«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
учебно-методический материал
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано с историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_tanets_sredstvo_vospitaniya_rogova_o.s.docx | 192.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго-восточное управление министерства образования и науки Самарской области Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С.В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Дом детского творчества «Гармония»
Методические рекомендации
«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Автор: Рогова Ольга Сергеевна педагог дополнительного образования, e-mail: ol.rogova2013@yandex.ru
Борское, 2019
Пояснительная записка
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, предоставляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано с историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.
Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к родине, к своей нации.
Педагоги хореографической школы ансамбля «Дебют» Дома детского творчества «Гармония» с.Борское стараются воспитывать духовно-нравственные и гражданско-патриотические качества обучающихся средствами хореографического искусства на основе традиционных ценностей отечественной культуры, знакомить детей с русским народным творчеством, обучать жанрам и элементам русского народного танца, обогащать и закреплять знания детей о Родине в процессе непосредственной деятельности по хореографии.
Данная методическая разработка является обобщением опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя образцового хореографического ансамбля «Дебют» Роговой Ольги Сергеевны, по духовно - нравственному и гражданско-патриотическому становлению обучающихся с использованием воспитательных возможностей хореографического искусства.
ВВЕДЕНИЕ
В сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают уходить традиции и обычаи нашей Родины. В СМИ всё реже транслируются передачи, в которых показывают народные танцы и песни для молодежи, национальную культуру. Поэтому очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России, к тому же нарастают миграционные процессы, которые проводят к конфликту различных культурных традиций и ценностей. Нарушается преемственность в культурно - историческом развитии российского общества, меняется сложившаяся система ценностей. Будущее России зависит от степени готовности молодого поколения к достойным ответам на исторические вызовы, к защите интересов многонационального государства. Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Отсюда вытекает актуальность темы обсуждения. Она обусловлена тем, что в настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения требует системности, для того чтобы соответствовать новым реалиям. Непонимание же молодежью искусства, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности. Задача педагога не только научить воспринимать красоту движения, но и способствовать формированию художественного вкуса, пониманию самой жизни и нравственному становлению личности. Воспитательная работа в художественном коллективе – процесс сложный и многогранный. Поэтому проводится эта работа должна постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Педагог использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебное занятие, применяя в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Воспитательная работа в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов.
Практическая часть
Воспитанники образцового хореографического ансамбля «Дебют» занимаются по программе «Хореографическая школа», где главный инструмент в воспитании и становлении личности ребенка танец. По объему освоения содержания – программа комплексная, охватывает несколько направлений танцевального искусства. Она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования, а также дополнена дисциплинами «музыкальная грамота» и «история хореографии». Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и развитие сценической культуры детей, а также позволяет системно реализовывать цели и задачи по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. В основе лежат программы: - А.Я.Вагановой «Основы классического танца», основанной на принципах изучения материала от простого к сложному, - Г.Я.Власенко, основанной на принципе систематичности и регулярности занятий; наглядности, прочности и доступности материала. - А.А.Телегина «Экспериментальная программа и методические рекомендации по предмету «Ритмика и танец», основанной на принципе познания и понимания связи хореографического искусства с музыкой, литературой, изобразительным искусством. Программа разновозрастная (от дошкольного (5-6) до среднего общего образования (17-18 лет). По сроку реализации - долгосрочная (7 лет). В блоке «народный танец», не смотря на синтез нескольких направлений и изучение разных национальных танцев на каждом году обучения, темы русского танца проходит «красной нитью» на протяжении всего периода обучения.
Большим «плюсом» в учебно-воспитательном процессе является дисциплина «История хореографии» . Данная дисциплина изучается с 4 года обучения хореографической школы (дети 10-11 лет.), когда у воспитанников сложилось общее представление о хореографическом искусстве и предполагает 2 года изучения (на 4 и 5 годах обучения). Содержание программы дает возможность учащимся получить запас знаний умений, навыков, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно разбираться в искусстве хореографии. Внимание уделяется творчеству выдающихся хореографов и балетмейстеров, деятельность которых определяло развитие профессионального искусства. На занятиях используются методические пособия, видеоматериалы – отечественные и зарубежные.
