Современные образовательныетехнологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС
материал по географии ( класс) по теме
Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности
Технология (в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)
Поэтому каждый урок должен быть построен с учётом принципа обучения деятельности. Учитель, готовясь к уроку должен разработать чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные образовательные технологии на уроке географии | 23.4 КБ |
Современные образовательные технологии на уроке географии | 364.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС
(2 слайд)
Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда Олдингтона
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
(3 слайд)
Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности
Технология ( в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)
Поэтому каждый урок должен быть построен с учётом принципа обучения деятельности. Учитель, готовясь к уроку должен разработать чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.
(4 слайд)
Признаки технологической организации урока географии:
- чёткое видение деятельности ученика ( проектирование урока)
- создание мотивационной установки деятельности.
- чёткая постановка перед учащимися учебных целей и задач.
- организация взаимодействия ( коллективные, групповые и парные формы работы).
- организация деятельности с учебно-методическим комплектом как с источником информации.
-организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач.
- осмысление результатов деятельности на уроке (рефлексия)
- применение различных форм контроля диагностика результативности
(5 слайд)
Современные образовательные технологии, которые я применяю на своих уроках географии:
- Технология учебно-игровой деятельности.
- Технология развития критического мышления.
- Технология проектной деятельности.
- Технология дифференцированного обучения.
- Информационные технологии.
- Технология проблемного обучения.
- Технология здоровьесбережения.
(6 слайд)
Технология учебно-игровой деятельности.
Игры способствуют становлению творческой личности ученика.
Формируют умение выделять проблемы и принимать решения
Развивают познавательный интерес к предмету
Формируют черты характера
Стимулируют к поиску решений и формированию собственных позиций.
(7 слайд)
В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации
(8 слайд)
1.«Третий лишний» - игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов, например Амазонка, Байкал, Лена.
2.«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Париж – Сена и т.д…?
3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река- это…, Криками называют ….
4.«Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.
(9 слайд)
Технология развития критического мышления
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Технология учит современного школьника:
1. Критически мыслить;
2. Проявлять активность в познании окружающего мира;
аргументировать свою точку зрения,
3. Эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
4. Добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, принимать решения на основе анализа информации
(10 слайд)
- Составление перепутанных логических цепочек
- Слова-ассоциации
- Прогнозирование «Верные и неверные утверждения»,
- Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»»,
- Ключевые термины.
- Кластер (схема), Синквейн (стихотворение), Фиш-бон»
(11 слайд)
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы, например перед изучением нового материала даю учащимся термин христианство ( 10 класс при изучении темы Религии мира ) учащиеся должны вспомнить и записать на листочке все слова которые вспомнили или ассоциируются с этим словом получился некий хаос затем с помощью схемы (кластера) выстраивается в определённый порядок.
(12 слайд)
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Правила написания:
- Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
- Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
- Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
- Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
- Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
(13 слайд)
География
Физическая, экономическая
Описывает, исследует, прогнозирует
Наука о прекрасной планете
Земля
(14 слайд)
Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие этапы деятельности учащихся:
1. Анализ проблемной ситуации
2.Постановка цели исследования, планирование действия по решению проблемы.
3.Исследование, поиск недостающих знаний и применение полученных знаний для решения проблемы.
4. Получение конечного продукта и его защита.
5. Рефлексия деятельности учащихся.
(15 слайд)
«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части)
Положительные аспекты дифференциации:
-появляется уровень мотивации учения;
-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;
-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
-повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.
(16 слайд)
Современный урок географии, как и любой другой урок невозможно представить без применения информационных технологий это и интерактивные карты, интернет ресурсы, презентации, онлайн-тестирование, мультимедийные пособия и т.д
(17 слайд)
Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998 ).
Основной вопрос на уроках географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос Почему?
Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.
(18 слайд)
В организации и проведении урока я применяю здоровьесберегающие технологии
- Частые смены одной деятельности на другую; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов.
- Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.
(19 слайд)
Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику
результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;
• - значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;
• - вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
• - формируется социальный опыт к труду в общении;
• - способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяют контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.
• - помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека а также способствуют развитию нравственно – эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.
«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;
«сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
умение взять ответственность на себя,
умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,
стремление аргументировать свои решения;
более легкое и прочное усвоение программного материала;
доброжелательное отношение друг к другу;
тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
умение работать с разными источниками информации;
умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).
(20 слайд)
В заключении хочется привести слова президента РФ сказанные на съезде Русского Географического общества в 2014 году, о изучении географии в школе:
«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Путин) на съезде РГО
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель современного урока географии в условиях реализации ФГОС
модель современного урока географии. Урок до и после....
Современные образовательные технологии и активные методы обучения на уроках истории.
Статья рассказывает о проектной деятельности учащихся, о технологии проблемно-диологового обучения, о самостоятельной работе учащихся, как активном методе обучения....
Организация современного урока географии в условиях реализации ФГОС.
Урок,являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.Учитель и ранее и теперь,должен заранее спланировать урок,продумать его организацию,провести урок,осуществить ...
Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
Педагогический опыт по теме "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" представлен по следующим критериям:Актуальность и перспективность опыта. Значение для соверше...
методическая разработка«Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС»
Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда ОлдингтонаНичему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки. Современный ...
Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»...
Доклад «Стратегии преподавания современных уроков географии в условиях реализации ФГОС»
В условиях перехода школ на обновленные ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться...