Решение педагогической задачи
статья по литературе (11 класс)

Педагогическая задача  -  организация взаимодействия учителей-предметников для проведения мероприятий в рамках предметной декады для формирования метапредметных, предметных и личностных УУД на основе межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_pedagogicheskoy_zadachi_kiyatkina_m.g.docx258.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Задача 8.

        1. Вы учитель — ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов. Отразите свое профессиональное мнение в решении (форму представления решения выберите на свое усмотрение).

        Формированию познавательного интереса учащихся способствует вся система внеурочной деятельности в школе, которая направлена на развитие творческих способностей, расширение предметных знаний, применение их на практике, формирование УУД.

        Ежегодно в нашей школе проходит декада предметов гуманитарного и эстетического циклов, проводятся мероприятия, посвященные знаменательным датам русской и мировой литературы и истории, где в большей мере реализуются межпредметные связи русского языка, литературы, истории, обществознания, музыки, изобразительного искусства, МХК.          Школьники принимают активное участие в конкурсах песен "Песенная радуга", конкурсах чтецов "Золотое перо", "Живая классика", конкурсах стихотворений собственного сочинения, эссе,  рисунков, в концертах, в интеллектуальных играх "Взломщик",  "Лабиринт", "Ученик года", "Интеллектуальное казино", "Слабое звено", КВН и др.

        Внеурочная деятельность, как и урочная, направлена на реализацию ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий:  

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

        ФГОС направлены на формирование:

        личностных УУД, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

        метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

        предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

                Каким образом организовать проведение предметной декады, чтобы обеспечить наибольший охват учащихся, чтобы весь спектр мероприятий соответствовал требованиям ФГОС, чтобы эти мероприятия носили метапредметный и межпредметный характер и, главное, смогли заинтересовать учеников? Вот на эти ключевые вопросы необходимо ответить, организовывая проведение в школе предметной декады.

        Поэтому задача, которую необходимо решить,  - это организация взаимодействия учителей-предметников для проведения мероприятий в рамках предметной декады для формирования метапредметных, предметных и личностных УУД на основе межпредметных связей.

        Следует отметить, что в современной системе школьные предметы зачастую делятся на более и менее значимые с т.з. подготовки к ЕГЭ. При этом теряется такая важная составляющая воспитания и обучения школьников, как эстетическое, духовное воспитание. Поэтому столь важно не терять нить связи литературы, истории, искусства и родного языка.

2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений

Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

Какие виды метапредметных и личностных УУД существуют, какие из них можно продуктивно формировать во внеурочной деятельности?

Изучение нормативных документов, изучение научно-педагогической, методической литературы, поиск информации в интернет-источниках

Какие варианты организации внеурочной деятельности существуют?

Каковы возможности учебной среды: обеспечение кабинетов, актового зала, школьного музея, школьной библиотеки и других помещений?

Анализ учебной среды, которая позволила бы мне решить поставленную задачу наиболее продуктивно

Какие проблемы по взаимодействию учителей-предметников существуют в школе?

Беседы с учителями-предметниками, заместителем директора по УВР, обмен мнениями

Определить взаимосвязь предметной и метапредметной составляющих внеурочных мероприятий.

Отбор предметного содержания и видов учебной и внеучебной деятельности, определить формы работы, которые позволят наиболее продуктивно решить поставленную мной задачу

Как эффективно спланировать внеурочную  деятельность?

Составление сценария, методической разработки внеклассного мероприятия

Как создать систему организации внеурочной деятельности в части проведения предметной декады?

Проведение МО, разработка плана проведения предметной декады

Как оценить эффективность внеклассного мероприятия по решению поставленных задач?

Самоанализ проведенного мероприятия

Как создать систему работы по формированию УУД школьников?

Разработка критериев сформированности умений  учащихся (совместно с психологом и другими учителями-предметниками), совместное планирование деятельности по формированию УУД с другими учителями-предметниками  

3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Содержание собираемой информации (о чем?)

Источник этой информации

Метод работы с этой информации

Виды УУД, приемы их формирования на уроках и во внеурочной деятельности

ФГОС ООО, Примерная ООП и т.д.

Анализ, синтез, систематизация посредством составления таблицы «УУД. Способы формирования"

Варианты организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарно-эстетического цикла

Журналы "Русский язык в школе", "Литература в школе" и др.

Интернет - источники

Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов, форм организации внеучебной деятельности

4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

        

        Примером внеурочного мероприятия является настенная игра "Лабиринт". Для реализации межпредметных связей вопросы взяты из литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

        

НАСТЕННАЯ ИГРА "ЛАБИРИНТ"

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ,

посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова.

Цель - создание условий для обобщения имеющихся и формирования новых знаний о творчестве М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

  • Образовательный аспект – познакомить обучающихся со своеобразием творчества М.Ю. Лермонтова, осмыслением его в русском искусстве, обучать умению определять проблематику художественного произведения.
  • Развивающийся аспект – развивать навыки поиска необходимой информации,  чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.
  • Воспитательный аспект –  создать условия для развития интереса к русской литературе, искусству, осмысления их.

Формируемые УУД:

Личностные:

- готовность к саморазвитию;

- мотивация к познавательной деятельности;

- способность добиваться поставленной цели.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- использование их в учебной и познавательной и социальной практике

- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

  1. Игра проходит в 8 этапов.
  2. Каждый этап содержит вопрос по возрастным категориям.
  3. Участникам необходимо иметь свои листочки для написания ответов.
  4. Играющий каждый день опускает в ящик листок с номером этапа, фамилией и именем, указывает класс, ответом на вопрос этого дня (см. образец).
  5. Сбор ответов в 8.30 утра следующего дня.

Образец:

Тур №1.

Сидоров Иван, 5 класс

Ответ: А

Тур № 1.

5-7 классы.

Чем является кулачный бой для удалых бойцов московских в поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова»?

А. Праздник.

Б. Потеха.

В. Молодечество.

8-9 классы.

С какой целью М.Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Героя нашего времени»?

А. Дает возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю дуэли» человека.

Б. Стремится к оригинальности.

В. Чтобы пробудить интерес читателя к герою.

Г. Постепенно – от «внешнего к внутреннему» - раскрыть характер главного героя.

Правильные ответы:

5-7 классы.

Б. Потеха.

8-9 классы.

Г. Постепенно – от «внешнего к внутреннему» - раскрыть характер главного героя

Тур № 2.

5-7 классы.

Когда и где родился М.Ю.Лермонтов?

А. Москва, 15 октября 1814 года.

Б. Петербург, 14 октября 1814 года.

В. Тарханы, 16 октября 1812 года.

8-9 классы.

Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

А. Былины.

Б. Библии.

В. Древнерусской летописи.

Г. Стихотворения Горация.

Правильные ответы:

5-7 классы.

А. Москва, 15 октября 1814 года.

8-9 классы.

Б. Библия.

Тур № 3.

5-7 классы.

Какое историческое событие отразилось в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

А. Великая Отечественная война.

Б. Гражданская война.

В. Отечественная война 1812 года.

8-9 классы.

К какому жанру относится поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

А. Баллада

Б. Элегия.

В. Поэма- исповедь.

Г. Притча.

Правильные ответы:

5-7 классы.

В. Отечественная война 1812 года.

8-9 классы.

В. Поэма- исповедь.

Тур № 4.

5-7 классы.

Найдите правильное название этого замечательного стихотворения:

         Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

А) «Тучка золотая».

Б) «Утес-великан»

В) «Утес»

8-9 классы.

Назовите первое опубликованное стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое поэт подписал псевдонимом «L»:

        А) «Ветка Палестины».

          Б)  «Когда волнуется желтеющая Нива».

          В)  «Весна».

Г) «Нет, не тебя так пылко я люблю».

        Правильные ответы:

5-7 классы.

В. «Утес»

8-9 классы.

В. «Весна»

        

Тур № 5.

      5-7 классы.

Восстановите текст стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок».

        А) Дубовый

        Б) Кленовый   листок оторвался от ветки родимой

        В) Березовый

                И в    Г) степь

                        Д) лес  укатился, жестокою бурей гонимый

                        Е) воду

Засох и увял он от        ж) Холода, зноя и горя;

                                З) голода, жары и беды;

И вот, наконец,      И) докатился до Черного  моря

                          К) примчался до Белого моря

                          Л) добрался до Красного моря.

8-9 классы.

Какой композиционный прием использует М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»

        А) сопоставление.

        Б) повтор.

        В) противопоставление.

        Г) обрамление.

Правильные ответы:

5-7 классы.

А) Дубовый

Г) степь

 Ж) Холода, зноя и горя;

И) докатился до Черного  моря

        8-9 классы.

В) противопоставление.

        

Тур № 6.

      5-7 классы.

Кто автор памятника М.Ю. Лермонтову в Москве?

                А) А.М. Опекушин

                Б) Н.С. Пименов

                В) М.К. Аникушин

http://domiklermontova.ru/cache/a9/53/a953c786c8f0bce965683d3808fb7364.jpg

8-9 классы.

