и предстоит сегодня разобраться. 1)Беседа по тексту: -С какой целью В.Дубровский проник в дом Троекурова? - Только ли чувство мести двигало В.Дубровским? - Перескажите эпизод первой встречи Владимира Дубровского и Маши Предварительный вопрос остальным учащимся: «Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?» - Какое событие изменило отношение Маши к учителю? -Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате? - Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? 2)Просмотр отрывка из х/ф «Благородный разбойник В.Д.» ( 4.22 мин.) Предварительный вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести?» 3) Продолжение беседы - Нам ясны чувства Владимира. Но «Марья Кирилловна стояла неподвижно». О чём это говорит? - Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? -Какое обещание дала Марья Кирилловна Дубровскому? -Такую любовь мы сейчас называем романтической. (на столе – листки с информацией: «романтика, романтический». Прикрепите в тетрадь) - Какое событие послужило причиной второго свидания героев? - Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет. Предварительный вопрос классу: «Что роднит князя Верейского с Троекуровым и в чём их различие?» - Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой? - Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема. Почему она обращается к Дубровскому? - Судьба распорядилась так, что кольцо, посланное Машей, к Дубровскому не попало. Перескажите эпизод с кольцом. 4)Анализ эпизода «Венчание». -А сейчас мы обратимся к анализу одного эпизода романа и попробуем выяснить, какую роль сыграл этот эпизод для понимания характеров Владимира и Марьи Кирилловны, попытаемся показать его роль в раскрытии авторского замысла. Я предлагаю вам немного расслабиться, послушать песню и потом сказать: о каком отрывке из романа вы вспомнили. (звучит песня «У церкви стояла карета») - Как можно озаглавить этот эпизод? -Какое впечатление оставляет этот эпизод? - Что вас удивляет в характере Марии Кирилловны? - Как вы думаете, почему Машенька так ведет себя с отцом? - Представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? - А как вела себя Мария Кирилловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Давайте найдем и прочитаем. -Как можно прокомментировать этот отрывок? - О чем Машенька могла в этот момент думать? Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды… Найдем, как про это пишет Пушкин - Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому? - Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? - Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? - Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кирилловна? - Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд — Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало? — Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? прокомментируем её слова. - Что мог испытать в этот момент Дубровский? Читаем последние строки этой главы. Как они характеризуют Дубровского? - Какой же вывод можно сделать после всего сказанного? - Дадим слово нашим аналитикам - Вы согласны с выводами аналитиков? Обобщение учителя СЛАЙД № 4 -Развивая сюжетную линию именно так, к какому выводу приводит своих читателей Пушкин? Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести. - Вот она, авторская позиция – любовь, по мнению Пушкина, способна остановить насилие. Пушкин не верит, что можно, переступив через кровь, быть счастливым. Какую поговорку вы вспоминаете в связи с этим? | Формирование УУД Личностные (воспитание гуманности, благородства, честности, критического отношения к своему труду, уважительного отношения к родной литературе) Метапредметные ( развитие умения анализировать текст, сравнивать и сопоставлять поступки героев; развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей) Предметные (расширение понятия « роман», «романтика», «романтический герой», «нравственные черты») Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) | |||||
6.Закрепление изученного на уроке Цель: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли. Метод: словесный Прием: блиц-викторина Формы работы: фронтальная Показатели выполнения дидактической задачи урока: правильность ответов, действий и активное участие класса в викторине. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Дети отвечают | -А сейчас «Блиц-викторина». Проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. 1.Сколько сюжетных линий в романе А.С.Пушкина «Дубровский»? 2.Назовите эти сюжетные линии. 3.Назовите имя и фамилию молодого человека, скрывающегося под маской француза Дефоржа. 4.Какова разница в возрасте у главных героев? 5.Как называется чистая, эмоционально-возвышенная любовь? 6.Какому герою присуще в большей или меньшей степени, чем другим, благородство? 7.Кому пришлось пожертвовать своим личным счастьем ради честного имени? -Молодцы! | Формирование УУД Регулятивные (контроль, коррекция) Коммуникативные Познавательные (общеучебные действия) Личностные | |||||
7.Подведение итогов урока Цель: организация обратной связи относительно достижения учебных целей. Систематизация знаний, полученных на уроке; выявление пробелов. Метод: словесный Формы работы: индивидуальная, фронтальная Метод оценки: оценка экспертов, словесное поощрение, похвала. Показатели выполнения дидактической задачи урока: активное участие класса в подведении итогов, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
(высказываются мальчики и девочки) (дети отвечают) (эксперты дают оценку работы на уроке) | -Итак, ребята, сегодня мы проделали большую работу, и вы с нею справились. Мы анализировали поступки и чувства главных героев. Ключевой эпизод убедил нас, что в романе «Дубровский» у последней черты каждому герою дается шанс сделать достойный нравственный выбор. Чей выбор вы считаете достойным? -Какие нравственные качества характера на протяжении всего романа проявляют Владимир и Маша? СЛАЙД № 5 -Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? - Слово экспертам. | Формирование УУД Личностные Регулятивные Коммуникативные | |||||
8.Рефлексия Цель: выяснить эмоциональное состояние учащихся на конец урока, раскрыть авторскую позицию; путём обращения к субъективному опыту учащихся показать современное звучание проблемы; мотивировать учащихся к дальнейшему самосовершенствованию. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Дети отвечают, поднимают «смайлики», соответствующие их настроению в конце урока | -Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями об уроке. СЛАЙД № 6 -А теперь определим ваше настроение на конец урока (смайлики) | Формирование УУД Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные | |||||
9.Домашнее задание Цель: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость. Выполнение учащимися индивидуального творческого письменного задания обобщающего и систематизирующего характера. Требования к этапу урока: задание по объему или степени трудности должно соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Дети записывают задание в дневники | Напишите мини-сочинение на тему: «Какой вы представляете дальнейшую жизнь Марьи Кирилловны (д.) и Владимира Дубровского (м.)?» | Формирование УУД Познавательные (составление текстов, соблюдение норм построения текста) Личностные | |||||
10.Просмотр видеоклипа Юлиана по роману «Дубровский». Цель: вызов эмоций, чувств от восприятия художественно-музыкального решения | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Дети смотрят и слушают | СЛАЙД № 7 |
Предварительный просмотр:
Урок – обобщение по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (6 класс)
Тема: Владимир Дубровский. Характеристика образа. Развитие речи. Составление плана – характеристики героя
Цель: обобщить и систематизировать знания о Владимире Дубровском; на основе углублённого анализа текста дать характеристику героя, учить школьников анализировать прочитанное, давать свою, обоснованную текстом оценку событий, героев; составлять план – характеристику действующего лица; воспитывать вдумчивого читателя и стремление к лучшим человеческим ценностям.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести «Дубровский», предварительная запись на доске (анкета героя, определение характеристики действующего лица, план сообщения «История жизни В. Дубровского»), раздаточный материал для групповой работы.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Огромен и разнообразен мир, окружающий нас. Множество людей и множество дорог в нём. Очень немногим удаётся такой огромный мир вместить в своих произведениях. У Пушкина этот мир невероятно велик. Об этом мире, о людях, встречающихся в нём, - наш урок.
Сегодня мы завершаем разговор о повести А. С. Пушкина «Дубровский». В основе повести лежит рассказ о судьбе Владимира Дубровского, молодого дворянина, волею обстоятельств потерявшего родной дом, оказавшегося без средств к существованию и решившего мстить виновникам своей жизненной катастрофы.
- Воспроизведение опорных фактов, их повторение
- Чтение определения характеристики действующего лица
- Проверка выполнения домашнего задания
Заполнение анкеты героя
- Имя, фамилия, отчество
- Возраст
- Социальное положение
- Образование
- Род занятий
- Описание внешности
- Викторина «Внимательный ли ты читатель?»
Задание: узнай героя по словам.
- «Нет, - отвечал он сурово, - псарня чудная – вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам». (А. Г. Дубровский)
- «Да что он в самом деле задумал: да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня…» (К. П. Троекуров)
- «Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! Что ж вам лучше? В таком случае извольте действовать по законам и без всякого сомнения получите совершенное удовольствие». (Заседатель Шабашкин)
- «Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави: у него часами своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт». (Кучер Антон)
- «Как за что, батюшка Кирила Петрович? А за тяжбу-то покойника Андрея Гавриловича. Не я в удовольствие ваше, т. е. по совести и справедливости показал, что Дубровские владеют Кистенёвского безо всякого на то права…» (Антон Пафнутьич Спицын)
- «…воля ваша для меня священна. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях». (Владимир Дубровский)
- Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов\
- Работа в группах
Класс объединяется в пять – шесть групп. (Каждая группа получает набор карточек, которые необходимо пронумеровать таким образом, чтобы получилась цепь последовательных событий в виде плана «История жизни В. Дубровского»).
Образец*
- Происхождение В. Дубровского, его детство.
- Жизнь Владимира в Петербурге.
- В родной усадьбе.
- Смерть отца, похороны.
- Тяжёлые раздумья Дубровского.
- Владимир сжигает свой.
- Дубровский – разбойник.
