Рабочая программа по ДКП 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по ДКП 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_dkp_7_klass.doc | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»
Городского округа Рошаль Московской области
Рабочая программа
основного общего образования
Духовное краеведение Подмосковья
7 класс
2019-2020 учебный год
1 час в неделю (всего 35 часов)
Составил
учитель Духовного краеведения Подмосковья
Козичева И.А.
г.о. Рошаль
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» составлена на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», рассчитанной на 90 часов в год.
По учебному плану выделено 35 часов.
Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно - историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.
В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).
В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи:
- дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
- дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
Основные понятия предмета. «Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этическис нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.
Тематические образовательные блоки содержании. Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/.
С учетом специфики регионального компонента были определены семь образовательных линий содержания:
1.Религиозное мировоззрение.
(Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли.)
2. Нравственно-этическая культура христианства.
3. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).
4. Письменные источники христианской православной культуры.
5. Религиозное искусство.
6. Традиционные религии мира.
7. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).
Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.
Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.
Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Предмет «Духовное краеведение» дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.
Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих• выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и А.М. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы для учебных тем, впервые введенных в программу:
Духовное краеведение Подмосковья, Л. Л. Шевченко, Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области, М., 2015;
Духовное краеведение Подмосковья, Л. Л. Шевченко, Методическое пособие для учителя, М., 2015;
Азбука православного воспитания. — М., 2011;
Бородина АВ. Основы православной культуры. — М. 2011;
Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000;
Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003;
Монастыри в окрестностях Москвы. М., 2004;
Новомученики и Исповедники земли Всероссийской. М., 2001.
№ урока | Тема | Решаемые проблемы | Элементы содержания | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту | ||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||
1 | Духовная культура, ее характеристики | Название учебного предмета | краеведение, духовное краеведение, культура, культурный человек | - выстраивать последовательность необходимых операций; | формировать целевые установки учебной деятельности; -Знать основные понятия темы, уметь высказывать своё мнение | -идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | ||
2 | Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный. | Религиозная культура. | Понятие религиозной культуры. историческая память, атеизм | - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; | - получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, | ||
3 | Как возникла христианская религия? | Знать о христианстве как о мировой религии, познакомиться с источниками . | «Наша эра» | - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
4 | Основные понятия православного христианства | Основные понятия православного христианства. С | Основные положения христианства: догмат о Троице, | - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); | формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах нравственного поведения; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
5 | Содержание православной религии | Старый и Новый Завет, заповеди, скрижали | Библия как источник религиозного знания и культуры Ветхий Завет. Новый Завет. | - искать и выделять необходимую информацию; | - формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения; | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к Отечеству и его культуре | ||
6 | Основные положения православного христианства | догмат о Троице, о Боговоплощении | Святая Земля, Святыня, мощи | определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности; | - восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
7 | Источники христианской духовной культуры | Библия как источник религиозного знания и культуры | Корни православной культуры | - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки | - раскрытие духовной основы русской истории; | принимать активное и созидательное участие в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины | ||
8 | Отражение христианского учения в духовной поэзии | О спасении души в русской духовной поэзии разных веков. | Духовная поэзия поэтов 18-19 веков | - знакомство с выдающимися лицами православной культуры. | - осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти; | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на семейных традициях. | ||
9 | Христианские святые. Христианский подвиг святых | Христианские святые. Что означает почитание святых? | Святость, святой. | - выстраивать последовательность необходимых операций; - | формировать целевые установки учебной деятельности; | принимать активное и созидательное участие в благополучии и процветании своей Родины | ||
10 | Изображение святых в иконописи | Иконопись | Образ, фреска, мозаика | - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; | - получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края. | -идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | ||
11 | Князь Владимир и крещение Руси | Распространение христианства в Подмосковье | Апостол, икона, именины, житие, идолы. | - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве; | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, | ||
12 | Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие» | Какие святые почитались на землях Московского края. | дать знания о понимании христианами этических категорий добра и зла, | - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); | формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах нравственного поведения; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
13 | Связь православной культуры с искусством | Образы христианства | Знать основные понятия темы, уметь высказывать своё мнение | - искать и выделять необходимую информацию; | - формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
14 | Два корня христианской православной культуры | Корни православной культуры, деятели | Знать основные положения урока, отвечать на вопросы, работать со словарём Святая Земля, Святыня, мощи | определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности; | - восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости; | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к Отечеству и его культуре | ||
