Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми
статья (5 класс)
«Кто не владеет техникой какого-нибудь
искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет
способен создать что-нибудь выдающееся»
/И.В.Мичурин/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhuravlevoy_n._v.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов технологии развития критического мышления
в работе с одаренными детьми
Журавлёва Наталья Владимировна,
учитель математики МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М.Яналова»
п. Сернур, Республика Марий Эл
natasha_zhuravleva_1980@mail.ru
«Кто не владеет техникой какого-нибудь
искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет
способен создать что-нибудь выдающееся»
/И.В.Мичурин/
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Поэтому нам, педагогам, чтобы сохранить и развивать одарённость каждого ребенка в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к детям, их особенностям, способностям. В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию урока. В современной школе для такой работы есть все необходимые условия. Учитель должен верить, что каждый ребенок одарён, но по-своему, и идти к конечной задаче – предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Возможности математики для работы с одарёнными школьниками безграничны. Познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, оригинальность мышления – важнейшие качества, отличающие творческую личность от посредственного человека. Умение обучающегося объективно оценивать свои и чужие мысли, формулировать и аргументировать их, в процессе речи проверяя состоятельность, можно назвать критичностью ума. Это качество мышления развивает способность сопоставлять внешнюю информацию с имеющимися у подростка знаниями, вырабатывать решения о том, что использовать безусловно, что подвергать сомнению и проверять дополнительной информацией, а что и вовсе отвергнуть. Критическое мышление – это сплав умений действовать самостоятельно, активно, конструктивно. Сегодня учитель в современной школе - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе такие методы и приемы, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления обучающихся. В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются не только как творческое размышление по поводу, но и как самостоятельная попытка систематизации материала, высказывание своих идей в краткой тезисной форме. Подобные приемы используются на стадии и осмысления, и закрепления материала.
На мой взгляд, ТРКМ школьников наиболее эффективно может быть реализована в среднем звене при решении текстовых задач. И уже, начиная с 5 класса, можно вовлечь учащихся в проектную деятельность.
Пример 1. Урок в 5 классе. Тема урока: Задачи на части
Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, м/жира и сахара, чтобы приготовить1кг мороженого?
Стадия 1: Вызов. Наработка различных версий: как можно решить задачу.
Краткая запись условия задачи (как в начальной школе)
Вода – 5 частей
Жир – 2 части 1 кг
Сахар – 3 части
А если схему изобразить таким образом?
Вода
Жир 1000г
Сахар
- Предлагают очевидные пути решения задачи.
Стадия 2. Осмысление нового материала. Наибольший эффект достигается при решении задач по традиционной методике от простого к сложному.
Вопросы на обсуждение:
-Какая из предложенных в учебнике задач подходит под эту модель?
-Сформулируйте условия нескольких задач, походящих под эту модель.
Одно число в 2 раза больше другого, но в 3 раза меньше третьего. Сумма чисел равна 27. Найдите эти числа.
-Является ли эта задача задачей на части? Докажите!
-Самостоятельно постройте модель и продумайте алгоритм решения задачи.
Стадия 3. Размышление. На этой стадии можно подкинуть и такую задачу:
В двух банках 5 л молока. Когда в одну банку добавили 1 л, то в ней стало в 2 раза больше молока, чем в другой. Сколько молока было в каждой банке?
- Является ли эта задача задачей на части? Подумайте, как можно ее решить?
Творческое домашнее задание:
-Придумайте задачу на части, запишите ее условие, схему и решение.
-Подумайте над усложнением задачи.
Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
Методические приёмы технологии развития критического мышления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одарённых обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления и поддерживать устойчивый интерес к изучению математики.
Список использованной литературы
1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков. – М., 1998.
2. Бурлинская Г.В. Одаренные дети / Г.В. Бурлинская, В.М. Слуцкий. – М.: Прогресс, 1991.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.
4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М., 1999.Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»
Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...
"Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся".
В статье описывается современная педагогическая технология развития критического мышления. Представлены примеры использования приемов ТРКМ на уроках МХК и краеведения. Приведена таблица формирования р...
Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
Данная технология позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...
Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми
Методические приемы технологии развития критического мыщления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одаренных обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления ...