Методические рекомендации «Соревнования одного окна (трейл-ориентирование)».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Методическая разработка предназначена в помощь педагогам, реализующим программы туристско-краеведческой направленности. Ее цель – научить педагога проводить соревнования (занятия), которые на практике помогут юным спортсменам получить навыки участия в соревнованиях по спортивному ориентированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27.02metodichka_sorevnovaniya_odnogo_okna_.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО РО ОЭЦУ
Методические рекомендации
«Соревнования одного окна (трейл-ориентирование)».
Разработчики:
Бляхман А.Л., педагог-организатор;
Рудько Е.Я., методист;
Зинченко М. О., и.о. старший методист.
Методическая разработка предназначена в помощь педагогам, реализующим программы туристско-краеведческой направленности. Ее цель – научить педагога проводить соревнования (занятия), которые на практике помогут юным спортсменам получить навыки участия в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Многие педагоги задают себе вопрос: «Как организовать соревнования по ориентированию в зимний период»? За окном школы непогода. Да и не слишком жарко!
Кто-то организует соревнования в спортзале «лабиринт» и «отметун»). Кто-то проводит забеги в школьных коридорах (иногда даже с «многоэтажными» картами). И то и другое имеет право на существование.
Мы решили поделиться опытом в проведении соревнований (занятий), которые одновременно являются соревнованиями на местности (призмы стоят на пришкольном участке), но при этом обучающиеся постоянно находятся в помещении. Это вариант обучающих занятий по ориентированию или соревнований по трейл-ориентированию (далее - Трей-О) с условным названием «соревнования одного окна». Причем такие учебные занятия или старты Трейл-О можно проводить и на дистанции «спринт» и на «классической дистанции».
«Соревнования одного окна» - это знакомство с интересным видом спорта – спортивным ориентированием, первые шаги на пути юных ориентировщиков и туристов на дистанции, установленные в природной среде, а также возможность проведения соревнований по трейл-ориентированию.
Трейл-ориентирование – (точное ориентирование), это вид спортивного ориентирования, возникший сначала как вид ориентирования для людей с ограниченными физическими возможностями, так как в нем определяющим является не скорость движения, а именно ориентирование, чтение карты, правильность определения постановки призм, который, как и в других видах спортивного ориентирования, несет в себе физическую и умственную нагрузку. Трейл-О - это динамичный и интересный вид спортивного ориентирования, где при помощи компаса и карты участники соревнований должны преодолеть определенную дистанцию, состоящую из контрольных пунктов (далее – КП). На карте КП обозначается окружностью, центр которой соответствует только одной из установленных на местности призм. На каждом КП может располагаться несколько призм (флагов), из них следует выбрать единственно верную, соответствующую заданной легенде. (Легенда – описание словами или обозначение условными символами точки постановки КП). На карте дистанция почти ничем не отличается от дистанции кроссовых дисциплин спортивного ориентирования. Каждый пункт имеет свою легенду. Необходимо, двигаясь только по разрешенным дорожкам и тропинкам, определить, правильно ли какая-то из призм установлена, или же ни одна призма не соответствует центру кружка и легенде. Кроме того, существуют еще Тайм-КП, на которых все это нужно выполнить на время. Выигрывает тот, у кого будет большее количество правильных ответов. При одинаковом количестве правильных ответов побеждает участник, затративший меньшее время на решение задач «Тайм-КП».
Трейл-ориентирование - это вид ориентирования доступный для всех: как для новичков так и для спортсменов-разрядников, в котором на равных со всеми в соревнованиях могут участвовать и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
«Соревнования одного окна» - это соревнования (занятия) по Трейл-О, на которых точка решения находится в помещении (у окна), а карта-схема (карта местности) отображает часть школьного двора, который виден из этого окна. На дистанции Трейл-О нами используется только одно окно решения (т.е. одна точка решения или точка принятия решения). Мы ставим на местности 6 призм (флагов) и можем спланировать на них для участников соревнований (занятий) – от 1 до 4 задач. На призмах (фото 1), установленных на местности, никаких дополнительных обозначений нет. Самая левая призма имеет условное буквенное обозначение - А, далее, слева направо - в соответствии с латинским алфавитом (как на шахматной доске A, B, C, D, E, F).
Задача участвующих в соревнованиях (занятиях): определить стоит ли какая-нибудь из призм в точке, соответствующей центру окружности на карте и легенде данного контрольного пункта.
Решение каждой задачи фиксируется в контрольной карточке участника карандашом или компостером. Участник отмечает выбранную для ответа букву.
Для организации таких соревнований (занятий) мы должны совершить следующие шаги.
Шаг 1. Выбор места проведения соревнования (занятия) и «окна решения».
Место проведения – школьный двор. Выбираем окно – «окно решения» (окно с видом на задний двор школы, чтобы обучающиеся не имели возможности заранее увидеть дистанцию), к которому есть доступ на время проведения соревнования (занятия). Например: окно решения (окна решения) в коридоре школы. Хорошо когда нашу дистанцию видно, в процессе проведения соревнований (занятий), из нескольких окон и, желательно, с разных ракурсов.
Шаг 2. Планирование задач и дистанции.
Видимую из окна часть двора условно разбиваем на две зоны. В каждой зоне ставим по 2-4 призмы (флага) и планируем по две задачи в каждой зоне. В показанном ниже примере (фото 2) в первой (левой) зоне установлено четыре призмы (флага) (задачи 2 и 4), а во второй зоне – две (призмы) флага (задачи 1 и 3). Для того чтобы участникам соревнований (занятий) было интереснее - мы рекомендуем чередовать задачи из разных зон.
Шаг 3. Подготовка карты-схемы соревнований (занятий).
Предлагается два способа получения карты-схемы:
- Простой. Для выполнения работ на этом шаге необходимо:
- Использовать план школьного двора (участка), такие планы есть в каждой школе.
- Использовать снимок школьного двора со спутника, например, с сайта ЯНДЕКС-КАРТЫ –
1.3. Можно вычертить нужную карту-схему, используя методическое пособие «Как нарисовать карту фрагмента школьного двора» (ГБУ ДО РО ОЭЦУ, 2019 г.).
- Сложный. Для выполнения работ на этом шаге требуется достаточно высокая картографическая квалификация. Описание того, как выполнить эту работу требует отдельного пояснения. Значит: или надо освоить эту часть работ самостоятельно, или пригласить специалиста-картографа.
Шаг 4. Подготовка издательского оригинала и печать карты-схемы соревнований.
- Вариант №1 (простой). Печатаем или рисуем четыре карты-схемы, на которых вручную наносим дистанции соревнований (занятий). Для таких соревнований (занятий) допустимо легенды писать в текстовом виде.
Для карточек с задачами (см ниже) нужно подготовить в текстовом виде легенды:
КП 1 - Северный конец живой изгороди.
КП 2 - Угол забора. Северо-западный внутренний угол.
КП 3 - Слияние аллей. Северо-восток (вне дорожек/за объектами).
КП 4 - Искусственная поверхность Юг (вне поверхности/за объектом).
Правильные ответы для данного примера:
Задача 1(КП 1) - «Флаг D»
Задача 2 (КП 2) - «Флаг E»
Задача 3 (КП 3) - «Флаг A»
Задача 4 (КП 4) - «Флаг F»
- Вариант №2 (сложный). Необходимо четыре раза изобразить карту одного и того же района местности и показать по одной задаче (рекомендуем, для переключения внимания обучающихся, чередовать задачи из разных зон). Для тех кто будет создавать задачи в редакторе OCAD – можно описать соревнование как основную часть классической дистанции, отрезки соединяющие КП убираем (т.е. задаем им нулевые значения параметров). Легенды публикуем как в символьном виде (используя стандартные легенды спортивного ориентирования), так и в текстовом виде.
Легенды КП (для нашего примера):
1. Флагов -A-F Дерево Юг (вне дерева);
2. Флагов - A-F Нос (выступ);
3. Флагов A-F Северо-Восточный объект « Западный угол улучшенной поверхности» (внутри);
4. Флагов A-F Улучшенная поверхность Северо-Западная сторона (вне).
Правильные ответы для данного примера:
Задача 1 – Флаг «E»
Задача 1 – Флаг «A»
Задача 1 – Флаг «F»
Задача 1 – Флаг «C»
Шаг 5. Подготовка и печать карточки участника.
Для подведения итогов соревнований (занятий) необходима карточка участника. Форма карточки участника зависит от числа задач и количества установленных на местности призм (флагов) КП. Для нашего примера необходима карточка на 4 задачи и 6 призм (флагов).
ФАМИЛИЯ | ОЧКИ | ||||
ИМЯ | ФИНИШ | ||||
ПОЛ | СТАРТ | ||||
КОМАНДА | РЕЗУЛЬТАТ | ||||
1A | 1B | 1C | 1D | 1E | 1F |
2A | 2B | 2C | 2D | 2E | 2F |
3A | 3B | 3C | 3D | 3E | 3F |
4A | 4B | 4C | 4D | 4E | 4F |
Рисунок . Пример карточки участника соревнований (занятий)
Шаг 6. Установка призм (флагов).
Установка призм (флагов) – производится в соответствии с предварительно составленным педагогом планом установки. Значительная часть каждой призмы (флага) должная быть видна с любой точки нашего окна решения. Ни в одной точке окна не должно происходить смещение их порядка относительно друг друга.
Шаг 7. Оборудование «окна решения» (точки решения)
На подоконник окна решения выкладывается табличка с надписью «ОКНО РЕШЕНИЯ», также можно положить компас или закрепить лист с нарисованной стрелкой, показывающей направление на Север. На этом месте определяется относительный порядок призм (флагов): А-В-С-D-E-F.
Шаг 8. Оборудование Старта и Финиша дистанции
На соседних окнах можно оборудовать (расположить) средства для отметки в карточке участника, выбранного варианта решения (карандаш или компостер). Место старта, обозначенное табличкой «Старт», совмещаем с пунктом выдачи карт. Там же может располагается судья-помощник (консультант). Место финиша обозначенное табличкой «Финиш», можно совместить с местом старта.
Шаг 9. Подведение итогов.
На таких соревнованиях (занятиях) контрольное время можно ограничить одним уроком. Итоговые протоколы проведенных соревнований (занятий) формируются по карточкам участников. Карточки предварительно проверяются и считается количество правильных ответов. При определении результатов соревнований (занятий) учитывается: количество правильных ответов (основной показатель) и время, затраченное на решение задач (второй показатель учитывается, в случае равенства первого).
С таким видом проведения соревнований (занятий) организацией и судейством может справиться 1 человек (например: учитель, ПДО).
Если у Вас возникли вопросы, то проконсультироваться можно у специалистов в отделе туризма и социально-педагогической деятельности ГБУ ДО РО ОЭЦУ Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 245, тел 8 (863) 308-91-01 (доб.115 – Бляхман Анатолий Львович) или по электронной почте отдела otdtur@yandex.ru
Список использованной, рекомендованной литературы и
рекомендованных ссылок:
- Сборник «Как провести соревнования». Энциклопедия спортивного ориентирования. Под общей редакцией Алешина В.М. – Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008 -159
- Методическое пособие «Как нарисовать карту фрагмента школьного двора» (ГБУ ДО РО ОЭЦУ 2019г.)
- http://fso.msk.ru/?page_id=243
- http://xn----itbmiqhn.xn--p1ai/?page_id=36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации.Как написать справку-отчёт по итогам проведённого мероприятия, конкурса или соревнования
Данный разработанный материал поможет начинающим педагогам, педагогам-организаторам и заучам по воспитательной работе при составлении отчетного материала по итогам учебного года....
Методические рекомендации.Положение о проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России-2014»
Положениео проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России» Общее положение Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества является ва...
Методические рекомендации.Положение о проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России-2014»
Положениео проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России» Общее положение Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества являе...
Технологический приём "Эффект одного окна" (методическая разработка)
Объекты, объединённые общими видовыми признаками, появляются в строго определённом месте экрана (PowerPoint)....
Библиотека трейлиста. Тренировки на симуляторе трейл-ориентирования T.O.R.U.S.
Методическое пособие и правила тренировок на симуляторе трейл-орнтирования в дисциплине "спринт (TempO)"...
Трейл-ориентирование в дополнительном образовании
laquo;Дистанционные образовательные технологии как ресурс выравнивания доступности дополнительного образования физкультурно- спортивной направленности»(на примере Трейл-ориентирования)Трейл-ори...
Организация работы по подготовке обучающихся к успешному участию в физкультурно-спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях по ориентированию на местности (трейл-ориентированию).
Анализ собственных мероприятий и зарубежного опыта по подготовке трасс трейл-ориентирования для детей и новичковпозволил нам сформулировать рекомендации по обучению школьников основам ориентирования н...