И.С.Бах Хорошо темперированный клавир.Общая композиция.
учебно-методический материал
Общая композиция "Хорошо темперированный клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_kompozitsiya_htk_baha.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая композиция «Хорошо темперированного клавира» с точки зрения его религиозно-философского содержания
Символы и музыкально-риторические фигуры, цитирование протестантских хоралов, автоцитаты, многочисленные музыкальные ассоциации с кантатами, пассионами, мессами, хоральными прелюдиями точно так же помогают раскрытию содержания прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира». По словам Яворского, «Баховский Wohltempcricrtes Klavier является как бы завершительным произведением для целой зпохн, кончая 18-м столетием (включая и всю музыку Средневековья), впитавшим к себя все предшествующие идеи и средства выражения, воспользовавшимся всеми существующими и закрепленными в музыкальной литературе той эпохи символами».
На основании глубокого изучения творчества Баха, а также широких общекультурных и художественных аналогий сложилась концепция Б. Л. Яворского по отношению к циклу «Хорошо темперированного клавира».
Она заключается в том, что цикл XTК является «музыкально-этическим толкованием образности и сюжетики христианской мифологии».
Многие крупные музыканты ощущали присутствие Евангельской тематики в «Клавире хорошего строя. Ф. Бузони, к примеру, считал, что прелюдия cis-mol! из I тома - это «нечто в духе «Страстей». Т. Н. Ливанова отмечает:
«Интонационный строй отдельных прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» иной раз соприкасается с характерными интонациями из мира «Страстей».
Г. Бесселер пишет о том, что «экспрессивная мелодика баховской кантаты около 1720 года проникла в клавирную музыку...». «Хотя слова текста теперь отпадают, остается действенной область аффектов, с которыми была первоначально связана экспрессивная мелодика: представление о страданиях и смерти Иисуса Христа».
Научный метод Б. Л. Яворского позволяет доказать цельность художественного и религиозно-философского замысла цикла.
«Ветхий и Новый Завет, картины церковного содержания, апокрифы служили ему как ВНЕШНИЕ символы для выражения ВНУТРЕННЕЙ организующей сознание идеологии. Целью Баха было не иллюстрировать быт церковного обихода, а через всем известные и понятные образы и представления церковного, внедренного в общественный быт, обихода выразить процесс идеологического МЫШЛЕНИЯ СВОЕЙ ЭПОХИ».
Духовная тематика, которую внесли в «Хорошо темперированный клавир» мелодии протестантских хоралов, мотивы-символы, музыка кантат и пассионов, поднимает его значимость до уровня духовных жанров.
«В тех случаях, когда содержание цитируемого в ХТК хорала указывает на определенный церковный праздник и эпизод библейской истории, когда другие средства музыкальной выразительности в данной прелюдии или фуге ( система риторических фигур, излюбленные Бахом символы, жанровые особенности и т. д.) говорят по существу о том же, и все линии художественного воздействия как бы сходятся в одну точку, - тогда есть основания полагать, что Бах не только подсознательно, но и намеренно ставил своей целью музыкально-этическое толкование традиционных для его эпохи образов и сюжетов христианской мифологии. Многочисленные музыкально-тематические и образные соответствия в рамках «Хорошо темперированного клавира» привели Яворского к выводу, что в цикле четко прослеживаются несколько сюжетно-смысловых пластов, связанных с основными вехами евангельского повествования» .
Все прелюдии и фуги рассматривались Яворским в определенном порядке, им установленном, соответственно их содержанию и хронологии событий, служащих «ассоциативными образами» этого содержания.
Ассоциативный образ представляет собой один из наиболее сложных художественных приемов. В нем связь между сопоставляемыми явлениями устанавливается не на прямую - через внешнее сходство, изобразительность,зарисовку, - а «через наведение» - систему ассоциаций, смысловой контекст, рефлективное сознание, выработанные эпохой звуковые средства. Установление ассоциативного образа является не иллюстрацией событий Священного Писания, а отражением отношения к ним в сознании культурного европейца начала XVIII века.Яворский установил несколько периодов, своего рода внутренних циклов, организованных по сюжетно-смысловому принципу. Таблица этих внутренних циклов с определением ассоциативных образов соответствующих прелюдий и фуг записана его учениками.
I. Ветхий завет
d-moll I том Грех и искупление
G-dur II том Рай и грехопадение. Искушение Евы змеем.