Изучение этой дисциплины предполагает только теоретический курс. Отдельным блоком в данный курс входит «Народный танец», где учащиеся знакомятся с национальными особенностями народных танцев, узнают о народных обрядах, жизни и истории народа. Все это усиливает выразительность исполнения, помогает более глубокому проникновению в национальный характер, воспитанию чувства патриотизма, толерантности, коллективизма, культуре поведения и общения.
Темы «русского танца» включают в себя следующие направления в изучении: - история русского танца: особенности, костюм, музыка(теория);
- русские обряды и обычаи (теория и презентация) https://yadi.sk/i/TecsToSjcLl4DQ;
-16 видов русского танца (теория) https://fishki.net/1587811-16-russkih-narodnyh-tancev.html;
- кроссворд по народному танцу (теоретическая практика); - русские народные крестьянские праздники (видеоматериал) https://www.youtube.com/watch?v=F4H_hh25U7Q;
- конкурс викторина по танцам (теоретическая практика);
- кроссворд на хореографическую тему (теоретическая практика);
- словарь терминов по хореографии (теория и презентация) https://yadi.sk/i/4sHfgO304tPCZQ;
- государственный ансамбль народного танца Игоря Мосеева 1.Презентация https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/12/15/prezentatsiya-igor-moiseev-khudozhnik-narodnogo
2.80 лет моисеевцам (видео) opdownloads.ru/watch/oTtzVmNTP1E.htm
3. «Сотворивший танец. Игорь Моисеев» https://vk.com/id474105980?z=video1754820_456240030%2F0787561ea9216753ba%2Fpl_post_-29806778_20900
4. «Балет Моисеева. В плену у гения» https://www.youtube.com/watch?v=fnb7H61wU0w
5. Познавательный фильм «Полиглоты танца» https://www.youtube.com/watch?v=DwDvM_lTC6A
- государственный ансамбль «Сказочная гжель» Владимира Захарова
1.История ансамбля «Сказочная гжель» (теория);
2. Концерт «Русского танца душа» ансамбля «Сказочная гжель»
https://www.perunica.ru/video/skachat/879-skazochnaya-gzhel-vladimira-zaxarova-russkogo.html
- государственный ансамбль «Березка» Надежды Надеждиной
1. История создания государственного ансамбля «Березка» (теория)
2. Программа «Мифы и легенды» ансамбль «Березка»
https://www.youtube.com/watch?v=qwhijHJrVBA
3. Фильм концерт «50 лет с Березкой»
https://www.youtube.com/watch?v=-DK4XEgT4a8
На занятиях с обучающимися ведутся беседы, даются творческие задания, проводятся викторины. Данные формы организации деятельности детского объединения оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у обучающихся. Разносторонняя работа в хореографическом коллективе развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм.
Важную роль в процессе изучения русского танца имеет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия; наиболее подходящая музыка – баян, аккордеон. (Литература: Работа концертмейстера на занятиях по народно-сценическому танцу. (Учебно-методическое пособие). – Самара, 2002г. – с.68.) Педагогами и концертмейстерами подбирается музыкальный материал одновременно и простой, доступный для детского восприятия, и в тоже время яркий, соответствующий стилю национальной окраски, воспитывающий художественный вкус детей: например «Во поле березка стояла», «Девка посаду ходила», «Утушка луговая», «Во лузях». Для плясовых: «Калинка», «Барыня», «Валенки», «Топится в огороде баня», «Камаринская», «Коробочка».
Музыкальный материал можно найти на сайте http://www.horeograf.com/narodnyj-tanec
Дисциплина «Музыкальная грамота» дополняет знания по русскому танцу за счет ознакомления с репертуаром русского музыкального фольклора и характерными особенностями звучания.
Главной задачей «музыкальной грамоты»: воспитывать музыкальную культуру обучающихся; формировать и развивать способности к эмоционально образному восприятию музыки.
Также прививается любовь к музыке и танцам нашей местности. Особую актуальность в художественном образовании современного молодого поколения приобретает обеспечение исторической преемственности поколений. Не секрет, что народные культурные истоки большую часть сохраняются на селе. Это тот пласт, фундамент который держит нашу русскую культуру.
В репертуаре детского объединения хореографического ансамбля «Дебют» ( страница в социальных сетях вконтатке https://vk.com/club8683478) готовились и исполнялись на концертных (конкурсных) мероприятиях следующие постановки, связанные с русской культурой и наследием - пляска «Гусачок», «Борские выкрутасы», «Летят утки»«Гармонь моя», «Завалинка», «Метелица», «Русская тройка», «Подружки-топотушки» «Нарядная история» (Гжель и хохлома), «Музыкальный сувенир» (народные инструменты – балалайка, ложки, дудочки, гармонь), «Казаченька», «Я люблю тебя, Россия!», «Русские матрешечки», «Русская краса», «Я на горку шла», «Летят утки» и многое др.
Народный репертуар детского объединения образцового хореографического ансамбля «Дебют», который изучается с обучающимися, всегда востребован в концертах на различных творческих площадках Борского района и за его пределами. Танцевальный коллектив принимает активное участие в праздниках и концертах патриотической направленности: «Праздник весны и труда», «Наша армия самая сильная…», «Мой дом. Моя улица», «Зарницы Победы», «День народного единения», «День пожилого человека» , «День села», «День защиты детей», «Рождественские встречи », «День славянской письменности», «Юные патриоты»; организуются творческие образовательные поездки на концертные выступления государственных ансамблей народного танца «Березка», ансамбль им. И Моисеева, «Волжские казаки» и ансамблей Самарской области.
Педагогами проводится дополнительная работа по изучению русского народного костюма и его элементов. Детям поясняется, какой костюм соответствует тому или иному танцу, как носить народный костюм. Обучающиеся 5-7 годов обучения участвуют в разработке эскизов к костюмам русских народных танцев, самостоятельно изготавливают элементы и аксессуары костюмов.
На занятиях, особенно в группах дошкольного и младшего школьного возраста, применяются русские народные игры: «Ручеек», «Плетень», «Каравай», «Круговая», «Бабушкины вкусности». В играх передаются сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные идеалы, понятие об окружающем мире, о традициях и обычаях.
В канун празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ежегодно готовятся новые танцы и композиции гражданско-патриотической направленности: «Журавли», «Русь многострадальная», «В лесу прифронтовом», «Катюша», «Яблочко», «Военное попурри», «Русский вальс», «Родина в сердце моем», «Солдатская кадриль» и др. При постановке данных номеров педагогами проводятся беседы по истории Великой Отечественной войны, о героях-борчанах, организовываются просмотры военной хроники и мультимедийных презентаций.
Все воспитанники хореографического ансамбля «Дебют» являются участниками проекта «Детская филармония», который реализуется на территории Борского района. Цель данного проекта: пропаганда культурного наследия родного края и создание комфортной обстановки общения среди участников и зрителей филармонии, создание культурно-творческого пространства для самореализации личности.
Еще одно главное составляющее в работе хореографического коллектива – это правильный подход к организации концертно-исполнительской деятельности. Все, ради чего работает коллектив, - это конечный результат итогом которого является концерт, своего рода экзамен на творческую зрелость, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителя. Основной целью творческого коллектива являются его выступления перед зрительской аудиторией. Та сила эмоций и ощущений, которые возникают во время концертного выступления, те аплодисменты зрителей, которые звучат после него, заставляют участников вновь приходить в танцевальный класс и заниматься рутинной работой: многократное исполнение одних и тех же танцевальных элементов, отработка техники, манеры исполнения, бесконечные репетиции, тяжелый физический труд. Большим событием в творческой жизни коллектива, итогом его работы и признанием его достижений является его участие конкурсах и фестивалях хореографического искусства. Эти мероприятия не только поднимают престиж ансамбля народного танца, повышают их рейтинг среди других творческих коллективов, но и являются прекрасным способом пропаганды и популяризации народного танца. На наш взгляд участия в подобных мероприятиях, это определенная ступень развития ансамбля, формы общения, организация досуга участников, определенные мастер – классы для руководителей и воспитанников. Участие в различных конкурсах и фестивалях поддерживает интерес к народному танцу Результатом кропотливой работы по гражданско-патриотическому воспитанию участников ансамбля «Дебют» стали победы обучающихся в конкурсах и фестивалях народного и фольклорного творчества – областного уровня «Радуга Поволжья», «Виват, Победа!», «Доброе сердце», «Символы великой России», «Самарское кольцо»; - всероссийского уровня «Всероссийский фестиваль им. Власенко», «Метелица», «Крылья над Волгой», «Твое направление»; международного уровня «Волжские созвездия», «Рождественская феерия», «Волга в сердце впадает моё» и многие др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делая вывод из представленного материла, системность работы с детьми по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию на учебных практических занятиях в детском объединении хореографическая школа танцевального ансамбля «Дебют» включает в себя:
- программа обучения включает несколько направлений, которые органично дополняют друг друга;
- дисциплина «История хореографии» (народный танец с тематикой по «русскому танцу»); «Музыкальная грамота»;
- использование народного фольклора: игр, закличек, потешек и т.д. на занятиях младшей возрастной категории; применение в своей работе многообразия народной музыки и подбор музыкального материала по возрастным особенностям и эмоциональной отзывчивости воспитанников;
- беседы и воспитательные мероприятия на этические темы;
- разучивание русских народных танцев, композиций русского народного плана, включенных в репертуар ансамбля; использование сюжетно-образных танцев с применением образов семьи, Родина, родная природа и т.д.;
- работа проекта «Детская филармония»;
- совместное изготовление с детьми(родителями) инвентаря, атрибутов, реквизита для танцевальных постановок, эскизов русских народных костюмов;
- экскурсионные поездки и посещение концертных выступлений профессиональных, образцовых коллективов Самарской области и государственных ансамблей танцевального творчества с репертуаром русской культуры;
- участие в конкурсах и фестивалях хореографического искусства по народной и фольклорной культуре.
Результативность воспитательной работы отслеживается анкетированием и диагностированием (см.приложения).
Таким образом, на занятиях в детских объединении хореографического ансамбля «Дебют» дети соприкасаются с народным искусством и традициями, духовно обогащаются, у них проявляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа – это равнозначно закладыванию в них сильной иммунной системы, которая может противостоять вредоносному влиянию антикультуры. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность.
Используемая литература
1.Амонашвили Ш., Размышления о гуманной педагогике. – М., Издательский дом, 1996. – с. 380.
2.Горский В. А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании. Дополнительное образование и воспитание. – 2003. – №3
3.Климов А., Основы русского народного танца. – М., 1994г. – с.318.
4.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова. – М., 2000.
5.Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России. М.,
6.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию (Практическое пособие). – Ростов на Дону: Учитель, 2000. – с. 287.
7.Назаров Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. –М.: ТЦ Сфера, 2008.
8.Сюзева Н. Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018.
9.Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2 Школьная Пресса, 2001г. – с. 143.
Интернет-ресурсы:
1.http://vk.com/horeograf_club
3.http://baby-days.ru/vospitanie-i-razvitie/xoreografiya-dlya-detei.html
4.http://festival.1september.ru/
7.https://infourok.ru/biblioteka/dopolnitelnoe-obrazovanie
Приложение
Диагностика результатов ЗУН
Для оценки эффективности реализации программы «Хореографическая школа» разработана система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся .
Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации и устойчивости интереса, воспитанности обучающихся, творческих способностей.
Результативность выполнения программы отслеживается по 2 формам:
- Внешние формы контроля:
- результаты участия в районных, областных, региональных, окружных фестивалях хореографического искусства;
- моральные и материальные поощрения успешной творческой образовательной деятельности: районные премии для одаренных детей, путевки в лагеря, благодарственные письма, дипломы.
- Внутренние формы контроля:
- выполнение заданий по тестам и кроссвордам;
- открытые занятия для родителей и педагогов;
- устные зачеты по пройденным темам;
- итоговое занятие по окончанию хореографической школы.
В качестве промежуточной аттестации могут засчитываться результаты очных конкурсов не ниже областного уровня. Участие обучающихся в конкурсах и фестивалях с наличием призовых мест, подтверждает высокую оценку творческой деятельности обучающихся.
Оценки аттестации обучающихся фиксируются в соответствующей документации и вносятся в личную карту обучаемого.
Личная карта обучающегося включает следующие параметры, где уровень духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания оценивается в общей системе оценивания (графа – сценическая культура, личностные качества), а также отдельной диагностикой.
Критерии оценивания уровня хореографической подготовки
Ф.И.___________________________________________ Дата_____________________
Параметры | Критерии | Баллы: 3-сильно выраженно, 2 – средне выраженно, 1 –слабо выраженно |
Балетные данные |
| |
Творческие способности, |
| |
Уровень ЗУН |
| |
Сценическая культура |
| |
Личностные качества |
|
Всего баллов________________________________________________
Балловая шкала
Количество баллов | Уровень владения |
От 40 до 54 | Высокий (70-100% знаний и навыков) |
От 25 до 39 | Достаточный (60-70% знаний и навыков) |
От 10 до 24 | Недостаточный (50-60% знаний и навыков) |
До 10 баллов | Критический (менее 50% знаний и навыков) |
Рекомендации____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Критический уровень (менее 50% знаний и навыков) - Выбывание.
Критерии оценки исполнителей танцевального ансамбля
Виды упражнений и движений | Высокий (70-100% знаний и навыков) | Достаточный (60-70% знаний и навыков) | Недостаточный (50-60% знаний и навыков) |
1.Программный материал (народный, классический, современный танец) | Полностью усвоил и умеет объяснить понятия и термины движений в народно-сценическом танце. Владеет ощущением пространства через позу и ракурс. Выраженная способность варьировать учебным материалом и составлять тренировочные и танцевальные комбинации Обладает высоким техническим уровнем исполнения танцевальных композиций. Различает танцевальный стили и направления. | Частично усвоил и объясняет понятия и термины движений в народно-сценическом танце. Слабо владеет пространством через позу и ракурс. Умение варьировать учебным материалом при помощи педагога. Хорошо исполняет танцевальные композиции. | Частые пропуски занятий, не владеет терминами танцевальных движений; слабые технические данные и отсутствие технического и творческого роста. Низкая эмоциональная выразительность. Не ориентируется в программном материале. |
2. Постановочная работа. Программный танец. | Хорошо владеет законами драматургии, сюжетом. Самостоятельно делает постановки. Может работать в коллективе. Хорошо владеет знаниями и применяет их на практике. | Владеет законами драматургии и сюжетом. Пытается самостоятельно делать постановки. Может работать в коллективе. Владеет знаниями и может применять их на практике. | Знает законы драматургии. Плохо владеет сюжетом. С помощью педагога делает постановки. Может работать в коллективе. Владеет знаниями, но не может применять их на практике. |
3. Концертная деятельность | Постоянный участник всех смотров, фестивалей. Привлекает своим мастерством зрительское внимание мастерство на концертах. Ориентируется на дальнейший рост в профессиональном мастерстве. | Активный участник смотров, фестивалей. Старается показать свое хореографическое мастерство. Может ориентироваться на дальнейший рост в профессиональном мастерстве. | Менее активный участник концертной деятельности. Не может показать свое хореографическое мастерство. Не ориентируется на дальнейший рост в профессиональном мастерстве. |
4. Личностные качества | Имеет высокий танцевальный, художественно-эстетический вкус. Постоянно проявляет коммуникативные, нравственные и гуманные качества. Пользуется авторитетом сверстников и учащихся. | Развит танцевальный, художественный вкус. Проявляет коммуникативные и духовно-нравственные качества. | Развит художественный вкус. Слабо проявляет духовно- нравственные качества. |
Положительная динамика результатов воспитательного процесса
Уровень воспитанности обучающихся диагностируется по трем блокам:
- морально-волевые качества (решительность, целеустремленность, настойчивость);
- коммуникативные качества (общение, внешний вид, отношение к членам коллектива, к педагогу, помощь близким и друзьям);
- гражданско-патриотическая позиция (социальная активность; дисциплинированность; отношение к труду, к общему делу; интерес к культуре родного края, страны)
Морально-волевые качества
Анкетирование среднего звена 2017 год и 2018 год. Количество 25 чел.
Во время анкетирования 2017 году было выявлено, что большая часть детей обладает настойчивостью и целеустремлённостью в достижении учебных целей. Занимаются самопознанием при необходимости выполнить задание педагога, требующего применения знаний в новой ситуации, имеет мотивацию к самореализации на занятиях и в творческой деятельности. 8 % не решительны, выполняет только те задания, которые предлагает педагог, не стремится к самостоятельному поиску информации в области изучаемого процесса, не имеет внутренней мотивации к самореализации.
В 2018 году уменьшился % среднего показателя, но низкий показатель остался на прежнем уровне 8%.
Коммуникативные качества
Анкетирование старшего звена 2017год и 2018год. Количество 20 чел.
В 2017 году анкетирование показало, что 65 % обучающихся относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий.
25% характерен средний уровень проявления коммуникативных способностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
10% показали результат на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, кол-ве; предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Гражданско-патриотическая позиция
Анкетирование младшего, среднего и старшего звена 2017 год и 2018 год. Количество 80человек.
Во время анкетирования 2017 г было выявлено, что 86% участников воспитательной работы имеют высокий уровень гражданской позиции. Обучающиеся проявляют инициативу при планировании коллективных дел, сами становятся организаторами многих мероприятий, стремятся вносить изменения, обладают самостоятельностью, умеют оперативно оценить ситуацию и достойно реагировать; проявляют твердую позицию патриотизма как источник трудовых и ратных подвигов, чувство национальной гордости, интернациональный характер патриотизма.
11% обучающихся “активно участвует”. Активно интересуются делами коллектива, вносят предложения по организации и проведению дел, имеют авторитет среди своих сверстников, уважают гражданские ценности и стремятся к познанию.
3% имеют низкий уровень гражданской активности. Проявляют интерес к вопросам коллективной жизни, но не стремятся к ним самостоятельно, выполняют роль исполнителя. Проявляют гражданские интересы
В 2018 году произошли изменения в пользу увеличения гражданской активности детей.
«Моя Родина»
(на основе анкеты Д.В. Григорьева)
Сформированность личностных качеств гражданина-патриота
Инструкция по выполнению.
Для воспитанников среднего и старшего звена.
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов.
Данная анкета может быть для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота.
Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится социально-психологической службой учреждения (практический психолог). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
- определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения к окружающему социуму;
- определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций;
- определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)
__________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные
решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)
__________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,
привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…
Анализ этого материала может стать хорошей темой для обсуждения в группе.
Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"
С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...
Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"
Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...
Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.
Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...
«Эффективное использование русских - народных игр в духовно-нравственном воспитании детей с нарушениями интеллекта»
Важность русских-народных игр в воспитании детей с ОВЗ...
«Русский народный танец как фундамент нравственно – эстетических ориентиров в воспитании детей»
Нравственно - эстетическое воспитание было актуально во все времена. Танцевальная культура детей формируется путем воспитания ценностного восприятия ими этического и эстетического начала танца....
П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...