Доклад "Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"
материал

Доклад "Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Отношение к детям с ОВЗ за период существования человеческой цивилизации кардинально изменялось: от боязни, полного равнодушия, ненависти, игнорирование проблем их воспитания и обучения до заботы о них, терпения. И социальные отношения, сложившиеся в настоящий момент далеки от гармоничных, что, прежде всего, проявляется, в делении детей на «отсталое меньшинство» и «нормальное большинство». Изоляции их друг от друга и лишении возможности полноценного воспитания, обучения и общения.

На сегодня проблемы специального образования являются одними из самых актуальных в деятельности всех отделений Министерства науки и образования РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Прежде всего, это связано, с тем, что количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, неуклонно возрастет.

В России в настоящее время насчитывается более 2 000 000 детей с ОВЗ (8% всех детей), из них примерно 700 000 составляют дети-инвалиды. Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивает адекватные и равные условия с обычными детьми возможности для получения образования в рамках специальных образовательных стандартов, оздоровление и лечение, обучение и воспитание, социальную адаптацию, коррекцию нарушений развития.

Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть осуществлено с помощью организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися ровесниками.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, который связан с включением ребенка-инвалида в образовательное пространство по месту жительства:

- наличие предрассудков и стереотипов по отношению к инвалидности в школьной среде;

- недостаток сведений у yчащихся о возможностях и об инвалидности их сверстников-инвалидов;

- отсутствие технических средств реабилитации и доступной среды, которые облегчают для yчaщихся образовательный процесс с особенными образовательными потребностями;

- отсутствие знаний, которые соответствуют методик и подготовки для работы с ребенком, которые имеют особенные образовательные потребности, по месту жительства в условиях образовательного учреждения;

- неготовность широкой общественности признавать право детей с особенными образовательными потребностями на получение образования его в среде своих ровесников без инвалидности;

- полнейшее отсутствие либо формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, который направлен на получение полноценного образования.

На сегодня большинство стран признают интегрированное обучение более перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов.

Интеграция детей с особенными образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное применение нескольких форм организации образовательного процесса:

- обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для специальных (коррекционных) и общеобразовательных образовательных учреждений;

- обучение по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) в условиях классов коррекционно-педагогической и поддержки специальным образовательным программам согласно индивидуальным коррекционно-образовательным маршрутам, которые разработаны специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк);

- оказание специальной коррекционной помощи в целях компенсации существующих нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;

- коррекция и развитие через систему дополнительного образования [25].

В ситуации роста числа детей с ОВЗ и потребности их обучения в едином потоке с нормально развивающимися ровесниками в общеобразовательной школе появляется потребность в образовании системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы, которая включает:

- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают заполнение пробелов предшествующего формирования, развития готовности к восприятию более, сложнейших разделов программы;

- применение приемов и методов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, то есть создание оптимальных условий для осуществления его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, которое обеспечивает разрешение задач общего развития, коррекции и воспитания речи и познавательной деятельности ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

Среди задач учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих направлений в особенности выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:

- развитие познавательной активности детей;

- развитие общих интеллектуальных умений: приемов сравнения, анализа, навыков группировки, обобщения и классификации;

- формирование умения ориентироваться в задании, нормализация учебной деятельности, воспитание самооценки и самоконтроля;

- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве, с обогащением представлениями и знаниями об окружающей реальности;

- психокоррекция поведения ребенка;

- логопедическая коррекция нарушений речи;

- формирование навыков общения, социальная профилактика, верное поведения.

Особенное внимание следует уделить организации системы дифференцированного коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

В процессе обучения у учащихся происходит развитие интересов, формирование умений, навыков, способностей к всевозможным видам деятельности и областям знаний.

Система дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности, которая осуществляется педагогами на всех уроках на уровне требований к умениям и знаниям образовательного стандарта, позволяет обеспечить усвоение учебного материала согласно методическим принципам, которые направлены на обеспечение системного усвоения знаний детей с ОВЗ, включающие:

- усиление практической ориентации изучаемого материала;

- выделение сущностных признаков исследуемых явлений;

- опора на жизненный опыт детей;

- опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в пределах одного предмета, так и между ними;

- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа достаточности и необходимости;

- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, которые предусматривают активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее умений и знаний детей, формирование значимых для школы функций, которым необходимы для разрешения учебных задач.