15 | Христианство в жизни русских людей | Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. | Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, умеренность, целомудрие | - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки | - раскрытие духовной основы русской истории; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
16 | Монашеский путь. Смысл монашеской жизни | История русского монашества. | Святые Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, | - знакомство с выдающимися лицами православной культуры. | - осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти; | принимать активное и созидательное участие в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины | ||
17 | Монашеский путь. Смысл монашеской жизни | История русского монашества. | Святой воин - богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец | - выстраивать последовательность необходимых операций; - | формировать целевые установки учебной деятельности; | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на семейных традициях. | ||
18 | Монастыри Подмосковья и их связь с именами святых | Как возводились русские монастыри? | Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. | - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; | - получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, | принимать активное и созидательное участие в благополучии и процветании своей Родины | ||
19 | Монастыри Подмосковья и их связь с именами святых | Как возводились русские монастыри? | Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. | - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве; | -идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | ||
20 | Книги, входящие в состав Библии | Как создавалась Библия? | Библия. | - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); | формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах нравственного поведения; | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, | ||
21 | Священное Писание как основная богослужебная книга | Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем. | Сотворение мира - Боговоплощение (Рождество Христово) - Распятие (Крестная Жертва) - Воскресение Христово - создание Церкви | - искать и выделять необходимую информацию; | - формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
22 | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры | хоровая музыка, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе. | определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности; | - восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
23 | Язык древнерусского искусства. | о смысле почитания креста. | крест, голубь, рыба, нимб и др. | - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки | - раскрытие духовной основы русской истории; | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к Отечеству и его культуре | ||
24 | Язык древнерусского искусства. | Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры | Воздвижение Креста Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста | - знакомство с выдающимися лицами православной культуры. | - осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
25 | Символы православной культуры в русской поэзии. | Как христиане понимали почитание святыни? | Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? | - выстраивать последовательность необходимых операций; - | формировать целевые установки учебной деятельности; | принимать активное и созидательное участие в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины | ||
26 | Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл право славного храма. | Внешняя красота храм; и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. | Зодчество. Первые храмы после Крещения Руси. | - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; | - получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на семейных традициях. | ||
27 | Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл право славного храма. | Внешняя красота храм; и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. | Царские врата, клирос, причастие | - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве; | принимать активное и созидательное участие в благополучии и процветании своей Родины | ||
28 | Символический смысл храма. | Их архитектурны стили храмов. | Иконостас, четверик, алтарь, Престол Горнее место. | - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); | формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах нравственного поведения; | -идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | ||
29 | Религиозная живопись. | Красота окружающего мира рукотворная и нерукотворная | Духовная красота иконы. | - искать и выделять необходимую информацию; | - формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения; | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, | ||
30 | Религиозная живопись. | Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? | История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика | определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности; | - восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
31 | Иконография Христа и Богородицы. | Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии. Картина и икона. Их отличия. | Картина, икона, образ. | - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки | - раскрытие духовной основы русской истории; | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
32 | Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья. | Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. | «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», иконы Божией Матери. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». | - знакомство с выдающимися лицами православной культуры. | - осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти; | формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к Отечеству и его культуре | ||
33 | Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык | Церковнославянская азбука. Ее создатели - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. | Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосии Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, | восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости; | - получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости | принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, | ||
34 | Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык | Церковнославянская азбука. Ее создатели - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. | Подготовка к проекту. | составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); | - получение знаний о деятелях русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве; | принимать активное и созидательное участие в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины | ||
35 | Проект на тему: «Произведения древнерусской литературы» | уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее. | анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) | составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); | осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти; | принимать активное и созидательное участие в благополучии и процветании своей Родины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...