Романсы П.И. Чайковского
учебно-методический материал
П.И.Чайковский .Вокальное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romansy_petra_ilicha_chaykovskogo.docx | 122.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Романсы Петра Ильича Чайковского входят в золотой фонд русской романсовой лирики. Композитор написал более 100 романсов, обращаясь к этому жанру на протяжении всей своей жизни. Первые вокальные опусы вышли из-под пера юного Чайковского во второй половине 1850-х годов. Цикл романсов на стихи Даниила Ратгауза (op. 73), созданный в 1893 году, стал одним из последних произведений композитора. Собранные воедино, романсы Чайковского воспринимаются как своеобразный лирический дневник.
Большая часть романсов Чайковского написана на стихи выдающихся русских поэтов: Афанасия Фета, Федора Тютчева, Аполлона Майкова, Алексея Толстого. Много романсов создано на стихи Генриха Гейне и Иоганна Вольфганга Гете в переводах Льва Мея, Федора Тютчева. Некоторые романсы написаны Чайковским на собственные стихи под псевдонимом N.N.
Романсы Чайковского отличаются большим жанровым и тематическим разнообразием: лирические романсы и серенады, элегии и баллады, колыбельные и детские песни. Многие из них прозвучат в концертной программе, посвященной романсовому творчеству композитора.
Особенности романсов Чайковского
Что представляет собой романс? Это небольшое вокальное произведение, в основе которого лежит поэтический текст лирического содержания. Его родиной считается солнечная Испания, отсюда и название романс (романский язык). В России же этот жанр появился только во второй половине XVIII в, стремительно завоевав большую популярность. С тех пор многие композиторы сочиняли романсы, передавая в них подчас самые искренние и даже сокровенные чувства.
П.И. Чайковский уделял внимание жанру романса на протяжении всего творческого пути, затрагивая в них различные темы. В целом, исследователи творчества композитора называют его камерно-вокальное наследие своеобразным лирическим дневником.
Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу,у русских поэтов 19 века, его современников - А.Плещеева (20 романсов), А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), К.Р. (6 романсов),Д. Ратгауза (6 романсов), А.Апухтина (5 романсов), А.Фета (5 романсов), Я.Полонского (3 романса), Д.Мережковского (2 романса) и др.. Много писал Чайковский на стихи Г.Гейне и И.Гёте в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева, М.Михайлова: 6 романсов ор.65 написаны на оригинальные тексты французских поэтов. Некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N.
В поэзии, которую избирал композитор, его привлекали прежде всего близость, родственность основных психологических мотивов, контраста счастья и горького одиночества (6 романсов ор.73), любви ("Хотел бы в единое слово", "Нет, только тот, кто знал", "День ли царит"), в 7 романсах ор.47 слияния с природой ("Благословляю вас, леса", "То было раннею весной"). В одном из писем к поэту К.Романову Чайковский подчеркивал: "главное в вокальной музыке - правдивость воспроизведения чувств и настроений" (3 августа 1890). С этим высказыванием тесно связано и другое: "В сущности стихи и музыка так близки друг к другу! (к Н.Ф. фон Мекк. 24 марта/5 апреля 1878).
Интересные факты
- Сам Петр Ильич также сочинял стихи, чему посвятил достаточно много времени. Вокальное трио «Природа и любовь» написаны им на собственные слова.
- Не случайно исследователи творческого наследия Чайковского отмечают сходство оперных и камерно-вокальных произведений. Часто можно отыскать в романсах черты будущих арий или даже героев опер. Помимо этого, вокальное творчество композитора очень близко к его симфоническим произведениям.
- Уже в самых первых романсах исследователи находят черты симфонизма. Это проявляется в интенсивной мелодии, развитом аккомпанементе, образности музыки и драматической силе.
- Чайковским было написано более 100 романсов на стихи разных авторов.
- Свои собственные стихи Чайковский предпочитал подписывать псевдонимом N.N. Один из популярнейших романсов «Средь шумного бала» привлек не только Чайковского, сразу два музыканта: Б. Шереметьев и А. Шефер обратили свое внимание на сочинение Толстого. В некоторые тексты Чайковский вносил свои изменения.
- Всего камерно-вокальное наследие Чайковского включает в себя 103 романса и песни, а также семь ансамблей.
История создания и содержание
Свое первое произведение в этом жанре композитор сочинил на поэтический текст А. Фета «Мой ангел, мой гений». Все ранние вокальные произведения Петра Ильича исследователи относят к возвышенной любовной лирике. Здесь сплетаются тесно радость и боль, меланхолия и веселье. Примечательно, что довольно простая вокальная партия часто соседствует со сложным аккомпанементом. Свои первые вокальные произведения Чайковский опубликовал в 1869 году, помимо самого первого, к ним еще относятся «Песня Земфиры», «Полночь», «Нет, только тот, кто знал», «Отчего?». Эти сочинения исследователи относят к лирико-элегической линии, в которой раскрывается грусть, связанная с сожалением об утраченном счастье.
70-е годы связывают с творческим подъемом композитора, именно в этот отрезок времени им было написано около половины всех его камерно-вокальных произведений. В этих образцах значительно расширяется круг образов, а выразительных средств появляется намного больше.
Заметно выделяется интерес Чайковского к национальному колориту. Об этом свидетельствуют романсы «Канарейка» (сл. Мея), «Вечер» (сл. Шевченко), «Али мать меня рожала», «Баловница» (А. Мицкевич), «Серенада Дон-Жуан» (А. Толстой).
Романс «Примирение» (сл. Н. Щербины) считается одним из наиболее драматичных. Вокальная партия погружает слушателей в тяжелые раздумья об утраченных мечтах. Мелодия романса имеет экспрессивный характер.
В 1878 и 1880 годах Чайковский сочиняет несколько серий романсов, которые заметно выделяются среди остальных его произведений. Большинство из них написано на стихи А. Толстого. «Средь шумного бала» - один из них. В нем чутко и невероятно точно передается атмосфера стиха. Примечательно, что слова были написаны в 1851 году, а сам романс в 1878 г.
Широко раскрыта в вокальных произведениях Чайковского тема женской судьбы. Композитор написал целую серию романсов на эту тему. «Кабы знала я, кабы ведала» (сл. Толстого), «Я ли в поле да не травушка была» (сл. И. Сурикова) – одни из них. В этих произведениях ярко представлен народный колорит, он выражен не только в вокальной партии, но и аккомпанементе.
В дальнейшем, драматичность в его романсах только усиливается. Это заметно не примере произведений из ор. 57 «На нивы желтые» (Толстой). Удивительно, что в словесном тексте нет такого безнадежного отчаяния, его уместнее отнести к меланхолии, задумчивому настроению, связанному с тишиной и покоем. Чайковский же увидел содержание стихотворения несколько иначе. Его природа окрашена в сумрачные тона, во вступлении слышатся удары, напоминающие колокол. Безысходное страдание пронизывает весь романс, оставляя после себя лишь тоску и одиночество.
Жанрово-характеристические романсы
Особняком в творчестве Чайковского выделяются произведения, наделенные жанрово-характеристическими чертами. Один из них – это романс «Соловей» (А. Пушкин). Он написан на основе слов из «Песен западных славян».
К этой же серии относится «Песня цыганки» (Полонский). В романсе слышатся едва уловимые сумрачные тона, которые скрыты от посторонних некой таинственностью. Необычно звучит здесь рефрен, в котором композитор использовал фригийский лад.
Песни для детей Чайковского
Среди вокального творчества Петра Ильича, заметно выделяются песни, которые он сочинил для детей. Это цикл, который состоит из 16 номеров. Они написаны на стихи Плещеева, Сурикова и Аксакова. Эти произведения обращены именно к детям, рассказывают об их интересах, наполнены соответствующей тематикой. Среди этого цикла одними из популярнейших являются песни «Мой садик», «Весна», «Кукушка». Несмотря на то, что некоторые исследователи все же отмечают близость этого цикла к творчеству Мусоргского, все же произведения Чайковского для детей воспринимаются несколько иначе. Они успешно выполняют свою главную функцию – служат для музыкального воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...
Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»
«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...
Презентация к Вечеру русского романса на тему: "Романса трепетные звуки"
Презентация к Вечеру русского романса...
046. Тема 10 Чайковский Романсы Урок 73 (37)
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"
Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...