Значительная черта системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы - это индивидуально-групповая работа, которая направлена на коррекцию индивидуальных недостатков развития учaщихся. Эти занятия могут иметь общеразвивающие цели. К примеру, увеличение уровня сенсорного, общего, интеллектуального развития, внимания, памяти, коррекции оптико-пространственных и зрительно-моторных нарушений, мелкой и общей моторики, но могут быть и предметной направленности: подготовка к восприятию сложных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т. д. Занимают существенное место также логопедические занятия для детей, которые имеют речевые нарушения.

Реализация системы дифференцированного обучения для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе происходит через:

- специальных образовательных (коррекционных) программ школ I - IV вида и дифференцирование общеобразовательных программ;

- составление учебно-коррекционных индивидуальных маршрутов и программ для комплексного сопровождения учащихся с ОВЗ;

- систему «гибких» классов;

- влияние в системе коррекционных кабинетов на основании составленных учебно-коррекционных комплексных программ и маршрутов;

- влияние в условиях системы дополнительного образования (хоровая, музыкальная, танцевальная, спортивные секции, фольклорная студии, кружки прикладного творчества).

Для осуществления вышеуказанных требований необходимо образование ряда условий для работы специалистов в школе:

- рабочие кабинеты, которые рассчитаны на 5 - 10 чел.;

- специальное оборудование рабочих кабинетов;

- учебно-дидактическое и методическое обеспечение коррекционных кабинетов.

В основании обучения детей с ОВЗ лежат типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений, для коррекционных (специальных) образовательных учреждений I - IV вида. В школе повсеместно с данными программами обучения применяются авторские программы: Истоминой В. В., Занкова Л. В. На основании применяемых программ подбираются учебные материалы для обеспечения учебного процесса, то есть учебные пособия, и учебники для детей с ОВЗ подбираются, учитывая требования традиционной программы обучения учащихся.

На основании обозначенных программ, учебных пособий и учебников составляется дифференцированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам. В ходе составления календарно-тематического планирования участвуют педагоги начальных классов, педагоги-дефектологи в целях грамотного распределения количества часов по содержания тем образовательной программы, учебным дисциплинам, для изучения, как в общеобразовательном классе, так и в «гибких». Программы образовательных учреждений изучаются совместно со специалистами внутришкольного консилиума и педагогами и комбинируются таким образом, чтобы на одном уроке дети различных уровней развития изучали один и тот же материал, но сведения, получаемые учащимися по теме, была бы адекватна его образовательному маршруту.

Разрабатываются творческие и контрольные работы согласно уровню развития учащихся и оцениваются в соответствии с требованиями учебной программы. Трудные и сложные для усвоения темы детей с ОВЗ рекомендуют изучать с дефектологом в условиях «гибких» классов для учащихся: с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата. На одном уроке дефектолог объединяет обучаемых параллельных классов в группу, которые нуждаются в специальной педагогической помощи.

По данному принципу организуется с обучаемыми работа учителей-дефектологов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В это же время с остальными учащимися занимается педагог образовательного класса. Учащиеся получают в конце каждого урока домашнее задание. Если дети обучались в «гибком» классе, то задание задает педагог-дефектолог, в случае, когда в общеобразовательном - педагог класса. Зависимо от трудности изучаемой темы фронтальный либо индивидуальный характер носит объяснение домашнего задания. В общеобразовательном классе для общего задания дается единый инструктаж. Форма проверки домашней работы зависит от уровня трудности отобранных заданий. Контрольные работы по математике, русскому языку, а также разным творческим работам (изложения, сочинения) для учащихся с ОВЗ выносятся на индивидуальные коррекционные часы либо уроки в «гибкие» классы педагога общеобразовательного класса.

Учебные занятия в общеобразовательном, и в индивидуальных коррекционных занятиях и «гибком» классе, которые отражают личные коррекционно-образовательные режимы и общешкольное расписание, учащихся, составляемые специалистами консилиума, и учитывая все особенности детей. Определена организация деятельности «гибких» классов Положением об их деятельности. Психолог и дефектолог работают в тесном контакте, как с родителями, так и с педагогами школы обучающихся, систематически отслеживают развитие детей, результативность обучения.

Велика роль специалистов в реализации комплексного учебно-коррекционного и диагностико-консультативного сопровождения детей с ОВЗ через систему коррекционных кабинетов в условиях общеобразовательной школы.

Практика убеждает, что только при своевременном и верном выявлении нарушений развития детей, а также при индивидуально-дифференцированном подходе к ним в процессе обучения в общеобразовательном классе можно успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме. Каждый специалист, который осуществляет коррекционно-педагогическую деятельность, проводит коррекционные и диагностические мероприятия с родителями, учащимися, консультирует и просвещает педагогов и родителей по существу появившейся проблемы в обучении ребенка.

Велика роль педагога в отношениях «ребенок - семья», формирующего социальные отношения и совместно с родителями помогает ребенку в его обучении, следит за тем, чтобы не произошло отчуждения семьи ребенка с ОВЗ от школы, педагогов, ориентирует все свои усилия на укрепление связи с семьей. Успех детей в учении, пусть даже самый несущественный - это возможность и шанс получить родительскую похвалу и удовлетворить собственные потребности в признании личностных качеств, в возможности самореализоваться. В коррекционной деятельности на первый план выдвигается коррекция социального опыта и межличностных отношений в классе.

Совместное полномерное обучение не решает всех вопросов взаимодействия обычных детей и детей с ОВЗ. У всех детей с ОВЗ должен накапливаться свой собственный опыт социальных отношений. Важно в ребенке воспитать человека, который умеет быть и оставаться индивидуальным, ощущать личную ответственность за свое поведение, деятельность, иметь собственную точку зрения. Подготовка к самостоятельному, независимому образу жизни возможна в общеобразовательном учреждении, учитывая привлечения учащихся с ОВЗ к совместной внеурочной, внеклассной деятельности с обычными детьми, в которой они могли бы проявить свои творческие способности, личностные качества, которые не относятся к образовательному процессу и не взаимосвязанные с интеллектуальной деятельностью. В школе для разрешения этих вопросов должно создаваться дополнительное образование:

- музыкальная студия, в рамках которой для детей с ОВЗ организуются занятия фольклором, хором, бальными и народными танцами;

- спортивные секции (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, спортивная борьба, художественная гимнастика, хоккей, футбол);

- кружки по интересам (театральный, декоративно-прикладного творчества).

Привлечение детей к занятиям в спортивных секциях, музыкальной студии и кружках способствует:

- формированию и развитию коммуникативных навыков;

- воздействует на формирование мотивации развивающейся личности к творчеству и познанию;

- на приобретение социального опыта и оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь в индивидуальном развитии учащихся с ОВЗ;

- оказывает помощь педагогам объединять дополнительное образование развивать и создавать детского благополучия.

Для успешного протекания процессов социализации и адаптации выбор направления дополнительного образования реализуется, учитывая возрастные и индивидуальные возможности учащегося, а также пожелания ребенка и родителей. Учащиеся могут добровольно выбрать секцию либо кружок, наиболее полно отвечающие их внутренним потребностям, интересам, но при выборе направления дополнительного образования учитываются рекомендации врача-педиатра и врача-психиатра. В школе отражена деятельность системы дополнительного образования в «Положении о системе дополнительного образования».

О востребованности внедрения такого рода системы дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения говорит желание большинства родителей определить своих детей в школу по месту жительства, где они будут обучаться в специально созданных «гибких» классах, не выделяясь в отдельные специальные классы. Таким образом, общеобразовательная школа сможет осуществить общественный социальный заказ на реализацию совместного обучения всех детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Статья о методах, средствах обучения и воспитания, направленных на решение  проблем  успешной   социальной адаптации  и обеспечения полноценного участия в жизни общества детей...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

принципы педагогической поддержки:· принцип компетентности;· принцип взаимосвязи в работе специалистов;· принцип взаимодействия с родителями;· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми фо...

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

В статье рассматриваются теоретические основы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной школы, описано содержание адаптационного занятия в инклюзивном класс...

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными во...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Презентация "Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...