Методическая разработка «На что клад, когда в семье лад»
методическая разработка (5 класс)
Методическая разработка «На что клад, когда в семье лад» предусматривает помощь в проведении мероприятий по семейным ценностям, является хорошим подспорьем при работе классных руководителей с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 68.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Проект длительной досуговой программы
для детей среднего школьного возраста и родителей
«На что клад, когда в семье лад»
Санкт-Петербург
2019г.
Проект длительной досуговой программы для детей среднего школьного возраста и родителей «На что клад, когда в семье лад»
В современном обществе дополнительное образование становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
Цель проекта:
- создание условий для укрепления и развитие интереса к истории и традициям своей семьи, формирование опыта семейных отношений.
Задачи проекта:
- образовательные:
- расширить знания детей и родителей о родословной своей семьи, традициях своего рода;
- сформировать интерес к исследовательской деятельности по изучению своей родословной и составлению семейного древа;
- научить анализировать собранный материал;
- развивающие:
- развивать интерес к семейной преемственности и передаче традиций в творчестве посредством совместной деятельности педагога, родителя, ребенка;
- прививать навыки исследовательской деятельности;
- формировать умения оформления семейного архива;
- воспитательные:
- воспитывать уважение к родным и способствовать возникновению желания заботиться о близких людях;
- создавать благоприятные условия для общения родителей с детьми;
- совершенствовать семейное творчество и сотрудничество;
Участниками проекта являются родители и дети среднего школьного возраста.
Условия реализации проекта:
Данный проект реализуется в течение учебного года с сентября по май и включает в себя три игровые программы: «Семья вместе, душа на месте»», «Семейное древо», «Мал золотник, да дорог».
Механизм реализации проекта:
Проект предусматривает следующие этапы проведения:
- подготовительный этап
- этап реализации.
В ходе проведения подготовительного этапа дети вместе с родителями выполняют домашние задания:
- исследовательская деятельность по заданной теме (изучение семейных архивов, знакомство с семейными реликвиями, знакомство с историей знаменитых династий);
- подбор материала по теме: «Моя родословная»;
- беседы на тему: «Род, семья – источник нравственных отношений»;
- написание сочинений на тему: «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Вместе дружная семья»;
- рисуют на тему: «Семья вместе, душа на месте»;
- оформляют «Главный лист» для создания «Семейного архива».
Этап реализации:
В ходе этапа проводятся игровые программы для детей и родителей «Семья вместе, душа на месте», «Семейное древо», «Мал золотник, да дорог». Дети, родители применяют свои знания, полученные в результате выполнения домашнего задания по заданным темам; заполняют генеалогическое древо своей семьи, в соответствии с установленными правилами заполнения; рассказывают о своей исследовательской работе (представление листов из «Семейного архива»); представляют материалы на выставку семейных архивов; зачитывают сочинения на тему: «Мал золотник, да дорог».
Ожидаемые результаты:
- сформируется активная позиция родителей в педагогическом процессе;
- активизируется совместная деятельность детей и родителей по созданию «Семейного архива»;
- расширятся знания детей о семейных традициях;
- сформируется познавательный интерес к исследовательской деятельности по изучению своей родословной;
- появятся устойчивые навыки семейного общения и взаимодействия.
Сценарий проведения игровой программы «Семья вместе, душа на месте».
Педагогические задачи: создать условия для осознания непрерывной связи поколений; пробудить интерес к истокам, традициям семьи; укрепить желание заботиться о своих близких людях.
Условия реализации программы: программа может проводиться в школе, оздоровительном лагере, в семейном клубе. Дети рассаживаются на стульях полукругом (центральная площадка свободна). На сцене расставлены декорации деревенской избы: русская печь, лавки, утварь, кадка.
Реквизит: Сундук, в котором находятся элементы одежды: картузы, косынки, бантики, платки, кушаки; конструктор; тарелочки для оберегов; элементы оберега (фасоль, желуди, петушки, бессмертник, самовары, солнце, орехи); кубы; фотоальбом; карточки с пословицами; две ложки с лентами.
Действующие лица:
Баба-Яга
Домовой
Под музыку дети входят в зал, рассаживаются. Звучит мелодия, в зал на метле влетает Баба-Яга.
Баба-Яга (жалуясь): Вот дожила: пока летала в тридевятое царство, забыла, где моя избушка находится. Приходится по указателям дорогу искать. В гостях хорошо, а дома лучше, мой дом – моя крепость – это точно, иду на посадку. О! Опушка леса. (Удивленно). Народ. У него и спрошу. Здорово, касатики! Чай, узнали меня, Ягиничну? Беда у меня. Пока узнавала секрет, как в избу домового вернуть, дорогу домой позабыла. Голубы, подсобите Ягиничне, в какой стороне дом-то мой?
Ребята показывают.
Баба-Яга: Ну, спасибо, я хоть и Бабя-Яга, а добро помню, в гости приглашу, колдовать научу. (Поднимается на сцену). Я сейчас буду произносить заклинание, а вы дружно выполняйте за мной. Но, как только я остановлюсь – вы замираете. (Показывает движения, затем начинает колдовать).
Игра «Заклинание»
Дайте мне кусок щекотки (дети щекочут друг друга),
Дайте смеха три щепотки (смеются),
Две столовых ложки ветра (завывают: у-у-у),
И шагов три километра (топают),
Визгов, писков 200 граммов (визжат),
И, конечно, шумов-гамов (хлопают),
Появляется Домовой в овечьем тулупе. Видна одна голова.
Баба-Яга: Ой, уж больно ты маленький какой-то и с хозяйством моим не справишься. (Продолжает колдовать, домовой «растет»). Перестаралась. (Машет рукой, расстроенная, садится на лавку).
Домовой: Что, Бабуся-Ягуся, призадумалась-закручинилась?
Баба-Яга: Ягиха Тринадцатая, бабка моя, впервые меня одну на хозяйстве оставила, по своим делам улетела, а у меня все из рук валится, за что ни берусь, ничего не выходит. Давеча даже дорогу домой позабыла, на душе кошки скребут. Что делать?
Домовой: Бедная ты, Ягинична, не знаешь, что когда вся семья вместе, так и душа на месте. Когда ты своей кровной родне весточку посылала, с праздником поздравляла? В гости заходила?
Баба-Яга: Да, и правда, не помню, совсем склероз. Кто мне кровная родня, а кто просто друзья-знакомые?
Домовой: А тебе сейчас ребята помогут понять, что значит кровная родня и какими крепкими узами все родственники связаны между собой.
Баба-Яга: Посмотрим, какие они помощники. Пускай сюда ко мне выйдут ребята, у кого в семье имена папы или мамы начинаются с буквы А или Б. Встаньте справа от меня, у кого имена начинаются с буквы А, слева – у кого имена начинаются с буквы Б.
Домовой достает из сумки ложки с лентами, показывая детям.
Домовой: Есть у меня нить родства, да иголка непроста (показывает). Каждый из вас по очереди должен продевать острый конец иглы в один рукав, вынимать из другого рукава и передавать следующему игроку.
Проводится игра «Нить родства».
Баба-Яга: Интересно, они все теперь связаны?
Домовой: Нить родства связывает твоих предков даже через века. Ребята знают такие фамильные династии: Рюриковичей, Романовых, Ивановых и т.д.
Баба-Яга: Ну а если нить порвать?
Домовой: Коль родство не почитать – всю родню подрастерять. Смотри! (Достает из сумки ножницы и разрезает нить-ленту между последними игроками, отводит последнего игрока в сторону.)
Баба-Яга (ребенку): Ой, миленький!.. (Домовому). Так что же, он, как и я, сиротинушкой стал?
Домовой: Родство беречь надобно! (Связывает разрезанные части нити).
Баба-Яга (бубнит): Беречь, читать, почитать. (С печи достает альбом. В это время Домовой просит ребят бережно вынуть нить). Вспомнила, вспомнила вот, тысячу лет не доставала. Спасибо, соколики, что вразумили старую, про родню напомнили, обязательно весточку пошлю. (Кружится, прижимая альбом к себе, из него выпадают карточки). Ну и порядок у меня! Советы-то и те перепутались, ничего теперь не прочтешь. Я сейчас помощников наколдую. (Достает из кармана карточки с текстом пословицам и раздает детям).
Домовой: Ребята, найдите половинку вашей пословицы, а кто сложит пословицу целиком, подходите к Бабе-Яге и прочитайте ее.
Игра «Собери пословицу»
Дети собирают пословицы, подходят к Бабе-Яге, читают их:
«Семья – самые лучшие друзья»,
«Каково семя – таково и племя»,
«Малые детки спать не дают, большие детки – сам не уснешь»,
«Лучше матери друга не сыщешь».
Баба-Яга бережно складывает пословицы по порядку и уносит в избу.
Домовой: Вот, Ягинична, у тебя большая семья? Ведь в дружной семье любое дело спорится.
Баба-Яга: А что такое спорится?
Домовой: Это когда любое дело делается легко, и дружно.
Баба-Яга: И что любое дело им по плечу? А то изба-то моя совсем прохудилась? Может избу мою помогут поправить?
Домовой: Конечно, не только избу поправят, но и дом тебе любой построят!
Баба-Яга: А кто строить-то будет?
Домовой: Сейчас я из своего сундука достану …(Домовой подходит к сундуку, достает элементы одежды: картузы, косынки, бантики, платки, кушаки). Эти предметы раздам вам. Вы их передавайте под музыку из рук в руки. Когда музыка остановиться, у кого в руках останутся эти предметы, тот и выходит к нам для строительства дома.
Игра «Построй дом»
Участники в соответствии с атрибутами, разделяются на две команды – две «семьи» по пять человек. Их задача – построить дом из конструктора. Побеждает та «семья», у которой дом будет прочней и выше.
Баба-Яга: Ой, какие славные дома получились! Спасибо, соколики. В таком доме и плясать, и веселиться можно, и гостей принимать!
Домовой: На Руси всегда народ славился весельем и гостеприимством.
Звучит плясовая музыка. Домовой приплясывает на месте.
Баба-Яга: Ой, что это со мной?.. Ноги сами в пляс пустились…Выходите на середину – танцевать будем!
Игра «Перепляс»
Звучит веселая народная музыка. Домовой и Баба-Яга выводят детей на середину зала, показывают им движения, и дети повторяют движения.
Баба-Яга во время танца падает. Домовой помогает ей встать.
Баба-Яга (огорченно): Ну, вот хоть и ты, Домовой, рядом, а злой рок меня все равно преследует.
Домовой: А чтоб не преследовал тебя злой рок, хочу тебя и ребят научить делать оберег, который сбережет от бед.
Творческая мастерская «Оберег».
Домовой приглашает детей разместиться за кубами, где он вместе с участниками делает оберег. На кубах находятся элементы оберегов и их значение. Дети закрепляют обереги на тарелочках.
Домовой дарит оберег Бабе-Яге.
Домовой: Слово «оберег» произошло от слова «беречь, оберегать». Он оберегает своего хозяина от всяких бед и напастей, отвлекает злые силы на себя. (Показывая элементы оберега, рассказывает их значение). Желудь – долголетие; петушок – мир в семье; шиповник – любовь; фасоль – друзья; бессмертник – молодость; самовар – гостеприимство; солнце – свет, тепло, радость; орех – дружная семья.
Домовой: Возьмитесь за руки. Вот и получился у нас оберег нашей дружной классной семьи.
Баба-Яга: Проверим, касатики, ваш оберег.
Я начну свой сказ читать,
Вам же дружно повторять.
Домовой (показывает табличку в форме гармошки: «Дружная семья»):
Вот заветные два слова –
Хлопайте в ладоши снова.
Дети идут по кругу и вместе с Домовым и Бабой-Ягой, произносят слова, повторяют движения. Баба-Яга в кругу.
Баба-Яга: Папа, мама, вся родня –
Это …
Все: Дружная семья.
Баба-Яга: Почитают нить родства,
Когда …
Все: Дружная семья.
Баба-Яга: Все невзгоды – не беда,
Если …
Все: Дружная семья.
Баба-Яга: Надо жить, чтобы всегда
Была …
Все: Дружная семья.
Баба-Яга: Ну, все! Напеку пирогов, соберу всю свою семью. Тетку Кикимору позову, дядьку Лешего, брата своего ненаглядного Кощеюшку… К этому времени и моя Бабулечка-Ягулечка Тринадцатая домой вернется.
Домовой: Вот и хорошо, вразумили мы тебя с ребятами. А на память о нашей встрече я хочу подарить всем твоим гостям оберег семейный.
Домовой: А теперь запустим колесо родства, и я на прощанье произнесу напутственные слова.
Храни огонь родного очага!
Таким законом наши предки жили,
И нам с тобой они провозгласили
Хранить огонь родного очага!
Под музыку Домовой и Баба-Яга выводят детей из зала.
Сценарий проведения игровой программы «Семейное древо»
Педагогические задачи: формировать навыки исследовательской деятельности по изучению своей родословной и составлению семейного древа; нарабатывать умения оформления семейного архива.
Условия реализации программы: Для проведения программы требуется выполнение совместно с родителями домашнего задания. Задание заключается в следующем: необходимо изучить свою родословную и заполнить «Главный лист» в «Семейном архиве».
«Семейный архив» - это книга, которая заполняется участниками в ходе реализации проекта. Эта работа проводится совместно с родителями. «Семейный архив» состоит из различных разделов: «Главный лист», «Семейное древо», «Семейная реликвия». Также в разделах есть сочинения детей о своих семьях, их достижениях, традициях. Перед началом программы участникам выдаются эмблемы, на которых изображено генеалогическое древо.
Перед входом в зал организована выставка рисунков на тему «Моя родословная». Зал оформлен портретами знаменитых династий Санкт-Петербурга. В центре зала установлено дерево, которое символизирует «семейное древо». На дерево будут закреплены листочки с яблочками, на которых будут указаны термин родства и его значение.
С двух сторон от сцены установлены специальные стенды, на которых выставлены первые страницы семейного архива (домашнее задание). Участники рассаживаются на стулья. Перед началом программы звучит фонограмма «Родительский дом».
Реквизит: карточки (красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого цвета); папки «Семейный архив»; яблоки и листочки, на которых написаны термины родства и их значения; карточки с заданным действием «Накрывать на стол», «Семейный турпоход»; дерево; столы.
Техническое оснащение: мультимедийная установка (экран, компьютер, проектор), микрофоны 2 шт.
Действующие лица
Ведущий 1
Ведущий 2
Звучит фонограмма «Родительский дом». Дети при входе в зал размещают листки с домашним заданием (Главный лист), знакомятся с выставкой, им выдаются эмблемы с древом. Дети рассаживаются на свои места.
На экран проецируются кадры слайд-шоу «Счастливая семья».
Голос за кадром:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Выход ведущих.
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас на программе «Семейное древо».
Ведущий 2: Сегодня мы с вами познакомимся с таким разделом исторической науки, как генеалогия, изучающая происхождение и связи отдельных родов. Название генеалогия происходит от древнего слова, которое переводится как родословная. Во все времена людей интересовала история их семьи.
Ведущий 1: Вспомним стихотворение А.С.Пушкина « Моя родословная»
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.
Ведущий 2: С какой гордостью Пушкин говорит о своих предках, и я думаю, всем вам тоже захотелось узнать об истории своей семьи. По определению толкового словаря русского языка Кузнецова: «Родословная- это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства».
Ведущий 1: Существует ряд понятий, которые необходимы для изучения темы исследования «Семейное древо».
Род - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнская или отцовская) от общего предка, носящих общее родовое имя.
Предок - представитель предшествующего поколения родственников.
Поколения - родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.
Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.
Генеалогия – история рода.
Ведущий 1: Начало изучения родословных в России относится к ХV в., а в ХVI в. появляются первые частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или нескольких близких родов.
Ведущий 2: Изучением генеалогии своей семьи в прошлые века занимались только знатные люди, и не из праздного любопытства, а из жизненной необходимости: им нужны были доказательства своей принадлежности к знатному, благородному семейству.
Ведущий 1: Сегодня эта традиция возрождается. В наше время большинство людей начинает составлять свою родословную книгу, чтобы оставить для потомков сведения о себе и своих предках, ощутить себя посредником между прошлым и будущим.
Ведущий 2: На нашей программе мы создадим свой «Семейный архив», который будет состоять из многих разделов: ««Главный лист», «Семейное древо», «Семейная реликвия». Первые странички в семейный архив вы создадите сегодня своими руками. Для этого придется немало потрудиться, потому, что в семейном архиве будет находиться весь собранный материал об истории вашей семьи и родственниках по отцовской и материнской линии – ваша родословная.
Ведущий 1: Почему же сейчас люди все чаще обращаются к своим истокам, хотят знать свой род, свои корни? Попробуем вместе ответить на этот вопрос.
Участникам раздаются карточки пяти цветов.
Ведущий 2: У вас есть карточки разных цветов. На экране представлены варианты ответов на заданный вопрос. Каждый ответ окрашен в определенный цвет. В зависимости от ответа вы поднимаете карточку соответствующего цвета.
Люди изучают свою родословную, потому что…
1.Нужно уважать и хранить память о предках (красный цвет)
2. Можно познать себя, зная свои корни (синий цвет)
3. Это очень модная тенденция (зеленый цвет)
4. Осуществляется преемственность поколений (оранжевый цвет)
5. Свой вариант (желтый цвет)
Идет подсчет голосов.
Ведущий 1: Человек – лишь звено в цепочке поколений, а передать своим детям и внукам можно не только материальные ценности, но и бесценный опыт. Почитать и уважать предков, хранить память о них – раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Важно ощущать себя не отдельной личностью, чей век недолог, а частью целого рода, звеном в цепи поколений, частью истории.
Подведение итогов опроса.
Ведущий 2: В результате подсчета голосов оказалось, что изучение родословной - это важно и необходимо для каждого человека (ведущий рассказывает о результатах опроса).
Как бы ни менялся мир, а вечные ценности все равно остаются у человека в душе. Род, предки, потомки – это не пустые слова. Во все времена за этими словами чувствовалась сила. Человек, который не знал своего родства, считался ущербным. Многие гордились своими родами (пусть и не знаменитыми и аристократичными), и часто большого уважения заслуживал именно тот, кто знал свои корни наиболее хорошо.
Ведущий 1: Генеалогическое (родословное) древо - схематическое представление родственных связей. Мы хотим вас познакомить с генеалогическим древом рода Романовых.
На экран проецируются кадры «Древо Романовых». Краткая информация о генеалогическом древе Романовых.
Ведущий 2: Русский боярский род Романовых, носивший фамилию с конца XVI века, с 1613 года стал русской династией, а 1721 года – династией императоров.
Ведущий 1: Первым известным предком Романовых был Андрей Иванович Кобыла. До начала XVI века Романовы именовались Кошкиными, затем Захарьиными-Кошкиными и Захарьиными-Юрьевыми.
Ведущий 2: Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева была первой женой царя Ивана IV Грозного. Родоначальником рода является боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев. Из дома Романовых царствовали Алексей Михайлович, Федор Алексеевич; в годы малолетства царей Ивана V и Петра I правительницей была их сестра Софья Алексеевна. В 1721 году императором был провозглашен Петр I, а его супруга Екатерина I стала первой российской императрицей.
Ведущий 1: Со смертью Петра II династия Романовых пресеклась в прямом мужском поколении. Со смертью Елизаветы Петровны династия Романовых пресеклась в прямой женской линии. Однако фамилию Романов носили Петр III и его жена Екатерина II, их сын Павел I и его потомки.
Ведущий 2: В 1918 году Николай Александрович Романов и члены его семьи расстреляны в Екатеринбурге, другие Романовы убиты были в 1918 –1919 годах, некоторые эмигрировали.
Ведущий 1: Мы познакомились с древом Романовых, и предлагаем вам попробовать заполнить генеалогическое древо своей семьи, а потом поделиться впечатлениями о проделанной исследовательской работе. Для этого вы можете воспользоваться «Главными листами», которые вы подготовили дома.
Дети пересаживаются за столы, заполняют генеалогическое древо. Звучит фонограмма.
После выполнения задания, ребята рассаживаются на свои места,
желающие выходят и рассказывают о своем «Семейном древе».
Ребятам раздаются папки «Семейный архив».
Ведущий 2: Оформленные «Главный лист» и «Семейное древо» вы вложите в свой «Семейный архив». Именно он и является началом ведения родословной книги. Вы должны помнить, что оформление родословной книги ведется по определенным правилам.
На экране демонстрируются кадры оформления семейной летописи, родословной книги.
Ведущий 1: Посмотрите на экран. Здесь представлены правила и варианты оформления родословной книги. Родословная может быть оформлена в виде древа, где стволом обозначены тот, кто составляет родословную. Разветвлением ствола будут родители, более мелкими ветвями – дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим.
Ведущий 2: Нисходящее дерево внешне похоже, но в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.
Ведущий 1: Имя и фамилия при оформлении древа пишутся на кружках, и изображаются в виде листков и плодов, подвешенных к дереву.
Ведущий 2: Любая родословная состоит из множества семей.
Ведущий 1: И воспитанию семейных ценностей должно уделяться огромное значение: это и уважение, и любовь, и терпение, доброта, взаимопонимание. Сейчас мы на практике убедимся, насколько важно взаимопонимание в семье.
Ведущий 2: Ко мне подойдут участники, у которых на эмблеме изображены буквы красного цвета.
Ведущий 1: У кого изображены буквы синего цвета, подойдут ко мне.
Ведущий 2: Участникам с эмблемой «Дедушка» предлагается выполнить те действия, которые написаны на карточках. Команда наблюдает и пытается отгадать, что делает
«Дедушка». Потом «Дедушке» помогает «Бабушка», к ним подключаются все члены команды. В результате получается единое действие.
Ведущий 1: «Дедушки» подойдите и прочтите свое задание.
Игра «Делай вместе»
Для проведения игры выбираются две команды в соответствии с полученными эмблемами. На эмблемах указаны следующие буквы: Д – дедушка, Б - бабушка, П - папа, М – мама, Р – ребенок. Для одной команды буквы красного цвета, для другой – желтого цвета.
Участникам с эмблемой «Дедушка» показываются карточки с действиями: «Накрой на стол», «Сборы к семейному турпоходу». «Дедушки» выполняют заданное действие, члены команд отгадывают и продолжают совместно выполнять это действие.
Ведущий 2: Семья может быть как маленькой, так и очень большой, включая в себя многочисленные родственные связи. Термины родства в целом поражают разнообразием, большинство из них зародилось еще в Древней Руси. С давних времен известно три типа родства: кровное - по общему предку; свойство - по брачным союзам; духовное родство - кумовство, побратимство.
Ведущий 1: Мы попытаемся разобраться в родственных связях. Каждый из вас получает карточку, на которой написан термин родства, например, теща, или значение термина родства, соответственно, мать жены. Вам нужно найти свою пару.
Игра «Найди пару»
Участникам предоставляется возможность выбрать соответствующий атрибут: яблоки или листочки. На яблоках написаны термины родства, на листочках – значение термина родства. Необходимо соединить яблоко со своим листочком и закрепить на дереве.
Золовка – сестра мужа.
Шурин – родной брат жены.
Деверь – брат мужа.
Невестка – жена сына.
Брательник – двоюродный брат.
Пращур – родитель прапрадеда, прапрабабки.
Сноха – жена сына, невестка.
Тёща – мать жены.
Свекровь – мать мужа.
Супруг – муж.
Супруга – жена.
Тесть – отец жены.
Свекор – отец мужа.
Ведущий 1: Дорогие друзья, наша программа подошла к концу. Сегодня мы с вами не только узнали о такой науке, как генеалогия, познакомились с правилами заполнения родословной книги, но и заполнили первые страницы «Семейного архива».
Ведущий 2: Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Совсем немного дней пройдёт, и будут родовую книгу создавать, своей рукой писать, страницы заполняя, миллионы отцов и матерей. Их будет множество великое — книг родовых. И в каждой — истина, идущая от сердца для детей своих. Лукавства в книгах тех не будет. Пред ними историческая ложь падёт». Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена семьи в истории и вечности».
Сценарий проведения игровой программы «Мал золотник, да дорог»
Педагогические задачи: способствовать развитию интереса к семейным реликвиям посредством семейного творчества и сотрудничества.
Условия реализации программы: Перед началом программы в фойе организована фотовыставка, на которой представлены фотографии династий и их семейных реликвий.
Для проведения программы требуется выполнение совместно с родителями домашнего задания. Задание заключается в следующем: необходимо изучить свою родословную и заполнить лист семейного архива под названием «Семейная Реликвия».
С двух сторон от сцены установлены специальные стенды, на которых выставлены страницы семейного архива (домашнее задание). Участники рассаживаются на стулья.
Зал оформлен фотопортретами знаменитых династий Санкт-Петербурга.
Реквизит: Черный ящик, фляга, карточки с пословицами-перевертышами, заготовки из кожи для творческой мастерской.
Действующие лица:
Ведущий 1
Ведущий 2
Перед входом в зал организована фотовыставка, на которой представлены фотографии семейных реликвий петербургских династий.
В зале с двух сторон от сцены стоят стенды, на них размещены листы из семейного архива под названием «Семейная реликвия».
Зал оформлен фотопортретами знаменитых династий Санкт-Петербурга.
Звучит музыка о Санкт-Петербурге. Участники входят в зал, рассаживаются на свои места.
Голос за кадром: 2014 год объявлен в России Годом культуры. А Санкт-Петербург является культурной столицей России.
На экран под музыку проецируются слайды с видами города Санкт-Петербурга.
Выходят ведущие.
Ведущий 1: Санкт – Петербург часто называют "Северной Венецией", "Городом белых ночей", "Городом тайн".
Ведущий 2: Неудивительно, что у Санкт–Петербурга столько названий: за три столетия город стал крупным центром мировой и российской культуры.
Ведущий 1: Санкт Петербург — город с потрясающей атмосферой. Когда попадаешь сюда, невольно перестаешь верить, что уже XXI век, и видишь себя одним из выдающихся людей, ходишь и касаешься вещей, на которые смотрели: Пушкин, Достоевский, Ахматова … и медленно переносишься в ХVIII столетие …
Ведущий 2: В Санкт-Петербурге жила вся знать нашей истории, культуры и этот город увековечил то, что не смогли сохранить никакие летописи и истории книг — ауру этих выдающихся людей, и, конечно же, великих династий.
Ведущий 1: И каждая из этих династий, как и многие другие, имели свои семейные реликвии. Вы, наверное, уже познакомились с семейными реликвиями известных династий, которые представлены в холле на нашей фотовыставке.
Ведущий 2: Реликвия — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Ведущий 1: К семейным реликвиям относятся: документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.
Ведущий 2: Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.
Ведущий 1: И в наше время в Санкт-Петербурге много выдающихся династий, которые трепетно относятся к своим семейным реликвиям.
Ведущий 2: Это дневники, военные письма, иконы, старинные часы, семейные альбомы, документы.
На экран проецируются фотографии семей Боярских, Пьех, Ургантов, Фрейндлих. Ведущий рассказывает об их семейных реликвиях.
Ведущий выносит черный ящик, в котором лежит реликвия.
Ведущий 1 (обращаясь к ведущему 2): Что это?
Ведущий 2: В этом черном ящике находиться семейная реликвия, дошедшая до нас со времен Великой Отечественной войны. Этот предмет был очень необходим каждому солдату. Попробуйте отгадать, что там находиться, задавая вопросы.
Игра «История одной реликвии» (Черный ящик)
После того, как участники отгадали предмет, ведущий достает семейную реликвию, и рассказывает о ней.
Ведущий: У меня к этой семейной реликвии есть письмо, которое написал мальчик.
Ведущий разворачивает письмо и зачитывает его.
«Эта фляга принадлежала моему прадедушке Резнику Копелю Давыдовичу.
Сейчас она хранится у нас дома.
Фляга – это походная плоская бутыль для ношения на поясе.
Фляга «прошла» всю войну. Скорее всего, она была изготовлена в Германии перед войной. Досталась прадедушке как трофей после сложного боя. Она «воевала» вместе со своим хозяином на Белорусском фронте и всю войну с ним не расставалась. Закончила «боевой путь» в Восточной Пруссии.
О фляге мне рассказал папа.
Фляга похожа на термос, который я ношу с собой, когда жарко, он очень удобный и вода в нем в жару остается прохладной. Он выглядит как маленький цилиндр и занимает меньше места, хотя и военную флягу я носил бы с удовольствием».
Ведущий 1: Мы рассказали вам об одной семейной реликвии, но знаем, что вы (показывает на стенды, на которых выставлены семейного архива «Семейная реликвия») тоже хотите рассказать нам о своих семейных реликвиях.
Представление семейных реликвий.
Участники рассказывают о своих семейных реликвиях.
Ведущий 2: С интересом выслушав ваши рассказы, мы убедились в том, что семейная реликвия – это конкретный предмет, который обладает свойством воздействовать на обстоятельства его жизни личной, либо всей его семьи, рода.
Ведущий 1: И если это воздействие подтверждается на опыте, то сомнений не остается – этот предмет магический и может передаваться из поколения в поколение.
Ведущий 2: А предмет может быть любым: это может быть и монеты, и кухонная утварь, игрушки, одежда и так далее.
Ведущий 1: Вам предстоит разгадать следующие пословицы-перевертыши. Перевертыши – пословицы (поговорки), где все слова заменены антонимами, т.е. словами, противоположными по смыслу.
Игра «Мал золотник да дорог».
1.Рубль копейку транжирит. (Копейка рубль бережет).
2. Два стакана воды украшают каплю сахара. (Одна ложка дегтя портит бочку меда).
3. Большая кошечка – с рождения котенок. (Маленькая собачка до старости щенок).
4. Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)
5. На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит).
Ведущий 2: Сегодня мы с вами сделаем браслеты из кожи своими руками, и кто знает, может, и они тоже станут для других поколений семейными реликвиями.
Ведущий 2: И возможно он будет передаваться как семейная реликвия из поколения в поколение, много различных судеб переплетая между собой.
Творческая мастерская «Браслет».
Участникам предоставляется возможность выбрать полоски из кожи разного цвета, и сделать браслет.
Ведущий 1: Во все времена трогательно относились к семейным реликвиям.
Ведущий 2: О реликвиях говорилось и в летописях, и в книгах, в русских народных пословицах и поговорках, в песнях.
Ведущий 1: Мы для вас приготовили музыкальный подарок. Попросим вас помочь нам, в припеве петь следующие слова «Реликвия, реликвия, семейная реликвия».
Музыкальная игра «Реликвия».
Ведущие поют песню «Семейная реликвия». Участники поют вместе с ведущими припев.
- Скатерть белая расшита
Терпеливою рукой.
Крестик красный, крестик черный -
Вот орнамент завитой.
Мне, девчонке длинноногой,
Загорелой и худой
Мама вышила в подарок
Скатерть с дивною судьбой.
Припев: Реликвия, реликвия, семейная реликвия.
- Малой вещи откровенье
Бездну таинства хранит
Рук родных повествованье
Долгое, длинною в жизнь.
Черной магии издревле
Уготован грустный путь,
Черный крестик – осторожней
Ты по жизни этой будь.
Припев: Реликвия, реликвия, семейная реликвия.
- Ровно поровну в узоре
Красных крестиков наказ.
Это счастье, радость в доме,
И тепло любимых глаз.
Как реликвия хранится,
Как семейный талисман,
Будто бы очаг теплится.
Крепко в круг семью собрав.
Припев: Реликвия, реликвия, семейная реликвия.
Ведущий 1: Сегодня мы вас убедили, что семейная реликвия имеет важное значение для каждой семьи.
Ведущий 2:
Перелистывайте альбомы,
Пожелтевшие страницы.
Вам о близких они напомнят,
Чаше сердце станет биться:
Ведущий 1:
Ведь у каждой вещи, предмета
Человеческих судеб частица.
А порой ведь бывает такое -
Не придумать! Во сне не приснится!
Ведущий 2:
Сохраните всё то, что так свято,
Что порою бывает так лично.
Семейная реликвия -
Истории нашей частичка.
Ведущий 1: Мы рады, что ваш семейный архив пополняется, и уверены, что тот материал, который вы собрали в своем архиве, тоже будет передаваться по наследству.
Ведущий 2: До новых встреч!
Список литературы
1.Генеалогический словарь/http://www.genotree.ru/
2.Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.
3.Бурлак Г.Н. Моя родословная: Игра, посвященная истории семьи, родословной и генеалогическому древу // Читаем, учимся, играем.- 2010. - № 6.
4.Русская генеалогия. Под ред. Б.А. Николаева. – М.: Богородский печатник, 1999. – 232 с.
5. Родственные связи: кто есть кто? //Семейная Летопись/http://www.the-family-chronicle.com/information.html
6. Сауткина Е.В. Семья – моя надежда и опора: тематический вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 10.
7. Семейная реликвия//http://pobeda2.ru/
8. Семейные реликвии//http://www.nachalka.com/
9. Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. — Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.
10. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческое дело "Не нужен клад когда в семье лад"
Это совместное мероприятие для родителей и детей. Рекомендуется для учащихся 5-7 классов. Способствует сближению классного родительского коллектива, сближению детей и родителей, улучшению ...
Методическая разработка игры «Что? Где? Когда?» Тема мероприятия «60 лет со дня первого полета человека в космос»
Тип мероприятия: Внеклассное мероприятие. Игровое занятие. Разработано на основе технологии модерации и с применением АМО Цели мероприятия: знакомство с первооткрывателями косми...
Не нужен клад, когда в семье лад
Сценарий к празднику "День семьи"...
Проект по культурно-досуговой деятельности для детей среднего школьного возраста и родителей «На что клад, когда в семье лад»
Цель проекта - создание условий для укрепления и развития интереса к истории и традициям своей семьи, формирование опыта семейных отношений...
КВН "Не нужен и клад, когда в семье лад"
развитие ценностного отношения к семье; формирование представлений о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях, семейном наследии; воспитание чувства сопричастности и гордости за с...
План-конспект группового занятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: « Не нужен клад, когда в семье лад!» ( для детей 4-6 классов)
Данный материал можно использовать как материал классного часа или других мероприятий воспитательного характера. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Помогает закрепить основные понят...
"Не нужен клад, когда в семье лад"
Формировать предствление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, ознакомить с понятиями "семья", "дом"...