Решение педагогической задачи
статья по литературе (11 класс)
Педагогическая задача - организация взаимодействия учителей-предметников для проведения мероприятий в рамках предметной декады для формирования метапредметных, предметных и личностных УУД на основе межпредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_pedagogicheskoy_zadachi_kiyatkina_m.g.docx | 258.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача 8.
1. Вы учитель — ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов. Отразите свое профессиональное мнение в решении (форму представления решения выберите на свое усмотрение).
Формированию познавательного интереса учащихся способствует вся система внеурочной деятельности в школе, которая направлена на развитие творческих способностей, расширение предметных знаний, применение их на практике, формирование УУД.
Ежегодно в нашей школе проходит декада предметов гуманитарного и эстетического циклов, проводятся мероприятия, посвященные знаменательным датам русской и мировой литературы и истории, где в большей мере реализуются межпредметные связи русского языка, литературы, истории, обществознания, музыки, изобразительного искусства, МХК. Школьники принимают активное участие в конкурсах песен "Песенная радуга", конкурсах чтецов "Золотое перо", "Живая классика", конкурсах стихотворений собственного сочинения, эссе, рисунков, в концертах, в интеллектуальных играх "Взломщик", "Лабиринт", "Ученик года", "Интеллектуальное казино", "Слабое звено", КВН и др.
Внеурочная деятельность, как и урочная, направлена на реализацию ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ФГОС направлены на формирование:
личностных УУД, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Каким образом организовать проведение предметной декады, чтобы обеспечить наибольший охват учащихся, чтобы весь спектр мероприятий соответствовал требованиям ФГОС, чтобы эти мероприятия носили метапредметный и межпредметный характер и, главное, смогли заинтересовать учеников? Вот на эти ключевые вопросы необходимо ответить, организовывая проведение в школе предметной декады.
Поэтому задача, которую необходимо решить, - это организация взаимодействия учителей-предметников для проведения мероприятий в рамках предметной декады для формирования метапредметных, предметных и личностных УУД на основе межпредметных связей.
Следует отметить, что в современной системе школьные предметы зачастую делятся на более и менее значимые с т.з. подготовки к ЕГЭ. При этом теряется такая важная составляющая воспитания и обучения школьников, как эстетическое, духовное воспитание. Поэтому столь важно не терять нить связи литературы, истории, искусства и родного языка.
2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений
№ | Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос |
Какие виды метапредметных и личностных УУД существуют, какие из них можно продуктивно формировать во внеурочной деятельности? | Изучение нормативных документов, изучение научно-педагогической, методической литературы, поиск информации в интернет-источниках | |
Какие варианты организации внеурочной деятельности существуют? | ||
Каковы возможности учебной среды: обеспечение кабинетов, актового зала, школьного музея, школьной библиотеки и других помещений? | Анализ учебной среды, которая позволила бы мне решить поставленную задачу наиболее продуктивно | |
Какие проблемы по взаимодействию учителей-предметников существуют в школе? | Беседы с учителями-предметниками, заместителем директора по УВР, обмен мнениями | |
Определить взаимосвязь предметной и метапредметной составляющих внеурочных мероприятий. | Отбор предметного содержания и видов учебной и внеучебной деятельности, определить формы работы, которые позволят наиболее продуктивно решить поставленную мной задачу | |
Как эффективно спланировать внеурочную деятельность? | Составление сценария, методической разработки внеклассного мероприятия | |
Как создать систему организации внеурочной деятельности в части проведения предметной декады? | Проведение МО, разработка плана проведения предметной декады | |
Как оценить эффективность внеклассного мероприятия по решению поставленных задач? | Самоанализ проведенного мероприятия | |
Как создать систему работы по формированию УУД школьников? | Разработка критериев сформированности умений учащихся (совместно с психологом и другими учителями-предметниками), совместное планирование деятельности по формированию УУД с другими учителями-предметниками |
3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
№ | Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник этой информации | Метод работы с этой информации |
Виды УУД, приемы их формирования на уроках и во внеурочной деятельности | ФГОС ООО, Примерная ООП и т.д. | Анализ, синтез, систематизация посредством составления таблицы «УУД. Способы формирования" | |
Варианты организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарно-эстетического цикла | Журналы "Русский язык в школе", "Литература в школе" и др. Интернет - источники | Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов, форм организации внеучебной деятельности |
4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.
Примером внеурочного мероприятия является настенная игра "Лабиринт". Для реализации межпредметных связей вопросы взяты из литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.
НАСТЕННАЯ ИГРА "ЛАБИРИНТ"
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ,
посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова.
Цель - создание условий для обобщения имеющихся и формирования новых знаний о творчестве М.Ю. Лермонтова.
Задачи:
- Образовательный аспект – познакомить обучающихся со своеобразием творчества М.Ю. Лермонтова, осмыслением его в русском искусстве, обучать умению определять проблематику художественного произведения.
- Развивающийся аспект – развивать навыки поиска необходимой информации, чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.
- Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к русской литературе, искусству, осмысления их.
Формируемые УУД:
Личностные:
- готовность к саморазвитию;
- мотивация к познавательной деятельности;
- способность добиваться поставленной цели.
Метапредметные:
- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
- использование их в учебной и познавательной и социальной практике
- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.
УСЛОВИЯ ИГРЫ:
- Игра проходит в 8 этапов.
- Каждый этап содержит вопрос по возрастным категориям.
- Участникам необходимо иметь свои листочки для написания ответов.
- Играющий каждый день опускает в ящик листок с номером этапа, фамилией и именем, указывает класс, ответом на вопрос этого дня (см. образец).
- Сбор ответов в 8.30 утра следующего дня.
Образец:
Тур №1.
Сидоров Иван, 5 класс
Ответ: А
Тур № 1.
5-7 классы.
Чем является кулачный бой для удалых бойцов московских в поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова»?
А. Праздник.
Б. Потеха.
В. Молодечество.
8-9 классы.
С какой целью М.Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Героя нашего времени»?
А. Дает возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю дуэли» человека.
Б. Стремится к оригинальности.
В. Чтобы пробудить интерес читателя к герою.
Г. Постепенно – от «внешнего к внутреннему» - раскрыть характер главного героя.
Правильные ответы:
5-7 классы.
Б. Потеха.
8-9 классы.
Г. Постепенно – от «внешнего к внутреннему» - раскрыть характер главного героя
Тур № 2.
5-7 классы.
Когда и где родился М.Ю.Лермонтов?
А. Москва, 15 октября 1814 года.
Б. Петербург, 14 октября 1814 года.
В. Тарханы, 16 октября 1812 года.
8-9 классы.
Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:
А. Былины.
Б. Библии.
В. Древнерусской летописи.
Г. Стихотворения Горация.
Правильные ответы:
5-7 классы.
А. Москва, 15 октября 1814 года.
8-9 классы.
Б. Библия.
Тур № 3.
5-7 классы.
Какое историческое событие отразилось в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?
А. Великая Отечественная война.
Б. Гражданская война.
В. Отечественная война 1812 года.
8-9 классы.
К какому жанру относится поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
А. Баллада
Б. Элегия.
В. Поэма- исповедь.
Г. Притча.
Правильные ответы:
5-7 классы.
В. Отечественная война 1812 года.
8-9 классы.
В. Поэма- исповедь.
Тур № 4.
5-7 классы.
Найдите правильное название этого замечательного стихотворения:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
А) «Тучка золотая».
Б) «Утес-великан»
В) «Утес»
8-9 классы.
Назовите первое опубликованное стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое поэт подписал псевдонимом «L»:
А) «Ветка Палестины».
Б) «Когда волнуется желтеющая Нива».
В) «Весна».
Г) «Нет, не тебя так пылко я люблю».
Правильные ответы:
5-7 классы.
В. «Утес»
8-9 классы.
В. «Весна»
Тур № 5.
5-7 классы.
Восстановите текст стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок».
А) Дубовый
Б) Кленовый листок оторвался от ветки родимой
В) Березовый
И в Г) степь
Д) лес укатился, жестокою бурей гонимый
Е) воду
Засох и увял он от ж) Холода, зноя и горя;
З) голода, жары и беды;
И вот, наконец, И) докатился до Черного моря
К) примчался до Белого моря
Л) добрался до Красного моря.
8-9 классы.
Какой композиционный прием использует М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»
А) сопоставление.
Б) повтор.
В) противопоставление.
Г) обрамление.
Правильные ответы:
5-7 классы.
А) Дубовый
Г) степь
Ж) Холода, зноя и горя;
И) докатился до Черного моря
8-9 классы.
В) противопоставление.
Тур № 6.
5-7 классы.
Кто автор памятника М.Ю. Лермонтову в Москве?
А) А.М. Опекушин
Б) Н.С. Пименов
В) М.К. Аникушин
8-9 классы.
Кто автор памятной стеллы на месте гибели М.Ю. Лермонтова в Пятигорске?
А) В.А. Жданов
Б) Б.М. Микешин
В) В.П. Грачев
Правильные ответы:
5-7 классы.
А) А.М. Опекушин
8-9 классы.
Б) Б.М. Микешин
Тур № 7.
5-7 классы.
К Какой поэме М.Ю. Лермонтова писал свои картины художник Михаил Врубель?
А) "Боярин Орша"
Б) "Песня про купца Калашникова"
В) "Демон"
8-9 классы.
Кто автор иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"?
А) И.И. Шишкин
Б) О.М. Пастернак
В) А.М. Волков
Правильные ответы:
5-7 классы.
В) "Демон"
8-9 классы.
Б) О.М. Пастернак
Тур № 8.
5-7 классы.
Кто из композиторов не является автором музыки к стихотворению "Утес" ("Ночевала тучка золотая"" 1841 год
А. С.В. Рахманинов
Б. С.П. Чайковский
В. М.А. Балакирев
Г. Д.Н. Смирнов
8-9 классы.
Автором какой оперы по творчеству М.Ю. Лермонтова не является Антон Рубинштейн?
А. "Хаджи-Абрек"
Б. "Демон"
В. "Купец Калашников"
Г. "Казначейша"
Правильные ответы:
5-7 классы.
Г. Д.Н. Смирнов
8-9 классы.
Г. "Казначейша"
5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.
Методы рефлексии, наблюдение за развитием познавательных интересов возможностей учащихся, присвоение и использование полученных знаний в практическом опыте, в т.ч. при написании творческих работ.
6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).
Внеурочная деятельность позволяет обучающимся раскрыть свои возможности, способности, расширить кругозор, что очень важно в условиях сельской школы, стать фоном для дальнейшего развития и самореализации личности обучающегося. Кроме того, именно внеурочная деятельность зачастую является мощным мотиватором в изучении предмета.
В предложенном мероприятии реализуются основные принципы организации образовательного пространства: добровольность, индивидуальный подход, доступность, занимательность. Вопросы составлены с учетом возрастных особенностей и изучаемых предметов.
7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.
Материалы, дополнительная информация могут быть использованы на уроках закрепления знаний по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе, предметным олимпиадам, при создании проектов и написании исследовательских работ.
8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены | Действия учителя по предотвращению нарушения этических норм и/или прав |
Принятие мнения ребенка | Уметь принимать мнение детей, их способы мышления, принятия решения | Не указывать на ошибки, разбирать вопросы опосредованно, не указывая персоналии |
Создание мотивации к обучению | Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися | Показывать «красоту» русской литературы и искусства |
Проектирование ситуаций по развитию личности учащегося | Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка | Сопереживать деятельности ученика |
9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.
Новые знания делают человека более уверенным в себе, следовательно, ученики будут с наибольшим желанием выполнять дополнительные задания к урокам, делиться полученными знаниями, расширять свой кругозор. Это повысит результаты обучения и уровень удовлетворенности учащихся. Как следствие, приведет к сформированности личностных, метапредметных и предметных УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога дополнительного образования и концертмейстера в решении педагогических задач дополнительного образования детей
Детское хоровое пение – важнейшее средство музыкально-эстетического и – шире – эстетического воспитания в целом. Достижение этой важнейшей цели не ограничивается собс...
ЭССЕ "Тьюторство как способ решения педагогических задач"
В рамках курсов повышения квалификации «Основы тьюторского сопровожденияв учреждениях общего образования» было предложено поразмышлять над некоторыми вопросами обучения. В результате ...
Решение педагогической задачи.
Решение педагогической задачи в рамках апробации модели уровневой оценки компетенций учителя. (32 балла из 40)...
Решение педагогической задачи
Решение педагогической задачи , способы развития межпредметных связей учителем математики в рамках работы Лицея...
Решение педагогической задачи
Решение пед.задачи...
Методический материал "Решение педагогических задач"
Технология решения педагогической задачи, так же, как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости. Так, к...
Создание современных средств для решения педагогических задач (Материалы библиотеки МЭШ, контент Learning App)
Интерактивный контент МЭШhttps://uchebnik.mos.ru/catalogue?user_id=3677742&author_name=Гребнева%20Вера%20ЮрьевнаИнтерактивный контент Learning Apphttps://learningapps.org/user/Вера 26031986...