Решение педагогической задачи
материал
Предварительный просмотр:
В современных время, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. Во всем педагогическом сообществе осознана необходимость привития интереса у учащихся к родному языку и умения самостоятельно пополнять свои знания. К сожалению, у школьников в наше время снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода). Школьники редко интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а это не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Наши СМИ не всегда способствуют развитию речи и улучшению грамотности учащихся. Данные статистики и различных научных исследований подтверждают, что современные школьники слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительным дидактическим материалом, у них нет желания заглянуть в мир энциклопедий и словарей . Многие из них не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы . А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время еще недостаточно разработаны подходы в повышении познавательной активности учащихся в условиях новой школы. Все вышесказанное и определило актуальность выбранной мною педагогической задачи .
№ | Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задач | Конкретные действия по поиску на поставленный вопрос |
1 | Какое сочетание традиционных и нетрадиционных форм на уроке позволит развить наибольший интерес к предмету? | Лекции, семинары, конференции, гостиные, зачёты, урок-диалог, урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. |
2 | Необходимо ли учитывать индивидуальные способности учащихся? | Необходимо, потому что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: происходит начальный этап развития личности; выявляется и обеспечивается развитие способностей; формируются умение и желание учиться, приобретаются необходимые умения и навыки учебной деятельности, а также учащиеся овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи. |
3 | Целесообразно ли использовать метод групповой и индивидуальной работы на уроке? | Групповая работа в сочетании с индивидуальной работой помогут выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. |
№ | Содержание собираемой информации | Источник этой информации | Метод работы с этой информацией |
1 | Виды технологий организационной работы учащихся на основе технологии создания индивидуального образовательного маршрута | Нс портал | Подбор необходимого материала ,учитывая индивидуальные особенности класса. |
2 | Задания с разноуровневой подготовкой и сложностью | Инфоурок | Анализ,систематизация посредством составления таблиц «Умеют –не умеют», «Должны научиться», «Могут научиться». |
3 | Использование различных методов и приёмов, позволяющих пробудить у учащихся интерес к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом | Пед.портал Урок.ру Журнал «Русский язык в школе» | Изучение материалов,отбор методов и приёмов для организации учебного сотрудничества и межличностного взаимодействия на уроках. |
Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо- и самообучения учащихся.
При такой системе работы у учащихся развивается интерес к родному языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые школьники задают учителю и друг другу на уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.
Данный метод активизации деятельности школьников можно представить в виде системы домашних заданий.
Этот подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности, а также способов, преследующих цель развития познавательной деятельности.
Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения заданий адекватных заявленной цели.
На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории , где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм.
В рамках данного метода предлагаю нетрадиционные домашние задания:
самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;
уточнение определений школьного учебника;
исследование лингвистического текста учебника;
придумывание лингвистических задач;
многоаспектный анализ слова.
При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также они проявляют интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.
На втором этапе школьников обучаю нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развивают фантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь использую следующие задания:
а) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, кроссвордов, опорных конспектов, презентаций;
Особенность этих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации учащихся при выполнении домашнего задания, а также являются подсказками при самостоятельной работе. А главное – происходит развитие зрительной памяти.
б) разработка новых вариантов правил;
в)подготовка карточек для самодиктантов;
г) редактирование текста;
д) исправление допущенных ошибок;
е)анализ детского словотворчества «Почему так говорят дети?»;
подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря.
На данном этапе использую групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым учащимся – задания базового уровня, сильным – задания повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяю взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля. Оценка за выполненную работу заносится в тетрадь учета знаний, умений и навыков.
На третьем этапе создаю условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами: использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).
Деятельность педагога заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:
написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;
написание сочинений-миниатюр по пословицам:
а) языковой анализ пословиц;
б) описание события, обозначенного пословицей;
в) составление монологов от имени вещей, которые окружают нас;
г) задания на основе материалов газет, радио, телевидения; текстов художественной и научно-популярной литературы ( создание презентации и ее защита, написание сочинения- рассуждения, рассказа, интервью с использованием регионального компонента)
Проверка домашнего задания непременно сопровождается отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку стараюсь не ставить; предлагаю переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или даю подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.
Особенность данной системы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальные элементы:
а) учебная информация по данной системе включает справочные материалы, материалы газет, радио, телевидения, ресурсов интернет, других школьных предметов, региональный компонент;
б) самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ;
в) применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках русского языка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих возможностей учащихся, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы;
г) формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.
№ | Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и права, нарушение которых предотвращает предложенное действие |
1 | Выбор методов работы с учениками, развивающих в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. | Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной |
2 | Умение строить учебную и воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. | Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. |
3 | Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования. | Организация деятельности учителя , ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия. |
Решение педагогической задачи
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным из которых считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.
Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко оригинальными, доступными, разноуровневыми, разнообразными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.
Итак, моя основная цель - обучая, развивать, воспитывать, то есть коммуникативную, социальную и информационную компетенцию.
Я считаю, что и исследовательская работа имеет огромное значение, так как:
- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;
- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;
- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
- развивает личностные качества ученика;
- влияет на выбор будущей профессии учеников.
Я заметила, что использование исследовательского метода изменяет позицию школьников, которые перестают быть простыми исследователями, а становятся творческими участниками учебного процесса. Основу такой его организации составляет совокупность методов и приемов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности: индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский метод (приемы и средства стимулирования учения), а также общедидактические приемы (анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования). Их реализации способствуют учебные ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, требующих от учеников чтения дополнительной литературы, научных источников, проведения теоретического или практического исследования. Часто предлагаю обучающимся ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера, пробуждать их к нескольким способам решения проблемы, к самопроверке, анализу, оценке собственных работ. Исследовательская работа помогает мне нацелить школьников на выработку навыков применения методов научного познания при изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ. Она ставит ученика в роль исследователя, учит правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности обучающихся: оригинальность мышления, творческие способности, одаренность.
Необходимо создавать стимулы для плодотворной работы, для учения с увлечением, таковым может быть интересная форма урока. Среди нестандартных уроков я отдаю предпочтение в старших классах деловым играм, пресс-конференциям, творческим отчетам, соревнованиям, конкурсам, театрализованным фантазиям, диалогам; в средних- заочным экскурсиям, встречам с интересными людьми, созданиям и защите презентаций, игровым ситуациям, где можно использовать информационные технологии, методики диалогового общения. Игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей
стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;
поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: фактов, образа, расширенного осознания различных возможностей и проблем; развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка рефератов, проектов, презентаций); готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях); изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия интересов других участников, социальных ролей; саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем тех же умений участника; осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной активности учеников. А средствами достижения этой цели считаю:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
И только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, и педагогов, и школьников, может привести к обоюдному изменению в структуре личности, в поведении, деятельности, взаимоотношениях и, конечно, результату учебного процесса. В качестве вывода необходимо подчеркнуть, что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога дополнительного образования и концертмейстера в решении педагогических задач дополнительного образования детей
Детское хоровое пение – важнейшее средство музыкально-эстетического и – шире – эстетического воспитания в целом. Достижение этой важнейшей цели не ограничивается собс...
ЭССЕ "Тьюторство как способ решения педагогических задач"
В рамках курсов повышения квалификации «Основы тьюторского сопровожденияв учреждениях общего образования» было предложено поразмышлять над некоторыми вопросами обучения. В результате ...
Решение педагогической задачи.
Решение педагогической задачи в рамках апробации модели уровневой оценки компетенций учителя. (32 балла из 40)...
Решение педагогической задачи
Решение педагогической задачи , способы развития межпредметных связей учителем математики в рамках работы Лицея...
Методический материал "Решение педагогических задач"
Технология решения педагогической задачи, так же, как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости. Так, к...
Решение педагогической задачи
Педагогическая задача - организация взаимодействия учителей-предметников для проведения мероприятий в рамках предметной декады для формирования метапредметных, предметных и личностных УУД ...
Создание современных средств для решения педагогических задач (Материалы библиотеки МЭШ, контент Learning App)
Интерактивный контент МЭШhttps://uchebnik.mos.ru/catalogue?user_id=3677742&author_name=Гребнева%20Вера%20ЮрьевнаИнтерактивный контент Learning Apphttps://learningapps.org/user/Вера 26031986...