II. Рождество
C-dur I том Благовещение
c-moll I том Посещение Марией Елизаветы «Долина слез» (прелюдия)
g-moll I том Посещение Марией Елизаветы
B-dur I том Поклонение пастухов
As-dur I том Поклонение волхвов
A-dur I том Поклонение волхвов
Fis-dur I том Новый год
As- dur II том Сретенье
B-dur II том Симеон - богоприимец
E-dur I том Бегство в Египет
III. Деяния Христа
cis-moll II том Христос в пустыне. Искушение Христа сатаной
a-moll I том Крещение в Иордане
gis-moll II том Встреча с самаритянкой
f-moll II том Христос у Марии и Марфы
Fis-dur II том Воскрешение Лазаря
d-moll II том Изгнание торгующих из храма. «Низложи сильных с престола и вознеси смиренные» (фуга)
F-dur I том Чудо на рыбной ловле
F-dur II том Вход в Иерусалим
IV. Страстная неделя
fis-moll II том Тайная вечеря cis-moll I том Моление о чаше
a-moll II том Мытарства Христа. Избиение Христа
h-moll II том Суд Пилата
g-moll II том Бичевание Иисуса. «Се человек»
fis-moll l том Несение креста
h-moll I том Шествие на Голгофу
gis-moll I том Распятие. Семь слов Спасителя на кресте.
c-moll II том Крестная мука
dis-moll I том Страдания на кресте
f-moll I том Slabat Mater
b-moll I том Голгофа. Смерть Иисуса
cis-moll I том Снятие с креста. Плащаница
b-moll II том Положение во гроб
V. Торжественный пасхальный цикл
C-dur II том Ночь перед пасхальным воскресением
G-dur I том Воскресение Христа
H-dur I том Воскресение Христа
c-moll II том Вознесение Христа
H-dur II том Духов день
VI. Догматический цикл.
c-moll I том Пламенеющая вера (Неопалимая купина)
Cis-dur I том Троица
D-dur I том Сошествие Святого Духа
Es-dur I том Троица
Cis-dur II том Троица
D-dur II том Credo
Es-dur II том Троица
E-dur II том Лествица
A-dur II том Слава в вышних Богу
Примеры раскрытия духовного содержания нескольких прелюдий и фуг ХТК
Б. Л. Яворский изучал творчество И. С. Баха на протяжении всей своей жизни. Его концепция «Клавира хорошего строя» продумывалась в течение нескольких десятилетий. Впервые она была изложена ученым в 1916 году на первом из знаменитых впоследствии баховских семинаров. Это были длительные, иногда многомесячные циклы чтений, докладов и дискуссий. В них принимали участие как студенты, так и именитые музыканты, ученые, исполнители.
Известны 7 циклов баховских семинаров.
*Киев - 1916, 1917, 1919 гг. Москва - 1924-25, 1927-28, 1938-41 г.г. Саратов 1941-42 г.г.Итоговым стал Саратовский семинар 1941-1942 гг., проведенный для студентов и педагогов Московской и Саратовской консерваторий в условиях эвакуации. На нем были разобраны оба тома «Хорошо темперированного клавира».
Приводимый ниже разбор десяти прелюдий и фуг ХТК опирается на материалы Б. Л. Яворского и конспекты Баховских семинаров, сделанные слушателями. Рассмотрение одних прелюдий и фуг зафиксировано в записях более подробно, других - менее. В таких случаях их разбор дополнен нами на основе методики Б. Л. Яворского и его системы символов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для отцов "Хороший муж - и очень хороший отец?"
Данный тест поможет классным руководителям выяснить, какую роль в воспитании ребёнка играет отец. Можно использовать как материал для проведения родительского собрания для отцов. Тест заставляет отцов...
"Бах И.С. "Хорошо темперированный клавир". Прелюдия и фуга C-dur 1 часть ХТК."
Методическая работа предназначена для преподавателей по классу фортепиано в ДМШ, ДШИ. В работе характеризуется полифоническое творчество Й.C. Баха, история создания ХТК, исполнительская интерпрeтация ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Как хорошо на свете без войны!»
Внеклассное мероприятие, призванное сформировать в учащихся гражданскую позицию, отношение к войне; воспитать чувство благодарности к тем, кто сражался с врагом на фронтах ВОв....
Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе в 10 классе. На изучение произв...
Литературно-музыкальная композиция "Как хорошо на свете без войны"
Цель: - воспитание у учащихся патриотических качеств любви и преданности Родине, раскрытие смысла общечеловеческих ценностей. - воспит...
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов....
Как хорошо на свете без войны.(музыкально-литературная композиция)
Музыкально- литературная композиция ."Как хорошо на свете без войны"...