Работа с одарёнными детьми
материал
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Характеристика одарённых детей
Начнем с того, что определимся с самим понятием:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель:
создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования
Задачи:
использование на уроке русского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей обучающихся;
отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности, а также научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
организация разнообразной внеурочной деятельности по предмету;
развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний русского языка.
Обоснование необходимости работы с одаренными детьми
Реформы, произошедшие в системе образования, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. В нашем сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.
Функции учителя
1.Выявление одарённых детей.
2.Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными
детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого,
научно-исследовательского уровней.
3.Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
4.Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
школьного и городского уровня.
5.Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня
сложности.
6.Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития
способностей их детей.
7.Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Принципы работы с одаренными детьми
1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников;
2. Акцент на решающую роль теории;
3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности;
4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности;
5. Поддержание интереса, любознательности;
6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т. д.
Методы работы:
Проблемные, исследовательские, поисковые, практические.
Основные направления работы:
1. Разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся;
2. Диагностика – неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;
3. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;
4. Развитие творческих способностей учащихся;
5. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:
а) организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;
б) знакомство учащихся с новинками литературы;
в) помощь ученикам в подборе литературы.
Ожидаемые результаты:
- удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого
творческого, интеллектуального уровня;
- формирование банка технологий и программ для работы с одаренными детьми;
- количественные показатели успешности учащихся
(олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).
Формы работы с одаренными учащимися
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- конкурсы и конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
- видом одарённости;
- возрастом ребёнка;
- социальным статусом семьи ребёнка;
- уровнем одарённости;
- активностью самого ребёнка;
- профессиональной подготовкой педагога
Банк одаренных детей
№ | Фамилия, имя | Класс | Способности |
1. | Кавкуцкая Анна | 6«Б» | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие:(активность, критичность, быстрота, внимание) |
2 | Хорольский Иван | 7 «Б» | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
3 | Прокопенко Софья | 7 «Б» | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
4 | Щетинина Валерия | 8 «А» | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
5 | Григорян Инесса | 8 «А» | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
6 | Селезнёва Юлия | 8 «А» | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
7 | Бурьянова Влада | 8 «А» | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
8 | Щелканова Дарья | 10 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
План работы с одаренными учащимися
по русскому языку и литературе
на 2019 – 2020 учебный год
Учитель :Голубова Ю.Н.
№ | Содержание материала | Сроки |
1 | 1.Анкетирование, собеседование. Формирование списков обучающихся. 2. Составление плана работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе. 3. Повторение и обобщение. Предложения по цели высказывания и по интонации. Состав слова. 4.Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. | сентябрь |
2. | 1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы . Стили речи. Характеристика функциональных стилей. Что такое текст? Типы речи: описание, повествование и рассуждение. 2. Дистанционная олимпиада «Инфоурок» по русскому языку. 3.Развитие речи. Написание сочинения «Мой любимый предмет», «Мой класс», «Для чего нужен язык?». 4. Участие в конкурсе чтецов и внеклассных мероприятиях | октябрь |
2. | 1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы . Правописание проверяемых и непроверяемых ударением гласных и парных согласных в корне слова. 2. Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех | ноябрь |
3. | 1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы . Изложение с грамматическим заданием 3. Участие в интернет-олимпиаде по русскому языку и литературе 4. Онлайн-тестирование | декабрь |
4. | 1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы . Практическая работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи». 2. Участие в конкурсе сочинений «Моя будущая профессия» 3. Выразительные средства синтаксиса и пунктуации. Способы выражения грамматической связи в словосочетании и предложении. 4. Онлайн-тестирование 5. Организация работы в Интернете по поиску и использованию информации, подготовка к урокам 6. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору) | январь |
1. Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе 2.Стихотворение собственного сочинения и презентация. Сочинения, тестирование, анализ произведений, чтение наизусть. 3. Участие в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку и русской литературе проекта «Инфоурок» 4. Неделя русского языка и литературы. Участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях 5. Индивидуальная и групповая работа по предмету с одноклассниками 6. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору) | февраль | |
1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы . Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах предложения 2. Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания. 3. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте.Эпитет в тексте. Работа метафоры в тексте. Роль олицетворения в тексте. Метонимия в тексте. 4. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору) 5. Публикация стихотворений, сказок, рассказов на интернет-сайтах | март | |
1.Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы . Правописание чередующихся гласных в корне слова(раст-ращ-рос,лаг-лож). 2.Использование сравнения в тексте. Работа литоты и гиперболы в тексте. Работа аллегории в тексте. Работа оксюморона в тексте. Аллитерация и ассонанс в тексте. Стилистически окрашенная лексика в тексте. 3. Участие в конкурсе чтецов « Никто не забыт и ничто не забыто». Индивидуальное участие | апрель | |
1. Конкурс авторских стихотворений и сочинений, посвященных 75-летию Великой Победы 2. Выставка творческих работ учащихся. Буклеты,сборники стихотворений , сказок, рассказов. 3. Публикация стихотворений, сказок, рассказов на интернет-сайтах | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.
Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....
Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми
Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...