- В доме Троекурова.
- Дефорж оказался Дубровским.
- Объяснение с Марьей Кирилловной.
- Сражение в Кистенёвской роще.
- Владимир скрылся.
- Слово учителя
Такова хронология жизни В. Дубровского. А теперь нам предстоит выяснить мотивы его поведения и в ходе работы определить основные черты характера, моральные качества героя.
Запись в тетрадь: План – характеристика героя.
Задание: на протяжении нижеследующей беседы выделить и записать, какие черты характера, моральные качества отличают Владимира Дубровского.
Запись в тетрадь:
План – характеристика героя
1.______________
2.______________
3.______________
3. Беседа
1) Какое впечатление произвёл на вас при первой встрече В. Дубровский? (Беспечный, легкомысленный молодой человек, живущий в своё удовольствие)
2) Какие его поступки помогли вам изменить своё первоначальное представление о нём? (Искренняя привязанность к отцу; готовность к самопожертвованию ради любимого отца; смелый ответ обидчику своего отца)
3) Что побудило Владимира сжечь родной дом?
(Чтение наизусть отрывка «Владимир в Кистенёвской роще» из v главы)
Учитель: Почему Пушкин употребляет слово «скорбь», а не обычное «горе»? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя. («Не разбирал дороги», «сучья задевали и царапали», «ничего не замечал»)
4) Как вы думаете, о чём размышлял герой, что его беспокоило, тревожило? (Как жить дальше? Он лишён всего: семьи, друзей, дома. Что дальше делать? Покориться, склонить голову перед всемогущим Троекуровым или бороться?)
5) Учитель: Давайте обратимся к тексту: (Выразительное чтение отрывка из VI главы, начиная со слов «Итак, всё кончено…» до слов «дом, из которого он выгоняет меня»)
Учитель: Благородный, честный молодой человек с возвышенными чувствами, не пожелавший покориться беззаконию и несправедливости, вступает на путь борьбы.
Продолжение беседы
6) Что побудило Дубровского явиться в дом Троекурова под именем господина Дефоржа? (Любовь к Марье Кириловне)
7) Как автор характеризует его поступок? («Дубровский, завладев бумагами француза, смело явился к Троекурову и поселился в его доме»)
8) Каково мнение обитателей дома Троекурова о Дефорже? (Среди гостей Троекурова «разговор шёл о его храбрости»; «Все любили молодого учителя…»)
9) А что думает о нём та, ради которой совершил он свой самоотверженный, смелый поступок? (Об отношении Марьи Кириловна к Дефоржу на основе XI главы от первого лица рассказывает ученица.)
Вначале я не обратила никакого внимания на молодого француза. Для меня учитель был родом слуги или мастерового. Не заметила я и впечатления, произведённого мною на мосье Дефоржа. Неожиданный случай заставил меня изменить о нём моё мнение. История с медведем привела меня в изумление. Воображение моё было поражено: я видела мёртвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним. Я поняла, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат сословию и с некоторой досадой почувствовала, что моё сердце не осталось равнодушно к достоинствам молодого француза.
Вывод учителя (совместно с учащимися). Несомненно, все достоинства г.Дефоржа так ярко проявились именно потому, что они были свойственны личности Владимира Дубровского.
- Усвоение основных понятий на основе систематизации знаний
- Чтение учащимися плана – характеристики В. Дубровского, записанного в тетради
- Связный рассказ ученицы В. Дубровском по составленному плану
- Итоги урока
Учитель: из каждого произведения мы извлекаем нравственные уроки. А. С. Пушкин сказал в своё время: «Чтение - вот лучшее учение». Чему нас научила повесть Пушкина «Дубровский»?.. Как, ребята, оцениваете свою работу на уроке? Что у вас получилось?
Что вы смогли лучше?..
- Домашнее задание
Подготовить связный рассказ о герое по плану.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.
Часть А
Выбери и запиши букву, под которой дан верный ответ.
1. Где родился А.С. Пушкин?
а) в Болдино; б) в Михайловском; в) в Петербурге; г) в Москве.
2. В стихотворении А.С. Пушкина «И.И. тПущину» есть строки:
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
Что означает подчёркнутое слово?
а) предугадал; б) изменил; в) поблагодарил; г) проклял.
3. Стихотворение «Узник» было опубликовано в 1832 году. Что означает слово «узник»?
а) свободный человек; б) человек, который находится под стражей;
в) женатый человек; г) человек, который находится в отъезде.
4. К какому направлению в лирике относится стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»?
а) к любовной лирике; б) к пейзажной лирике; в) к патриотической лирике; г) к философской.
5. В стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» есть строки:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…
Что означает подчёркнутое слово?
а) позавчера; б) вчера утром; в) вчера вечером; г) совсем недавно, на днях.
6. В стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» есть строки:
Вся комната янтарным блеском
Озарена…
Какой же это цвет – янтарный?
а) белый; б) красный; в) тёмно-жёлтый; г) прозрачно-жёлтый.
7. В каком жанре классической литературы написано произведение А.С. Пушкина «Дубровский»?
а) рассказа; б) повести; в) новеллы; г) романа.
8. Почему Кирила Петрович Троекуров, герой произведения А.С. Пушкина «Дубровский», уважает своего бедного соседа Андрея Гавриловича Дубровского?
а) потому что он тоже вдовец; б) потому что он хочет, чтобы их дети поженились;
в) потому что он боится его; г) потому что они были товарищами по службе.
9. Почему разгорелся конфликт между старшим Дубровским и Троекуровым?
а) из – за оскорбления дубровского одним из слуг Троекурова;
б) из – за права Троекурова на владение имением Дубровского;
в)из –за письма Дубровского Троекурову;
г) из-за зависти Дубровского.
10. Сколько лет было Владимиру Дубровскому?
а) 13 лет; б) 23 года; в) 35 лет; г) 50 лет.
11. С кем обвенчалась в церкви Марья Кириловна Троекурова?
а) с Владимиром Дубровским; б) с князем Верейским;
в) с Антоном Пафнутьичем Спицыным; г) с Дефоржем.
12. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из романа «Дубровский»: «Марья Кириловна веселилась, как дитя»?
а) олицетворение; б) инверсия; в) эпитет; г) сравнение.
13. Что послужило причиной того, что старший Дубровский, «собираясь встать с кресел, приподнялся… и вдруг упал»?
а) приезд сына; б) решение суда о передаче его имения Троекурову;
в) весть о ворующих лес покровских мужиках; г) подъезжающий к его дому Троекуров.
14. Кто из героев романа «Дубровский» получил записку следующего содержания: «Будьте сегодня в семь часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами поговорить»?
а) Владимир Андреевич Дубровский; б) Кирила Петрович Троекуров;
в) Марья Кириловна Троекурова; г) Орина Егоровна Бузырёва.
15. В ночь перед пожаром дома Дубровских Егоровна находилась в барском доме, в своей светёлке. Что такое светёлка?
а) кухня; б) спальня; в) зала для танцев; г) парадная комната.
16. В романе «Дубровский» есть предложение: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокоʹл». Что означает подчёркнутый фразеологизм?
а) молод и красив; б) беден, ничего не имеет; в) плохой хозяин; г) свободен.
17. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?
1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»; 2) «Повести Пушкина»;
3) «Проза Пушкина»; 4) ни в какой цикл не вошло.
18. Укажите, о ком идёт речь в предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»
1) Иван Петрович Берестов; 2) Григорий Иванович Муромский;
3) Алексей Берестов; 4) кузнец Василий.
19. Укажите, о ком идёт речь:
«набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».
1) мисс Жаксон; 2) Лиза; 3) Настя; 4) Акулина.
20. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?
1) в дупле старого дуба; 2) в старой кузнице;
3) под большим камнем у дороги; 4) под упавшим деревом в роще.
Часть В
Сформулируй и запиши краткий ответ на вопрос.
1. Как называлось учебное заведение, в котором обучался А.С. Пушкин?_____________________
2. Как называется стихотворный размер, соответствующий схеме: __ __?_____________________
3. Как называется средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности?_____
Часть С
Подготовь устный ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов.
1. Чему посвящено стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину»?
2. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?
3. О чём заставил меня задуматься роман А.С. Пушкина «Дубровский»?
Эталоны ответов:
Часть А
1. г
2. в
3. б
4. б
5. в
6. г
7. г
8. г
9. а
10. б
11. б
12. г
13. г
14. в
15. г
16. б
17. 1
18. 3
19. 2
20. 1
Часть В
1. Царскосельский лицей.
2. Ямб.
3. Портрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...
Методическая разработка "Цикл уроков по повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Данная методическая разработка может быть использована при изучении повести Н.В. Гоголя "Шинель" на уроках литературы в 8 классе. Цикл включает в себя 3 урока....
Цикл уроков по повести Л.Кассиля "Дорогие мои мальчишки". Предмет родная литература.
Цикл уроков по повести Л.Кассиля "Дорогие мои мальчишки " поможет рассмотреть разные темы: сказка и сказочные персонажи в повести, реальные события , происходившие в годы Великой Отечественн...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....