Беседа: «Доброта-это источник счастья»
классный час

Четвергова Любовь Николаевна

Цель:

- приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.
Задачи: 
- развивать чувство удовлетворения за добрые дела;
- направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь; 
- воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.

- способствовать развитию культуры диалога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrotap_eto_istochnik_schastya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Доброта-это источник счастья»

Во внутреннем мире человека доброта- это солнце.

                                В. Гюго.

Цель: 

- приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.
Задачи: 
- развивать чувство удовлетворения за добрые дела;
- направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь; 
- воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.

- способствовать развитию культуры диалога.

Воспитатель:  Я не случайно вам предложила такую форму общения. В кругу все равны, есть возможность видеть друг друга, смотреть в глаза. А глаза, говорят, – это душа человека.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

Ребята обратите внимание на выставку книг, и выставку ваших рисунков на тему: “Доброта-это солнце”.

А сначала ответьте на такой вопрос: “Что же такое добро?”

В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное. Противоположное – зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.

Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать индийскую сказку “Награда” 

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить: 
– сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай спросим кого-нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь я тебя точно съем!
– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело? 
– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Воспитатель:  Чему учит нас эта сказка? 
Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки.
Зло – Добро. Это слова с противоположным значением. Как они называются в русском языке? 
(Антонимы – слова с противоположным значением.)

Воспитанник:

Добро и зло несложно различить
И то ведь, и другое испытали.
И делали, а в ком-то и искали
А с кем-то ведь из них пытались жить.
И каждый сам, наверно, представляет
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром…
Со злом – как тяжело.

Воспитатель:  Мы часто говорим о хороших людях. Что значит добрый человек? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добросовестный и т.д.) Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. 
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. 
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? 
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Ребята, а какие добрые дела совершали вы?
(Ответы ребят.)
Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

Воспитатель:  Молодцы. Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.

Давайте проведём анкету “Добрый ли вы человек?”

-У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

-Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

-Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

-Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

-Любите ли вы злые шутки?

-Вы злопамятны?

-Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

-Умеете ли на практике применять свои способности?

-Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

-Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

-Вы охотно выполняете просьбы?

-Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Воспитатель:  Подводим итоги.
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12. 
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт. 
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. 
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Воспитатель:  Ребята, знаете, иногда добро превращается в зло.

Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.

Воспитатель:  Да, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.

Приведите примеры доброго отношения людей.
(Высказывания детей.)

Воспитатель:  А сейчас мы проведём аукцион пословиц и поговорок.
Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться держать и вести себя среди других людей. Давайте протестируем следующие высказывания о поведении человека, об общении. Голосуем карточками:
Зеленая – согласен
Красная – не согласен
Желтая – не знаю, затрудняюсь ответить

Всегда ставь себя выше других.

Пообещав что-то сделать – сделай, не можешь – не обещай.

Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за всеми.

Всегда требуй награды за добрые дела.

Не обращай внимание на советы окружающих и следуй своим собственным.

Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.

Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.

Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.

Воспитатель:  По результатам тестирования можно сделать вывод. Что вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду. Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.

Послушайте стихотворение С. Куняева “Добро должно быть с кулаками”.

Добро должно быть с кулаками, 
Добро суровым быть должно, 
Чтобы летела шерсть клоками 
Со всех, кто лезет на добро. 
Добро – не жалость и не слабость, 
Добром дробят замки оков. 
Добро не слякость и не святость, 
Не отпущение грехов. 
И смысл истории – в конечном, 
В добротном действии одном: 
Спокойно вышибать коленом 
Не уступающих добром

Воспитатель:  Как вы понимаете слова: “Добро должно быть с кулаками”?

Воспитатель:  Из сказанного вами можно сделать вывод : добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках). Так что добрым быть нелегко.

Помните, как у героя А. Барто “Вовка – добрая душа”.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

Воспитатель:  Ребята давайте с вами вместе составим правила доброты.

Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

Прощать ошибки других..

Не жадничать.

Жалеть других.

Не завидовать.

Помогать людям.

Делиться последним с другом.

Защищать слабого.

Прощать ошибки другим.

Воспитатель:  Так почему же мы должны спешить делать добро? 
(Высказывания воспитанников)

Воспитатель:  Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра.

Вчера – ушло от нас,
А завтра – не настало.
Есть лишь идущий час,
И этого немало!

Лучше жалеть о том, что ты уже сделал, чем о том, что ты мог, но не сделал. Есть такая поговорка: “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”.
Послушаем пожелания ребят

Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись,
Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой!
Ведь в мире все закономерно:
Зло излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!

Не обижай людей – придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится.

Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь-это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.

И в заключении, пускай сегодня у нас вырастет дерево доброты, а плоды его – это ваши добрые пожелания всем нам, нашим гостям. 
– Давайте пожелаем друг другу добра. (Ребята по очереди прикалывают на дерево плоды и произносят добрые пожелания.)

Воспитатель:  Вот таким у нас получилось дерево доброты. Я надеюсь, что все ваши пожелания от чистого сердца.

В заключение хочется 
Всем пожелать здоровья, 
Надежды, веры, доброты.
Пусть будет дом согрет любовью
И все исполнятся мечты!

В заключении давайте исполним песню “Дорогою добра”, сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

Литература:

1. Дик Н. Ф. Обучаем и воспитываем по-новому. Инновационные формы внеучебной деятельности; Феникс - Москва, 2009. - 288 c.

 2. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании; Центр педагогического образования - Москва, 2007. - 112 c.

3. Ромашкова Е.И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Доброта и милосердие спасут мир"

Беседа с учащимися 8 класса о доброте и милосердии...

Эссе Слово как источник счастья

Эссе Слово как источник счастья...

Интегрированный урок английский язык и литература 9класс "И для меня любовь -источник счастья..."

На данном уроке прослеживалась взаимосвязь учителя русского и английского языков, которая целиком была направлена на изучение творчества поэтов. Также на уроке прослеживался высокий уровень групповой,...

БЕСЕДА «ДОБРОТА В НАШЕ ВРЕМЯ»

МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа –интернат психолого –педагогической поддержки»Воспитание общечеловеческих ценностей: доброты, отзывчивости, понимания и уважения к окр...

Семь источников счастья

Источники счастья, которые затронуты в этой статье, являются общими и подходят для каждого из нас. Если вы не так счастливы, как хотелось бы, это те области, которые вам нужно рассмотреть в первую оче...

Беседа: «Доброта. Твори добро и будь добрее».

Цель: дать детям понятие, что доброта - одно из лучших качеств человека.Задачи:- продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие;- способствовать развитию сочувствия, ...

Беседа "Доброта- это солнце, согревающее сердце человека".

Расширить представления учащихся о понятии "доброта", акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни....