Эссе " Я - учитель"
статья

Гордеева Лидия Федоровна

В данной работе раскрыты мотивы выбора учительской профессии, изложены собственные педагогические

принципы  и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности,

демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse._ya_-_uchitel.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Учитель. Лишь 7 букв в этом слове, но сколько значимого и ценного за ними. Как много в этом слове ноток…  Это одна из самых важных и нужных профессий на свете. Учитель заменяет самого дорогого человека – маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания.

      В жизни каждого человека  наступает осознанный момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрать. У каждого из нас есть свой путь, который мы выбираем и идем по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и не сожалеть о своем выборе. Двадцать шесть лет назад и я выбрала для себя этот путь – стать учителем, и ни разу не усомнилась в  правильности своего выбора. Что же повлияло на мой выбор? Основным ориентиром в этом для меня стала моя учительница русского языка и литературы Кувакина Раиса Ивановна. В ней всегда чувствовалось желание заинтересовать, зажечь, повести за собой. Я помню ее неторопливую речь, ее сдержанность и воспитанность, ее желание сделать нас лучше, помочь нам стать людьми, ее простые, но такие нужные уроки доброты. Как уважительно говорили о ней окружающие: «Она Учительница…». Раиса Ивановна для меня была не только образцом педагога, но и идеалом интеллигентной, элегантной женщины.  На всю жизнь запомнились  ее уроки о Пушкине, Толстом, театральные постановки по сказкам Маршака, рассказам Чехова. Спустя много лет я вспоминаю приемы любимого педагога и применяю их в своей практике.

Быстро пролетели пять лет учебы в институте. И вот я тоже учитель. На меня устремлены детские любопытные глаза, полные интереса, любознательности, а порой неуверенности и озорства. Так хочется, чтобы интерес и любознательность не угасали, а озорство и неуверенность направлены в благоприятное русло.

Самый главный участник образовательного процесса  и самый главный человек в школе -это Ребёнок. Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить учебный материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Вооружить теми умениями, которые обозначены в требованиях ФГОС? Или важнее качественно подготовить к ЕГЭ, обеспечив высокие баллы? Наверное, всё нужно. Но это ли для него самое главное? А может, важнее другое? Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет: «Счастье – это когда тебя понимают»? Может, и для ребёнка важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть? Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями? Важно не бояться идти на урок, иметь своё мнение, не бояться спорить, сомневаться и ошибаться?

 Надо уметь уважать ребёнка. Надо видеть в нём Человека. Уметь видеть его в настырном, неусидчивым, непослушном, порою назойливом, с нагло пробивающимся юношеским максимализмом подростке. Уметь увидеть его и в тихом, незаметном, вечно молчащем, старающемся отсидеться на последней парте ученике. Уметь видеть в каждом. Мне кажется, с этим умением уважать другого не рождаются, его надо в себе воспитывать, растить, если хотите. А значит, надо уметь над собой работать. И если ты, учитель, научишься уважать каждого, тогда заслужишь и ответного уважения.

Очень важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не догматом готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать. Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе.

Современному миру не нужны люди с готовым багажом знаний. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способными к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель.

   Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

   На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. 

    Каждый раз, создавая  урок, учитель задает себе ряд вопросов: как пробудить у детей интерес к изучаемому предмету; какой учебный материал подобрать для достижения поставленной цели; какие методы и средства обучения выбрать, как обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, создавая таким образом мотивацию для дальнейшего развития личности. Для реализации поставленных задач, на мой взгляд, наиболее актуальными являются принципы сотрудничества и деятельностного подхода. Деятельностный подход в обучении предполагает, что ученик не пользуется готовым набором знаний, навыков и умений, а сам учиться добывать знания, а затем использовать их на практике.На своих уроках я не люблю преподносить материал «на блюдечке». Учу детей думать, рассуждать, анализировать. Не секрет, что в одном классе учатся дети с разными способностями, памятью и мышлением. Но они все хотят, чтобы их выслушали и похвалили. Для создания ситуации успеха делю класс на группы, чтобы каждый ребенок мог внести свою лепту в общее дело.

      Групповые формы работы очень часто применяю на своих уроках  и на внеурочной деятельности. Вот здесь как раз и открывается широкий простор для общения детей между собой и учителем. Не могу сказать, что групповая деятельность сразу «пошла как по маслу», что и не удивительно. На организацию работы уходило много времени, дети не всегда приходили к нужному результату. Но отсутствие правильного решения – это тоже результат, потому что выявленные ошибки дают возможность тут же исправить их и прийти к нужному итогу. Кроме того, дети учатся анализировать причины того, почему они не справились с заданием или не успели выполнить его. Таким образом, они не только решают учебную задачу, но и учатся сотрудничать между собой и с учителем.

    Так же важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, но использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Особенное внимание в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физминутки для глаз, а также музыкальные и танцевальные паузы, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке, слежу за правильностью позы учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

    Также активно применяю на всех уроках игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

       На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь, и анализировать результаты. Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя.

    Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня увлекательная профессия. Ведь учителем может быть не каждый. Учитель - это дар природы, талант. Поэтому кроме знаний, полученных в стенах педагогического  ВУЗа, нужно еще стремление любить детей и быть любимыми. Учителя должны быть примером для подражания. Хочу пожелать всем нам, учителям, любить свою работу. Своих учеников, понимать их, прощать за шалости и ошибки, радоваться их успехам. А успешные ученики - это успешный учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...