Кто автор памятной стеллы на месте гибели М.Ю. Лермонтова в Пятигорске?

                А) В.А. Жданов

                Б) Б.М. Микешин

                В) В.П. Грачев

        

http://domiklermontova.ru/cache/8e/8d/8e8d7feb7a3ea6ee4d670995573cf87b.jpg

Правильные ответы:

5-7 классы.

А) А.М. Опекушин

8-9 классы.

Б) Б.М. Микешин

Тур № 7.

5-7 классы.

К Какой поэме М.Ю. Лермонтова писал свои картины художник Михаил Врубель?

А) "Боярин Орша"

Б) "Песня про купца Калашникова"

В) "Демон"

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

8-9 классы.

Кто автор иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"?

        А) И.И. Шишкин

          Б)  О.М. Пастернак

                  В)  А.М. Волков

        Правильные ответы:

5-7 классы.

В) "Демон"

8-9 классы.

                Б)  О.М. Пастернак        

Тур № 8.

5-7 классы.

        Кто из композиторов не является автором музыки к  стихотворению "Утес" ("Ночевала тучка золотая"" 1841 год

А. С.В. Рахманинов

Б. С.П. Чайковский

В. М.А. Балакирев

Г. Д.Н. Смирнов

8-9 классы.

Автором какой оперы по творчеству М.Ю. Лермонтова не является Антон Рубинштейн?

А. "Хаджи-Абрек"

Б. "Демон"

В. "Купец Калашников"

Г. "Казначейша"

Правильные ответы:

5-7 классы.

Г. Д.Н. Смирнов

8-9 классы.

Г. "Казначейша"

5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

Методы рефлексии, наблюдение за развитием познавательных интересов возможностей учащихся, присвоение и использование полученных знаний в практическом опыте, в т.ч. при написании творческих работ.

6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

        Внеурочная деятельность позволяет обучающимся раскрыть свои возможности, способности, расширить кругозор, что очень важно в условиях сельской школы, стать фоном для дальнейшего развития и самореализации личности обучающегося. Кроме того, именно внеурочная деятельность зачастую является мощным мотиватором в изучении предмета.

        В предложенном мероприятии реализуются основные принципы организации образовательного пространства: добровольность, индивидуальный подход, доступность, занимательность. Вопросы составлены с учетом возрастных особенностей и изучаемых предметов.

        7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

        Материалы, дополнительная информация могут быть использованы на уроках закрепления знаний по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе, предметным олимпиадам,  при создании проектов и написании исследовательских работ.

8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены

Действия учителя по предотвращению нарушения этических норм и/или прав

Принятие мнения ребенка

Уметь принимать мнение детей, их способы мышления, принятия решения

Не указывать на ошибки, разбирать вопросы опосредованно, не указывая персоналии

Создание мотивации к обучению

Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися

Показывать «красоту» русской литературы и искусства

Проектирование ситуаций по развитию личности учащегося

Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка

Сопереживать деятельности ученика

9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

Новые знания делают человека более уверенным в себе, следовательно,  ученики будут с наибольшим желанием выполнять дополнительные задания к урокам, делиться полученными знаниями, расширять свой кругозор. Это повысит результаты обучения и уровень удовлетворенности учащихся. Как следствие, приведет к сформированности личностных, метапредметных и предметных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога дополнительного образования и концертмейстера в решении педагогических задач дополнительного образования детей

       Детское хоровое пение – важнейшее средство музыкально-эстетического и – шире – эстетического воспитания в целом. Достижение этой важнейшей цели не ограничивается собс...

ЭССЕ "Тьюторство как способ решения педагогических задач"

В рамках курсов повышения квалификации «Основы тьюторского сопровожденияв учреждениях общего образования» было предложено поразмышлять над некоторыми вопросами обучения. В результате ...

Решение педагогической задачи.

Решение педагогической задачи в рамках апробации модели уровневой оценки компетенций учителя. (32 балла из 40)...

Решение педагогической задачи

Решение педагогической задачи , способы развития межпредметных связей учителем математики в рамках работы Лицея...

Методический материал "Решение педагогических задач"

Технология решения педагогической задачи, так же, как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости. Так, к...

Создание современных средств для решения педагогических задач (Материалы библиотеки МЭШ, контент Learning App)

Интерактивный контент МЭШhttps://uchebnik.mos.ru/catalogue?user_id=3677742&author_name=Гребнева%20Вера%20ЮрьевнаИнтерактивный контент Learning Apphttps://learningapps.org/user/Вера 26031986...