Трейл-ориентирование в дополнительном образовании
презентация к уроку по физкультуре
«Дистанционные образовательные технологии как ресурс выравнивания доступности дополнительного образования физкультурно- спортивной направленности»
(на примере Трейл-ориентирования)
Трейл-ориентирование - это дисциплина спортивного ориентирования, основанная на чтении карт местности. Дисциплина была разработана, чтобы дать возможность каждому, включая людей с ограниченными двигательными возможностями, принять участие в разнообразных мероприятиях по ориентированию.
Международное название: «Trail Orienteering», общепринятое сокращение: «ТгаilО». В России этот вид ориентирования принято называть «трейл-ориентированием», сокращенно «ТрейлО».
«Исторической базой» трейл-ориентирования является ориентирование бегом, но в нём «устранена» скорость передвижения, что позволяет спортсменам с ограниченной подвижностью, включая спортсменов на инвалидных колясках, принимать участие на равных условиях. Для передвижения по дистанции используются только тропинки и дорожки в лесах и парках. На соревнованиях по трейл-ориентированию от участника требуются навыки чтения карты и точное соотнесение карты и местности. На каждом контрольном пункте (КП) устанавливается несколько призм (в трейл-ориентировании принято называть «флагов»), которые видны участникам с доступных для движения путей, обозначенных на карте.
Виды дисциплин в трейл-ориентировании:
- точное ориентирование (ПреО) (PreO - precision orienteering). Карта соревнований обычно выполняется в знаках спринта (ISSpOM), имеет масштаб не мельче 1:5000 (обычно 1:4000). На каждом контрольном пункте участникам необходимо определить отмечен ли флагом (на местности объект, обозначенный в карте в центре окружности и описанный легендой). На одном пункте может быть использовано от одного до шести флагов. Возможен также седьмой вариант ответа - отсутствие флага на объекте в центре круга или описании легенды, что называют нулевым ответом или «ZERO». Способ отметки: электронный или компостерный с карточкой.
Флаги не имеют надписей или других обозначений, определяются следующим образом: по часовой стрелке - самый левый флаг «А», следующий «В» и так далее до «F». Используются латинские буквы «А», «В», «С», «D», «Е», «F». Вариант ответа - отсутствие призмы на объекте в центре круга обозначается буквой «Z». Количество флагов указывается в столбце В легенды данного КП (А- один флаг, В или АВ- два флага и т.д.) Правильная идентификация соответствия флагов буквам производится участниками самостоятельно при нахождении строго в точке принятия решения (ТПР), находящейся на разрешённой дороге/тропе. ТПР обозначается на местности табличкой с номером КП. На карте ТПР не обозначается. Если положение ТПР не очевидно, то в столбце Н легенды соответствующего КП указывается направление азимута (с точностью до 8 сторон света), в котором осуществляется обзор флагов. Одна группа флагов может быть использована для нескольких КП. На однофлаговых КП ТПР не устанавливаются. Если с ТПР видны флаги из посторонних КП, на ТПР указывается сектор обзора.
Международное обозначение букв для их правильной трактовки участниками и судьями:
«А» - Alpha
«В» - Bravo
«С» - Charlie
«D» - Delta
«Е» - Echo
«F» - Foxtrot
«Z» - Zero
За каждый правильный ответ (решённую задачу) начисляется 1 балл. На дистанции вводится контрольное время (КВ) из расчёта: 3 минуты на один КП плюс 3 минуты на каждые 100 метров дистанции. За каждые полные и неполные 5 минут опоздания из результата вычитается один балл.
Для ранжирования участников, набравших одинаковое количество баллов, на дистанции используется «таймКП».
На таймКП участник садится на стул, получает карты с несколькими заданиями в виде буклета или отдельных карточек, после чего судья показывает участнику флаги, затем по команде судьи участник приступает к решению задач. Судья фиксирует время его работы (время решения задач) и ответы. На «тайм КП» вводится КВ, обычно из расчёта 45 секунд на одну задачу. Ответ «Z» невозможен. Количество задач на тайм КП обычно от 2 до 4, количество флагов - 6. За каждую ошибку на тайм КП к времени работы участника добавляется штраф (обычно 45 секунд). Результатом участника на тайм КП является сумма времени, затраченного на решение задач и времени штрафа.
Возможна организация двух тайм КП. Прохождение «таймКП» организуется в начале или в конце дистанции и не входит в её КВ.
В дисциплине «точное ориентирование» побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов с учетом результата, показанного на «тайм КП».
- спринт (ТемпО) (итал. «tempo» - время). Дистанция в дисциплине «спринт» состоит из нескольких станций (тайм КП), время передвижения между ними не фиксируется. Движение между «тайм КП» осуществляется по схеме движения.
Действия участников и судьи аналогичны Тайм-КП дисциплины «точное ориентирование (ПреО)»: участник садится на стул, получает карты с несколькими заданиями, судья фиксирует время его работы (время решения задач) и ответы. Ответ «Z» возможен. На каждой станции устанавливается КВ из расчёта 30, 45 или 60 секунд на одну задачу. Количество задач на одной станции традиционно равно 5. Количество станций в пределах от 3 до 8. Результаты подводятся по сумме времени работы на всех станциях и времени штрафа, обычно равного времени заданному на решение одной задачи 30, 45 или 60 секунд за каждую ошибку.
- эстафета организуется проводится по правилам дисциплины «точное ориентирование (ПреО)». Существуют различные варианты организации эстафеты. Команда состоит из 3 человек. Наиболее распространённый вариант такой: общее количество КП делится на 3, каждый участник проходит одну треть КП, не повторяя пункты, уже пройденные предыдущими участниками команды (информация о пройденных КП отображается в командной карточке, но ответы предыдущих этапов участник не может знать). Контрольное время общее на команду. ТаймКП на эстафете организуется в формате одной ТетрО - станции.
Городской координационный центр по физкультурно-спортивной работе с образовательными организациями Санкт-Петербурга ГБОУ «Балтийский берег» с 2017 года накопил огромный опыт организации мероприятий по трейл-ориентированию:
- осуществлялось информационно-методическое сопровождение Чемпионата России по спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в дисциплине «спортивное ориентирование» в 2019 году;
- при поддержке Федерации спортивного ориентирования Санкт-Петербурга создана комиссия по трейл-ориентированию;
- в сентябре 2021 года центром организованы и проведены финальные соревнования Всероссийского фестиваля среди обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по ориентированию на местности «Балтийский берег».
В период пандемии коронавируса, используя правила и принципы трейл-ориентирования, стало возможным проведение разнообразных мероприятий в дистанционном режиме, что позволило не прекращать занятия с обучающимися и спортсменами и даже привлечь большое количество участников:
- разработана и внедрена методика проведения онлайн мероприятий (тренировок и соревнований) по трейл-ориентированию и смежным направлениям (краеведческое ориентирование, фотоориентирование, онлайн-квесты);
- проведено более 30 мероприятий городского, межрегионального и всероссийского уровня для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в которых с марта 2020 по март 2021 года приняло участие более 10000 участников.
Опыт проведения наших онлайн мероприятий был представлен на Всероссийском форуме «Здоровье нации - основа процветания России», Вебинарах Федерации спортивного ориентирования Санкт-Петербурга, городском дистанционном семинаре «Организация спортивно-массовой деятельности школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Итоги и перспективы», XI Петербургском международном образовательном форуме.
«Трейл-ориентирование» стирает границы, открывает многочисленные перспективы международного и всероссийского сотрудничества:
- ГБОУ «Балтийский берег» выступило организаторами одного из этапов Международного онлайн Кубка по трейл-ориентированию "TORUS 2020";
- в рамках сетевого взаимодействия с Федерацией спортивного ориентирования России в 2021 году организовано совместное проведение Первых Всероссийских игр по ориентированию «ТОЧНЫЙ АЗИМУТ» среди обучающихся образовательных организаций;
Три этапа игр «ТОЧНЫЙ АЗИМУТ» прошли в январе-марте. В них приняли участие 2547 ребят из 154 образовательных организаций 34 регионов Российской Федерации. По итогам этапов определены регионы, в которых наиболее развито трейл-ориентирование: Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону (50% участников). Намечен план по дальнейшему развитию трейл-ориентирования в Российской Федерации. Налажены контакты в рамках осуществления сетевого взаимодействия по проведению мероприятий на 2022 и последующие годы.
На наш взгляд трейл-ориентирование является уникальным спортом, в котором на одной дистанции, в равных соревновательных условиях, оказываются спортсмены с различными двигательными возможностями, что делает трейл-ориентирование по-настоящему спортом равных возможностей. Тренировочные занятия могут быть организованны на любой местности. В зимний период, период межсезонья, проводить мероприятия, можно не выходя из помещения: дистанция устанавливается на улице, а спортсмены выполняют задания наблюдая из окон. Возможна постановка дистанций внутри зданий. Отработана практика создания дистанций в сети Интернет с использованием панорам и фотографий различных сервисов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20211027_bibich_av_pro_treylo.pdf | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Методические рекомендации «Соревнования одного окна (трейл-ориентирование)».
Методическая разработка предназначена в помощь педагогам, реализующим программы туристско-краеведческой направленности. Ее цель – научить педагога проводить соревнования (занятия), которые на пр...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
Библиотека трейлиста. Тренировки на симуляторе трейл-ориентирования T.O.R.U.S.
Методическое пособие и правила тренировок на симуляторе трейл-орнтирования в дисциплине "спринт (TempO)"...
Организация работы по подготовке обучающихся к успешному участию в физкультурно-спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях по ориентированию на местности (трейл-ориентированию).
Анализ собственных мероприятий и зарубежного опыта по подготовке трасс трейл-ориентирования для детей и новичковпозволил нам сформулировать рекомендации по обучению школьников основам ориентирования н...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...