«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и формирования художественно-творческих способностей дошкольников в рамках дополнительного образования»
план-конспект

Шляхина Екатерина Николаевна

Методическая разработка по ознакомлению детей с бумагопластикой, разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumagoplastika.docx26.84 КБ
Файл bumagoplastika_s.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

План-конспект учебного занятия

для детей первого года обучения стартового уровня

в объединении «Творческий калейдоскоп»

Тема:

«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и формирования художественно-творческих способностей дошкольников в рамках дополнительного образования»

 Автор: Шляхина Е.Н.

2021 год


План-конспект учебного занятия для детей первого года обучения.

Программное содержание:

Пояснительная записка.

Методическая разработка по ознакомлению детей с бумагопластикой, разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, формирование нравственно-личностных качеств, коммуникативной культуры, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка в процессе овладения приемами техники бумагопластики.

Задачи:

Образовательные:

- обучение детей новым техникам работы с бумагой разной фактуры.

Развивающие:

- развитие зрительно-моторной координации;
- создание условия для проявления творческой активности в процессе продуктивной деятельности;

- формирование умения и навыков и культуры труда.

Воспитательные:

- воспитание самостоятельной творческой активности в процессе продуктивной деятельности;

- воспитание положительных личностных и коммуникативных качеств у детей.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Презентация, образцы работ, образцы бумаги.


Ход занятия.

Вводная часть:

Слайд №1.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о таком обычном предмете, как бумага и о том, как с ней работать. Я вам расскажу о бумагопластике.

Основная часть:

Слайд №2.

Что же такое бумагопластика? Это художественное моделирование, в котором новые образы создаются из бумаги благодаря свойству высокой пластичности, т.е. легкого запоминания формы и представляют собой выпуклые, рельефные, объемные и полуобъемные композиции на плоскости или объемные трехмерные бумажные изделия.  

Слайд №3.

Бумага, как материал для вашего творчества, ни с чем несравнима. Её легко обрабатывать и для этого необходимо минимум инструментов. Это самый универсальный и доступный материал, из которого своими руками можно создать целый мир.

В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету.

Какая же бывает бумага? Об этом я расскажу вам подробнее.

Слайд №4.

Картон:

- этот плотный и толстый материал, из него можно изготавливать различные подделки:

- бывает разных цветов, а также глянцевый: гладкий, блестящий и матовый;

- следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и, если сгиб выполнен неровно, исправить уже ничего будет нельзя.

Цветной плоский картон просто незаменим для нашего творчества.

Слайд №5.

Газетная бумага:

- непрочная, тонкая, имеет желтоватый оттенок, шероховата на ощупь, такая бумага не пригодна к аппликации;

- бумага, предназначенная для печатания газет;

- легко рвется и мнется.

Например, из газетной бумаги можно сделать шапочки, которые надевают в жаркий день, или сложить фигурки животных.

Слайд №6.

Оберточная бумага:

- это яркая, гладкая и красочная бумага, достаточно прочна и с трудом рвется руками.

Благодаря разнообразию цветов и  хорошей  склеиваемости - эта бумага прекрасно подходит для создания аппликационных картин.

Слайд №7.

Бархатная бумага:

- немного напоминает картон с той лишь разницей, что с одной стороны ее поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками, что и делает материал похожим на бархат.

Использование такой бумаги в аппликации и силуэтных вырезках позволяет создать очень красивые и оригинальные произведения.

Слайд №8.

Санитарная бумага:

- этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец;

- бумага тоненькая, мягкая, приятная на ощупь.

Такую бумагу зачастую используют для создания забавных поздравительных открыток. Впрочем, капелька фантазии – и вы найдете ей применение при работе над различными поделками.

Слайд №9.

Гофрированная бумага:

- эта тонкая, мягкая, нежная, пластичная разноцветная бумага;

- приятная на ощупь;

- матовая, рыхлая, полупрозрачная, эластичная

Просто идеально подходит для детского творчества.

Слайд №10.

Фольга:

- блестящая, разноцветная, сверкающая и переливающаяся на солнце обертка от шоколадки, конфеты или шоколадного яйца.

 - на ощупь фольга прохладная, скользкая, гладка;

-  при зрительном восприятии фольга блестит, серебристого цвета, сверкает, фольга - невероятно податливый материал;

 - фольга  легко рвется, мнется, сворачивается, складывается, скатывается в колбаски, шарики и легко режется ножницами.

Слайд №11.

Цветная бумага:

- бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая;

- бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить;

- бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.

Глянцевая бумага:

- блестящая, яркая, гладкая поверхность.

Цветная бумага - прекрасный материал для детского творчества, позволяющий создавать красивые красочные и интересные поделки.

Слайд №12.

Вот я вам и рассказала, какая может быть бумага. Это не все виды бумаги, но с этой бумагой мы будем сталкиваться на занятии.

Теперь давайте поговорим какие направления бывают у бумгопластики.

Плоскостная и объемная аппликация

Обрывная аппликация и мозаика

Квиллинг

Торцевание

Оригами и модульное оригами

Аппликация из смятой, сложенной гармошкой и скрученной бумаги

Айрис-Фолдинг

Бумажная скульптура или бумажное конструирование

Слайд №13.

Теперь я вам расскажу о некоторых направлениях подробнее. Начнём с объёмной аппликации.

Объёмная аппликация - одна из техник бумажной пластики, представляющая собой синтез конструирования и плоскостной аппликации, в которой только часть аппликации соприкасается с основой, а большая часть приподнимается над ней, имеет высоту.

Слайд №14.

Дальше давайте поговорим об обрывной аппликации или мозаике.

Основой является  лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (или несколько цветов) и клей. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их обрывают из целого листа и постепенно закрывают весь контур.

Слайд №15.

Аппликация из смятой и скрученной бумаги, бумаги, сложенной гармошкой.

Поделки могут делаться из бумаги, сложенной гармошкой. Или изделие выполняется из бумаги, смятой в комочки. Также поделки можно выполнять из бумаги, свернутой в трубочки или скрученной в жгутики.

Эти виды бумажного творчества могут быть самостоятельным изделием или же элементом изделия. 

Слайд №16.

Квиллинг или бумагокручение – это искусство скручивать длинные  и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Слайд №17.

В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги или салфеток нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или двустороннего скотча и карандаша или зубочистки закрепляются на поверхности формы.

Слайд №18.

Айрис Фолдинг - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии, местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги, в настоящее время применяют также атласные ленты.

Слайд №18.

Конструирование из бумаги или бумажное моделирование – это уникальная технология, интересная и взрослым и детям, она позволяет создавать красочные игрушки, которые вписываются не только в сюжет детской игры, но и в интерьер.

Слайд №19.

Своё знакомство с видами бумагопластики мы начнём с техники торцевания. Я предлагаю вам научиться делать такое красивое осеннее дерево.

Заключительная часть.

Молодцы, ребята! У всех получились очень красивые деревья. Мы с вами как будто оказались в прекрасном осеннем лесу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и формирования художественно-творческих способностей детей МУДО ДДЮТ Объединение: «Творческий калейдоскоп» Педагог доп. образования: Шляхина Е. Н.

Слайд 2

Что такое бумагопластика ?

Слайд 3

Какая бывает бумага ?

Слайд 4

Картон

Слайд 5

Газетная бумага

Слайд 6

Обёрточная бумага

Слайд 7

Бархатная бумага

Слайд 8

Санитарная бумага

Слайд 9

Гофрированная бумага

Слайд 10

Фольга

Слайд 11

Цветная бумага

Слайд 12

Направления бумагопластики Плоскостная и объемная аппликация Обрывная аппликация и мозаика Квиллинг Торцевание Оригами и модульное оригами Аппликация из смятой, сложенной гармошкой и скрученной бумаги Айрис- Фолдинг Бумажная скульптура или бумажное конструирование

Слайд 13

Объёмная аппликация

Слайд 14

Обрывная аппликация или мозаика

Слайд 15

Аппликация из смятой скрученной бумаги, бумаги, сложенной гармошкой

Слайд 16

Квиллинг

Слайд 17

Торцевание

Слайд 18

Айрис- Фолдинг

Слайд 19

Бумажная скульптура и конструирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Система работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста»

Систематизировать и обобщить материал по развитию мелкой моторики.Раскрыть методы и приёмы формирования графомоторных навыков...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Доклад на тему: «Песочное рисование как средство творческого развития дошкольников в рамках дополнительного образования»

Создание условий для психофизического развития детей 4-7 лет средствами песочной арт-терапии, стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисов...