"РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ".
статья
Предпосылки возникновения вокально-эстрадного ансамбля в школе.
Этапы формирования детского ВИА.
Инновационные технологии в работе со школьным ВИА.
Формирование репертуара в ансамбле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
via_mastergrad.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Мастерград»
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.
Стародубцева Л.Н.
педагог дополнительного образования
МАОУ «Мастерград» г. Пермь
г. Пермь 2019г.
Содержание.
- Введение.
- Предпосылки возникновения ансамблевого эстрадного вокально-инструментального исполнительства в МАОУ «Мастерград». Этапы формирования детского ВИА.
- Формирование репертуара ВИА.
- Заключение.
Введение.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров у молодого поколения. Особенно стал ощутим разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культурой молодёжи, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Стремительное развитие современного общества, обновление системы социальных ценностей и жизненных приоритетов вызывает необходимость постоянного совершенствования системы дополнительного образования, обновления его содержания, обогащения палитры форм и методов обучения. Дополнительное образование - это та сфера, где в условиях массовой школы ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Перед педагогами дополнительного образования стоит цель применения инновационных методов и приёмов в обучении. Проблемы использования компьютерных технологий и необходимость их исследования обусловлены группой внешних и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести общие тенденции развития общества и системы образования в целом; к внутренним - специфические особенности музыкального обучения и современной музыкальной практики.
Принципы взаимодействия основного и дополнительного образования: развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие исполнительских навыков; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени (в том числе приобщение подростков девиантного поведения); развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; развитие навыка нахождения и обработки новой информации посредством современных технологий и самостоятельное применение в процессе обучения, в том числе музыкальном образовании.
Надо признать, что поставленная перед педагогами задача применения инновационных технологий в обучении, не совсем прозрачна для педагогов индивидуального обучения на музыкальном инструменте. Тем не менее, данная задача заставляет не только проанализировать свои методы и привычки в работе, но и позволяет идти в ногу со временем, не отставая от информационного уровня наших учеников, позволяет расширить спектр знаний и методов в обучении. Педагог становится на новую современную ступень педагогической деятельности, что позволяет быть конкурентно способным как самому педагогу, так и его ученикам. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Борис Владимирович Асафьев, музыковед, композитор, музыкальный критик писал, что "по существу всякое творческое изобретение есть комбинирование по-новому прежних данных". Для решения данной проблемы необходимо сопоставление формы и методов передачи знаний педагога – ученику. Педагогу необходимо адаптировать богатый накопленный опыт в музыкальной системе образования к критериям и интересам современного ученика.
Моя тема называется «Роль школьного вокально-инструментального ансамбля в формировании художественно-творческих способностей учащихся». На первый взгляд, кажется, что при заявленной теме не совсем возможно раскрыть объединяющий аспект инноваций в музыкальном образовании и в работе с ВИА, тем не менее, я убеждена, что главной целью работы педагога дополнительного образования является не только профессиональный исполнительский уровень детей, и даже не умение построить работу с помощью инновационных методов обучения - конечная цель ориентирована на личность ученика, на его духовное и творческое развитие.
Подросткам свойственно чувство коллективизма, поэтому у них возникает желание выполнять что-либо в группе, в частности, музицировать в ансамбле. ВИА – фактор, объединяющий интересы и стремления учащихся к современным тенденциям в музыкальной культуре. Бурное развитие новых информационных технологий, средств связи, обработки и передачи информации, их популяризация на радио и телевидении, послужили объективной причиной для роста популярности данного жанра музыкального коллективного творчества среди учащихся и молодёжи. Электромузыкальные инструменты широко используются не только в профессиональных музыкальных коллективах, но и получают всё более широкое распространение в повседневном обиходе, как инструменты любительского музицирования. Ансамбль - музыкальный коллектив, деятельностью которого является творческий процесс вокально-инструментального исполнительства, организованный творческими целями и задачами.
Только при сформированности определённой цели руководитель ВИА может добиться результатов. Цель руководителя школьного ВИА - посредством обучения навыкам игры на электромузыкальных инструментах и использования разнообразных форм индивидуальной и коллективной творческой деятельности (оркестровой аранжировки и исполнительства, игры по слуху в ансамбле, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) сформировать и развить у учащегося широкий круг музыкальных способностей, пробудить и поддержать творческую активность.
Предпосылки возникновения ансамблевого эстрадного вокально-инструментального исполнительства в МАОУ «Мастерград». Этапы формирования детского ВИА.
Работа с ВИА включает в себя несколько видов деятельности: образовательная, творческая, исполнительская, концертная. Занятия представляют собой цепочку одного связующего звена образовательной программы и являются наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Естественно, прежде чем ученик сможет играть в вокально-инструментальном ансамбле, он должен овладеть основными приемами игры на гитаре. В нашей школе индивидуальное обучение игре на классической гитаре является основополагающим для исполнения музыкальных произведений в ансамбле. Навыками коллективной игры могут успешно овладевать учащиеся, которые уже усвоили основные приемы игры на гитаре.
В моей школе ВИА создавался изначально, на базе класса классической гитары, существующего на протяжении уже 22 лет. На первоначальном этапе обучения, еще не занимаясь с учеником непосредственно ансамблем, я уделяю внимание привитию навыков ансамблевой игры. Это выражается, например, в совместном проигрывании музыкального материала. На уроках классической гитары выделяю время на знакомство с электрогитарой, провожу обучение приёмам игры характерным электроинструменту. Дополнительно к программному репертуару по классической гитаре разучиваем соло с использованием минусовок.
Материальной базы для создания детского ВИА изначально не было. Дети в единичных случаях приобретали электрогитары, звукоусилители и благодаря этому на уроках классической гитары мы стали использовать ансамблевую игру в новом формате. Сформировался репертуар, появились концертные выступления, но расширение до состава полноценного ВИА было не возможно. Сразу хочется отметить, что материально-техническое оснащение школьного ВИА должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Оснащение вокально-инструментального ансамбля: акустическая гитара (2шт.); электрогитары (бас и ритм, соло- гитара); ударная установка (бас-бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки); клавишные инструменты (электросинтезатор); микрофоны(4шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), монитор, стойки для микрофонов (3 шт.). Но, так как наша общая мечта с детьми была довольна сильна, а, как известно мечты сбываются, благодаря шефам нашей школы инструменты были приобретены. Стало возможным проводить полноценные занятия по работе с детским ВИА.
Первое с чего начинается работа ансамбля – это подбор участников художественного коллектива. Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и по степени овладения музыкальным инструментом. При подборе участников ансамбля приходится тщательно продумывать партии, чтобы они соответствовали исполнительским возможностям учащихся.
Трудностью для руководителя ансамбля на первом этапе является тот факт, что педагог должен обладать не только навыками игры на электрогитаре, но владеть приёмами игры на ударной установке, уметь проводить вокальную работу с солистами групп. В нашей школе 3 педагога проводят вокальную работу с учащимися. Как правило, в ансамбль приглашаются дети, имеющие вокальные навыки, которые они получили на уроках сольфеджио, хора. Тем не менее, руководитель ансамбля должен иметь знания по вокальной технике развития. На протяжении многих лет осуществляется обучение по классу фортепиано, что решает проблему владения синтезатором.
Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы, иногда приходиться вносить корректировки в репертуарный или учебно-тематический план. Для успешного творческого развития ВИА педагогу крайне необходимо владеть информационными технологиями.
Интернет как средство распространения информации отрыл возможность изучение разных школ обучения, в каждой музыкальной культуре есть свои аспекты, интересные для развития инструменталиста, (новые приёмы, репертуар) и т.д. Руководитель может не только использовать школы отечественных мастеров но, и, анализируя и апробируя западные прогрессивные школы применять в обучении. Важной задачей для педагога дополнительного образования является разработка нового подхода к электронным методическим материалам, поиск новых концепций и методик обучения, освоение дидактического потенциала информационных, средств. В своей работе с ВИА на начальном этапе я использовала известнейшую программу для создания, редактирования и распечатки нотных листов – Finale. Также может быть использована программа Sibelius. Программа разработана для сочинения, воспроизведения и распечатки нот. Самая популярная среди моих учеников - программа Guitar Pro[1] . Это нотный редактор, предназначенный для создания, редактирования и прослушивания гитарных табулатур и нотных партитур, программа обладающая мощным встроенным MIDI-редактором, построителем аккордов, проигрывателем, метрономом и многими другими полезными для гитаристов (и не только) инструментами. Предстоит освоить такие программы как Cubas, Gitar Rig[2], Band - in Box, Jazz guitarist[3] - которые по сути своей являются маленькими домашними музыкальными студиями. Интереснейшая программа Guitar FX Box[4] . Эта программа - процессор гитарных эффектов. Для реализации данных целей необходимо расширение материальной базы школьного ВИА.
Формирование репертуара ВИА.
Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение школьников. В репертуар включены инструментальные композиции, что позволяет ансамблю повышать свой исполнительский уровень владения инструментом. Гитарный репертуар включает богатейшее классическое наследие, фламенко, джаз, рок, кантри, искусство бардов. Авторская песня по общепринятым правилам всегда ставилось в ранг отдельных музыкальных жанров. Современная авторская песня претерпела большие изменения. В жанре появилось много профессиональных музыкантов. Подтверждением является уровень концертов, проходящих на Всероссийском фестивале им. В. Грушина. Детский репертуар, представленный в конкурсной программе вызывает интерес не только с точки зрения хороших детских текстов, но и позволяет расширить музыкально-слуховой опыт детей. В своей работе я использую авторские песни, так как современная авторская песня в синтезе с ВИА способствует духовно-нравственному воспитанию участников группы. Именно когда текст песни содержит нравственно-воспитательную сущность, детям легко преподносить важные истины, способствующие воспитанию нравственности. (Например: песни, посвящённые Вов).
Концертная деятельность – особая часть работы детского вокального коллектива. Это своеобразный итог проведенной репетиционной и педагогической работы за определенный период времени, способный отразить как результаты проделанной работы, так и степень усвоения материала детьми. В своей работе я использую компьютерные программы для создания видеозаписи, минусовки и другой музыкальный материал. Репертуар изучаемых произведений, подбирается с учетом государственных, тематических и профессиональных праздников, а также с учетом предпочтений и вкусов самих учеников.
Заключение.
Безусловно, педагог дополнительного образования должен уравновешенно относиться к современным компьютерным технологиям. Ни -что не заменит мастерство и талант учителя и его ученика.
В целом надо признать - бездонная пропасть легла между возможностями компьютера "на выходе" и организацией детского творчества в ВИА. Неограниченные возможности цифровых студий звукозаписи вытеснили и почти полностью "убили" творческое наследие вокально-инструментальных ансамблей. «Пиратские» музыкальные программы-редакторы, дают возможность любому школьнику научиться работать с сэмплами, MIDI файлами и производить компьютерную музыку дома. В большинстве случаев детские вокальные коллективы работают с минусовками, это удобно, ярко и не требует таких затрат. Начинать организовывать детский вокально-инструментальный ансамбль в компьютерный век кажется, безумным желанием прокатиться на машине времени "назад - в прошлое". Но, ничто не заменит живое исполнение музыки. Ансамблевая игра в музыкальном образовании всегда занимала важнейшее место. ВИА позволяет развивать навык ансамблевой игры в новом формате.
Успешность и эффективность применения инновационных методов в преподавании можно гарантировать только в том случае, когда учитель имеет широкий кругозор и владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, способен определить место ИКТ в методической системе преподавания предмета. Интерес школьников к деятельности ВИА позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Обществу сегодня необходим человек, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в любую современную ситуацию, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки. Современные дети нуждаются в развитии гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи. Осознание педагогом-инструменталистом воспитательной ценности развития детского творчества является одним из необходимых условий для формирования личности ребенка. Умелое руководство творческим коллективом содействует формированию активной творческой личности, способной к преобразованию окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."
работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...
Презентация Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы
Презентация к работе...
Реабилитационная программа «Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и школьного возраста»
Обоснование выбора. ПРОГРАММА по формированию художественно – творческих способностей детей младшего школьного и школьного возраста на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитац...
Реферат на тему: О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся
повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся...
Роль школьного музея истории села Исенбаево в изучении темы «Исенбаевцы - учащиеся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти»
Исследовательская работа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...
«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и формирования художественно-творческих способностей дошкольников в рамках дополнительного образования»
Методическая разработка по ознакомлению детей с бумагопластикой, разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической....