Рабочая программа по ДКП 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Инна Козичева

Рабочая программа по ДКП 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_dkp_8_klass.doc501.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»

Городского округа Рошаль Московской области

                                                                                                           

Рабочая программа

основного общего образования

Духовное краеведение Подмосковья

7 класс

2019-2020 учебный год

1 час в неделю (всего 35 часов)

                                                                            Составил

                                                                            учитель Духовного краеведения Подмосковья

                     Козичева И.А.

г.о. Рошаль

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» составлена на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», рассчитанной на 90 часов в год.

По учебному плану выделено 35 часов.

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно - историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).

В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи:

- дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

- дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Основные понятия предмета. «Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этическис нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.

Тематические образовательные блоки содержании. Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/.              

С учетом специфики регионального компонента были определены семь образовательных линий содержания:

1.Религиозное мировоззрение.

(Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли.)

2. Нравственно-этическая культура христианства.

3. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).

4. Письменные источники христианской православной культуры.

5. Религиозное искусство.

6. Традиционные религии мира.

7. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).

Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.

Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.

Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Предмет «Духовное краеведение» дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.

Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих• выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и А.М. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы для учебных тем, впервые введенных в программу:

Духовное краеведение Подмосковья, Л. Л. Шевченко, Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области, М., 2010;

Духовное краеведение Подмосковья, Л. Л. Шевченко, Методическое пособие для учителя, М., 2010;

Азбука православного воспитания. — М., 2011;

Бородина АВ. Основы православной культуры. — М. 2011;

Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000;

Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003;

Монастыри в окрестностях Москвы. М., 2004;

Новомученики и Исповедники земли Всероссийской. М., 2001.

Календарное планирование курса «Духовное краеведение Подмосковья»

№ урока

Названия темы

Часы

Дата

Христианская культура на землях Подмосковья

1

Образы и духовный смысл

1

Северное Подмосковье. Сергий Радонежский

2

Святая Русь. Подвиг святых

1

3

Житие преподобного Сергия Радонежского

1

4

Благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским

1

5

История Троице-Сергиевой Лавры

1

Западное Подмосковье. Савва Сторожевский

6

Ученик Преподобного Сергия Радонежского

1

7

Саввино-Сторожевский монастырь

1

Южное Подмосковье. Серпуховский Высоцкий монастырь.

8

Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый

1

9

Архитектура и святыни Серпуховского Высоцкого монастыря

1

Восточное Подмосковье.Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.

10

Святая Угреша и великий Дмитрий Донской

1

11

Николо-Угрещский монастырь

1

Северное Подмосковье. Борисо-Глебовский монастырь

12

Святыни Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб

1

13

Борисо-Глебовский монастырь

1

Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли

14

Святыни Коломенской земли

1

15

Архитектура Бобренева монастыря

1

Западное Подмосковье. Иосифо-Волоцкий монастырь

16

Цель христианской жизни. Христианские добродетели

1

17

Два подхода в понимании монашеского подвига

1

18

Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края

1

19

Современная духовная поэзия.

1

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона

20

Христианская православная культура в17 веке

1

21

Два направления в русской христианской культуре

1

22

Церковные преобразования Патриарха Никона

1

23

Новоиерусалимский монастырь

1

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай.

24

Великомученица Екатерина. Притча о жемчужине

1

25

Монастыри на Синае и в Подмосковье в честь св. Екатерины

1

Западное Подмосковье. Бородинский Спас.

26

Русские монастыри и русские воины. Воинский подвиг

1

27

Икона Смоленской Божией Матери на Бородинском поле

1

28

История Спасо-Бородинского монастыря

1

Новомученики и Исповедники земли Российской

29

Разрушение духовной культуры в России в 20 веке

1

30

Убийство царской семьи. Гонения на церковь

1

31

Новые святые России. Историческая память

1

Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья

32

Чудотворные иконы. Иконы Пресвятой Богородицы

1

33

Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы

1

34

Духовные плоды христианской жизни. Культурный человек

1

Маршрут духовного краеведения по родным местам

35

Христианская культура на землях Подмосковья

1

№ урока

Тема урока

Решаемые проблемы

Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата по факту

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

Образы и духовный смысл

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Духовная культура России

- выстраивать последовательность необходимых операций; -

формировать целевые установки учебной деятельности;

-идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

2

Святая Русь. Подвиг святых

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Христианские святые.

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры,

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,

3

Житие преподобного Сергия Радонежского

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Житие – литературный жанр. Сергий Радонежский

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

4

Благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах нравственного поведения;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

5

История Троице-Сергиевой Лавры

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Лавра. Монастырь. Росписи храмов Лавры.

- искать и выделять необходимую информацию;

- формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения;

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к Отечеству и его культуре

6

Ученик Преподобного Сергия Радонежского

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Апостолы. Последователи прпд. Сергия Радонежского

определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности;

 - восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

7

Саввино-Сторожевский монастырь

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Савва Сторожевский – ученик Сергия Радонежского

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки

- раскрытие духовной основы русской истории;

принимать активное и созидательное участие в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины

8

Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Князь Андрей Храбрый. Его подвиг на куликовом поле.

- знакомство с выдающимися лицами православной культуры.

- осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти;

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на семейных традициях.

9

Архитектура и святыни Серпуховского Высоцкого монастыря

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Росписи храмов монастыря

- выстраивать последовательность необходимых операций; -

формировать целевые установки учебной деятельности;

принимать активное и созидательное участие в благополучии и процветании своей Родины

10

Святая Угреша и великий Дмитрий Донской

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Дмитрий Донской основатель монастыря

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры,

-идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

11

Николо-Угрещский монастырь

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Росписи храмов монастыря

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве;

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,

12

Святыни Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Святые князья Борис и Глеб

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах нравственного поведения;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

13

Борисо-Глебовский монастырь

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Архитектурный ансамбль монастыря

- искать и выделять необходимую информацию;

- формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

14

Святыни Коломенской земли

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Святыни

определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности;

 - восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости;

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к Отечеству и его культуре

15

Архитектура Бобренева монастыря

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Архитектура монастыря

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки

- раскрытие духовной основы русской истории;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

16

Цель христианской жизни. Христианские добродетели

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Христианские добродетели

- знакомство с выдающимися лицами православной культуры.

- осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти;

принимать активное и созидательное участие в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины

17

Два подхода в понимании монашеского подвига

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Два вида уставов монастырей (общежительный и скитский)

- выстраивать последовательность необходимых операций; -

формировать целевые установки учебной деятельности;

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на семейных традициях.

18

Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Архитектура монастыря

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры,

принимать активное и созидательное участие в благополучии и процветании своей Родины

19

Современная духовная поэзия.

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Духовная поэзия.

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве;

-идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

20

Христианская православная культура в17 веке

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Патриарх Никон. Царь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах нравственного поведения;

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,

21

Два направления в русской христианской культуре

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

- искать и выделять необходимую информацию;

- формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

22

Церковные преобразования Патриарха Никона

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Патриарх Никон. Реформа Патриарха Никона.

определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности;

 - восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

23

Новоиерусалимский монастырь

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Архитектура монастыря. История создания.

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки

- раскрытие духовной основы русской истории;

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к Отечеству и его культуре

24

Великомученица Екатерина. Притча о жемчужине

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Притча. Какую красоту, рукотворную или нерукотворную искала святая Екатерина?

- знакомство с выдающимися лицами православной культуры.

- осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

25

Монастыри на Синае и в Подмосковье в честь св. Екатерины

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Два монастыря вчесть великомученицы Екатерины - на Синайском полуострове и в Подмосковье.

- выстраивать последовательность необходимых операций; -

формировать целевые установки учебной деятельности;

принимать активное и созидательное участие в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины

26

Русские монастыри и русские воины. Воинский подвиг

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Русские монастыри и русские воины.

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры,

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на семейных традициях.

27

Икона Смоленской Божией Матери на Бородинском поле

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Русские писатели о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве;

принимать активное и созидательное участие в благополучии и процветании своей Родины

28

История Спасо-Бородинского монастыря

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Как понимали на Святой Руси цель христианской жизни? Семья Тучковых.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах нравственного поведения;

-идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

29

Разрушение духовной культуры в России в 20 веке

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в XX веке

- искать и выделять необходимую информацию;

- формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения;

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,

30

Убийство царской семьи. Гонения на церковь

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Убийство Царской семьи. Святые страстотерпцы.

определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности;

 - восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

31

Новые святые России. Историческая память

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Что связывает события Священной истории и события русской истории XX века?

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки

- раскрытие духовной основы русской истории;

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

32

Чудотворные иконы. Иконы Пресвятой Богородицы

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Что такое чудотворная икона?

- знакомство с выдающимися лицами православной культуры.

- осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти;

формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к Отечеству и его культуре

33

Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы?

восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости;

- получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости

принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни,

34

Духовные плоды христианской жизни. Культурный человек

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

Какого человека можно назвать культурным?

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- получение знаний о деятелях русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве;

принимать активное и созидательное участие в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины

35

Проекты

уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее.

преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти;

принимать активное и созидательное участие в благополучии и процветании своей Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...