Методический материал "Решение педагогических задач"
учебно-методический материал
Технология решения педагогической задачи, так же, как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости. Так, концептуальная основой технологии педагогической задачи в соответствии с приоритетами современного российского общества является гуманизм – система взглядов, утверждающая отношение к человеку как к высшей ценности на земле, признающая его возможности и способности к самосовершенствованию, право на свободное и всестороннее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Решение педагогических задач" | 54.57 КБ |
Презентация "Решение педагогических задач" | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено решению именно воспитательных педагогических задач.
Особенностью педагогической задачи является то, что она имеет те же компоненты, что и сам образовательный процесс: педагоги и учащиеся, содержание и средства решения.
Одной из особенностей педагогической задачи является то, что ее решение не завершается переведением ситуации в требуемое состояние. Для педагога важно провести анализ процесса решения, осуществить рефлексию своей роли, собственных мыслей и переживаний, возникших в ходе решения педагогической задачи.
Решить педагогическую задачу означает «построить ориентировочную основу деятельности в виде прогноза, а потом и выполнить эту деятельность”.
Технология решения педагогической задачи, так же, как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости. Так, концептуальная основой технологии педагогической задачи в соответствии с приоритетами современного российского общества является гуманизм – система взглядов, утверждающая отношение к человеку как к высшей ценности на земле, признающая его возможности и способности к самосовершенствованию, право на свободное и всестороннее развитие.
Системность такой технологии определяется тем, что она является составной частью общей педагогической системы и в свою очередь обладает всеми признаками системы: логикой, взаимосвязью составляющих компонентов, целостностью, управляемостью, представляя собой последовательность этапов решения педагогической задачи. Эффективность характеризуемой технологии обеспечивается соответствием полученного результата поставленным дидактическим и воспитательным задачам.
Воспроизводимость технологии достигается в том случае, когда любой, даже начинающий педагог, может ее использовать в сходных условиях и получить запланированный результат.
В технологическом аспекте решение педагогической задачи соответствует алгоритму конструирования образовательного процесса и включает четыре основных этапа.
- постановка задачи на основе анализа ситуации и конкретных действий учащихся - оценка
- моделирование способов решения педагогической задачи - прогнозирование
- осуществление плана действий по ее решению - решение
- анализ результатов решения педагогической задачи.
На первом этапе преподаватель выявляет участников создавшейся ситуации и определяет мотивы действий студентов (носят они импульсивный, аффективный, сознательный, преднамеренный характер). Далее преподаватель проясняет для себя возможные причины поступка, ищет заключенное в этом поступке противоречие, уточняет для себя детали сложившейся ситуации и уже на основе данных обстоятельств формулирует педагогическую задачу с учетом стратегических и тактических задач.
На втором этапе преподаватель определяет возможные способы решения задачи. На третьем этапе реализуются запланированные способы педагогического взаимодействия (или воздействия). Четвертый этап включает отбор средств диагностики полученных результатов, выявление допущенных в ходе решения педагогической задачи ошибок и определение способов их преодоления.
То есть для того, чтобы решить педагогическую задачу, педагогу необходимо пройти 4 последовательных этапа: оценить педагогическую ситуацию, спрогнозировать последствия того, если задачу не решать, а также спрогнозировать возможные способы решения, осуществить план действий по решению и ну, конечно, провести анализ результатов.
Законченный цикл решения педагогической задачи сводится к триаде "мыслить — действовать — мыслить"
Вот теперь хотелось бы предложить Вам применить данный алгоритм решения педагогических задач на практике. Итак, вам сейчас будет представлена педагогическая задача, которую вам необходимо решить, применив составленный алгоритм. Сначала мы с Вами оценим ситуацию, далее спрогнозируем последствия, а потом предложим решения. Итак, внимание, коллеги!!! Начинается урок!!!
Ситуация1!!!
Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя.
Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит:
– Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.
Прогнозирование
В этой ситуации учитель продемонстрировал свою зрелость. Он не воспринял эту язвительную карикатуру как свою личную обиду. Он не стал обижаться на детскую выходку. Он не искал виновника и не пытался пристыдить его. Он избежал бесплодных поучений и морализаторства. Вместо этого он одобрил творческую инициативу и показал уважение к искусству. Такая реакция учителя позволила детям увидеть силу учителя, его самоуважение, сдержанность. Они увидели, что не владеют силой влияния на эмоциональный настрой педагога, и в следующий раз у них не возникнет желания так поступать.
Решение
Талантливый и мудрый учитель никогда не вызывал отрицательных эмоций у своих учеников. Всегда был вежлив и откровенен с ними. Эта ситуация могла бы возникнуть из-за общего настроя класса (класс устал, класс хотел побезобразничать, хотели проявить себя, привлечь внимание), который не мог найти иной выход своим эмоциям, не мог найти другой способ самореализации. К учителю напрямую никаких претензий не предъявлялось. Такое поведение педагога (спокойный интерес, заинтересованное спокойствие) обезоруживает, приятно поражает детей. На положительном примере они учатся в дальнейшем реагировать на жизненные ситуации, учатся уважать других людей, труд и старание других людей.
Ситуация 1
Урок английского языка.
Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя.
Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую). Особенно выделяется один мальчик. Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.
Очередное задание – подготовить пересказ текста.
Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.
Учитель: «Значит, я ставлю тебе два».
Ученик: «Нет, в таком случае я перескажу».
Учитель: «Поздно. Раньше надо было думать»
Ученик: «Да я перескажу».
Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее, хлопает дверью.
Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.
Оценка
Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками второй группы давно запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость.
Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два»
за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав ученику возможности даже ответить.
Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный про-
ступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением.
Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.
Прогнозирование
Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса.
Решение
Учитель должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.
Ситуация 2
Учительница: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили прошедшие времена английского языка, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учительница (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса: «Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учительница: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать».
Оценка
Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать.
Прогнозирование
Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как
нельзя будет говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю.
Решение
Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет
для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель. В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены. Напр., слова: «Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку», – дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы. Кроме того, как мне кажется, учитель
должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке.
Ситуация 3
Учительница английского языка заходит в 9 класса и видит, что ученики повесили все плакаты с грамматическими схемами на новые грамматические правила вверх ногами. Девочки решили пошутить в расчете на то, что учитель потратит несколько минут урока на перевешивание плакатов, и можно будет еще некоторое время заниматься своими делами. Учительница начала ругать детей, обвинять их в неуважении к себе, заставила их перевесить плакаты, и в итоге они получили бы то, чего добивались.
Прогнозирование
Руганью и угрозами учитель не добьётся уважения девочек, а только потеряет авторитет. Так как дети, совершая такие поступки, ожидают от учителя именно такой реакции. Она послужит для них стимулом для продолжения издевательств. В конце концов, любому преподавателю грозит нервный срыв, если он будет продолжать реагировать таким же способом.
Решение
Вариант проведения урока. Как ни в чем небывало, учитель начинает урок и приступает к объяснению материала. Правила очень сложные, в учебниках их нет, а списывать неудобно. Многие ученицы не успевают переписать схемы себе в тетради. В конце урока учительница дает десятиминутную проверочную работу на первичное закрепление только что пройденного, при этом сняв схемы. Реакция педагога оказалась непредсказуемой, но при этом обоснованной и логичной. Во-первых, ученицы сами создали напряжение в течение всех сорока минут занятия, в результате чего ерзали и беспокоились во время объяснения материала, тогда как можно было записать правила со слов учителя и написать самостоятельную работу без использования плаката. Во-вторых, учительница очень грамотно продемонстрировала, кто на уроке главный, и по чьему сценарию разворачивается действие занятия: она не стала ругаться, кричать, а молча пристыдила учениц, показав им их поступок с точки зрения умного и спокойного человека.
Ситуация1!!!
Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит:
– Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.
Оценка:
Прогнозирование:
Решение:
Алгоритм решения педагогической задачи
Алгоритм решения педагогической задачи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая задача - материализованная ситуация воспитания и обучения
Решить педагогическую задачу построить ориентировочную основу деятельности в виде прогноза, а потом и выполнить эту деятельность
Алгоритм решения педагогической задачи Анализ Оценка Решение Прогнозирование
Цикл решения педагогической задачи
Благодарю за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Педагогические задачи на всех этапах разучивания музыкального произведения в классе аккордеона"
Описываются пути совместной поэтапной работы педагога и ученика по разучиванию музыкального произведения, а так же возможные допускаемые ошибки в ходе разучивания и методы их устранения....
Методический семинар «Педагогический дебют», «Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М. Е. Евсевьева» Факультет истории и права.
«Формирование исследовательских компетенций учащихся посредством проектной технологии». Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектир...
Взаимодействие педагога дополнительного образования и концертмейстера в решении педагогических задач дополнительного образования детей
Детское хоровое пение – важнейшее средство музыкально-эстетического и – шире – эстетического воспитания в целом. Достижение этой важнейшей цели не ограничивается собс...
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Описание понятия "рефлексия" и ее компонентов....
Выступление на методическом объединение " Методические аспекты решения задач с параметром"
Решение задач с параметром. Подготовка к ЕГЭ....
Распространение педагогического опыта через участие в методических мероприятиях педагогического сообщества
Принимаю активное участие в работе городского педагогического сообщества учителей технологи и педагогов дополнительного образования. Представляю опыт педагогической раб...
Методическая разработка "О педагогических задачах в классе академического пения"
В представленной разработке рассматриваерся вопрос о создании необходимых условий для бережного развития детского голоса и его охраны в процессе обучения. Раскрывается вопрос о рол...